Научная статья на тему 'История обнаружения парфянских ритонов'

История обнаружения парфянских ритонов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
555
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО / КУЛЬТУРА / РИТОН / ЮТАКЭ (ЮЖНО-ТУРКМЕНИСТАНСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ) / РЕСТАВРАЦИЯ / PARTHIA / CULTURE / BROTHEL / SOUTHERN TURKMENISTANSKAYA ARCHAEOLOGICAL COMPLEX EXPEDITION / RESTORATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ходжакулиева Бахар Атабаевна

В истории культуры древнего Парфянского царства (юг современного Туркменистана) особое место занимают ритоны из слоновой кости. Впервые ритоны были обнаружены 25 сентября 1948 г. во время раскопок Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции (ЮТАКЭ). Извлечение ритонов из земли производилось по методу «жёсткого гипсового блока», разработанного реставратором Московского института истории материальной культуры А.В. Кирьяновым. Данный метод позволил транспортировать, а впоследствии и реставрировать все обнаруженные объекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF DETECTION PARTHIAN RITONS

Ritons from an ivory occupy a special position in the history of culture of Parthia (the South of modern Turkmenistan). For the first time ritons have been found out on September, 25th, 1948 during excavation of South Turkmenish archaeological complex expedition (STACE). Extraction of ritons from the soil was made on a method of "the rigid plaster block», developed by the restorer of the Moscow institute of history of material culture by A.V Kirjanov. The given method has allowed to transport, and subsequently to restore all found out objects.

Текст научной работы на тему «История обнаружения парфянских ритонов»

ББК 94:001

YAK 37(575.4)(470)«XX-XXI»

Б.А. ХОДЖАКУДИЕВА

B.A. HODZHAKULIEVA

ИСТОРИЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ПАРФЯНСКИХ РИТОНОВ

THE HISTORY OF DETECTION PARTHIAN RITONS

В истории культуры древнего Парфянского царства (юг современного Туркменистана) особое место занимают ритоны из слоновой кости. Впервые ритоны были обнаружены 25 сентября 1948 г. во время раскопок Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции (ЮТАКЭ). Извлечение ритонов из земли производилось по методу «жёсткого гипсового блока», разработанного реставратором Московского института истории материальной культуры А.В. Кирьяновым. Данный метод позволил транспортировать, а впоследствии и реставрировать все обнаруженные объекты.

Ritons from an ivory occupy a special position in the history of culture of Parthia (the South of modern Turkmenistan). For the first time ritons have been found out on September, 25th, 1948 during excavation of South Turkmenish archaeological complex expedition (STACE). Extraction of ritons from the soil was made on a method of "the rigid plaster block», developed by the restorer of the Moscow institute of history of material culture by A.V Kirjanov. The given method has allowed to transport, and subsequently to restore all found out objects.

Ключевые слова: Парфянское царство, культура, ритон, ЮТАКЭ (Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция), реставрация.

Key words: Parthia, culture, brothel, Southern Turkmenistanskaya archaeological complex expedition, restoration.

Благоприятные климатические условия, а также выгодное географическое расположение способствовали возникновению на территории южного Туркменистана древних государств, одним из которых было Парфянское царство. С распадом в 323 г. до н.э. империи А. Македонского территория юга Туркменистана вошла в состав государства Селевкидов. В III в. до н.э. Селевкиды ослабели в результате внутри династической борьбы. Данная территория была завоёвана кочевыми племенами парнами, во главе которых стояли два брата Арсак (Аршак) и Тиридат [6, с. 75]. В 247 г. до н.э. Арсак был провозглашён царём нового государства. Парфянское государство начинает выпускать собственные монеты. На монетах Парфии было изображение сидящего лучника, что символизировало могущество кочевников [1, с. 237].

Парфянские цари вели активную внешнюю политику. Государство превратилось в империю. На западе владения Парфянской империи включали в себя и Месопотамию, в документах Вавилона парфянский царь Митридат I упоминается не просто как царь, а «царь царей» [2, с. 97]. Выдающиеся военные успехи во многом обеспечивались тем, что у парфянских царей был прочный тыл, в виде процветающей экономики. Экономика Парфии носила многоотраслевой характер, но основу его составляло земледелие. Наряду с зерновыми культурами было развито виноградарство, огородничество. Виноградарство занимало особое место. Парфяне изготавливали замечательное вино, которое хранили в больших кувшинах - хумах [3, с. 20]. В результате археологических раскопок на территории Нисы - одной из столиц древней Парфии (18 км от Ашхабада) - были найдены многочисленные хумы, где хранилось вино, зерно и т.д., ещё больше обнаружено осколков хумов с надписями - остраконов [1, с. 237].

В истории изучения Парфянского царства культура данного государства занимает особое место. Самая интересная часть наследия Парфии - произведения декоративно-прикладного искусства. Это и изящные изделия ювелирных и гончарных мастеров, величественные статуи богов, детали мебели, но, прежде всего - ритоны из слоновой кости. Они изготавливались, в основном, по заказу парфянских царей для царской семьи и приближенных царя, и использовались как пиршественные, ритуальные сосуды. Парфянские ри-тоны украшались фигурками различных фантастических существ, таких как человека-быка, кентавра и др.

Каждый ритон составлен из многочисленных, насаженных на каркас кусочков слоновой кости. Его горловину венчает карниз, под которым помещается широкая полоса фриза, украшенная барельефными композициями [4, с. 5]. На фризах нашли своё воплощение ритуальные обряды и жанровые сцены [7, с. 112]. Немаловажный интерес представляет история обнаружения и извлечения из земли этих уникальных произведений искусств.

Впервые ритоны были обнаружены в 1948 г. во время раскопок Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции (ЮТАКЭ) на Северном комплексе Старой Нисы. 25 сентября были найдены фрагмен-тированные части изделий из слоновой кости с изображениями [5, c. 28]. Попытка осуществить хотя бы поверхностную расчистку обнаруженных предметов с помощью ланцета и кисточки оказалась затруднительной. Фрагменты крошились, кость расслаивалась и в ряде случаев превращалась в пыль. Приостановив дальнейшие работы, был сделан запрос начальнику ЮТАКЭ М.Е. Массону о возможном закрепителе разрушенного костного археологического материала. Оценив значимость находки, профессор М. Массон обратился в Московский институт истории материальной культуры АН CCCP и Ленинградский Эрмитаж с просьбой прислать в Туркменистан опытных консерваторов-реставраторов [5, с. 30]. Первоначально в качестве закрепительного материала был использован раствор желатина (он оказался не эффективным), но впоследствии закрепление фрагментов производилось раствором целлулоида на ацетоне.

Археологические работы были прерваны землетрясением в ночь с 5 на 6 октября 1948 г., которое почти полностью разрушило Ашхабад и близлежащие районы. После того, как утихли подземные толчки, была сделана перекличка, которая установила, что все ютакинцы живы. В лагерном музее экспедиции была уничтожена большая часть добытых археологических экспонатов. Стихийное бедствие привело к тому, что предметы из слоновой кости лежали один на другом в потрескавшемся, расколотом и раздавленном состоянии с резкой деформацией [5, с. 31]. Несмотря на преждевременное наступление холодов, участники экспедиции приступили к работе по изъятию из земли ритонов. Бережная очистка самих предметов осуществлялась с помощью небольших кисточек и дикобразьих игл. Лица, страдавшие простудой, к очистке не допускались, так как невольные кашель и чихание создавали угрозу утраты полуразрушенных резных поверхностей объектов. После обнажения нескольких квадратных сантиметров каждого предмета сразу производилось закрепление. Немедленное закрепление было совершенно необходимым, так как извлечение предметов на воздух приводило к испарению из них влаги, и тогда их разрушенные поверхности не только не выдерживали прикосновения кисточки, но и превращались в пыль даже в результате лёгкого дуновения ветра.

Извлечение ритонов из земли производилось по методу «жёсткого гипсового блока», разработанного реставратором института истории материальной культуры А.В. Кирьяновым. Согласно этому методу, археологический объект (в данном случае ритон) изолировался от рядом и ниже лежащих, причём делалась попытка создать около него подобие «столика» в виде ровной площадки, над которой он возвышался на половину своего объёма, а по возможности и более. Затем с помощью кисточек и игл дикобраза производилась

очистка верхней части объекта от земли. В ряде случаев, когда покрытая резными и скульптурными изображениями поверхность ритонов была серьёзно повреждена, для закрепления на неё капали, не касаясь самого предмета, небольшое количество 20%-ого спиртового раствора клея БФ-4, который обладал способностью глубокой пропитки. После этого поверхность костяного предмета смазывалась данным раствором с помощью кисточки. Очищенная от земли и закреплённая таким образом поверхность обращённой вверх стороны ритона покрывалась слоем смоченной в воде мягкой обёрточной бумаги. Затем на неё наносился слой гипса толщиною в 1,5 см [5, с. 39]. Таким образом, получалась половинка гипсового блока, из-под которого, не задевая самого предмета, осторожно убиралась земля ( в качестве опоры оставлялись две-три перемычки). Затем, подводя обе кисти рук через подкопанные выемки под объект, его осторожно снимали с места, стараясь перевернуть на 180 градусов вместе с небольшим слоем прилежащей земли. В случае если незакреплённые части рельефной поверхности оставались лежать в земле лицом вниз, то каждый фрагмент, предварительно закреплённый раствором БФ-4, извлекался один за другим и укладывался в готовую половинку гипсового блока на своё место уже лицом вверх. С новой поверхностью предмета поступали также как и с его бывшей наружной стороной. Таким образом, получался своеобразный «гипсовый блок», приспособленный к транспортировке.

По окончании археологических работ оба реставратора (В.Н. Кононов и А.В. Кирьянов) вылетели в Москву и Ленинград, где продолжили работу с «гипсовыми блоками» по их реставрации. Все остальные находки и спасённый научный архив ЮТАКЭ был перевезён в Ташкент и поступил на временное хранение и обработку в археологический кабинет Среднеазиатского государственного университета имени В.И. Ленина.

В зачитанном на последнем полевом производственном совещании письменном заключении В.Н. Кононов и А.В. Кирьянов отметили: «Несмотря на поломку предметов древности из клада, с утратой даже отдельных частей, и превращение материала в некоторых случаях в труху, есть все основания полагать, что примерно половина объектов может быть реставрирована с восстановлением первоначальной формы и с добавлением недостающих частей» [5, с. 41].

Действительность превзошла все ожидания: были реставрированы все объекты, кроме одного ритона, специально оставленного в блоке в том виде, котором он был извлечён из земли.

Благодаря реставрационным работам, парфянские ритоны получили всемирную известность. Ритоны Нисы, выполненные с великолепной художественной отделкой, свидетельствуют о высоком развитии культуры и искусства Парфянского государства и являются одним из источников изучения истории данной эпохи.

Литература

1. Историко-культурное наследие Туркменистана [Текст]. - Стамбул : UNDP, 2000. - 381 с.

2. История Туркменской ССР [Текст]. - Ашхабад, 1959. - Т. 1. - 545 с.

3. Масон, В.М. Туркменистан в зеркале мировой истории [Текст] / В.М. Масон. - Ашхабад, 2001. - 31 с.

4. Масон, М.Е. Парфянские ритоны Нисы [Текст] / М.Е. Масон, Г.А. Пугачен-кова. - Ашхабад, 1956. - 328 с.

5. Труды Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции [Текст]. - Ашхабад, 1959. - Т. 4. - 270 с.

6. Гундогдыев, О. Прошлое туркмен [Текст] / О. Гундогдыев. - М. : Интерста-мо, 1998. - 625 с.

7. Юсупов, Х. Страницы истории Туркменистана [Текст] / Х. Юсупов. - М. : Ориент-пресс, 1997. - 182 с.

Рис. 3. Ритон в земле (фриз)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.