ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34:002
Б. Г. Койбаев, З. Т. Золоева
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
В статье анализируются правовые Ключевые слова: информационное
аспекты процесса информатизации в РСО- право, информатизация, правовая политика Алания. Авторы анализируют политику респу- Республики Северная Осетия-Алания. блики в сфере информатизации, выявляют су-шествующие проблемы.
B. G. Koybaev, Z. ^ Zoloeva
LEGAL POLICY OF THE NORTH OSSETIA-ALANIA REPUBLIC IN THE INFORMATION SPHERE
The article analyzes the legal aspects of the process of informatization in North Ossetia-Alania. The authors analyze the policy of the republic in the information sphere and identify existing problems.
На современном этапе актуальными становятся проблемы исследования вопросов правового регулирования информатизации, так как построение информационного общества, которое вносит значительные коррективы в межличностные, общественные, внутригосударственные и международные отношения является одной из важных тенденций развития, как всего современного мира, так и отдельно взятых государств [4, с. 50-55]. Реагируя на реалии сегодняшнего дня, государства реализуют информационную политику, от эффективности которой во многом зависит также и успешность формирования позитивного образа страны [5, с. 45-48].
Проблема разработки и реализации научно обоснованной и эффективной правой политики становится сегодня актуальной стратегической задачей Российской Федерации [12]. Выступая в качестве одного из направлений государственной политики, правовая политика в сфере информатизации затрагивает большинство сфер социальной и общественной жизни. В условиях продолжающейся административной реформы, сопровожда-
Key words: information law, information, legal policy of the Republic of North Ossetia-Alania.
юшейся формированием информационного общества, большое значение, несомненно, приобретает и использование опыта развитых стран в сфере государственного управления и информатизации [6, с. 96-101].
Безусловно, решить проблему доступа к информации посредством информационных технологий можно только путем применения комплексного подхода и при непосредственном участии как руководителей федерального, так и регионального, муниципального уровней, а также общественности.
Основы государственной политики в сфере информатизации регионов заложены в ряде правовых документов: Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № ПР-212, Долгосрочной федеральной целевой программе «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» от 20 октября 2010 г. № 1815-р, Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ и др.
В продолжение общегосударственной политики в сфере информатизации, регионы
сами активно формируют свою нормативно-правовую базу. Так во многих регионах идет процесс реализации «собственных» целевых программ информатизации, которые также требуют соответствующего нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения. В Республике Северная Осетия-Алания (РСО-Алания), принята Государственная программа «Развитие информационного общества в Республике Северная Осетия-Алания» на 2014-2016 годы, которая преследует цель формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий [8].
Следует отметить, что на уровне регионов зачастую правовую основу в сфере информатизации составляют нормативные акты органов исполнительной власти. Такая ситуация характерна и для РСО-Алания. Так, общие вопросы в сфере информатизации республики нашли свое воплощение в таких нормативных актах как: Распоряжение Правительства РСО-Алания от 29.03.2007 г. № 60-р «О введении в эксплуатацию официального Интернет-портала РСО-Алания»; Постановление Правительства РСО-Алания от 24.11.2009 г. № 326 «О создании в РСО-Алания единой государственной телекоммуникационной системы для информационно-справочной поддержки граждан и организаций»; Постановление Правительства РСО-Алания от 22.10.2010 г. № 288 «Об официальном сайте РСО-Алания в сети «Интернет» и официальном печатном издании для размещения информации о проведении торгов в отношении государственного имущества РСО-Алания»; Распоряжение Правительства РСО-Алания от 09.11.2010 г. № 344-р «О мероприятиях по технической защите информации в РСО-Алания»; Постановление Правительства РСО-Алания от 05.08.2011 г. № 208 «О координации мероприятий по использованию информационных технологий в деятельности органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания» и т. д.
Важнейшим нормативным актом республики в сфере информатизации является Указ Главы РСО-Алания от 19.01.2010 г. № 10 «О мерах по развитию информационного общества в РСО-Алания». В соответствии
с Указом в республике был образован Совет по развитию информационного общества и фактически были созданы правовые основы для формирования в РСО-Алания инфраструктуры электронного правительства. Во исполнение данного указа Постановлением Правительства РСО-Алания от 16.02.2010 г. № 36 была утверждена Концепция развития информационного общества в РСО-Алания на период 2010-2015 годы.
Концепция установила следующие цели развития информационного общества в РСО-Алания:
- обеспечение потребностей граждан и организаций в доступе к информации и информационном взаимодействии;
опережающее развитие отрасли информационных технологий и связи при устойчиво высоких темпах роста экономики РСО-Алания в целом;
- повышение эффективности и качества государственного управления, формирование системы предоставления государственных услуг на основе использования информационных технологий («электронного правительства») РСО-Алания [9].
В соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в целях достижения открытости и доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, обеспечения прав граждан и организаций на доступ к информации о деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания, размещаемой в сети Интернет был издан Указ Главы РСО-Алания от 27.08.2010 г. № 115 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РСО-Алания, размещаемой в сети Интернет» [14].
По нашему мнению, принятие данного Указа послужило отправной точкой для формирования в РСО-Алания информационного общества, так как он сопутствует достижению открытости и доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, обеспечению прав граждан и организаций на доступ к информации о деятельности органов исполнительной
власти и органов местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания
Дальнейшее развитие информационного законодательства РСО-Алания связано с принятием Постановления Правительства РСО-Алания от 12 ноября 2010 г. № 309 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти РСО-Алания», которое установило порядок организации доступа к информации о деятельности Правительства Республики Северная Осетия-Алания и органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания; перечни информации о деятельности Правительства Республики Северная Осетия-Алания и органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, размещаемой в сети Интернет, требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания.
Преследуя цель формирования электронного правительства и облегчения взаимодействия между органами власти, в республике, начиная с 2011 года, был принят ряд актов, направленных на внедрение электронного документооборота: Распоряжение Правительства РСО-Алания от 14 марта 2011 г. № 60-р «О республиканской системе межведомственного электронного взаимодействия»; Распоряжение Правительства РСО-Алания от 20.07.2012 г. № 179-р «Об утверждении плана мероприятий по внедрению системы электронного документооборота на 2012 год»; Постановление Правительства РСО-Алания от 3 августа 2012 г. № 272 «Об организации деятельности по подключению к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия и разработке электронных сервисов»; Постановление Правительства РСО-Алания от 1 7 августа 201 2 года № 278 «Об утверждении положения и проведении мониторинга»; Распоряжение Правительства РСО-Алания от 1 марта 2013 года № 58-р «Об утверждении плана мероприятий по внедрению системы электронного документооборота на 2013 года».
Важной проблемой реализации права на информацию в условиях формирования электронного правительства является проблема открытости сайтов органов государственной власти, что, несомненно, играет важную
роль в развитии гражданского общества. Несмотря на то, что «процесс формирования гражданского общества в республике пока еще не завершен, тем не менее, он уже необратим» [7, с.195]. В этой связи следует отличать онлайновое правительство - оборудованное электронным интерфейсом, от правительства электронного. Электронное правительство всегда является онлайновым, но не наоборот. Подключением органов государственной власти к Социальной сети не может быть обеспечена их транспарентность. Информация от чиновников всегда дозирована, и часто это означает ее утаивание. Простым внедрением онлайнового правительства эту проблему не решишь. Ведь чиновник может просто минутной манипуляцией настроить почту на автоматический режим дежурных ответов и при этом не предпринимать никаких действий, направленных на решение поставленных проблем [3]. По результатам независимых исследований уровень открытости официальных сайтов органов государственной власти находится на крайне низком уровне.
Фонд Свободы Информации опубликовал рейтинг субъектов Российской Федерации в соответствии с уровнем информационной открытости официальных сайтов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в 2014 году, где Республика Северная Осетия-Алания заняла 44 место из 83 (уровень открытости составляет 45,87 %) [10]. Также Фондом был составлен рейтинг информационной открытости официальных сайтов региональных органов законодательной власти, в котором Парламент Республики Северная Осетия-Алания занял 64 место из 83 (итоговая оценка открытости 38,0 %) [11].
Наполнение сайтов является еще одной проблемой введения электронного правительства. Ведь для обеспечения доступа граждан к информации необходимо не просто наличие сайта, но и наполнение их необходимой информацией, своевременное обновление информации. Перечень сведений о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемых в сети Интернет, содержится в статье 13 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [13], и как показывает практика не всегда соблюда-
ется. Так, в 2014 году Фондом свободы информации был проведен аудит региональных открытых данных. В рамках аудита были проанализированы официальные сайты органов исполнительной власти субъектов РФ и проверены региональные наборы открытых данных (www.opendata71.ru) на предмет соответствия российскому законодательству, требованиям экспертов и запросам пользователей. В результате аудита был составлен рейтинг, в котором РСО-Алания заняла 50 место из 83(уро-вень открытости составляет 12,229 %) [1].
Еще одной проблемой стоящей на пути внедрения электронного правительства является бюрократизация. Государственный аппарат не оказался заинтересованным в новациях, делающих его деятельность прозрачной и подотчетной обществу. Он по-прежнему защищает свои права на получение так называемой «статусной ренты». Помимо этого, чиновники сопротивляются внедрению ИКТ, так как это может грозить им сокращением аппарата, уменьшением бюджета и потерей ресурсов [2].
Необходимо также сказать и о правовых проблемах, которые стоят на пути реализации права на информацию. Так, региональную правовую основу для формирования и развития электронного правительства в республике составляют исключительно нормативно-правовые акты органов исполнительной власти. Хотя, по нашему мнению, закрепление анализируемого вопроса на уровне законодательных актов, по нашему мнению, было бы намного эффективнее. Кроме того, технология электронного правительства, как известно, требует усиленного внимания к вопросам обеспечения информационной безопасности и защиты персональных данных. К сожалению, данные вопросы все еще остаются неурегулированными в республике, что, по нашему мнению, является негативной тенденцией.
Проведенный анализ формирования электронного правительства в Республике Северная Осетия-Алания позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на предпринимаемые усилия, существует ряд проблем как технологического, так и правового характера. Приведенные статистические данные свидетельствует о том, что для достижения высоких результатов в республике необходимо приступить к реализации научно-обоснованной информационной политики, опирающейся на соответствующие нормативно-правовые акты.
Также в республике реализуются проекты, связанные с внедрением универсальной электронной карты, которая имеет целью облегчение получения государственных услуг. В этой связи были приняты Распоряжение Правительства РСО-Алания от 22.07.2010 г. № 173-р «О создании межведомственной рабочей группы по реализации проекта «Единая универсальная электронная карта жителя РСО-Алания»; Распоряжение Правительства РСО - Алания от 1 марта 2011 г. № 49-р «Об организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт»; Распоряжение Правительства РСО-Алания от 20.07.2012 г № 178-р «Об утверждении Плана внедрения универсальных карт на территории РСО - Алания».
Еще одним направлением развития информационного законодательства РСО-Алания является нормативное закрепление процесса оказания государственных услуг в электронном виде. В этой связи были приняты Постановление Правительства РСО-Ала-ния от 19 августа 2011 № 226 «О внедрении пилотного проекта по выполнению работ в целях предоставления органами исполнительной власти РСО-А социально значимых государственных (муниципальных) услуг в электронном виде»; Постановление Правительства РСО-Алания от 29.12.2011 г. № 376 «О порядке определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг органами исполнительной власти РСО-Алания»; Постановление Правительства РСО-Алания от 29.12.2011 г. № 377 «Об утверждении Порядка запроса документов и информации, необходимых для предоставления государственных услуг»; Постановление Правительства РСО-Алания от 29.12.2011 г. № 375 «О порядке формирования и ведения Реестра государственных услуг Республики Северная Осетия-Алания»; Постановление Правительства РСО-Алания от 17 августа 2012 года № 278 «Об утверждении положения и проведении мониторинга качества предоставления государственных услуг в Республике Северная Осетия-Алания».
Анализ данных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что они достаточно подробно регламентируют вопросы внедрения технологии электронного правительства в республике, а также развивают фе-
деральное законодательство об обеспечении доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти. Однако следует отметить, что преобладание подзаконных актов в системе информационного законодательства РСО-Алания, по нашему мнению, не всегда позволяет эффективно решать проблемы информатизации.
Рассуждая о вопросах повышения эффективности политики субъектов РФ, следует отметить необходимость, закрепления обозначенных вопросов на уровне законодательных актов субъекта РФ. Во многих регионах России приняты соответствующие законы. Например, Закон Ханты-Мансийского автономного округа «Об информационных ресурсах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» от 18.03.1998г. № 18-оз, Закон Орловской области «Об информатизации и информационных ресурсах Орловской области» от 13.05.2008 года № 774-оз, Закон Нижегородской области «Об информатизации и информационных ресурсах Нижегородской области» от 12.2005 г. № 674. По нашему мнению, целесообразным будет, принятие
в развитие федерального законодательства, в РСО-Алания ряда законов. Например, Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания», Закон «Об информационных ресурсах РСО-Алания».
Как известно, эффективность общегосударственной политики в сфере информатизации во многом зависит от того как она реализуется в регионах, в связи с чем видится необходимым урегулировать на законодательном уровне всех субъектов федерации вопросы информатизации, формирования информационных ресурсов и создания единого информационного пространства региона.
Таким образом, несмотря на уже существующий, довольно серьезный массив нормативно-правовых актов в сфере информатизации практическая реализация государственной политики в сфере информатизации регионов, требует дальнейшего развития и совершенствования информационного законодательства.
Литература
1. Аудит региональных открытых данных в 2014г. [Электронный ресурс]. URL: http://system. infometer.org/ru/monitoring/166/rating/ (Дата обращения: 05.05.2015).
2. Григорьев П. В. Электронное правительство России: проблемы и перспективы развития // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2009. - № 3.
3. Жумаев Ю. Г. Электронное правительство - максимальная эффективность управления государством // Правовые вопросы связи. - 2009. - № 1.
4. Койбаев Б. Г. Формирование новой системы международных отношений в условиях становления глобального информационного общества // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. Общественные науки. - 2012. - № 1.
5. Койбаев Б. Г. Политический имидж государства в современном глобальном информационном пространстве // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. Общественные науки. - 2013. - № 1.
6. Койбаев Б. Г., Золоева З. Т. Правовые аспекты информатизации в Республике Корея // Гуманитарные и юридические исследования. - 2015. - № 1.
7. Койбаев Б. Г., Курбанов Р. Н. Противодействие экстремистской деятельности в Республике Северная Осетия-Алания: политико-правовые аспекты. - Владикавказ: Издательско-полиграфи-ческое предприятие им. В. Гассиева, 2010.
8. Постановление Правительства РСО-Алания от 15 ноября 2013 г. № 411 г. Владикавказ «О государственной программе Республики Северная Осетия - Алания «Развитие информационного общества в Республике Северная Осетия-Алания» на 2014-2016 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://komsitrso.ru/assets/rockdownloads/docs/republic/Gosprogramma_RS0-A_%202014-2016. pdf (Дата обращения: 05.05.2015).
9. Постановлением Правительства РСО-Алания от 16.02.2010 г. № 36 была утверждена Концепция развития информационного общества в РСО-Алания на период 2010-2015 годы [Электронный ресурс]. URL: http://komsitrso.ru/index.php?option=com_rokdownloads&view=file&Itemid=16& id=19:-----19-01-2010- (Дата обращения: 05.05.2015).
10. Рейтинг информационной открытости высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://system.infometer.org/ru/ monitoring/160/rating/ (Дата обращения: 05.05.2015).
11. Рейтинг информационной открытости законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://system.infometer.org/ru/ monitoring/142/rating/ (Дата обращения: 05.05.2015).
12. Сумской Д.А. К разработке концепции социального права России // Евразийский юридический журнал. - 2008. - № 3.
13. Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета. - 2009. - Федеральный выпуск № 4849 от 13 февраля.
14. Указ Главы РСО-Алания от 27.08.2010 г. № 115 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РСО-Алания, размещаемой в сети Интернет» [Электронный ресурс]. URL: http://komsit-rso.ru/index.
php?option=com_rokdownloads&view=file&Itemid=16&id=27:-----27-08-2010 (Дата обращения:
05.05.2015).
УДК 347
Д. А. Сумской
НОВЕЛЛЫ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ
В статье освещаются проблемные вопросы российского законодательства о юридических лицах. Рассматриваются положения о представительстве и исполнительном органе юридического лица. Анализируется законодательное деление юридических лиц на корпоративные и унитарные, публичные и непублич-
ные, коммерческие и некоммерческие. Автор обращается к сущности новой организационно-правовой формы некоммерческой организации - публично-правовой компании.
Ключевые слова: юридическое лицо, Гражданский кодекс, законодательная новелла.
D. A. Sumskoy
NOVELS OF CIVIL LEGISLATION ON LEGAL ENTITIES
The author examines problematic questions of Russian legislation on legal entities. He studies regulations of representation and executive body of a legal entity. The legislative division of legal entities into corporate and unitary, public and non-public, commercial and С 1 сентября 2014 года вступили в силу поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации, существенно изменившие главу о юридических лицах [12, ст. 2304]. Анализ дополнений и изменений позволяет сделать вывод о том, что многие пробелы в законодательстве были устранены - в частности, законодатель закрепил в кодексе исчерпывающий перечень организационно-правовых форм юридических лиц; определил в качестве ме-
non-commercial ones is analyzed. The author addresses the essence of a new organizational and legal form of a non-profit organization - Public Law Company.
Key words: legal entity, civil code, novel legislation.
ста нахождения юридического лица место его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта, что особо важно для определения местонахождения филиалов и представительств; регламентировал особенности реорганизации и ликвидации юридических лиц. Вместе с тем, появились и новые проблемные вопросы.