УДК 930.2
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РСО-АЛАНИЯ (1995-2000 ГГ.)
З. Т. Золоева
Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет) г. Владикавказ, Россия
Аннотация. Информационное общество как объект научного исследования является очень многогранным и изучается различными науками: историей, социологией, философией, политологией, юриспруденцией. Концепция формирования информационного общества сформировалась еще в 60-х годах XX века, в связи, с чем накопилось большое количество исторического материала. В статье предпринята попытка рассмотрения истории формирования информационного общества в Республике Северная Осетия — Алания. Автор выделяет этапы развития информационного общества и анализирует нормативно-правовые акты регулирующие процесс развития информатизации и информационного общества в Республике Северная Осетия — Алания.
Ключевые слова: информационное общество, история развития информационного общества, информатизация, информационное пространство, информационное право
Концепция информационного общества не нова, она зародилась еще в 60-х годах XX века. А начиная с 90-х годов термин «информационное общество» начинает встречаться в нормативных актах развитых западных стран и прессе. Так в июле 2000 года на саммите Большой Восьмерки была подписана Окинавская хартия по глобальному информационному обществу [3, с.43], а 17 мая провозглашено Международным днем информационного общества.
В. Л. Иноземцев, под информационным обществом понимает концепцию постиндустриального общества; представляющего собой фазу исторического развития цивилизации, в которой главным продуктом производства является информация и знания [5,с.39]. Однако более верным по нашему мнению представляется определение данное И. Л. Бачило, которая под информационным обществом предлагает понимать общество, в котором осуществляется реализация функции обеспечения доступности информации для всех субъектов, а также хранения, распространения знаний, их использования в целях прогрессивного развития общества.[1, с.281] И.Л. Бачило, справедливо отмечает, что формирование информационного общества станет возможным только при условии, если является гражданским, демократическим, правовым и социальным. В итоге - сильным, с высокой степенью самоорганизации.[4,с.66] По нашему мнению именно в этой взаимосвязи наиболее ярко проявляются все положительные черты информационного общества и может раскрыться его потенциал. Следует согласиться и с мнением И.Л. Бачило и в том, что в современных условиях, одной из сложнейших научных проблем выступает изучение взаимодействия информатизации общества и его продвижения к состоянию подлинно гражданского. [2, с.11]
Не отставая от общемировых тенденций Россия также приступила к реализации политики в сфере информатизации, которая впоследствии повлияла на формирование информационного общества. Однако, данный процесс происходил в сложных условиях, связанных с распадом СССР и сопровождался общесистемным кризисом. В этих условиях характеризуемых всеобщей трансформацией общества, перед государством стояла сложная задача разработки эффективной и действенной политики, в том числе и в сфере информатизации.
Можно выделить несколько этапов реализации государственной политики Российской Федерации в сфере развития информационного общества. Так, первый историче-
ский этап (1991-1994 гг.) был связан с формированием политических и правовых основ в сфере информатизации. В этот период были приняты Указы Президента Российской Федерации: «О мерах по ускорению создания центров правовой информатизации» от 28 апреля 1993г. № 477; «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» от 31 декабря 1993г. № 2334; «Об основах государственной политики в сфере информатизации» от 20 января 1994г. № 170 и др. [6, с.29]
Реализация второго этапа (1994-1998 гг.) была связана со сменой приоритетов от информатизации к выработке общегосударственной информационной политики.[7] В этот период были приняты следующие нормативные акты: Указ Президента Российской Федерации 28 июня 1993 года «О Концепции правовой информатизации России», Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации»; Указ Президента от 4 августа 1995 г. «О президентских программах по правовой информатизации» и др.
Последний - третий этап развития государственной политики в сфере информатизации, длится и в настоящее время, он характеризуется реализацией политики направленной на формирование информационного общества в РФ.[7] Осуществление государственной политики на данном этапе сопровождалась принятием Концепции формирования информационного общества в России в 1999 г., Доктрины информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г., Федеральных законов: «Об электронной цифровой подписи»; «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ; Стратегии развития информационного общества от 7 февраля 2008г. и др. Важное значение на данном этапе имела принятая в 2002 году Правительством РФ ФЦП «Электронная Россия 2002-2010 гг.» которая дала мощный импульс для развития информационного общества в российских регионах.
Решение проблем становления единого информационного пространства страны невозможно без выравнивания отстающих регионов и их включения в общегосударственный процесс формирования информационного общества. Это важно и для Российской Федерации, и для каждого региона. В связи с чем возрастает важность проводимой государственной политики в сфере развития информационного общества.
В рамках общегосударственного процесса информатизации, сопровождаемого формированием информационного общества, в РСО-Алания также осуществлялась политика направленная на информатизацию республики. Необходимо отметить, что развитие информатизации в исследуемый период, происходило в сложной политической и экономической обстановке, сопровождаемой падением уровня жизни большой части населения, криминализацией общества, а также болезненными этнополитическим конфликтам. В этой связи, особую значимость в объяснении причин и обстоятельств, сложившегося в республике социально-экономического положения, приобретают историко-политиче-ский подход и историко - правовой подход. Позволяющие раскрыть картину развития республики в предшествующий период, показать специфику РСО-Алания в вопросах развития информатизации и формирования информационного общества.
В исследуемый период РСО-Алания относилась к числу депрессивных субъектов РФ. Однако, несмотря на имеющиеся трудности и относительно отсталый характер развитии, республика на рубеже ХХ-ХХ1 веков начала реализовать политику по оптимизации своего социально-экономического и политического потенциала.[8, с.6] В этот период в РСО-Алании начинают формироваться политические и правовые основы информатизации. Необходимо отметить, что формирование политики в сфере информатизации в РСО-Алания происходило в рамках общегосударственных тенденций, характеризуемых укреплением федерализма и развитием регионализма.
Необходимость модернизации и стабилизации социально-экономической ситуации в республика была отмечена в Указе Президента РФ от 4 октября 1994 г. «О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Северная Осетия
З. Т. Золоева
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РСО-АЛАНИЯ (1995-2000 гг.)
на период до 2000 года». Кроме того 3 марта 1995 года было принято совместное постановление Комитета при Президенте РФ по политике информатизации и Правительства РСО-Алания № 12/2 «О проведении работ по информатизации Республики Северная Осетия-Алания». Данные документы легли в основу проводимой в республике политики в сфере информатизации.
Немного позднее, в конце марта 1995 года Правительством республики была принята комплексная Программа информатизации РСО-Алания, которая была направлена на информатизацию различных отраслей жизни республики. Комплексная программа информатизации, включала Концепцию, Программу и Технико-экономическое обоснование создания информационно-телекоммуникационной системы республики. В указанных документах были определены основные положения, цели, задачи и принципы информатизации республики, перечень проектов информатизации на 1995 год, необходимые объемы финансирования на 1995 год.[9]
Государственным заказчиком по реализации Программы комплексной информатизации РСО-Алания являлся Северо-Осетинский научный центр, которому была поручено разработать развернутый план первоочередных мероприятий по реализации комплексной Программы информатизации РСО-Алания в интересах органов управления, науки, культуры и образования, включая все районы республики, с указанием исполнителей и реальных источников финансирования, а так же научно-методическое и программно-технологическое обеспечение комплексной Программы информатизации РСО-Алания.[10]
Дальнейшее развитие политики РСО-Алании в сфере информатизации было связано с принятием 9 ноября 1998 г. Постановления Правительства РСО-Алания «О реализации Программы информатизации Республики Северная Осетия-Алания», в котором отмечалось решение ряда проблем организационного и технологического характера, а также отмечалось что реализация комплексной программы информатизации республики сталкивалась с серьезными трудностями ввиду отсутствия федерального и республиканского финансирования.
Кроме того, Постановлением Правительства РСО-Алания «О реализации Программы информатизации Республики Северная Осетия-Алания» был утвержден проект «Развитие Интернет в РСО-Алания», что явилось важной вехой в развитии информатизации в РСО-Алания являлось [10]. Реализация проекта была призвана создать в РСО-Алания качественно новую информационную среду, способствующую социально-экономическому развитию республики на основе широкого использования информационных ресурсов, новых знаний и технологий. Проект «Развитие Интернет в Республике Северная Осетия-Алания» являлся составной частью комплексной Программы информатизации республики и одновременно базовым механизмом ее реализации. В ходе осуществления проекта предполагалось создание информационной инфраструктуры, необходимой для реализации программы информатизации в интересах социально-экономического развития республики.
Позднее в марте 1999 года было принято Постановление Правительства республики «О правовой информатизации органов государственной власти и населения РСО-Алания»[11], которым была установлена обязанность в проведении органами исполнительной власти РСО-Алания необходимых организационно-технических мероприятий связанных с установкой банков правовых актов Российской Федерации и определении порядка доступа к ним.
Несмотря на имеющиеся трудности в сфере реализации политики по развитию информатизации, в республике была предпринята успешная попытка решения некоторых важных вопросов организационного и технологического характера. Кроме того, данный этап сопровождался созданием некоторых базовых элементов республиканской инфраструктуры информатизации (по большей части за счет собственных средств предприятий
и учреждений, а также средств российских и международных фондов поддержки науки и образования). Однако, в силу отсутствия единой политики в построении информационной инфраструктуры РСО-Алания, эти достижения носили разрозненный характер.
Органом ответственным за реализацию государственной политики в сфере информатизации в республике в анализируемый период был Комитет РСО-Алания по делам печати и информации. В данный период развитие информатизация в РСО-Алания развивалась довольно слабо. Чувствовалась необходимость в создании необходимых правовых и организационных основ развития данного процесса.
Так, благодаря реализации перечисленных проектов по информатизации республики были достигнуты определенные успехи, среди которых можно назвать, разработку проекта создания единого информационного пространства науки и образования РСО-Алания; создание телекоммуникационного узла сети Интернет; создание информационного сервера, содержащего общие экономико-географические, научно-технические сведения о республике; создание: сети пакетной коммутации; создание республиканского сегмента Государственной автоматизированной системы «Выборы»; а также тематических баз данных для органов исполнительной власти.
Таким образом, анализируя положения нормативно-правовых актов в сфере информатизации и развития информационного общества в исследуемый период, можно заключить, что процесс информатизации в РСО-Алания происходил в русле общегосударственных тенденций и сопровождался рядом трудностей, прежде всего экономического характера. Несмотря на это, республике удалось достигнуть определенных результатов. Правовая база в исследуемый период была развита довольно слабо и имела ряд недостатков, однако она легла в основу для развития процесса информатизации республики в будущем. В целом, процесс информатизации на данном этапе характеризовался компьютеризацией, что свидетельствует о начальном этапе развития информатизации и информационного общества. Как известно, процесс развития информационного общества является непрерывным в связи с чем требовалось продолжение государственной политики в сфере информатизации и повышения степени ее эффективности на дальнейших этапах развития.
Литература
1. Бачило И.Л. Информационное право: Учебник. 2-е изд. М., 2011. С. 281.
2. Бачило И.Л. Развитие информационной среды гражданского общества // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2011. С.11.
3. Ершова Т.В. Информационное общество и развитие России // Информационное общество. 2001. № 2. С. 42-44.
4. Информационное право и становление основ гражданского общества в России / Под ред. И.Л. Бачило. М., 2008. С.66.
5. Иноземцев В. Л. Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Академия, 1999. С. 39.
6. Золоева З.Т. Койбаев Б.Г. История государственной политики Российской Федерации в сфере информатизации и развития информационного общества (1993-2014годы) // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2017. №2. С.29.
7. Пугачева С.С. Информатизация общества: история и современность. Интернет-форум в рамках Всероссийской научной педагогической олимпиады аспирантов на тему: «Современные педагогические исследования: взгляд в историю». [Электронный ресурс] - Режим доступаhttp://aspirantura-olimpiada.narod.ru/index/0-94 (Дата обращения 12.09.2017)
8. Битиев Р.М. Республика Северная Осетия - Алания как субъект ЮФО автореф. дис. .. .к геогр. наук . Краснодар, 2006. С 6.
9. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30.03.1995 № 41 «О комплексной программе информатизации Республики Северная Осетия-Алания» // Официальный интернет- портал правовой информации Государственная система правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ (Дата обращения 12.03.2017).
10. Постановление Правительства РСО-Алания «О реализации Программы информатизации Республики Северная Осетия-Алания» от 9 ноября 1998 г. N 318. // Официальный интернет- портал правовой информации Государственная система правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ (Дата обращения 12.03.2017).
З. Т. Золоева
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РСО-АЛАНИЯ (1995-2000 гг.)
11. Постановление Правительства республики от 25.03.1999 № 78 «О правовой информатизации органов государственной власти и населения РСО-Алания» // Официальный интернет- портал правовой информации Государственная система правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ (Дата обращения 12.03.2017)
Автор публикации
З. Т. Золоева, аспирант, старший преподаватель, Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет) Email: [email protected]
HISTORICAL ASPECTS OF STATE POLICY IN THE FIELD OF DEVELOPMENT OF INFORMATION SOCIETY IN RNO-ALANYA (IN 1995-2000s)
Z. Zoloeva
North Caucasus Mining and Metallurgical Institute (State Technological University), Vladikavkaz, Russia
Abstract: The information society as an object of scientific research is very multifaceted and is studied by various sciences: history, sociology, philosophy, political science, jurisprudence. The concept of the formation of the information society was formed back in the 60s of the XX century, in connection with which a large amount of historical material accumulated. The article attempts to consider the history of the formation of the information society in the Republic of North Ossetia — Alania. The author identifies the stages of the development of the information society and analyzes the regulatory legal acts regulating the development of information and the information society in the Republic of North Ossetia-Alania
Keywords: information society, history of information society development, informatization, information space, information law
References
1. Bachilo I.L. Information law: Textbook. 2 nd ed. M., 2011. P. 281.
2. Bachilo I.L. Development of the Information Environment of Civil Society // Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 2011. P. 11.
3. Ershova TV Information Society and Development of Russia // Information Society. 2001. № 2. P. 42-44.
4. Information law and the formation of the foundations of civil society in Russia / Ed. I.L. Bachilo. M., 2008. P.66.
5. Inozemtsev VL New post-industrial wave in the West: anthology / ed. V. L. Inozemtseva. - Moscow: Academy, 1999. P. 39.
6. Zoloyeva Z.T. Koibaev BG History of the state policy of the Russian Federation in the field of informatization and development of the information society (1993-2014years) // Bulletin of the North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov. 2017. №2. P.29.
7. Pugacheva S.S. Informatization of society: history and modernity. Internet forum within the framework of the All-Russian scientific pedagogical olympiad of post-graduate students on the theme: "Modern Pedagogical Studies: A Look into History". [Electronic resource] - Access modehttp: //aspirantura-olimpiada.narod.ru/index/0-94 (Date of circulation 12.09.2017)
8. Bitiev R.M. The Republic of North Ossetia - Alania as a subject of the SFD author's abstract. dis. ... to geogr. sciences. Krasnodar, 2006. With 6.
9. Decree of the Government of the Republic of North Ossetia-Alania dated 30.03.1995 No. 41 "On the Comprehensive Informatization Program of the Republic of North Ossetia-Alania" // Official Internet-Portal of Legal Information State System of Legal Information. Access mode: http://www.pravo.gov.ru/ (Date of circulation 12.03.2017).
10. Decree of the Government of the Republic of North Ossetia-Alania "On the Implementation of the Informatization Program of the Republic of North Ossetia-Alania" of November 9, 1998, No. 318. // Official Internet Portal for Legal Information State System of Legal Information. Access mode: http://www.pravo.gov.ru/ (Date of circulation 12.03.2017).
11. Resolution of the Government of the Republic of March 25, 1999, No. 78 "On Legal Informatization of State Authorities and the Population of North Ossetia-Alania" // Official Internet Portal for Legal Information State System of Legal Information. Access mode: http://www.pravo.gov.ru/ (Date of circulation 12.03.2017)
Author of the published work
Z. Zoloeva, a teacher, North Caucasus Mining and Metallurgical Institute (State Technological University), Vladikavkaz, Russia, Email: [email protected]
Дата поступления 12.03.2018