Анализ ФГОС ВПО, различных сайтов трудоустройств, беседы с работодателями и студентами, опыт работы позволили выявить три основных направления профессионального применения полученных во время обучения в вузе знаний и умений в процессе трудоустройства [3]:
М1 - проектирование и поддержка информационного обеспечения автоматизированных систем;
М2 - разработка и поддержка программного обеспечения;
М3 - администрирование сетевой инфраструктуры.
В таблице 2 представлен фрагмент рабочей программы изучения курса, где для каждого профессионального направления определены: тематика и содержание учебных заданий, формы занятий, виды контроля, компетенции, на развитие которых направлено задание.
Процесс формирования каждой компетенции предполагает выполнение хотя бы одного задания, а каждое задание направлено на формирование какой-либо компетенции. В рамках изучения одной дисциплины, студент выполняет задания и накапливает баллы. Необходимым условием завершения курса является формирование всех необходимых компетенций (или их частей, если компетенция формируется в нескольких курсах). Существует несколько уровней владения компетенцией, однако есть пороговый (минимальный) уровень, которым должен вла-
Библиографический список
деть каждый студент, закончивший изучаемый курс. Если уровень владения компетенциями ниже определенного порога, то студент не может продолжить обучение Результатом изучения дисциплины является освоение новых и развитие имеющихся общекультурных и профессиональных компетенций, которые детализированы для каждого маршрута. Итоговая оценка по дисциплине в конце семестра выставляется исходя из накопленных баллов.
Заключение
Отметим, что рассмотренные в работе средства информационных технологий позволяют организовать специальным образом сформированную базу данных профессионально ориентированных многоуровневых заданий, которая оказывает комплексное воздействие на студентов в процессе их обучения в вузе:
- студент имеет возможность получить необходимую информацию о будущей профессиональной деятельности, решаемых задачах в понятной для своего возраста и уровня профессионального и личностного развития форме;
- наличие междисциплинарных связей не только в когнитивном, но и операциональном компонентах, позволяет построить логические связи между полученными знаниями и их дальнейшим применением, определить уровень своей профессиональной компетентности.
1. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М., 2004.
2. Чучалин, А. Формирование компетенций выпускников основных образовательных программ // Высшее образование в России. - 2008. -№ 12.
3. Болучевская, В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: монография. - Волгоград, 2010.
4. Шалкина, Т.Н. Реализация компетентностного подхода при проектировании электронного учебного курса (на примере направления «Информатика и вычислительная техника») / Т.Н. Шалкина, Д.Р Николаева // Проблемы реализации компетентностного подхода в российском профессиональном образовании. - Тюмень, 2010.
Bibliography
1. Derkach, A.A. Akmeologicheskie osnovih razvitiya professionala. - M., 2004.
2. Chuchalin, A. Formirovanie kompetenciyj vihpusknikov osnovnihkh obrazovateljnihkh programm // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2008. -№ 12.
3. Boluchevskaya, V.V. Professionaljnoe samoopredelenie buduthikh specialistov pomogayuthikh professiyj: monografiya. - Volgograd, 2010.
4. Shalkina, T.N. Realizaciya kompetentnostnogo podkhoda pri proektirovanii ehlektronnogo uchebnogo kursa (na primere napravleniya «Informatika i vihchisliteljnaya tekhnika») / T.N. Shalkina, D.R. Nikolaeva // Problemih realizacii kompetentnostnogo podkhoda v rossiyjskom professionaljnom obrazovanii. - Tyumenj, 2010.
Статья поступила в редакцию 03.10.13
УДК 796.093 (571.513)
Shvalyova T.A. PEDAGOGICAL SIGNIFICANCE OF THE BORROWED GAMES IN THE PRESERVATION OF THE CULTURAL VALUES IN THE SIBERIAN REGION. Many research games & physical exercises of the nations of the South Siberia have general history & reach cultural heritage. The problem of cultural interactions of the nations of Siberia, Asia & East is investigated in various aspects: historical, cultural, philosophical & so on. These work & own investigations gave the author a foundation to come to the conclusion that these nations were developed on the common cultural foundation including physical culture. These facts proved interaction of these nations in the preservation of the cultural values that are not detailed investigated in scientific literature.
Key words: fight, national culture, single combat, bow shooting, horse racing, tug-of-war, speed & strength abilities, physical qualities.
Т.А. Швалева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. физической культуры и спорта Хакасского
гос. университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗАИМСТВОВАННЫХ ИГР В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СИБИРСКОМ РЕГИОНЕ
Многие исследуемые игры и физические упражнения народов Южной Сибири имеют общую древнюю историю и богатое культурное наследие. Вопрос о культурных взаимодействиях народов Сибири, Азии и Востока изучается в различных аспектах: историческом культурологическом, философском и др. Именно эти труды и собственные исследования дали автору основание прийти к выводу о том, что народы сформировались на единой культурной основе, в том числе и на физической. Эти факты подтверждают взаимосвязь этих народов сохранении культурных ценностей, которые в научной литературе еще мало изучены.
Ключевые слова: борьба, национальная культура, единоборства, рукоборье, стрельба из лука, игра, конные скачки, перетягивание, игровые корни, скоростно-силовые способности, физические качества.
Многовековая история хакасского народа свидетельствует о том, что контакты с сопредельными государствами и культурными регионами позволили ему впитывать другие формы культур и их разновидности, в том числе и игры с развлечениями. В процессе взаимообмена играми физическая культура хакасов развивалась и становилась богаче, так как она синтезировала лучшие достижения всех национальных культур народов, населяющих Южную Сибирь (тувинцев, алтайцев, монголов и др.). Проведенные исследовательские работы в смежных науках: познание определенных биологических, физиологических, психологических закономерностей в физическом воспитании дали огромный педагогический потенциал для использования игр в развитии. воспитании и образовании подрастающего поколения.
Целью нашей работы является выявить значение заимствованных игр в сохранении культурных ценностей в Сибирском регионе. Анализ литературных источников показывает, что наибольшую популярность у народов получают те виды классических упражнений, которые имеют общие корни с достаточно распространенными народными играми.
Кочевой и полукочевой образ жизни сибирских народов, ведение промыслов в экстремальных условиях, военные столкновения требовали от людей высокого уровня развития физических качеств. Прекрасным средством для их развития и совершенствования являлась национальная борьба. В научной литературе фактически нет работ, в которых бы подробно описывалось содержание этого древнего состязания, правила, по которым оно проводилось в далеком прошлом. В настоящее время в национальных видах борьбы имеются точно установленные правила ведения состязания, указываются весовые категории, использование технических приемов, порядок подсчета очков, определено время поединка и т.д. Все это отражено в работах М.К. Каланакова (1980) об алтайской борьбе «Куреш», у Л.Н. Сагалакова (1969) о хакасской борьбе «Курес», Д.Х. Оор-жак (1995 г.) о тувинской борьбе «Хуреш».
Считается, что различные варианты борьбы возникли в результате переноса правил с одного вида борьбы на другой, а также безболезненного переноса арсенала технических приемов на родственный вид спорта. В частности, технические приемы борьбы «Самбо» почти ничем не отличаются от приемов национальной борьбы «Хуреш» у тувинцев. Анализ современных видов борьбы (классическая, вольная, дзю-до, греко-римская и др.) дает основание считать, что многие технические приемы и тактические замыслы их хорошо переплетаются с элементами национальных видов борьбы, взятых из сибирского региона.
Например, в хакасской борьбе «Курес» используются технические приемы и тактические действия, равноценные тем, которые встречаются у многих сибирских народов, но со своими изменениями. Именно богатство и разнообразие хакасских технических приемов дает возможность овладеть множеством приемов борьбы у других народов. Хакасские борцы хорошо владели приемами из тувинской, алтайской, якутской, бурятской борьбы, так как они были не только почетными зрителями на их праздниках, но и участниками. Во время проведения борьбы «Ку-рес» старцы сидят на почетном месте, напротив - судьи и отдельно располагаются борцы. Раньше костюм состоял из шаровар, рубашки, хура и мягкой обуви. Схватка проходила на траве или на твердом грунте [1]. Костюм участников в настоящее время состоит из спортивных брюк и ботинок. Обязательны хуры -кушаки красного (желтого) и синего (зеленого) цветов. Арбитр должен быть в хакасской рубашке. Соперники берутся за хуры в обоюдный захват, причем правая рука проходит под левой рукой соперника. Арбитр проверяет, чтобы обе руки были на спине соперника. Продолжительность схватки для взрослых -5 минут, юношей - 4 минуты, для подростков - 3 минуты. Ковер для соревнований - круг диаметром 6 или 9 м. Хуры имеют длину 2,5-3 м, ширину 50 см [2].
Тувинская борьба «Хуреш» всегда занимала особое место на любом тувинском празднике. У современных тувинских борцов своеобразный спортивный костюм для борьбы - камзол с длинными рукавами, трусы, затягивающиеся ремнями. Особенностью тувинской борьбы является исполнение танца «орла» всеми участниками. Победитель схватки стряхивает с побежденного «пыль» и опять танцует. Судьи подносят ему посуду с пищей (быштак-сыр). Он берет посуду и во время исполнения танца разбрасывает пищу по сторонам. После первого тура остается половина всех борцов, которые продолжают схватки. Алтайский «Куреш» сохранил многовековые борцовские традиции. Началь-
ным этапом освоения спортивного единоборства можно считать хакасскую игру «Свали соперника». Ее основой является монгольская борьба «Барильда», что подтверждает давние связи, существовавшие между хакасами и монголами, которые заимствовали некоторые приемы борьбы друг у друга.
В научных исследованиях Л.В. Анжигановой (1995), В.Ф. Бурова (2006), В.П. Кривоногова (1997), В.П. Красильникова (2010), М.К. Каланакова (1980), В.Н. Тугужековой (1993), изучающих историю и культуру Сибири и Хакасии, доказано, что в старину народы мира общались между собой через торговлю, праздники, свадьбы и т.д. А это общение сопровождалось игрищами, состязаниями, на которых народ демонстрировал ловкость и силу. Особенно необходимо было показать свое преимущество перед иноземцами. Так возникло силовое состязание, как «рукоборье», которое являлось одним из зрелищных состязаний на праздниках. Именно здесь, в состязании по «рукоборью», складывались договорные правила для каждого последующего отдельного состязания. Позднее они записывались на бумаге и становились всеобщими. Такие соревнования носили чисто развлекательный характер и проводились обычно после торгового дня или устраивались в специально назначенные дни. В итоге проведения таких состязаний один народ перенимал правила, технику, тактику у другого народа и внедрял их в традиции своей культуры.
У разных народов существовали свои особенности при проведении состязаний по рукоборью. В данной игре, по преданиям, у хакасов использовался специальный низкий стол с сидениями и приспособлениями для держания рук, где играющие принимают исходное положение «сидя на пятках» [2]. В исторических источниках отмечается, что у русского народа играющие сидят на стульях, а руки ставят локтями на стол. У некоторых восточных народов, играющие сидят на чурках, в азиатских странах играющие принимают особое исходное положение «лежа на животе» или «стоя на одном колене».
Характеризуя этот вид борьбы с точки зрения физического воспитания, следует признать, что «рукоборье» развивает силовые способности человека, которые проявлялись не сами по себе, а через сопротивление партнера. Мы предполагаем, что при подготовке к таким соревнованиям каждый участник использовал не только упражнения в сопротивлении, но и упражнения с отягощениями. Как указывает Л.П. Матвеев, особенность этого вида борьбы состоит в том, что человек должен быть в «боевой готовности» [3]. Следовательно, боевое состояние - это совокупность физических качеств и соответствующих им ощущений в организме, таких как, например, сила, гибкость, легкость, подвижность, расслабленность, хорошая работа сердца.
Большой популярностью у народов Южной Сибири пользовалась стрельба из лука. Условия и правила состязаний, способы стрельбы у этих народов схожие. Об этом свидетельствуют памятники былинного эпоса и наскальные изображения, сохранившиеся до настоящего времени в республиках Хакасия, Тыва и Горный Алтай. Стрельба из лука имела два направления: первое - на дальность, второе - на точность в горизонтальную или вертикальную цель. Например, якутская стрельба из лука в цель с кружением, которая является сложным видом. Бурятская стрельба из лука наиболее развита у западных (иркутских) бурят называется «Сурхарбан», что означает «Стрельба по сурам» - кожаным подушечкам цилиндрической формы, напоминающим городок. Именно стрельба из лука дала название народному спортивному празднику «Сурхарбан». Тувинская стрельба из лука «Стрельба в мишень» похожа на хакасскую игру. Отличие ее в том, что в тувинской игре на пенек клали колобок, скатанный из козьего пуха или шерсти овцы так, чтобы при попадании в него стрелой он откатился, а в хакасской игре на пенек ставились бабки.
По преданиям, хакасы изготавливали мишень из бересты и делали в середине отверстие. Мишень устанавливали на расстоянии 50-60 шагов. Каждый участник имел 5 стрел, а побеждал тот, кто больше стрел пропустит в отверстие. Другие игры (Охчаадан атыс) и «Миргенге атыс» - более сложные, требующие проявления комплекса различных психофизических качеств человека: силы, ловкости, координации движений и волевых усилий. Игры со стрельбой на дальность (Ырахха атыс) проходили на открытой местности с коридором шириной 25 м. В них использовались самодельные луки, не требующие особых украшений и дополнительных деталей, и специально раскрашенные стрелы. Увлекательные игры у хакасов «Ноортпас» и «Ухчаа ойыны» (стрельба по бабкам) также имели свои осо-
бенности. Согласно правилам, каждый стрелок имел столько стрел, сколько поставлено в круг бабок. Кто промахнулся - ставил дополнительные кости. Выигрывает тот, кто больше всех выбьет из круга бабок.
При подготовке к охоте необходимо было развивать глазомер, точность, меткость попадания в цель. Для этого использовались такие игры, как: «Чертик» и «Охотники», которые развивали у охотников ловкость при передвижении с предметами.
Анализируя виды стрельбы из лука у разных народов, можно отметить большое их сходство. Во-первых, целью их проведения у всех народов была подготовка детей и подростков к будущим промыслам, к хозяйственной деятельности; во-вторых, они решали и педагогические задачи (развивали физические способности, такие, как: глазомер; меткость и точность движений; силу рук и плечевого пояса; координацию движений); в-третьих, все они формировали волевые качества участников. Отличались эти игры тем, что мишенью служили различные предметы: бабки, фигурки зверей, мешочки, наполненные опилками, тряпками, соломой, соломенные скатанные шары, суры, картонные диски, колобки; зимой это были снежки, шары из шерсти, куски глины разной формы, вырезанные из материи или картона большие круги для того, чтобы стрела пролетала через эту дыру с большого расстояния и др.
Повсеместное распространение у сибирских народов имела верховая езда. Все кочевые племена были блестящими наездниками. Это подтверждается петроглифами, найденными в различных местах Южной Сибири. Хакасы проводили в седле большую часть жизни. Боевой конь ценился выше любого золота. Хакасский фольклор отождествляет повадки лошадей с человеческими поступками. Например: «Хорошей лошади достаточно одной плети, плохой - тысяча, хорошему человеку достаточно одного слова, плохому - тысяча».
Почти каждый сельский житель прекрасно разбирался в лошадях и мог отобрать наиболее пригодных к скачкам коней. Эти конские ристалища имели древние, устоявшиеся традиции, разработанные до мельчайших подробностей правила. Почти у каждого бая были свои беговые лошади (тулбары). У хакасов ценились рослые кони, пробегающие длинные дистанции. Богатые люди делали большие ставки на своих скакунов, крупные заклады - до трехсот рублей деньгами, до ста голов крупного рогатого скота. На крупных состязаниях собиралось много зрителей, и результаты этих соревнований долго потом обсуждались. Там же проходила и торговля лошадьми, которая приносила большую прибыль торговцам.
В научных работах В.Я. Бутанаева есть описание конных скачек, где сказано, что в хакасских аалах при проведении конных состязаний хозяева скакунов бились об заклад и договаривались об условиях проведения соревнований. В заклад ставили скот или деньги. Выбирался судья (порака), которому накануне скачек сдавали половину закладных денег. От каждого хозяина выбирались свидетели по два человека. Если один из закладчиков в дальнейшем отказывался от скачек, то аванс шел в пользу второго. При подготовке скакуна к соревнованиям его сначала откармливают, чтобы тело стало сильным. После этого лошадь специально выдерживают на привязи [4].
Забеги проводились на расстояние от 5 до 25 верст (т.е. на одну кочевку). За один заезд могли пустить до 20 лошадей. Седоками на скакунах были мальчики-подростки от 8 до 13 лет, которые садились на коней без седел. Седоки надевали рубашки, а вместо обуви - вязаные носки. Головы повязывали платками разных цветов, чтобы зрители могли различать их. В руках седок держал нагайку. Иногда в состязаниях принимали участие и лихие наездницы - девочки. Если скакун приходил первым, то его хозяин получал выигрыш. Седок, чей конь пришел первым, получал от хозяина 10% заклада (10 руб. от 100 руб. или 10 овец от 100 овец). Такую же сумму получал яровщик. Победитель ставил угощение для судей и своих свидетелей [4].
В описаниях Е.К. Яковлева о скачках середины XVIII в. на Южном Енисее упоминается: «... Скачки и общественные игры сохранились у татар (хакасы) и до сих пор, хотя прежнее значение они понемногу теряют» [5]. Интересные архивные данные приводят А.А. Кузнецова и П.Е. Кулаков, которые содержатся в работе «Минусинские и ачинские инородцы»: «. Бега или скачки среди инородцев хотя и существуют, но они совсем противоположны видам, каковы есть в России.. В день скачек соучаствующих и побочных людей по крайней мере собиралось до 500 человек, из коих более половины на верховых лошадях, имея
каждый в руке плеть. За сим выводят скакунов, на коих вместо жокеев сидят 2 небольших мальчика от 8 до 12 лет, без седел. Надобно заметить, что бега иногда бывают верст на 30-40 и это пространство пробегают не более 1,5 или 2 часа» [6]. В отчете абаканской управы статкомитету Енисейской губернии: «Скачки и разные игры бывают у татар во время свадеб. Это совершается в степи, где собирается большое число татар. Девицы и молодые ребята при играх и скачках кричат песни, другие же из мужчин борются, иногда бьют по закладу на конях и .» [6].
На конных бегах и скачках обычно состязались в трех аллюрах: галопом, рысью, иноходью. Иноходцы назывались «чор-фа», рысаки - «чортчан», скачущие галопом - «тулбар». Соревнования проводились отдельно по каждому виду. Однако иногда проводились забеги на выносливость, дистанция достигала до 50 км, где иноходцы и рысаки обгоняли тулбаров. Конные состязания проводились и с участием женского населения. Многие женщины и молодые девушки хорошо владели навыками верховой езды и имели право выступать в конных состязаниях. У народов Сибири существовали специальные соревнования-игры - «Догони девушку» и «Доставание приза на скаку». Это было одно из увлекательных и зрелищных представлений. Правила проведения этих соревнований несколько разнятся, но суть этого вида, повергающего в глубокое изумление многочисленных иностранных гостей, одна: юноше необходимо на полном скаку поцеловать молодую всадницу, пытающуюся ускользнуть от джигита, или коснуться ее рукой, головного убора и др. части одежды.
Педагогическое значение конных скачек состоит в том, что они развивали физические качества: ловкость, силу, координацию движений, формировали нравственные качества: умение быть сдержанным и терпеливым, смелым и находчивым.
Силовые перетягивания. У хакасов, тувинцев, якутов, алтайцев популярны были перетягивание предметов. Состязания проводились парами, командами, группами. Как описывают историки у хакасского народа существовали состязания по перетягиванию предметов: это руками, ногами, палки, каната, ремня. Рассматривая эти игры с педагогической точки зрения, можно сказать, что они воспитывали не только силовую выносливость, но и умение преодолевать сопротивление партнера. В таких играх игроку необходимо было проявлять собственные силовые способности при мышечных напряжениях изометрического режима и волевые качества.
Большое значение в жизни хакасов имели игры, связанные с охотой на зверей. Анализируя такие игры, как бурятские игры «Волк и ягнята» и «Табун», монгольская игра «Охота на волка», тувинская - «Волк и табун», хакасские игры «Дикие козы и волк», «Заячья тропа», можно утверждать, что в основе этих игр лежит общее содержание, но детали игр имеют существенные различия. Возможно, эти игры были заимствованы друг у друга, а впоследствии были видоизменены применительно к условиям своей местности и традициям своего этноса. Так народ традиционно передавал будущему поколению элементы охотничьих приемов в игровой ситуации и осуществлял физическую подготовку молодого человека.
Подводя итог описанию данной классификации игр, можно констатировать, что многие их элементы заимствованы из игр разных этносов, имеют общие игровые корни и взаимосвязаны между собой. Невозможно описать все игры, имеющие общее содержание и двигательные действия, условия и правила, варианты и т.д. Игровой мир богат на фантазию и вымысел. Каждое последующее поколение вносило в игровой фольклор народа разнообразие новых игровых вариантов и их сочетаний.
Педагогическое значение заимствованных игр проявляется в их огромном влиянии на развитие, воспитание молодого поколения. Они способствуют сохранению культурных ценностей народов сибирского региона. Обмен опытом спортивных состязаний укрепляет культурное сотрудничество между народами. Каждый отдельный вид игр являлся важным элементом народной педагогики.
Народные виды борьбы развивают физические и волевые качества, воспитывают стремление у людей к преодолению трудностей. Конные скачки способствовали формированию навыков верховой езды, необходимых в скотоводческой и охотнической деятельности. Стрельба из лука развивала силу рук и плечевого пояса, глазомер, ловкость, хладнокровие и формировала необходимые двигательные навыки для добычи мелких животных,
охоты и рыболовства. Анализируя состязания с перетягивани- ний являлись не только средством физического воспитания и
ем, можно сделать заключение, что эти игровые упражнения формирования личности, но и способом приобретения необхо-
способствовали развитию скоростно-силовых качеств людей. димых двигательных умений и навыков в различных видах дея-
Таким образом, все вышеперечисленные виды игр и состяза- тельности, формой развлечения и отдыха.
Библиографический список
1. Сагалаков, Л.Н. Курес: учеб. пособ. - Абакан, 1969.
2. Челтыгмашев, А.И. Хакасские народные игры и состязания / А.И. Челтыгмашев [и др.]. - Абакан, 1996.
3. Матвеев, В.П. Теория и методика физического воспитания: в 2 т. / под общей ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - М., 1976. - Т. 1.
4. Бутанаев, В.Я. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии / В.Я. Бутанаев, А.А. Верник, А.А. Ултургашев. - Абакан, 1999.
5. Яковлев, Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и Объяснительный каталог Этнографического отдела музея. - Минусинск,1900.
6. Кузнецова, А.А. Минусинские и ачинские инородцы / А.А. Кузнецова, П.Е. Кулаков. - Красноярск, 1898.
Bibliography
1. Sagalakov, L.N. Kures: ucheb. posob. - Abakan, 1969.
2. Cheltihgmashev, A.I. Khakasskie narodnihe igrih i sostyazaniya / A.I. Cheltihgmashev [i dr.]. - Abakan, 1996.
3. Matveev, V.P. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya: v 2 t. / pod obtheyj red. L.P. Matveeva, A.D. Novikova. - M., 1976. - T. 1.
4. Butanaev, V.Ya. Detskie igrih i sportivnihe sostyazaniya narodov Khakasii / V.Ya. Butanaev, A.A. Vernik, A.A. Ulturgashev. - Abakan, 1999.
5. Yakovlev, E.K. Ehtnograficheskiyj obzor inorodcheskogo naseleniya dolinih Yuzhnogo Eniseya i Objhyasniteljnihyj katalog Ehtnograficheskogo otdela muzeya. - Minusinsk,1900.
6. Kuznecova, A.A. Minusinskie i achinskie inorodcih / A.A. Kuznecova, P.E. Kulakov. - Krasnoyarsk, 1898.
Статья поступила в редакцию 03.10.13
УДК 371: 075.32
Kourov A.V. INVESTIGATION HISTORY OF THE PROBLEM «SELF DEVELOPMENT». This article includes the scientific review of the problem “self-development” from the point of view of Philosophy, Psychology and Pedagogy, the conclusions about the main approaches to the term «self-development of a personality» and the investigation actuality of the problem “professional self-development of future specialists” indicated on the basis of new information technology.
Key words: approaches to the term «self-development of a personality», self-movement, development, selfconfirmation, moral development, creative activity, technology of self-development organization, new information technology.
А.В. Коуров, канд. пед. наук, доц., проректор по инновационной работе и информатизации Шадринского гос. педагогического института, зав. каф. программирования и сетевых технологий, г. Шадринск, E-mail: kvg@ shadrinsk.net
ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ «САМОРАЗВИТИЕ»
В статье представлен обзор научных исследований по проблеме «саморазвитие» в рамках философии, психологии и педагогики. Сделаны выводы о главных подходах ученых к пониманию саморазвития личности. В конце статьи указано на актуальность исследования проблемы профессионального саморазвития будущих специалистов на основе инновационных информационных технологий.
Ключевые слова: подходы к пониманию саморазвития личности, самодвижение, развитие, самоутверждение, духовно-нравственное развитие, творческая деятельность, технологии организации саморазвития, инновационные информационные технологии.
Современный этап развития образования напрямую связан с проблемой создания условий для саморазвития личности. Исследование этой проблемы наиболее полно представлено в философии, психологии, педагогике.
Возникновение идеи саморазвития личности восходит к трудам древних философов. Так, античные исследователи Гераклит, Сократ, Гегель первыми стали писать о проявлениях саморазвития. Гегель определял природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии. Термин «саморазвитие» он соотносил с понятием «самодвижение», в «Философии права» Гегель отметил, что саморазвитие человека - это переработка себя в процессе культуры.
В эпоху Просвещения, в соответствии с мнением Ж.Ж. Руссо, И.Г. Гердера и К.А. Гельвеция, сознание рассматривалось как способ развития самообразования. Гуманистические идеи И. Канта, который выделял в человеческом сознании объективное и субъективное, чувственное и интеллектуальное и др., содействовали развитию проблемы саморазвития. Сущность понятия саморазвития понималась И. Кантом как духовно-творческая деятельность.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. философы В. Дильтей, Г. Спенсер, И. Г. Фихте, К. Ясперс, а также русские ученые П.П. Блонский,
П.Ф. Каптерев идеи европейского гуманизма связали с проблемой саморазвития человека. Так, с точки зрения П.П. Блонского, саморазвитие личности объясняется активно-деятельностным взаимодействием субъекта с объективным миром.
Большое значение по проблеме «саморазвитие» имеют размышления философов М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, М. Хайдеггера и др. о человеке и его месте в мире.
В настоящее время указанная проблема в философии привлекла внимание Г.С. Батищева, И.С. Кона, В. Е. Степановой,
A.А. Харламова и др. Так, В.Е. Степанова отмечает, что в философской науке саморазвитие рассматривается, в основном, в связи с разработкой проблем развития. В философских энциклопедических словарях, как показывает анализ, отсутствует определение саморазвития, но, как правило, есть характеристика термина «развитие», например: «Развитие - поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к другому» [1, с. 710].
Итак, в философии термин «саморазвитие» сближается с понятиями «движение» «самодвижение», «развитие».
В трудах по психологии проблема саморазвития личности широко отражена в исследованиях К.А. Абульхановой-Слав-ской, Л.И. Анциферовой, Т.И. Артемьевой, А.Г. Асмолова,
B.П. Зинченко, Н.А. Низовских, А. Маслоу, Б.М. Мастерова,