УДК 37.014.3
А. В. Черджиев, Ф. Ш. Хугистова
Дополнительное образование детей: опыт Республики Северная Осетия - Алания
Позитивные изменения в обществе и государстве сыграли важную роль в совершенствовании и обновлении воспитательной деятельности педагогических коллективов, способствовали усилению внимания органов законодательной и исполнительной власти всех уровней к вопросам воспитания и гражданского становления молодежи, развитию системы дополнительного образования детей.
Статья посвящена развитию учреждений дополнительного образования детей в Республике Северная Осетия - Алания. Республика, как и другие субъекты страны, получила реальную возможность создать новую систему образования с учетом национально-региональных условий. В статье характеризуются особенности основных направлений дополнительных образовательных учреждений, созданные для развития мотивации детей к познанию и творчеству. Рассматривается вопрос повышения профессионального уровня педагогов дополнительного образования.
Право на образование является одним из неотъемлемых конституционных прав граждан Республики Северная Осетия -Алания и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Северная Осетия -Алания и нормами международного права.
Республика Северная Осетия - Алания провозглашает сферу образования приоритетной и считает основной долгосрочной целью в сфере образования формирование и реализацию единой государственной системы образования, охватывающей все возрастные группы и реально доступной всем гражданам.
Ключевые слова: система дополнительного образования, образовательное учреждение, конституционное право, воспитательный процесс, творческое развитие, детское творчество, квалификация педагогов.
A. V. Cherdzhiev, F. Sh. Khugistova
Children's Further Education: Experience of the Republic of the North Ossetia - Alania
Positive changes in our society and state played an important role in improving and updating of the pedagogical collective' educational activity, increased attention of legislative and executive authorities of all levels to the questions of upbringing and civil formation of the youth, development of the children's further educational system.
The article is devoted to the development of the further education institutions in the Republic of North Ossetia - Alania. As the other subjects of the country the Republic of North Ossetia - Alania received the opportunity to create a new educational system according to its national and regional conditions. The article characterizes the features of main directions of the further education institutions which develop children's motivation to cognition and creation. The question of further education teachers' training is considered in the article.
The right to education is one of the integral constitutional law of North Ossetia - Alania citizens, and is carried out in accordance with legislation of the Russian Federation, the Republic of North Ossetia - Alania and the international law rules. The Republic of North Ossetia - Alania proclaims the sphere of education priority and considers, the main and long-term aim in the education sphere, forming and realization of the unified educational state system, which covers people of all ages and is really available to all citizens.
Keywords: system of further education, educational institution, constitutional law, educational process, creative development, children's creativity, teacher's qualification.
Воспитание детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни является важнейшей составляющей развития общества и государства.
В законодательстве страны произошло обновление многих правовых норм образования, принята национальная доктрина образования в Российской Федерации, определяющая цели воспитания и обучения посредством государственной политики в области образования (до 2025 г.).
Государственная Дума Федерального Собрания РФ приняла в первом чтении проект федерального закона «О дополнительном образовании», создаются современные отечественные концепции воспитания, программы развития систем дополнительного образования.
Реализуя новое конституционное право, с 1999 г. Парламент Республики принял целый блок республиканских законов, отличающихся продуманностью правовой и социальной защиты образовательных учреждений и участников образовательного процесса: «Об образовании», «О внесении изменений и дополнений в Закон РСО - Алания», «Об образовании», «О социальной защите детей-инвалидов», «О государственной молодежной политике», «О семейной политике» и др. Они создают достаточно прочную нормативно-правовую и морально-психологическую базу для реального развития образования.
В образовательной системе Республики Северная Осетия - Алания есть все предпосылки
© Черджиев А. В., Хугистова Ф. Ш., 2017
для развития подрастающего поколения на принципах свободы, демократии, гуманизма.
Закончена работа над Концепцией воспитания Республики Северная Осетия - Алания, где в качестве основных задач построения воспитательной системы в республике выступают
— повышение общественного статуса воспитания в системе образования республики;
— повышение профессионального уровня управления процессом воспитания;
— повышение культуры межнациональных и межэтнических отношений и многое другое.
Характеризуя состояние и развитие дополнительного образования в республике, следует отметить, что, несмотря на трудности экономического характера, дополнительное образование детей как неотъемлемая часть системы непрерывного образования обеспечивает ребенка дополнительными возможностями духовного, интеллектуального и физического развития.
Основное внимание в системе дополнительного образования сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени ее освоения, на многообразии видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы, в том числе по профессиональному самоопределению детей, их самореализации.
Министерство образования и науки республики Северная Осетия - Алания проводит целенаправленную работу по совершенствованию образовательного процесса в учреждениях системы дополнительного образования, внедряя новые методы обучения: проектно-проблемный подход к организации учебно-исследовательской
и учебно-производственной деятельности, раннее обучение иностранному языку. Систематизирован план республиканских массовых мероприятий: каждое направление деятельности системы имеет форму подведения итогов.
В учреждениях дополнительного образования сложилась определенная система повышения профессионального мастерства педагогов. Это методические объединения, государственная аттестация, участие в конкурсах профессионального мастерства, стажерские площадки. Основные направления работы педагогов дополнительных образовательных учреждений:
— охрана и здоровье детей;
— гуманизация и демократизация воспитательно-образовательного процесса.
О том, что система образования республики функционирует в системе развития, свидетельствует не только сохранение сети общеобразовательных учреждений, но и открытие новых школ,
детских садов, учреждений дополнительного образования. Образование в учреждениях дополнительного образования строится с приоритетом воспитания и нацелено на создание условий для мотивации детей и молодежи к познанию и творчеству, обновлению содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса.
Межведомственная программа развития системы дополнительного образования на 20152020 гг., направленная на усиление внимания к воспитанию и творческому развитию подрастающего поколения, реализацию государственной политики в области охраны прав детей, подтвердила стремления объединить усилия всех заинтересованных министерств и ведомств в интересах детей. Во исполнение Распоряжения Правительства РФ № 1847 от 27 декабря 2000 г. Министерство образования и науки республики проводит целенаправленную работу, направленную на стабильное функционирование и развитие системы дополнительного образования в республике [3].
Учреждения дополнительного образования оперативно откликаются на социальные преобразования и процессы, происходящие в обществе. В содержании образования наиболее активно развиваются современные направления: экономическое и экологическое, осваиваются новые информационные технологии. Эти направления введены на основе изучения спроса родителей и детей на дополнительные образовательные услуги. Сегодня в структуре учреждений дополнительного образования республики развиваются пять основных направлений: художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, научно-техническое и т. д.
Одно из самых массовых направлений в системе дополнительного образования - художественно-эстетическое, которое наиболее активно развивается в многопрофильных учреждениях дополнительного образования. Об уровне развития детского национального танцевального искусства известно далеко за пределами Осетии.
Эколого-биологическое дополнительное образование, направленное на развитие интереса ребенка к изучению биологии, географии, экологии и других наук о родном крае, развивается в республике в основном на 7 станциях юных натуралистов, где обучаются более 5 700 школьников. Туристско-краеведческое направление стало одним из приоритетных. В республике регулярно проводятся соревнования по ориентированию, туристскому многоборью (к сожалению, это направление деятельности пока не стало массовым в подростковой среде, так как в течение ряда
51
Дополнительное образование детей: опыт Республики Северная Осетия - Алания
лет Республиканский центр детско-юношеского туризма находится в стадии реорганизации и в недостаточной мере выполняет функции организационного и методического центра детско-юношеского туризма).
Развитие инновационной педагогики, реализация значительного количества авторских программ по различным видам деятельности обуславливают необходимость подготовки педагогов к творческому труду. Для решения вопросов повышения профессионального уровня педагогов дополнительного образования в течение года программно-методическим отделом Дворца творчества организованы курсы для различных категорий педагогов, каждый год в мае в районах республики проходит первый этап конкурса «Сердце отдаю детям».
Воспитание детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни является важнейшей составляющей развития общества и государства. После более чем 10-летнего перерыва в законодательстве страны произошло обновление многих правовых норм образования:
— принята национальная доктрина образования в Российской Федерации, определяющая цели воспитания и обучения посредством государственной политики в области образования (до 2025 г.);
— разработана Программа развития воспитания в системе образования;
— Государственной Думой Федерального Собрания РФ принят в первом чтении проект федерального закона «О дополнительном образовании» [2];
— создаются современные отечественные концепции воспитания, программы развития систем дополнительного образования.
В образовательной системе Республики Северная Осетия - Алания есть все предпосылки для развития подрастающего поколения на принципах свободы, демократии, гуманизма. Функционирует Закон «Об образовании», принятый Парламентом Республики Северная Осетия -Алания по инициативе Министерства общего и профессионального образования РСО - Алания и родительской общественности [1]. Закончена работа над Концепцией воспитания Республики Северная Осетия - Алания, где в качестве основных задач построения воспитательной системы в республике выступают
— повышение общественного статуса воспитания в системе образования республики;
— повышение профессионального уровня управления процессом воспитания;
— повышение культуры межнациональных и межэтнических отношений и многое другое.
Концепция ориентирована на разработку стратегии воспитания в Республике Северная Осетия - Алания, на актуализацию внимания общественности к обновлению содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного педагогического опыта. Воспитание детей и молодежи реализуется в условиях экономического и политического переустройства общества, которое существенно изменило социокультурную жизнь подрастающего поколения. Реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня населения и другие негативные последствия.
В решении социальных проблем воспитания самым активным союзником педагога является родительская общественность. Отечественная и зарубежная наука и практика всегда подчеркивали роль семьи в воспитании, ибо именно в семье ребенок начинает познавать особенности общественных отношений, усваивает первые понятия о добре и зле, получает первые представления о труде и отдыхе, интересах, выражении чувств. Семейный уклад, неповторимый микроклимат, стиль внутренних отношений имеют неоценимое значение для восприимчивого к разным воздействиям и склонного
к подражанию ребенка.
Библиографический список
1. Закон Республики Северная Осетия - Алания от 27.12.2013 г. № 61-Р3 «Об образовании в Республике Северная Осетия - Алания».
2. Проект № 97071427-2 федерального закона «О дополнительном образовании».
3. Распоряжение Правительства РФ № 1847 от 27 декабря 2000 г. «О разработке межведомственной программы развития дополнительного образования детей.
ЫЫ^гаАсЬезкц $р1$ок
1. Zakon Respubliki Severnaja Osetija-Alanija ot 27.12.2013 & № 61-Я3 <ЮЬ obrazovanii v Respublike Severnaja Osetija-Alanija».
2. Proekt № 97071427-2 federal'nogo zakona <Ю dopolnitel'nom obrazovanii».
3. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF № 1847 ot 27 dek-abrja 2000 g. <Ю razrabotke mezhvedomstvennoj pro-grammy razvitija dopolnitel'nogo obrazovanija detej.