ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
УДК 1 (075.8)
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ: ДЕСТРУКТИВНАЯ РОЛЬ ИСКАЖЕНИЯ И ФАЛЬСИФИКАЦИИ
РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ*
Г.Н. Калинина1-*, О.Н. Римская2), Т.Ю. Вереитинова3)
1,2'3)Белгородский государственный институт искусств и культуры ^■^е-шаП: [email protected] 2)е-шаП: [email protected]
В данной статье подвергается критической рефлексии феномен фальсификации фактов российской истории, предлагаются идеи в области противодействия тенденциям по разрушению культурно-исторического сознания наших сограждан (внимание центрируется на молодежном сегменте российского общества).
Ключевые слова: история Отчества, феномен фальсификации, механизм противодействия, исторические факты, кризисное культурное историческое сознание, молодежь.
Прекрасная вещь - любовь к Отечеству,
Но есть вещь, еще более прекрасная, -Это - любовь к истине...
П.Я.Чаадаев.
В самом широком плане тематика данной статьи имеет выход на проблему человека в пространстве русской культуры и уже потому, будучи актуальной, имеет множество аспектов. А, значит, может быть рассмотрена с различных точек зрения. В контексте сказанного мы хотим предложить свой вариант заявленной в заглавии статьи проблемы, связанной с культурно-историческим и идеологическим феноменом искажения и фальсификации фактов отечественной истории. Во главу угла мы ставим тезис о том, что «духовное и культурное становление молодого поколения,
Публикация подготовлена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям социально-экономического развития Белгородской области (Договор № 31-гр от 19.10.2016 г.)
формирование обосновать и воспитание сознательного патриотизма должно строиться на основе достоверных исторических фактов и не представляется возможным вне научного осмысления истории Отечества». Пожалуй, данная образовательная и воспитательная парадигма выступает основной интенцией наших рассуждений.
Культурно-историческое развитие любого общества испытывает такие переломные моменты, когда с особой силой актуализируется проблема его духовного климата, поиска нравственного абсолюта. Сегодня данный процесс связан со всеобщим кризисом, в значительной мере происходящим в результате маргинализации духовной доминанты как интегрального качества человека, выражающего человеческую природу и социальную сущность индивида. В данной связи в целом ряде европейских стран подчеркивается необходимость улучшения моральной и духовной составляющих общего образования с целью объединения «культурного, социального и духовного измерений». В частности, в Великобритании оценка «духовного, морального, социального и культурного развития» включена в качестве одного из четырех обязательных элементов в стандарт официальной проверки деятельности образовательных учреждений.
Проявление кризиса очевидно и в российском обществе: в той мере, в какой сознание общества сохранило способность к критической рефлексии, мы вынуждены констатировать кризис духовности и кризис культуры. Сегодня по-прежнему актуально звучит высказанное много веков назад сожаление: нет у людей устремленности к единому идеалу, нет гармонии между ценностями, нет единого понимание культуры... А нам трудно не согласиться с современником, с горечью признавшего, что «великая духовная страна на буквально на глазах превращается в страну безнравственную и криминальную». Вот почему именно нравственная культура, духовные приоритеты, являясь высшими гражданскими ценностями, приобретают особую значимость в современный период нашей истории. Сказанное верно и в отношении состояния отечественного гуманитарного (в частности, исторического знания), которое на протяжении длительного периода стало болевой точкой общественного сознания. Но это скорее не вина, а беда исторической науки. Мучительно трудная болезнь, поразившая в свое время профессию историков (впрочем, не только историков), вот уже не одно десятилетие аккумулирует кризисное состояние академической историографии. В одном из аспектов этот процесс нашел свое выражение в массовости фантомных концепций в исторической науке, позволяющих себе генерировать как нестандартные, так и откровенно абсурдные идеи, в активизации разного рода «популяризаторов» истории, претендующих на владение абсолютной исторической истиной и вольно или невольно искажающих ее. Тем самым поставлен под вопрос авторитет в обществе к фундаментальной историографии, кредит и степень доверия к ней со стороны широких масс, которые и должны являться главными потребителями качественного исторического знания.
Значимость достоверных исторических фактов особенно актуально для современного исторического сознания России. Нам необходимо попытаться сохранить в неприкосновенности глубинные ценности национального менталитета и опираться на них. Основанием для этого процесса, своего рода неким фундаментом, должно быть возрождение именно отечественных глубинных образцов, а не привнесение идей «из вне», со стороны. Л.Н. Гумилев предостерегал: «механический перенос в условия России западно-европейских традиций поведения дал мало хорошего. Наш возраст, наш уровень пассионарности предлагают совсем иные
императивы поведения. Изучать чужой опыт можно и должно, но стоит помнить, что это именно чужой опыт. Надо осознавать, что ценой интеграции России с Западной Европой в любом случае будет полный отказ от отечественных традиций и последующая ассимиляция»1. В этой связи показательна оценка преобразований Петра Первого, данная русским историком Н. Карамзиным: «Это государь, много сделавший для величия России, но с другой стороны, он пошел на такое совершенное присвоение обычаев европейских, которое нанесло стране огромный ущерб. Страсть к новому в его действиях переступила все границы. Все русское было искорено. Мы стали гражданами мира, но перестали быть гражданами России» и резюмирует: «виною Петр...» . С этих же позиций историк подходит к определению глубинных качеств души, черт характера русского человека, любви к Отечеству. Он настаивает на том, что византийские историки говорят о наших предках как о чудесных людях, которые отличались от других северных народов не только своей храбростью, мужеством, но и своим величием, каким-то рыцарским добродушием. Все это -великие свойства души, и народ, ими отмеченный, должен гордиться собою. И далее: «не говорю, что любовь к Отечеству долженствовала ослеплять нас и уверять, что мы всех и во всем лучше, но русский по крайней мере должен знать цену свою.. .станем смело наряду с другими, скажем ясно имя свое»3. (Но было бы благодушием не видеть и неприглядные стороны характера русского народа).
Несомненно, для сохранения ценностей, присущих нашей ментальности, Россия имеет культурные ресурсы, среди которых особое место занимает обостренное чувство национального достоинства россиян. Именно ценность достоинства может сегодня рассматриваться как ключ к российскому менталитету. Личность, осознающая свое достоинство, есть необходимое условие духовного развития народа. Сегодня нам всем необходимо искать адекватные, объединяющие духовные ценности и, взращивать их в нашем сознании на основе сохранения и использования духовного наследия, поскольку опасность утраты прежних духовных завоеваний грозит ввергнуть нас всех в историческое беспамятство. Мы должны понимать, что история как величайшая духовная реальность осознается через историческую память. «Приобщиться к внутренней тайне истории можно только постигая исторический процесс путем глубокого тождества между личной исторической судьбой и судьбой всего человечества, в которой каждый должен увидеть свою судьбу»4 - писал Н. Бердяев. Развивая свою мысль, философ подчеркивает особую значимость исторической памяти. Нельзя понять ни одной из великих эпох истории иначе как путем исторической памяти, в откровениях которой человеком постигается свое духовное прошлое. В таком контексте историческая память является духовной судьбой, переносить которую в предшествовавшие исторические эпохи человек должен для того, чтобы постигнуть их изнутри и приобщиться к ним. Главные участники истории - Человек и Время. Не предавать забвению время, - значит, не забывать Человека.
В таком ракурсе формирование духовной культуры современного человека, становление исторического сознания молодого поколения, воспитание патриотического чувства не представляется возможным без научного осмысления истории Отечества и доведения ее научного содержания до молодежи. Научное
1 Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории / Л.Н. Гумилев, М.: Айрис пресс. Рольф. 2000. С. 303.
2 Н. Карамзин. Избр. Соч. Т.1, М.1989. С.437.
3 Ключевский В.О. Курс лекций по русской истории. М., 1989. С.156.
4 Бердяев Н.И. Философия истории. М., 1990. С. 219.
осознание богатейшего исторического наследия Отчизны видится нами в качестве одного из ведущих факторов духовного возрождения российского общества, повышения его духовно-нравственного потенциала. При этом нужно правдивое освещение фактов. Иначе история не будет выполнять существенной своей задачи -развивать народное самосознание. Отступление от исторической правды при интерпретации фактов российской истории мы рассматриваем как преднамеренно создаваемое препятствие на пути традируемости наших русских национальных духовных ценностей в топосе человеческого бытия.
Мы так же полагаем, что историческая наука призвана выполнять важную воспитательную роль в образовательном процессе, как в школе, так и в вузе. Это в значительной степени обусловлено ее потенциальными возможностями для формирования мировоззренческих ориентаций молодого поколения, становления гуманитарной культуры специалиста, и преодоления духовного вакуума в обществе в целом. Тем не менее, приходится признать, что как самостоятельная дисциплина «История Отечества» вследствие появления плюралистических по содержанию авторских программ, учебников отодвигается на второстепенный план в разряд дисциплин прикладного характера. В государственном стандарте, преподаваемом в настоящее время, отсутствуют целые масштабные периоды российской истории. Нельзя сказать, что учитывается в должной мере и факт изначальной многонациональности российской истории, что она является историей многонационального социума.
Принимая во внимание обрисованную выше ситуацию с исторической наукой, нельзя оставлять без осмысления ряд концептуальных положений, отстаиваемых так называемым «новым направлением» в исторической науке. Оно открыто заявило о себе, достаточно динамично проводя ряд тенденциозных постулатов. В числе которых: «история в нынешний век не решает своих основополагающих ключевых задач, поскольку история России - это «история мифов и фальсификаций», - не более, инициированных по социальному заказу» (причем речь идет не только о современных ученых, но и о представителях русской дореволюционной исторической мысли: о Н.Карамзине, С.Соловьеве, В.Ключевском, С. Платонове и др.); «патриотизм - не более чем анахронизм и никому не нужен, кроме русских» и прочие «тезисы». При этом «новое направление» претендует на то, чтобы занять свое место в сфере важнейших компонентов исторического сознания молодого поколения страны.
В контексте наших рассуждений приходим к мысли о том, что несмотря на некоторую позитивную динамику в духовном наполнении стиля мышления молодого поколения, существует настоятельная необходимость доказывать, что придти к гражданскому обществу не возможно без формирования патриотического чувства, которое в свою очередь формируемого у молодого поколения прежде всего именно в процессе изучения истории своего Отечества. Поскольку история - это ключ к пониманию народов и прикоснуться к прошлому - значит познать судьбу своего народа и своей страны. Прав был русский историк В.О. Ключевский, говоря в речи «О гражданской о необходимости изучения отечественной истории», о том, что, «изучая предков мы узнаем самих себя, что без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и к чему должно стремиться»5. Поэтому государственный стандарт в области образования должен быть ориентирован на научное изучение истории Отечества в общем контексте всемирной истории. Такая приоритетность учебного курса «Истории Отечества» будет способствовать решению
5 Чаадаев П.Я. «Апология сумасшедшего». Избр. Соч. М.,1989. С. 150.
задачи воспитания патриотического чувства, общекультурной подготовки молодого поколения, духовному становлению личности. Эта истина вполне очевидна. Столь же очевидно и то, что «... в третьем тысячелетии человечество должно осуществить радикальный поворот к каким-то новым формам цивилизационного прогресса на пути коренной трансформации ранее принятых стратегий человеческой жизнедеятельности».6 И поскольку любой новый тип цивилизационного развития предполагает изменение жизненных стратегий человечества, постольку требуется выработка новых ценностей, ориентиров, идеалов и норм человеческой деятельности, наконец, нового понимания перспектив самого человека - жителя (но хозяина ли?..) техногенной цивилизации Сказанное без труда проецируется на ситуацию с историческим знанием и сознанием в нашей стране - необходимостью глубокой рефлексии его положения в ксловиях российской действительности7. Если смотреть
глубже и предельно обобщенно, можно сказать - речь идет о поиске средств
8
оздоровления ... культуры» ..
Одновременно не лишне задаться вопросом: «Можно ли сегодня говорить о том, что патриотизм по-прежнему занимает определяющее место в иерархии духовных ценностей и менталитете нашего народа и молодого поколения в частности»?; «Не является ли рефлексия проблемы «патриотизм: истинный и ложный», возобновлением споров интеллектуальной мысли России 19 века о поиске нравственного абсолюта»? Мы полагаем, что объективная диалектика в условиях качественной регрессии самих интенционалов понятия «духовность» и его роли в иерархии жизненных ценностей, вновь делает своевременным наше обращение к мысли первого русского историософа П.Я.Чаадаева. К размышлениям о необходимости деятельной и правдивой любви к своему Отечеству; о полезности своей стране, только в том случае, если патриотическое чувство, лежащее в основе любви к Отчизне, не ограничивается просто «слепой влюбленностью», а, напротив, заставляет наши умственные силы «упражняться в серьезных вещах», потому что мы прежде всего «обязаны Родине истиной»9. Представляется, что наше российское общество, сограждане, молодежь еще все-таки далеки от сознательного патриотизма. Вот почему, чтобы разрешить проблему, заявленную в названии данной статьи, как и реализовать общий замысел конференции, о месте человека в пространстве русской культуры, мы попытались рассмотреть ее с позиции значимости достоверного изучения истории. С позиции научной интерпретации исторический фактов, исключив субъективистский подход. Историю надо писать не поддаваясь любви, не зная ненависти - это изречение римского историка Тацита «оправдывает» себя через века.
Список литературы
1. Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории / Л.Н. Гумилев, - М.: Айрис пресс. Рольф. - 2000.
2. Калинина Г.Н. Наука. «Другое знание». Человек / Редактор K. Necipurenko. Саарбрюкен, Palmarium Academic Publishing, 2012. - 564 с.
6 Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы.М.: Гардарики, 2006. С.99.
7 Калинина Г.Н. Наука: прерванный триумф (философско-культурологическая рефлексия динамики научной рациональности): монография. Белгород, 2008. С 4.
8 Калинина Г.Н. Наука. «Другое знание». Человек / Редактор K. Necipurenko. Саарбрюкен, Palmarium Academic Publishing, 2012. С. 359.
9 Чаадаев П.Я. «Апология сумасшедшего». Избр. Соч. М.,1989. С. 150.
3. Калинина Г.Н. Наука: прерванный триумф (философско-культурологическая рефлексия динамики научной рациональности): монография. - Белгород, 2008. - 326 с.
4. Карамзин Н. Избр. Соч. Т.1, М.1989.
5. Ключевский В.О. Курс лекций по русской истории. М., 1989. 6 .Бердяев Н.И. Философия истории. М., 1990.
7. Чаадаев П.Я. «Апология сумасшедшего». Избр. Соч. М.,1989.
THE HISTORICAL CONSCIOUSNESS YOUTH: DESTRUCTIVE ROLE OF DISTORTION AND FALSIFICATION OF RUSSIAN ISTRIA
G.N. Kalinina1), O.N.Rimskaya2), T.U.Vereitinova3)
1 2 3)
' ' ) Belgorod state Institute of arts and culture 1,3)e-mail: [email protected] 2)e-mail: [email protected]
This article is subjected to critical reflection phenomenon of falsifications of Russian history, offers ideas for countering tendencies on the destruction of cultural and historic consciousness of our fellow citizens (the attention centered on the youth segment of Russian society).
Keywords: history of patronymic, the phenomenon of counterfeiting, the mechanism of counteraction, historical facts, cultural historical consciousness of crisis, young people.