УНИВЕРСИТЕТ БУДУЩЕГО
Д.С. Жуков, С.К. Лямин
Исследовательская инфраструктура университета будущего University research infrastructure of the future
Аннотация, abstract: Статья посвящена модели совершенствования институциональной инфраструктуры научной деятельности в университете. Анализируется трансформация основных факторов, под воздействием которых развивается исследовательская инфраструктура. Рассматривается государственная политика в данной сфере. Предлагаются инструменты повышения организационной эффективности научных коллективов.
Paper is devoted to the development of institutional infrastructure for scientific activities at the university. Analyzed the transformation of the main factors influencing the developing research infrastructure. Considered public policy in this area. Offered tools to enhance organizational effectiveness research teams.
Авторы, authors: Жуков Д.С. - Тамбовский государственный университет им. ГР. Державина, кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений и политологии, [email protected]
Лямин С.К. - Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, кандидат исторических наук, доцент кафедры Российской истории, [email protected]
Zhukov, Dmitry S. - Tambov State University, Tambov, Russian Federation, PhD in History, Associate Professor of the International Relations and Political Science Department in Tambov State University, [email protected]
Lyamin, Sergey K. - Tambov State University, Tambov, Russian Federation, PhD in History, Associate Professor of the Russian History Department, [email protected]
Ключевые слова, keywords: научная инфраструктура, научно-образовательный центр, наукометрия, государственная политика в области науки
scientific infrastructure, research and educational center, scientometrics
УДК 005:001.89
INETERNUM. 2011. N2.
ШЕТЕтиМ. 2011. N2.
Университет в современном и будущем обществе
Статья посвящена институциональной трансформации вузовской науки под воздействием изменений внешних социальных условий, а также под воздействием государственной политики в области науки. Предметом исследования является научная инфраструктура Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина (далее - ТГУ).
Научная и инновационная политика университета изложена в ряде программных статей и выступлений ректора. 135 Эта политика имеет программу-максимум и программу-минимум. Максимум - создание основных компонентов исследовательского университета. Минимум - последовательная эволюционная реструктуризация научной деятельности с целью принципиального увеличения финансирования вузовской науки.
Тамбовский государственный университет должен стать структурообразующим центром в возникающем сегменте экономики знаний. В «умной экономике» будущего исследовательские центры университета должны оказаться на гребне волны. Участие университета как значимого элемента в новом витке модернизации многих сторон жизнедеятельности общества обеспечит заинтересованность государства и общества в динамичном развитии вуза.
Тамбовский государственный университет превращается в ядро кластера инновационной деятельности всего региона. Это предполагает формирование динамичной научной базы мирового уровня.
Преимущества в глобальной экономике соз-
135 Юрьев В.М. Развитие инновационного потенциала университета // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 1. С. 7-15.
дают лишь эксклюзивные интеллектуальные продукты и (или) продукты мирового уровня, что должно являться главным ориентиром для научной активности вуза.
Принципы развития институциональной научной инфраструктуры университета
В ТГУ проводится определённая политика развития институциональной научной структуры. Её основные принципы можно сформулировать следующим образом. Необходимо использование и дальнейшее совершенствование имеющихся структур и деловых процессов без их разрушения. Невозможно производить значимые трудозатраты на исследования без оплаты или, как минимум, без авансирования адекватных денежных средств. Немонетарное администрирование имеет весьма ограниченные возможности стимулирования научной деятельности. Следовательно, приоритетной задачей научной политики является не столько менеджмент содержания исследовательской активности, сколько привлечения финансовых средств в научную сферу вуза.
Научная политика вуза предусматривает не перестройку имеющейся научной структуры, а надстройку, не введение новых ограничений, а предоставление новых возможностей, расширение пространства реализации интересов всех участников исследовательского процесса.
Исследовательские центры университета решают теоретические и прикладные научные задачи, в конечном счёте, под заказ. Заказчиками выступают общество (бизнес и массовый потребитель) и государство (министерства и фонды). Следовательно, задача вуза -всемерное стимулирование заказа на науку.
Эффективные регулярные фандрайзинговые акции необходимо сочетать с длительной по-
литикой системного развития финансовой ат-трактивности университетской науки.
Общие цели развития институциональной научной инфраструктуры:
1. Подготовка к прогнозируемым вызовам и возникающим возможностям (то есть развитие адаптационного потенциала вузовской науки). К ближайшим вызовам следует отнести: хронический недостаток и вероятная нестабильность государственного финансирования, переход к наукометрическим критериям оценки достижений (система импакт-факторов и индексов цитирования), переход финансирования науки на систему государственных открытых торгов и пр.
2. Привлечение денежных средств (усиление финансовой аттрактивности исследовательской деятельности вуза). Эта цель включает в себя подцели: (А) привлечение грантовских денег и (Б) привлечение общественного финансирования (прежде всего, по хоздоговорам). Для реализации первой подцели требуется значительное повышение грантоспо-собности, для реализации второй - развитие инновационности.
Научная политика вуза распадается на две группы взаимосвязанных мероприятий. Первая группа - форвардная - наступательная, инициативная, прорывная политика. Вторая группа - реактивная политика, направленная на формирование ответов на имеющиеся и прогнозируемые вызовы и возможности. Форвардная политика - политика ради развития, реактивная политика - ради выживания.
Форвардные компоненты научной политики
Кризис побуждает «жить сегодняшним днём», но это не означает, что наука может
сосредоточится лишь на решении текущих задач. Университетская наука должна ориентироваться на будущее. Безусловно, это утверждение не означит только то, что собственно исследования должны быть перспективными (это естественное свойство научной деятельности как таковой). Нужно уметь прогнозировать институциональные и содержательные трансформации современной науки в целом и в каждом отдельном направлении, чтобы удержаться на гребне волны; нужно уметь соответствовать будущему.
Опытные производства
Одной из перспективных сверхзадач вузовской научной политики является создание опытных производств. Опытные производства - средство усилить привлекательность научных проектов для бизнеса. Это также инструмент перехода части исследований на самообеспечение, установления непосредственной связи науки и производства, расширения материальной базы исследований, решения острой проблемы внешнего софи-нансирования (наличие которого является обычным требованием государственных целевых программ).
Опытное производство - аттрактивный для венчурного капитала объект, способ вовлечения средств (и частных, и государственных) в вузовскую науку.
Естественно, следует признать, что создать крупные опытные производства «в стекле и бетоне, дереве и металле» в настоящий момент и своими силами Тамбовский государственный университет не может. Усилия вуза в этом направлении должны концентрироваться на создании основных нематериальных активов и предпосылок такого рода производств, а именно:
ШЕТЕМиМ. 2011. N2.
ШЕТЕМиМ. 2011. N2.
a) создание научного продукта, имеющего внедренческие перспективы,
b) регистрация необходимых для производства патентов и авторских прав,
c) разработка бизнес-планов,
^ проведение маркетинговых исследований,
е) проведение РВ.-компании проекта и фан-драйзинговых акций, имеющих цель привлечение сторонних средств.
Это именно те первые шаги, которые реально может предпринять университет; что же касается материального воплощения производства, то для этого требуется внешние инвестиции. Предложенные усилия возможно осуществить в рамках имеющихся или будущих проектов, финансирующихся из государственного бюджета.
Необходимо обратить внимание, что опытные производства в Тамбовском государственном университете являются необходимым шагом к созданию так называемых инновационных производств. Юридические возможности создания таких производств имеются: законодательно разрешено вузам создавать собственные предприятия инновационной направленности, которые призваны непосредственно осуществлять коммерциализацию передовых научных продуктов, являясь, таким образом, точками роста экономики знаний. В ТГУ создан ряд таких предприятий, однако они пока не приносят значительного дохода.
Безусловно, создание масштабных инновационных производств не является «делом завтрашнего дня», однако к тому времени, когда сформируются все законодательные и инвестиционные условия для осуществления подобных замыслов, Тамбовский государ-
ственный университет должен быть готов включиться в процессы формирования новых производств в качестве регионального лидера.
Мы должны быть готовы к появлению новых возможностей.
Совершенствование институционального дизайна вузовской науки
Нынешнее институциональное оформление научной организации базируется на неформальных научных школах и научных центрах как подразделениях университета. Эту структуру необходимо развивать, сделать её более динамичной, ориентированной на привлечение средств, более профессиональной (в организационном и техническом смыслах).
Совершенствование институционального дизайна науки призвано способствовать повышению грантоспособности исследовательских коллективов Тамбовского государственного университета через решение следующих задач: 1. содействие развитию связей с академическими научными структурами; 2. сохранение и формирование новых стабильных научных школ федерального и мирового уровня; 3. организация конвертации непериодических научных изданий в специализированные научные журналы и, таким образом, подготовка к введению импакт-фактора и индексов цитирования.
Инструментом совершенствования дизайна является создание работоспособных научнообразовательных центров - НОЦ. Обратим внимание: в университете созданы Центры двух видов: 1) «федеральные» НОЦ, получающие госфинансирвоание по госкон-трактам в рамках мероприятия 1.1. ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (на начало 2011 в
университете имеется пять таких Центров); 2) «обычные» НОЦ, финансируемые за счёт иных источников.
Именно НОЦ (и первого и второго вида) призваны организовывать работу с академическими институтами, формализовать научные школы, выступать в качестве редакционно-издательских центров для журналов, координировать научные исследования и выполнять некоторые иные функции. До уровня НОЦ могут быть развиты уже существующие лаборатории, а некоторые из них - уже успешно работают как эффективные организационные центры.
Развитие науки - это стратегия, но не только стратегия ректората. Это ещё и чёткое осознание системы действий в каждой научной сфере. Иначе говоря, это многоуровневая стратегия. Именно НОЦ являются центрами выработки таких узкотематических политик.
НОЦ является способом концентрации научно-интеллектуальных усилий и, вместе с тем, диверсификации научно-организационных функций.
НОЦы - полифункциональные центры, специализирующиеся в относительно узком тематическом диапазоне исследований. Полифункциональность предполагает разделение труда, диверсификацию организационно-научных функций между сотрудниками. (Одни сотрудники занимаются подготовкой заявок, другие - издают журнал, третьи - обеспечивают Интернет-активность и т.п.). Такая диверсификация функций и, соответственно, специализация сотрудников на выполнении отдельных организационных задач даёт возможность проводить систематическое повышение квалификации и повышать профессионализацию сотрудников.
На рост заявочной и отчётной нагрузки, с которой сталкиваются во всё возрастающей мере лидеры научных коллективов, следует отвечать ростом эффективности и делегированием функций в рамках функционально-диверсифицированных научных центров.
Функции НОЦ:
- поддержка связей с академическими структурами;
- организация конференций;
- интернет-активность (создание собственного сайта, обслуживание Интернет-версий журналов, взаимодействие с электронными библиотеками и регистрационными системами);
- подготовка заявочной документации (по грантам, ВП, ФЦП и т.п.);
- подготовка отчётной документации (по грантам, ВП, ФЦП и т.п.);
- концентрация научных проектов, консолидация исследовательских усилий;
- вывод научных проектов на общероссийский и мировой уровень по качеству и актуальности, то есть акселерация уровня исследований;
- организация научных изданий (редакционное и организационное обслуживание издания специализированных журналов);
- стратегическое научное планирование, выработка и реализация в течение длительного периода больших исследовательских программ: от фундаментальной разработки темы, через исследование её прикладных аспектов, к созданию инновационных продуктов.
Разделение труда в рамках НОЦ:
- руководство, стратегические планирование исследований, представительские функции, формирование системы научных связей и поддержка исследовательского брэнда коллектива;
ШЕТЕМиМ. 2011. N2.
ШЕТЕтим. 2011. N2.
- фандрайзерские функции (мониторинг источников финансирование и инициирование проектов привлечения средств);
- обеспечение документооборота (подготовка формальной документации по заявкам и отчётам);
- конференц-менеджмент;
- компьютерное, информационное, техническое обеспечение научных исследований;
- (возможно) верстка и редактура;
- (возможно) переписка.
Необходимо, однако, помнить, что носители всех этих функций в рамках НОЦ являются, прежде всего, исследователями.
Иметь узкую специализацию, работать в узком диапазоне задач мог позволить себе только рабочий у конвейера индустриальной эпохе. Постиндустриальное общество (и, в частности, его сегмент научного производства) предусматривает полифункциональность работника.
Некоторые НОЦы в перспективе могут эволюционировать в полноценные исследовательские подразделения Тамбовского государственного университета. В нынешнем состоянии система НОЦев должна сформировать функциональную научную структуру, в дополнение к линейной образовательной структуре. Кафедры, являясь, по определению, научно-образовательными подразделениями, перегружены организационно-образовательными задачами и, кроме того, не всегда достаточно «массивны», чтобы консолидировать научные усилия для выполнения госзаказа или иных масштабных исследовательских проектов. НОЦы логически дополнят научные усилия кафедр. Кроме того, развитие структуры НОЦев не требует какого-либо нового или особого организационного оформления, поскольку имеющиеся инстру-
менты конституирования научных групп (положения о научных центрах, договоры с ВТК и пр.) вполне достаточны.
Литература
Болдырев Н.Н. Может ли наука быть региональной? // Высшее образование в России. 2004. № 12. С. 80-85.
Жуков Д.С. Классический сценарий глобализации: прогнозы и реалии («Лексус и олива» Томаса Фридмена: ретроспективный анализ) // Inetemum. 2010. Вып. 1(2). С. 61 - 67.
Жуков Д.С., Лямин С.К. Научный прогноз как элемент футурорефлексии // Inetemum. 2010. Вып. 1(2). С. 5 - 7.
Журавлев В.А. Классический исследовательский университет: концепция, признаки, региональная миссия // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 2.
Левина В.Н. Совершенствование гуманитарного образования в современном вузе // Проблемы федерально-региональной политики в науке и образовании: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2008. С. 53-56.
Юрьев В.М. Активизация инновационной деятельности ТГУ им. ГР. Державина как механизм повышения качества подготовки специалистов // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2007. Т. 2. № 12. С. 12-46.
Юрьев В.М. Развитие инновационного потенциала университета // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 1. С. 7-15.
Юрьев В.М. Региональный университет: новый этап модернизации // Высшее образование в России. 2004. № 12. С. 59-73.