Научная статья на тему 'Молодежные духовные императивы и национальная безопасность страны: опыт философской рефлексии'

Молодежные духовные императивы и национальная безопасность страны: опыт философской рефлексии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
106
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / МОЛОДЕЖЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИДЕОЛОГИЯ / ИДЕАЛЫ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ И ИДЕАЛОВ / РЕГИОНАЛЬНАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Борисовский А. В., Калинина Г. Н.

В данной статье осуществляется философская рефлексия важной проблемы, находящейся в эпицентре современной социокультурной и идеологической проблематики проблемы обеспечения духовной безопасности, в орбиту которой в первую очередь вовлечен молодежный сегмент российского общества на кризисном этапе его истории. Данная проблема решается авторами в контексте поиска смысла жизни, личного выбора человека, становления его культурно-исторического сознания, а также уровня его нравственной и культурной зрелости. Обосновывается положение о том, что, в существе своем, от жизненной позиции каждого человека, его культурных предпочтений во многом зависит будущее страны и ее национальная безопасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is done philosophical reflection important issue, which is at the epicenter of modern soctokulturnoj and ideological perspectives-spiritual problems of ensuring security, orbit which primarily involved youth segment of Russian society at the crisis stage of its history. This issue is fixed by the authors in the context of a search for the meaning of life, human personal choices of his cultural and istrichesokgo consciousness, as well as the level of his moral and cultural maturity. Rationale the provision that, in substance, from the attitude of every person, its cultural preference depends largely on the future of the country and its national security.

Текст научной работы на тему «Молодежные духовные императивы и национальная безопасность страны: опыт философской рефлексии»

УДК 130

МОЛОДЕЖНЫЕ ДУХОВНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ: ОПЫТ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

А.В. Борисовский1-*, Г.Н. Калинина2)

12)Белгородский государственный институт искусств и культуры 12) e-mail: [email protected]

В данной статье осуществляется философская рефлексия важной проблемы, находящейся в эпицентре современной социокультурной и идеологической проблематики - проблемы обеспечения духовной безопасности, в орбиту которой в первую очередь вовлечен молодежный сегмент российского общества на кризисном этапе его истории. Данная проблема решается авторами в контексте поиска смысла жизни, личного выбора человека, становления его культурно-исторического сознания, а также уровня его нравственной и культурной зрелости. Обосновывается положение о том, что, в существе своем, от жизненной позиции каждого человека, его культурных предпочтений во многом зависит будущее страны и ее национальная безопасность.

Ключевые слова: российское общество, молодежь, национальная и духовная безопасность, идеология, идеалы, культурно-историческое сознание, система ценностей и идеалов, региональная молодежная политика.

Изначально мы считаем важным обозначить ведущую интенцию нашей статьи, центрирующую собой общее на проблеме духовной безопасности страны и выбора ее нравственных ориентиров. В принципе, любая эпоха, особенно в периоды «смены вех» характеризуется известной противоречивостью, разобщенностью ценностных установок и ориентаций, а более широко - инверсией стереотипов. По сути, такая ситуация, выступая объективным процессом развития общества, достаточно закономерна и иллюстрируется на протяжении всей эволюции человека и человечества. Не исключение и эпоха третьего тысячелетия, в которой живут и мыслят наши современники. Согласимся, что все более отчетливо на первый план выступает проблема смысла жизни, личного выбора, жизненной позиции человека.

В контексте сказанного, мы констатируем: система ценностей и идеалов российского общества также не ушла от этих наболевших вопросов, переживая тяжелый кризис. Отчасти он выражается в том, что общество и особенно его молодежный сегмент, теряет идеалы прошлого и не приходит к новым устойчивым ориентирам. В этой связи довольно остро встает проблема, которая на протяжении всей истории культуры не переставала быть в центре внимания. Это проблема духовности, имеющая, без преувеличения, жизненно важное значение, пролонгируясь в вопрос о духовной безопасности граждан нашей страны. Представляется симптоматичным, что в первую очередь в орбиту этих вопросов вовлечено молодое поколение российского общества с определенным уровнем его образовательно-культурной и моральной и зрелости. Сегодняшняя специфика развития современного российского общества заключается в том, что оно оказалось ценностно дезориентировано.

На наш взгляд, ситуация обостряется в связи с тем, что современный человек все также беспомощен перед мыслью о неизбежной смерти, как и древние люди. При

этом наука не располагает никакими «заменителями» для уходящих иллюзий и не может предложить рецепта, с помощью которого человек мог бы справиться внутренне с этим основным фактом своего существования. Мир, действительно, перестал быть «прозрачным» для разума, для человека, конструирующего свой собственный рациональный или иной «жизненный мир», не подпадающий под универсально-всеобъемлющее определение «рациональной картины мира»1. Отнюдь не просто сегодня даже культурно-образованному и «подкованному», зрело устойчивому человеку обрести твердую мировоззренческую почву под ногами, определиться с выбором смысложизненных ценностей и идеалов. К тому же аналитики деструктивных тенденций, отмечают факт сегодняшней активизации целого ряда непримиримых духовных, политических взглядов, поддерживаемых определенными, в том числе и криминальными социально-экономическими структурами. Это синтезирует, «социально-радикальные, экстремистские мировоззренческие позиции отдельных людей и организаций и включает в себя амбициозно-политические, духовно исключительные, фанатически-психологические компоненты, которые на организационном и личностном уровне направлены на дестабилизацию жизни социума» . И поскольку данная ситуация несет в себе риски и угрозы не только для культурно исторического сознания наших сограждан и молодого поколения, но для общенациональной безопасности страны, постольку ее преодоление выдвигает задачу разработки оптимальной стратегии, способствующей восстановлению, укреплению духовности российского общества и его консолидации.

Не случайно, поэтому на сегодняшний день в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации (от 18 декабря 2006 года № 1760-р «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации») утверждена стратегия государственной молодежной политики в Белгородской области - в целях определения комплекса приоритетных направлений в сфере работы с молодежью. Ее приоритетные направления включают в себя первоочередные такие задачи, которые связанны с участием молодых граждан нашего региона в реализации национальных проектов, активной социализации молодых людей в общественно-политическую жизнь региона и страны в целом. Сошлемся на конкретику: обращение к третьему разделу названного документа показывает: в нем провозглашаются основная цель и принципы реализации Стратегии государственной молодежной политики и отмечается, что «целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах региона и страны». Причем, в центре внимания такие направления, работа по которым обеспечит создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, возможностей для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем. Это и вовлечение молодежи в социальную практику, и ее информирование о потенциальных возможностях развития, и развитие созидательной активности молодежи, и интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества . Мы склонны согласиться: такой подход будет

1 Калинина Г.Н. Методологическая культура и методологическое сознание ученого в ракурсе проблемы взаимодействия науки и общества // Наука. Искусство. Культура. Вып. 1 (9). Белгород, 2016. С. 121.

2 Кафтан В.В. Терроризм как общественное явление современности : социально-философский анализ / Электронная библиотека РГБ. URL : http://sigla.rsl.ru.

3 Методические рекомендации по использованию нестандартных креативных форм укрепления социального статуса личности подростка, форм его реализации в школьном коллективе / Авт.-сост. Г.Н. Калинина. Белгород, 2017. С. 38.

способствовать взаимосвязанному улучшению качества жизни, развития активных досуговых практик, развитию Белгородского региона в целом.

Строго говоря, негативные издержки кризиса культуры и человека, сопровождающиеся негативными явлениями в духовной и культурной жизни наших соотечественников стали ныне очевидны. Причем в такой мере, что возникла необходимость в укреплении российской государственности на уровне общероссийской программы обеспечения духовной безопасности (Концепция духовной безопасности). То есть, актуальность и своевременность этой задачи продиктована самой общероссийской кризисной ситуацией. Особую роль в этих процессах здесь мы отводим периферийным культурным практикам, апробированным в недрах русской культуры. В том числе и в сфере досуговой занятости молодежи, поскольку они «оправдывают себя» в деле сохранения и приумножении богатейшего культурного наследия России, формирования единого культурного пространства. Тем более, что, как мы уже отмечали выше, на фоне серьезных социокультурных трансформаций проблемная духовная сфера перешла в новую стадию, требующую ее исследования на «собственно российской почве» и в преломлении на молодежный сегмент российского общества.

Вряд ли следует оспаривать тот факт, что «поля притяжения» деструктивных тенденций в российском обществе и его культуре, несут в себе риски и угрозы не только для культурно исторического сознания наших сограждан и молодого поколения. Они опасны для общенациональной безопасности страны (что особенно злободневно сегодня). Именно поэтому выдвигается задача разработки оптимальной стратегии, способствующей восстановлению, укреплению духовности российского общества, консолидации его граждан. В данной связи внимание следует акцентировать на созидательных и конструктивных механизмах, оптимально работающих на консолидацию российского общества, на формирование целостного культурного пространства. Наверное, есть достаточный резон для возрождения парадигмы, сопрягающей «...светское образование с опытом духовно-нравственного просвещения личности - как оптимального пути, с которым, по мнению авторов статьи, правомерно было бы связывать определенные надежды на преодоление морального кризиса российского общества»4. Это может способствовать противодействию негативным явлениям массовой экспорта второсортной культурной и духовной продукции в пространство отечественной культуры.

Тем самым тема статьи пересекается с крайне актуальной проблемой - с сохранением исторической памяти и богатейшего историко-культурного наследия как необходимым условием становления гражданственности и патриотизма. Нельзя забывать, что потеря духовности, падение культурного уровня населения нашей страны - это скрытый «подрывной механизм», неуклонно работающий на разрушение российской государственности, на ассимиляцию в чужой культуре, на вытеснение России на обочину мировой цивилизации. В этих условиях общенациональный потенциал может (и должен) использоваться в образовательно-воспитательной сфере и в культуре.

Показателен в этом плане один из последних научных форумов -Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственные основы идеологии российской государственности на современном этапе», которая прошла в

4 Калинина Г.Н., Штейнмиллер И.О. Духовно-культурная парадигма как ресурс национальной безопасности России: «смена вех» и «вызов времени» // Идеология российской государственности в меняющемся мире: вызовы и стратегии. Сборник научных трудов, по материалам Всероссийской научно-практической конференции 13-14 марта 2017 г. Сочи, 2017. С. 119.

рамках реализации государственной программы края «Формирование условий для духовно-нравственного развития граждан» и объединила ученых из ведущих научных центров и вузов страны, депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания РФ и Законодательного Собрания Краснодарского края, государственных и общественных деятелей федерального и краевого уровня, представителей духовенства и научно-педагогического состава. Такая авторитетная дискуссионная площадка была организована с целью определения духовно-нравственных идеологических основ развития личности, общества и государства в современных условиях, приоритетов государственной идеологии в дискурсе национальных интересов страны, путей к этноконфессиональной солидарности и укрепления российской нации5. Особо актуально звучали вопросы, касающиеся ресурсов духовно-нравственного воспитания в дискурсе идеологии российской государственности, социальной и экономической идеологии российской государственности в условиях вызовов и угроз и пр.

Иными словами, предельная актуализация проблемы, рефлексия которой предпринимается нами в рамках статьи, связана с возрастающей динамикой негативных процессов в культурной и духовной жизни российского общества. Все это - издержки социокультурных трансформаций, резонанс общемирового системнного кризиса культуры, общества и человека, в полной мере затронувшим и российское культурное пространство. Эти процессы имеют своим прямым следствием деформацию сознания молодежи страны, потерю чувства самоидентичности и национальной гордости. Проблематизация этой недопустимой ситуации наиболее явно отражается (и фиксируется нами) в противоречии - между достижениями современной цивилизации, с одной стороны, и отставанием уровня нравственного (культурного и духовного) созревания человечества, с другой, что, конечно же, крайне опасно. Все сказанное важно для углубленной рефлексии перемен, принесенных ветром современного века, следствием которых стала деформация человечества, общества, культуры. «Системный духовный кризис во всей его деструкции и глубине затронувший и российское пространство, обернулся, на наш

взгляд, угрожающими перспективами национальной катастрофы, сопровождаясь не

6

вполне успешными попытками выхода из него» .

Отсюда важны апелляции к историческому сознанию наших соотечественников, которое с его уникальным, величайшим потенциалом -исторической памятью, играет огромную роль в конструировании собственной идентичности. А без этого чувства общество неизбежно столкнется с угрозой собственного внутреннего перерождения с последующей деградацией»7. Мы полагаем, что у российского общества нет сегодня иных вариантов и «легких путей-дорог», пожалуй, кроме одного - опоры на собственные отечественные традиции и отечественные духовные императивы. Если, конечно, мы, занимая позицию деятельного патриотизма и гражданственности, готовы отстаивать национальную

5 Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственные основы идеологии российской государственности на современном этапе», 14-15 марта 2017 г. Сочи.

6 Калинина Г.Н., Штейнмиллер И.О. Духовно-культурная парадигма как ресурс национальной безопасности России: «смена вех» и «вызов времени» // Идеология российской государственности в меняющемся мире: вызовы и стратегии. Сборник научных трудов, по материалам Всероссийской научно-практической конференции 13-14 марта 2017 г. Сочи, 2017. С. 119-123.

7 Калинина Г.Н., Римская О.Н. Культурно-историческое сознание и экспансия параистории: угроза духовной безопасности // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики : сб. докл. Всерос. науч.-практ. конф. (Белгород, 25-26 февраля 2016 г.): в 4 т. / Отв. ред. С.Н. Борисов. Белгород : ИПК БГИИК, 2016. Т.1. С. 235-239. С. 238.

8

безопасность Отечества» . Не будем забывать слова великого русского писателя-классика Н.В. Гоголя, о том, что сила влияния нравственного выше всяких сил и постараемся воплотить этот императив в российскую практику.

Список литературы

1. Денисов В.В. Размышляя о насилии в современном мире [Электронный ресурс] // Информационный аналитический сайт. - URL : http://2info.ru. - Загл. с сайта. - Дата обращения: 17.10.2017.

2. Калинина Г.Н. Методологическая культура и методологическое сознание ученого в ракурсе проблемы взаимодействия науки и общества // Наука. Искусство. Культура. Вып. 1 (9). - Белгород, 2016. - С. 121-129.

3. Кафтан, В. В. Терроризм как общественное явление современности : социально-философский анализ / Электронная библиотека РГБ. - URL: http://sigla.rsl.ru.

4. Методические рекомендации по использованию нестандартных креативных форм укрепления социального статуса личности подростка, форм его реализации в школьном коллективе / Авт.-сост. Г.Н. Калинина. - Белгород: Дигитал Артс, 2017. - 38 с. - С. 38.

5. Калинина Г.Н., Римская О.Н. Культурно-историческое сознание и экспансия параистрии: угроза духовной безопасности // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: сб. докл. Всерос. науч.-практ. конф. (Белгород, 25-26 февраля 2016 г.): в 4 т. / Отв. ред. С.Н. Борисов. -Белгород: ИПК БГИИК, 2016. - Т. 1. - С. 235-239.

6. Калинина Г.Н., Штейнмиллер И.О. Духовно-культурная парадигма как ресурс национальной безопасности России: «смена вех» и «вызов времени» // Идеология российской государственности в меняющемся мире: вызовы и стратегии»: Сборник научных трудов, по материалам Всероссийской научно-практической конференции 13-14 марта 2017 г. - Сочи, 2017. - С. 119-123.

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации».

YOUTH SPIRITUAL IMPERATIVES AND NATIONAL SECURITY: THE EXPERIENCE OF PHILOSOPHICAL REFLECTION

A.V. Borisovsky1), G.N. Kalinina2)

12) Belgorod state institute of culture and arts 12) e-mail: [email protected]

This article is done philosophical reflection important issue, which is at the epicenter of modern soctokulturnoj and ideological perspectives-spiritual problems of ensuring security, orbit which primarily involved youth segment of Russian society at the crisis stage of its history. This issue is fixed by the authors in the context of a search for the meaning of life, human personal choices of his cultural and istrichesokgo consciousness, as well as the level of his moral and cultural maturity. Rationale the provision that, in substance, from the attitude of every person, its cultural preference depends largely on the future of the country and its national security.

Keywords: Russian society, youth, national and spiritual security, ideology, ideals, istrichesokgo consciousness, values and ideals, regional youth policy.

8 Калинина Г.Н., Штейнмиллер И.О. Духовно-культурная парадигма - как ресурс национальной безопасности России: «смена вех» и «вызов времени» // «Идеология российской государственности в меняющемся мире: вызовы и стратегии»: Сборник научных трудов, по материалам Всероссийской научно-практической конференции 13-14 марта 2017 г. Сочи, 2017. С. 119-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.