ckoYssEs
УДК 323.1
С. Ю. Иванова
СЕМЬЯ КАК СФЕРА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК МОАОДЕЖИ
И СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
Ключевые слова: семья, патриотизм, историческая память, ценности, духовность, идеология.
В статье раскрывается значение семьи в формировании патриотизма, анализируются этапы этого процесса, особое внимание уделяется историческим событиям и героям в процессе патриотического воспитания в семье.
S. U. Ivanova
THE FAMILY AS A SPHERE OF FORMING PATRIOTIC ATTITUDES OF YOUNG PEOPLE AND PRESERVATION OF HISTORICAL MEMORY
The article reveals the importance of family in the formation of patriotism and analyzes the stages of this process. Particular attention is paid to the historic events and
heroes in the process of patriotic education in the family.
Key words: family, patriotism, historical memory, values, spirituality, ideology.
Воспитание и развитие молодого человека в сложном контексте межнациональных отношений должны быть ориентированы на объективное научное понимание всех составляющих патриотизма, проникнуты гуманистической идеей, направленной на уважение к людям вне зависимости от их этнической принадлежности и вероисповедания. Формирование патриотизма, патриотических чувств - это сложный процесс, на который оказывают влияние многие факторы. Несомненно, патриотизм начинает формироваться в семье.
На становление гражданской позиции современного молодого человека наиболее сильное положительное влияние оказывают семья и авторитетные взрослые; далее идут СМИ (особенно телевидение) и ближайшее социальное окружение (друзья, однокурсники); несколько слабее воздействие учебного заведения. Но, безусловно, в первые годы жизни решающее воздействие в данном отношении оказывает семья. А потому существенное внимание уделяется позитивному характеру развития, особенно в детском возрасте, и формированию у ребенка такого базового основания, как чувство любви и уважения.
На первый взгляд, начальные два периода жизни человека - внутриутробный и от рождения до приблизительно двух лет -не имеют прямого отношения к рассматриваемой проблеме. На самом же деле, позитивный характер жизни в этот период обеспечивает базу смежного формирования его гражданских и патриотических представлений, но только в том случае, что лишь позитивный по сути своей процесс в начальном этапе жизни дает возможность складывания целостной структуры ценностных ориентаций.
Кроме того, ценностный мир человека представляет собой весьма сложную систему, имеющую в каждом конкретном случае определенную структуру и стремящуюся к максимальной полноте. Уже давно замечено, что нарушение принципа позитивного развития личности ребенка с первых дней нарушает логику формирования его ценностей, деформирует их структуру и либо изменяет ее, либо придает ей в дальнейшем определенную антисоциальную направленность. Существенным является содержание информации, насыщенность образов эмоционально воспринимаемых маленьким человеком как «теплые» или «хо-
С »СЕЕЕИЖИНИЗС»*
КФУ=г
лодные», «добрые» или «злые», а также такие составляющие, как тональность, ритмика, мелодика, строй языка - производные от той или иной культуры, соответствующим образом соприкасающиеся с выработанной тысячелетием и генетически закрепленной ментальностью россиянина.
Среди всех первичных потребностей ведущей для психического развития является потребность в новых впечатлениях. Чем их больше, тем активней механизм их получения, тем выше возможности познавательной деятельности ребенка, тем шире возможности усвоения исторического опыта и его содержания.
Пробуждение и освоение чувства любви начинается у ребенка в семье с первых дней жизни, становится системообразующей частью его ценностно-эмоциональной сферы и, в конечном счете, во многом проявляется со временем в отношении к другим объектам, в том числе и к постепенно познаваемой им Родине. В этом смысле мало сообщить человеку только связь с родиной как со сложным объектом, важно, чтобы в отношении к этому объекту появились сформированные в раннем детстве чувства, особенно чувство любви, что сразу выделяет такой объект, придает ему особую значимость.
Но если в эти первые два периода жизни закладывается своего рода фундамент доверия к миру, то на последующем этапе - от двух до семи лет - начинается его освоение, ребенок в данном возрасте активно усваивает уже не только, к примеру, тональность колыбельной песни или выражаемые в отношении к нему эмоции, он начинает постигать их общий смысл. Ведь и колыбельная песня, и сказки есть инструментарий, с помощью которого начинается процесс освоения основных понятий окружающего мира и постижение смысла этих общецивилизационных начал: добра и зла, чести и бесчестия, красоты и безобразия, причем не в абстрактной, а в этнонацио-нальной форме. Так вырастает образ Родины, и осваиваются правила, по которым живут люди, на базе чего выкристаллизовывается чувство патриотизма.
Формирование историко-патриотиче-ских представлений, складывающихся в результате в феномен исторической памяти человека, начинается с песен, сказок, рассказов старших членов семьи о Родине, ее знаменитых людях, героях. Как и следовало ожидать, такие рассказы и сказки благоприятно воздействуют на процесс усвоения гражданско-патриотических ценностей. Молодые люди, слышавшие в детстве рассказы о Родине, в большей степени чувствуют с ней эмоциональную и духовную близость, ощущают себя ее гражданами, гордятся этим и стремятся проявлять гражданскую активность.
Конечно же, многое зависит от содержания информации, на основе которой формируются эти понятия и представления. Ведь ментальность имеет генетическую основу, складывавшуюся столетиями и достаточно чутко реагирующую на соответствие или несоответствие поступающей извне информации.
Куда определенней можно прогнозировать характер дальнейшего процесса складывания патриотизма при достаточно большом наборе информативных единиц, в которых может быть много, очень немного или вовсе не быть патриотической или гражданской составляющей. Решающее значение имеет здесь сам ценностный мир семьи. И хотя пластичность сознания ребенка позволяет в дальнейшем корректировать результаты данного этапа в любом направлении, пробел гражданско-патриотической информации в данном возрасте будет в дальнейшем уже достаточно ощутимым.
Но особенно важен период от 9 до 13 лет, - этап формирования политических взглядов и представлений, когда начинается выход ребенка за пределы своего непосредственного, личного опыта. Дети начинают различать и выделять руководителей государства, основные его институты, понимать основные функции части из них. Формируется доверие к институтам власти, хотя и в очень наивной форме, которое, однако, утрачивается через некоторое время, ибо верх берет критический настрой,
СКФУяеЕ;
так свойственный ранней юности, а властно заявляющие о себе проблемы жизненного самоутверждения отодвигают многие абстракции на второй план.
Позднее это доверие как бы стабилизируется и в значительной степени зависит от соответствующего отношения родителей или авторитетных взрослых, а также и от личного опыта подростка, который либо копирует и принимает политические установки и симпатии родителей (в ситуации семейного согласия), либо их отвергает (при перманентном внутрисемейном конфликте). Однако многое зависит и от социально-политической ситуации, от характера кризисов и потрясений вследствие несправедливых действий властей в отношении отдельной семьи или целого народа.
Те, кого мы называем сейчас «поколением перестройки», пережили ситуацию отвержения ценностей социализма без внутренней борьбы, уже в значительной степени будучи подготовленными к этому всем предыдущим ходом кризиса социализма. В таких случаях наблюдается массовое расхождение взглядов отцов и детей уже независимо от семейного климата. Все дело в возрастном консерватизме и относительно слабых адаптационных способностях представителей старших поколений - детей своего времени. Вместе с тем, не следует преувеличивать разлом в ценностях поколений. Чаще всего он касается лишь идеологической, и отчасти культурной сфер, и то не по всем позициям. Например, значительные позитивные даты нашего политического календаря остались одними и теми же у представителей разных поколений. И если день 9 мая, праздник для представителей всех поколений, то к таким датам календаря как 1 мая или 7 ноября молодежь 18-20 лет относится только как к выходным дням. А у старших поколений уже иное отношение. Это свидетельствует о том, что историческая память современной семьи, вопреки распространившемуся в последнее время мнению, достаточно глубока, хотя и не во всех случаях.
От глубины исторической памяти в семье зависит степень и качество влияния семьи на формирование гражданско-па-триотических ценностных ориентации детей. Высокая зависимость качества патриотического воспитания наблюдается от образования родителей. Высокий образовательный уровень в определенной мере способствует семейному благополучию (особенно культурному). В высокообразованных семьях больше внимания уделяется изучению своей родословной, сохранению памятных реликвий; соответственно больший процент молодых людей из таких семей имеет в качестве примера для подражания какого-либо своего родственника. Родители с высшим образованием чаще других рассказывают своим детям рассказы и сказки о Родине, ее героях и умельцах. Учитывая вышесказанное, не удивительно, что с увеличением уровня образованности увеличивается степень положительного влияния семьи на формирование патриотических ценностей в сознании детей, усиливается идентификация своей родины с Россией, ощущение себя ее гражданином и гордость быть таковым, а также признание нового государства, причем в существующих границах, поддержка реформ; но увеличивается и уровень тревожности за судьбу России, что выражается в неверии в скорый выход из кризиса.
Подводя итог, можно заключить, что у довольно большой части молодежи имеется определенная базовая историческая память, составляющая основу ее патриотических представлений. Качество же патриотического воспитания зависит от социального статуса родителей, семейного благополучия и глубины исторической памяти в семье.
Но только на следующем этапе, в отрезке от 14-15 до 17-18 лет, патриотические ценности обретают в сознании молодых людей достаточную определенность, а сам молодой человек получает способность относительно самостоятельно оценивать себя как гражданина и патриота. Важную роль играет тот факт, что молодые люди с 14 лет обретают, хотя и не в полном объеме, граж-
С »СЕЕЕИЖИНИЗС»*
КФУ=г
данские права и отчасти становятся субъектом таковых. У части из них в этом возрастном периоде проявляется стремление к социальной активности, которая реализуется в общественных организациях и разного рода инициативах. Поэтому социальную активность в этот период можно оценить как важнейший фактор, воздействующий на формирование патриотизма, скрепляющий ценностный багаж, накопленный в детстве и отрочестве. Хотя этот же фактор, при известных условиях, может оказывать и обратное воздействие. В советское время такого рода стремления реализовывались в массовых детской и молодежной организациях, и, хотя были жестко зарегулированы, позволяли самовыразиться очень большому числу молодых людей. Иное дело сегодня. Массовых молодежных организаций практически не существует. Поэтому среди большинства молодых людей преобладают пассивные формы проявления социальной активности (чаще всего слежение за политической информацией или обсуждение актуальных вопросов в кругу друзей или с родителями). Объектом же симпатий или жесткой критики в этих случаях становятся политические лидеры, особенно руководители государства, олицетворяющие власть. Решающей становится оценка молодыми людьми степени заинтересованности государства в решении их конкретных жизненных проблем. А если учесть, что сегодня власть и ее представители часто предстают, через СМИ (особенно в моменты обострения информационного противоборства), а также в устном народном творчестве (анекдоты, шутки, частушки и т.д.) - в непривлекательном виде, то могут стать препятствием для формирования у молодых людей патриотических чувств. Однако, как можно наблюдать, глубинные ценностные структуры начинают «бунтовать», противиться проникновению в культурное российское пространство американского массового «искусства», идеологии.
Процесс разрушения патриотической составляющей ценностного мира молодежи проявился на пике застоя, отчасти выразив-
шись в так называемом «увлечении Западом». Однако, с конца 90-х гг. XX в. ситуация начала меняться.
Формирование патриотизма как значимой социокультурной ценности и основы духовного возрождения России невозможно вне исторической памяти. Известно, что народ, отрицающий своё прошлое, исторически обречен. Опыт и уроки истории служат целям освоения настоящего и прогнозирования будущего. Преподавание исторических дисциплин позволяет сделать исторический опыт достоянием молодежи. История всегда нравственна, ибо, постигая историческое событие, действие, человек производит своеобразный моральный выбор, осуществляет оценку современных событий. С точки зрения формирования патриотических установок сознания, задача исторического воспитания двуедина. Во-первых, разбудить в душе молодого человека любовь к истории, и в первую очередь отечественной. Во-вторых, добиться нравственной ориентации, - может быть, даже неосознанной - на гуманистический опыт истории.
Помимо практического и теоретического освоения мира, человечество имеет еще один его вид, который можно назвать духовным, художественным. Он предполагает яркую эмоциональную окраску освоения и преобразования мира. В этом случае действительность рассматривается аксиологи-чески, через призму ценности. Ценное -значит дорогое нашей душе. Но дорогое ценно своими подробностями. Узнать о дорогом все - это одна сторона подробностей в истории и одновременно потенциальная возможность данной науки. Эта возможность когнитивно-аксиологическая, но одновременно она предполагает и деятельность по расширению круга познания.
Вторая сторона - формирующая. Ведь узнавание подробностей само по себе повышает интерес к объекту. Без знания об объекте не может быть и отношения к нему. Чем больше подробностей, тем больше знания, тем больше интереса и уважения. Но эти подробности должны быть эмоцио-
СКФУяеЕ;
нальны. Эмоциональны любовь, ненависть, противоборство, коллизии. Материалов для диспута, открытого столкновения мнений и гражданских, нравственных, патриотических позиций история дает сотни. Ценностные отношения формируются современным обществом. Актуализация тех или иных событий истории зависит от «социального заказа». Отсюда проистекает выборочный интерес к историческим фактам, событиям, целым эпохам.
Сама история подсказывает, каким образом можно и нужно строить формирование патриотической личности. Ранее мы обратили внимание на то, что такие компоненты патриотизма как любовь к своей Родине и народу, его культуре и традициям, готовность к их защите складываются, как правило, в процессе социализации ребенка, подростка, молодого человека как чувство комплиментарности ко всему «своему», как опасение потерять это знакомое, близкое, родное.
Более сложные компоненты развиваются в связи с деятельностью людей на благо Отечества. Причем взаимосвязь собственного и общего благополучия соотносится здесь как частное и общее, т. е. одно не только не противоречит другому, но и детерминирует его в определенной мере. «Любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, - писал Н. Карамзин, - а личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорой патриотизма» [1, с. 455-456]. Из деятельности развивается и способность критического восприятия отечественного бытия. Но здесь деятельность иного порядка, она предполагает рефлексию, высокие образовательный и культурный уровни. Только тогда критика из сферы отрицательных эмоций переходит в сферу сознания и обретает конструктивность.
Особо следует выделить проблему истории развития объединяющей государственной или суперэтнической идеи. В современной России идея такая еще не выработана. Может быть, именно потому, что «весь XX век жестоко проигран нашей страной», потому что «разрушение наших душ за три чет-
верти столетия - вот, что самое страшное». [4, с. 8] А если искать великую идею в веках минувших, в истории?
Ряд авторов решительно отвергают «мессианскую роль России», считая ее утопической, вредной, способствующей бездеятельному созерцанию лености русского человека. Другие по-прежнему ищут великое назначение. Нам наиболее близка идея Ф. Достоевского. Заглядывая в будущее, он говорит, что в России возникает «высший культурный тип, которого нет в целом мире», тип всемирного боления за всех» [1, с. 456.]. Этот новый человек, по его мнению, вырастает из «почвенника». Чем сильнее привязанность к родной земле, тем скорее она перерастает в понимание того, что ее судьба неотделима от судеб всего мира.
Подтверждение этому можно найти у А. Солженицына: «...государственное устройство - второстепенное самого воздуха человеческих отношений. При людском благородстве допустим любой государственный строй». И далее: «Политика не должна поглощать духовные силы и творческий досуг народа. Кроме прав человек нуждается отстоять и душу, освободить ее для жизни ума и чувств» [4, с.8]. Если нам не дано показать миру образцы государственного и экономического строя, то может, и не было этого предназначения? Может быть, именно в духовном творчестве, как это было в двух предыдущих веках (а если рассматривать только эту сферу, то и в XXI веке), Россия призвана являть свое первенство миру.
Таким образом, основные направления, по которым следует формировать патриотизм в ходе изучения истории: Отечество и народ; мир и другие народы. Причем в трех сферах: знание (когнитивная), чувство (эмотивная), деятельность. Каким образом делалось это в отечественной истории, какие применялись приемы и способы там, где удавалось получить высокий уровень патриотического сознания?
В сфере знания исторический опыт дает нам широкий спектр действий государственного руководства, форм и методов патриотического обучения и патриотического
С »СЕЕЕИЖИНИЗС»*
КФУ=г
воспитания. При всей разности подходов к историческим событиям и их оценок oбv единяют Н. Карамзина, В. Ключевского, Е. Тарле и других историков разных времен несколько характерных черт: во-первых, это безусловная и ясно выраженная любовь к Родине; во-вторых, глубочайшее знание фактического материала; в-третьих, эмоциональная оценка, показатель личного отношения, переживания. Для воспитания чувства гордости за свою причастность к свершениям предшествующих поколений необходимо молодежи больше рассказывать о вкладе россиян в мировую культуру, науку; раскрывать всю сложность процесса формирования российского государства, ставшего общей ценностью для прошлых поколений и поколения нынешнего; осмысливать причины кризисов российской государственности в прошлом и пути их преодоления, давать с позиций патриотизма оценку действиям политиков не только прошлого, но и настоящего. Все это необхо-
димо для того, чтобы избавиться от исторического и социального пессимизма, широко ныне распространенного.
Формированию патриотизма призвана способствовать и вся национальная система образования. «Совершенно необходимо в программе средней школы ввести преподавание краеведения с основами природной и культурной экологии, шире создавать в школах кружки по истории и природе родного края, - пишет Д. Лихачёв. - К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать» [3, с. 15-16]. Недостаток духовности в воспитании личности обесценивает такую социальную силу человека, как чувство. Преобладание рационалистической односторонности (знания, эрудиция) над духовностью приводит к деформации самого процесса воспитания. Ничто так не содействует совершенствованию культуры чувств, как художественные ценности, духовная культура.
Литература
1. Достоевский Ф.М. Дневник писателя: Избр. страницы. - М., 1989.
2. Карамзин Н.М. О любви к Отечеству и народной гордости // Соч. - Т. 3. - СПб., 1848.
3. Лихачев Д.С. Экология культуры // Культура и судьба мира. Универсализм регионального. -М., 1997.
4. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию (Посильные соображения) // Комсомольская правда. Специальный выпуск. - 1990. - 18 сентября.