УДК 327 ББК 66.4 К 49
Клименко Илья Алексеевич, аспирант кафедры всеобщей истории Адыгейского государственного университета, т.:89615948607
УРЕГУЛИРОВАНИЕ АМЕРИКАНО-ЛИВИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ ДЖ. БУША - МЛАДШЕГО (2005-2009ГГ.)
(рецензирована)
В статье анализируется урегулирование американо-ливийских отношений во время второго президентского срока Дж. Буша-младшего(2005-2009гг.). Показывается механизм принятия решений в американском истеблишменте, раскрываются силы, заинтересованные в сближении Вашингтона и Триполи и мешающие ему.
Ключевые слова: Дж. Буш-младший, М. Каддафи, терроризм, компенсации пострадавшим, экономические санкции, урегулирование отношений, нефть.
Klimenko Ilia Alexeevich, post graduate of the Department of General History of the Adygh State University, tel.: 89615948607.
THE SETTLEMENT OF THE US AND LIBYAN RELATIONS WITH THE G. BUSH -JUNIOR
ADMINISTRATION (2005-2009)
(reviewed)
The article analyzes the settlement of the US - Libyan relations during the second term of office of the president G. Bush-junior (2005-2009). The mechanism of decision making process in the US establishment has been shown, authorities involved in the rapprochement between Washington and Tripoli and opposing it have been revealed.
Key words: G. Bush-junior, M. Kaddafi, terrorism, economic sanctions, settlement of the relations, oil.
Приход в Белый дом республиканцев во главе с Дж. Бушем-младшим в 2001 г. был отмечен усилением давления на страны третьего мира, которые были «не согласны» с политикой США. Политика Соединенных Штатов на Ближнем и Среднем Востоке во время второго президентского срока Дж. Буша-младшего (2005-2009 гг.) встречала все большую критику как внутри страны, так и за рубежом. Связано это было в основном с вторжением Вашингтона в Ирак и Афганистан.
Но Вашингтон учитывал свои реальные возможности в XXI в., кроме того, в Африке усиливалось влияние Китая. Пекин развернул экономическое проникновение на «черный» континент. Это импонировало африканским правительствам, ибо создавало иллюзию альтернативы в сравнении с усилением влияния на африканский континент Вашингтона. КНР не требовал соблюдения прав человека, не был озабочен рассмотрением легитимности правящего в той или иной стране режима. Экспансия Китая в Африку касалась чисто экономической сферы, что первоначально не настораживало Вашингтон.
Тем не менее, американские законодатели и администрация в начале нового тысячелетия начали отмечать опасность для интересов США усиления роли Китая в Африке. На слушаниях в американском конгрессе от экспертов по странам третьего мира прозвучало мнение, что «черный»
континент был оставлен на откуп европейским союзникам, которые не пользовались там большим авторитетом, учитывая их колониальное прошлое. Сам же Вашингтон как бы отстранился от Африки. Это, конечно, не совсем соответствовало действительности, но после холодной войны Соединенные Штаты действительно не пытались усилить свои позиции в Африке, сконцентрировав внимание на Ближнем Востоке. Теперь перед лицом нового глобального конкурента Вашингтон пытался наверстать упущенное. Это относилось и к таким странам как Чад, где была обнаружена нефть, и Судан, где ее начали добывать. Также это касалось и Ливии [1].
Вечером 15 мая 2006г. секретарь по вопросам информации Главыного народного комитета по внешним связям и международному сотрудничеству(ГНК ВСМС) объявил журналистам, что Ливийская Джамахирия и Соединенные Штаты Америки договорились об установлении дипломатических отношений и взаимном обмене дипломатическими представительствами на уровне посольств. В тот же день аналогичное заявление сделала госсекретарь США К. Райс, которая добавила, что госдепартамент Соединенных Штатов исключает Ливию из списка «государств -спонсоров терроризма» и ежегодного списка «государств, не сотрудничающих в борьбе с терроризмом». Первый из упомянутых списков, по заявлению К. Райс, был обновлен совсем недавно - в конце апреля 2006 года и включал 6 государств: Иран, КНДР, Кубу, Ливию, Сирию и Судан [2].
Тем не менее, 16 мая 2006 г. известная американская газета «Нью-Йорк таймс» сообщила, что США намерены восстановить дипломатические отношения с Ливией [3]. Это означало, что Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия (СНЛАД) должна быть исключена из списка стран, поддерживающих терроризм. Против удаления Ливии из этого списка выступала консервативная группа американских законодателей, глашатаем которых стал американский сенатор Френк Лотенберг, который по отзывам американский прессы, начал борьбу за права «простых американцев». Им была подготовлена резолюция сената США №504 согласно которой «президент на должен принимать верительные грамоты от любого представителя Ливии без точной уверенности, что Триполи решит проблемы пострадавших от терроризма, включая инциденты с самолетом «Пан Америкэн» и дискотекой «Ля Белле» [4]. Эта резолюция, принятая 7 июня 2006 г., по мнению американских сенаторов должна была ясно продемонстрировать решимость конгресса отстаивать права пострадавших сограждан.
Несмотря на противодействие американских законодателей, 13 июля 2006 г. в федеральном регистре США опубликовано решение госдепартамента от 30 июня, основанное на указе президента от 12 мая об аннулировании решения госдепартамента от 29 декабря 1979 года, которым Ливия была внесена в список «государств - спонсоров терроризма» [5].
Газета «Нью-Йорк таймс» писала летом 2006 г., что Ливия была удалена из списка госдепартамента стран, поддерживающих терроризм. «Джамахирия хочет построить нормальные отношения с Соединенными Штатами для привлечения американских инвестиций в свою экономику, и в первую очередь - в углеводородный сектор. Но юристы сотен американцев хотели бы напомнить Ливии ее прошлое» [6].
По сведениям этой газеты, согласно анонимному заявлению одного из американских чиновников, ливийцы добивались от Вашингтона приглашения М. Каддафи в Белый дом, или хотя бы визита в Ливию крупного официального американского представителя - президента США Дж. Буша-младшего или госсекретаря К. Райс. Это, по мнению Триполи, символизировало бы окончание сложных отношений и принесло бы Джамахирии политические дивиденды, улучшив восприятие ее имиджа на Западе и в зависимых от Вашингтона странах третьего мира. По заявлению представителей государственного департамента, госсекретарь К. Райс обсудила возможность своего официального визита в Ливию, но пришла к заключению, что пока он будет преждевременным [7]. США считали ливийский режим непредсказуемым, и не были уверены в следующих «позитивных» шагах полковника М. Каддафи. Не последнюю роль в этом сыграло и восприятие образа ливийского лидера на Западе, которое было карикатурным. М. Каддфи уже не являлся воплощением «террористического зла», «ближневосточным псом» или «бешенным муравьем», все равно преподносился как какой-то автор реп-текстов, и непредсказуемый странный человек.
Один из лидеров демократов в сенате США консерватор Ф. Лотенберг продолжал противодействовать американо-ливийскому сближению. В сентябре 2007 г. при рассмотрении программы действий госдепартамента по внешней политике на Ливию были наложены следующие ограничения. В частности, обучение ливийских гражданских лиц в Соединенных Штатах должно быть сертифицировано комитетами конгресса США. Комитеты американского конгресса должны получать отчеты обо всех импортно-экспортных программах взаимообмена, программах финансирования экспорта и международных операциях с Ливией, которые были отменены из-за действия акта о помощи от 1961 года. Теперь в сферу действия этого акта включалась и Ливия. Правда, с другой стороны материальная поддержка по этому же акту от 11 сентября 2007 г. не могла быть предоставлена для строительства нового посольства США в Ливии, всего, что связано с ливийской энергетикой, всему, что имеет отношение к инвестициям в углеводородный сектор экономики СНЛАД. Также предусматривалось, что эти ограничения будут сняты как только ливийцы предоставят последний платеж родственникам погибших при взрыве самолета авиакомпании «Пан америкэн», дискотеки «Ля Белле» и других случаев «ливийского терроризма». Конгресс Соединенных Штатов обязал государственного секретаря США в течении 90 дней после принятия этого акта отчитаться перед подкомитетом по международным отношениям относительно действий государственного департамента по «разрешению» случаев «ливийского терроризма», а также о деятельности американского капитала в энергетическом секторе ливийской экономики [8]. А в октябре 2007 г. сенатом конгресса Соединенных Штатов был принят очередной билль №1339, требовавший сообщать конгрессу обо всех террористических действиях против американских граждан, к которым причастно правительство Ливии. Согласно этому биллю государственный секретарь США должен дважды в год отчитываться перед проходящими сессиями конгресса Соединенных Штатов о неразрешенных претензиях американских граждан, пострадавших от «ливийского терроризма» [9].
Но наибольше значение имел новый американский закон, принятый против Ливии в январе 2008 г. Он позволял присваивать доходы, получаемые СНЛАД при торговле с Соединенными Штатами в качестве компенсаций родственникам погибших от ливийского терроризма [10, P.21.] .
Белый дом, по утверждениям газеты «Нью-Йорк таймс», противодействовал конгрессу в исполнении закона, принятого конгрессменами в 2008 г., который позволял в соответствии с решениями американских судов забирать деньги с иностранных валютных счетов в Соединенных Штатах или деньги тех правительств, которые поддерживали «государственный терроризм», а теперь занимаются бизнесом с американскими компаниями, и направлять эти деньги для компенсаций пострадавшим в соответствии с американскими судебными решениями. Ф. Лотенберг подчеркнул, что теперь американцы не останутся без компенсаций. Ирак был выведен из под действия этого закона с целью не помешать «реконструкции» страны, а в сферу его действия входили такие страны как Ливия, Иран, Сирия, Северная Корея, Куба и Судан [11].
Подобная позиция США вызывала крайнее недовольство ливийцев. М. Каддафи назвал эту политику опасной для самих Соединенных Штатов. Мировые инвестиции, равно как и поставки нефти находятся под угрозой. По мнению лидера ливийской революции «из-за арестов нефтяных счетов, производимых на основании постановлений упомянутых американских судов, возможны прекращения поставок нефти. Защищаясь от попыток Америки «наложить лапу» на их денежные средства, государства могут запретить их вывоз за рубеж, чтобы они не стали жертвой этих судебных постановлений». Кроме того, М. Каддафи заявил, что в случае исполнения подобных решений, у государств, к которым они будут применяться, не остается других возможностей, кроме как отказаться от доллара в своей внешней торговле и национализировать американские фирмы, которые находятся на их территории. «И в этом случае, в убытке окажется Америка. Особенно если она и впредь будет проводить такую же безрассудную политику, оправдывающую арест инвестиций за пределами ее территории. Это вынудит государства, имеющие инвестиции за рубежом, срочно отозвать их и разместить внутри страны, хотя бы только для того, чтобы сохранить их в качестве резервного фонда на тот случай, если Америка не пересмотрит своей деструктивной политики». Реальным примером подобной политики, по мнению М. Каддафи, были действия Ливии после революции 1969 г., когда страна боялась за сохранность своих капиталов за рубежом [12].
В июне 2008 г. была принята резолюция палаты сенаторов конгресса Соединенных Штатов №3370 о выплате Ливией компенсаций американским гражданам. Она носила уже более компромиссный характер, в ней были учтены требования американских деловых кругов к Триполи. Во втором пункте второго раздела говорилось об установлении сроков «урегулирования претензий». Урегулирование претензий, согласно этой резолюции классифицировалось как внешнеполитический акт между правительствами США и Ливии по международному праву. На государственного секретаря Соединенных Штатов была возложена задача определить конкретные сроки урегулирования с Джамахирией. Политические отношения Вашингтона с Триполи должны были
быть урегулированы вместе с окончательной выплатой ливийцами компенсаций американским гражданам [13].
Заключение соглашения с правительством Ливии должно было быть проведено Белым домом. Этот договор об урегулировании уже не давал возможности американским судам вторгаться в финансовые отношения США с Джамахирией. Такое положение был прописано в 5 разделе резолюции №3370 [14].
Смягчение позиции американского конгресса по отношению к Триполи, по сообщениям западной печати, произошло из-за непосредственного вмешательства в ливийско-американские отношения Дэвида Голдуина, главы нефтяной промышленной группы. Ливийское правительство также заявило, что оно обратилось в Белый дом, государственный департамент, министерство по энергетике и Пентагон с просьбой не нарушать взаимовыгодные коммерческие отношения США с СНЛАД. Многие руководители американских нефтяных фирм, включая «Коноко Филипс», «Хесс», «Оксидентал» и «Марафон» встречались на капитолийском холме с «техасскими лоббистами». Представители фирм «Эксон Мобил», «Шеврон» и «Доу Кемикл» заявили, что жертвы терроризма, конечно, имеют право присваивать компенсацию, но реализация закона о присвоении торговых капиталов угрожает нарушению торговли, которую Соединенные Штаты пытаются развивать. По словам представительницы «Шеврон» Маргарет Копер: «Прочные коммерческие взаимосвязи США с Ливией должны помочь Вашингтону достичь большей безопасности в энергетике» [15].
Осенью 2008 г. было выработано окончательное соглашение относительно выплаты компенсаций и урегулированию американо-ливийских отношений в дипломатической сфере. Точные условия этих договоренностей неизвестны. В конечном итоге в октябре 2008 г. Ливия перечислила
1,5 млрд. долл., чтобы решить все претензии, связанные с компенсациями за ливийский терроризм. По данным газеты «Нью-Йорк таймс» 1,5 млрд. долл. будут распределены на более чем 400 пострадавших, по большей части американцев, жертв более дюжины взрывов, захватов и других террористических атак с середины 80-х гг., в том числе родственников 270 человек, погибших над Локкерби в 1988 г., которые получат окончательные выплаты - по 2 млн. долл. за каждого убитого. Также компенсации должны были получить родственники погибших и пострадавшие в таких громких делах как взрыв на дискотеке «Ля Белле» в 1986 г.и захват в 1985 г. аэробуса египетских авиалиний [16].
Выплаты и переговоры между Вашингтоном и Триполи велись через «Фонд Каддафи», возглавляемый Сеиф ал-Исламом Каддафи - вторым сыном ливийского лидера, который не занимал никаких государственных постов в Ливии, но, по мнению аналитиков ЦРУ, входил в четверку важнейших ливийских политических деятелей и считался реформатором в политическом истеблишменте Джамахирии.
Наконец, после окончательного урегулирования претензий между Вашингтоном и Триполи осенью 2008 г. была возобновлена работа американского посольства в Ливии, и впервые после 1 973 г. назначен американский посол в эту страну.
Об окончательном урегулировании отношений между Вашингтоном и Триполи
свидетельствовал также визит в Ливию госсекретаря США К. Райс 5 сентября 2008 г., и проведение ею переговоров лично с М. Каддафи. Визит американского чиновника такого ранга, которого Триполи добивался с 2006 г., окончательно легитимизировал режим М. Каддафи на Западе и снял возможность возникновения судебных претензий к Ливии в будущем.
Таким образом, политику М. Каддафи в конце первого десятилетия XXI века характеризовало стремление добиться возможности проведения независимой внешней политики Джамахирией. Попытки противостоять зависимости от стран Запада.
С другой стороны, подобную же твердую политику Триполи проводит применительно к Вашингтону, разве что без использования радикальных методов, и ограничиваясь только риторикой. При этом ливийский лидер открыл нефтяной рынок своей страны для западных, в том числе и американских, фирм.
Литература:
1. Congressional Records: 2007. 29 October. - Режим доступа: http://www.gpoaccess.gov/crecord/index.html.
2. Ливийские новости 2006 г. - Режим доступа http://www.kadafi.ru/
3. Brinkley J. U.S. Will Restore Diplomatic Links With Libyans // The New York Times 2006. May
16,
4. Congressional Records: 2006. 28 June. - Режим доступа: http://www.gpoaccess.gov/crecord/index.html.
5. Wald M. Bloc Lockerbie Families Urges End to Libya Penalties // The New York Times 2006. June 16.
6. Wald M. Sanctions lifted. Libya withhold final Lockerbie payment // The New York Times 2006. July 21.
7. Wald M., Weiserman S. U.S. will restore diplomatic links with the Libyans // The New York Times 2006. July 8.
8. Congressional Records: 2007. 11 September. - Режим доступа: http://www.gpoaccess.gov/crecord/index.html.
9. Congressional Records: 2007. 18 October. - Режим доступа: http://www.gpoaccess.gov/crecord/index.html.
10. Ensuring legal redress for American victims of state-sponsored terrorism. Hearing before the Committee on the judiciary. U.S. House of Representatives. - Washington, D.C.: 2008.
11. Lipton E. Libya Seeks Exemptions to its debt to victims // The New York Times 2008. April 22.
12. Каддафи М. 15.03.2008 г. Мировые инвестиции, равно как и поставки нефти под угрозой. -Режим доступа http://www.algathafi.org/
13. Congressional Records: 2008. 31 July. - Режим доступа: http://www.gpoaccess.gov/crecord/index.html.
14. Congressional Records: 2008. 9 December. - Режим доступа: http://www.gpoaccess.gov/crecord/index.html.
15. Lipton E. Libya Seeks Exemptions to its debt to victims // The New York Times 2008. April 22.
16. Lipton E. U.S. restore diplomatic links with the Libya // The New York Times 2008. October 30.
References:
1. Congressional Records: 2007. 29 October. - Режим доступа: http://www.gpoaccess.gov/crecord/index.html.
2. Libyan news. 2006 . http://www.kadafi.ru/
3. Brinkley J. U.S. Will Restore Diplomatic Links With Libyans // The New York Times 2006. May
4. Congressional Records: 2006. 28 June. - Режим доступа: http://www.gpoaccess.gov/crecord/index.html.
5. Wald M. Bloc Lockerbie Families Urges End to Libya Penalties // The New York Times 2006. June 16.
6. Wald M. Sanctions lifted. Libya withhold final Lockerbie payment // The New York Times 2006. July 21.
7. Wald M., Weiserman S. U.S. will restore diplomatic links with the Libyans // The New York Times 2006. July 8.
8. Congressional Records: 2007. 11 September. - Режим доступа: http://www.gpoaccess.gov/crecord/index.html.
9. Congressional Records: 2007. 18 October. - Режим доступа: http://www.gpoaccess.gov/crecord/index.html.
10. Ensuring legal redress for American victims of state-sponsored terrorism. Hearing before the Committee on the judiciary. U.S. House of Representatives. - Washington, D.C.: 2008.
11. Lipton E. Libya Seeks Exemptions to its debt to victims // The New York Times 2008. April 22.
12. Kaddafi M. 15.03. 2008 . World investments as well as oil supplies at risk . http://www. algathafi. org/
13. Congressional Records: 2008. 31 July. - Режим доступа: http://www.gpoaccess.gov/crecord/index.html.
14. Congressional Records: 2008. 9 December. - Режим доступа: http://www.gpoaccess.gov/crecord/index.html.
15. Lipton E. Libya Seeks Exemptions to its debt to victims // The New York Times 2008. April 22.
16. Lipton E. U.S. restore diplomatic links with the Libya // The New York Times 2008. October 30.