И.Н. Толмачёва, В.Н. Левина
Анализ участия Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина в реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» в 2009 - 2010 годах
Analysis of the involvement of Derzhavin Tambov State University in the implementation of federal target program “Scientific and scientific-pedagogical personnel of innovative Russia”
in 2009 - 2010 years
Аннотация, abstract: В статье рассмотрены закономерности развития научной деятельности, связанные с реализацией проектов федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».
The article deals with patterns of development of scientific activities connected with realization projects of the federal target program “Scientific and scientific-pedagogical personnel of innovative Russia"
Авторы, authors: Толмачёва И.Н. - Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, кандидат филологических наук, [email protected]
Левина В.Н. - Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, кандидат филологических наук, [email protected]
Tolmacheva, I.N. - Tambov State University, Tambov, Russian Federation, Ph.D., [email protected]
Levina, V.N. - Tambov State University, Tambov, Russian Federation, Ph.D., [email protected]
Ключевые слова, keywords: научно-исследовательская деятельность, научный потенциал, инфраструктура
research activities, scientific potential, infrastructure
УДК 005:001.89
Цели и задачи Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры» (Программы) формировались с учетом мнений молодых людей о том, что может способствовать привлечению молодежи в российскую науку. Опрос выпускников Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (а они уже в студенческие годы получают реальные представления о научной деятельности) зафиксировал определенную иерархию приоритетов. К числу наиболее значимых относятся увеличение заработной платы в научной сфере (92,5 процента), оснащение современными приборами
INETERNUM. 2011. N2.
ШЕТЕтиМ. 2011. N2.
и оборудованием (47,5 процента), возможность профессионального и должностного роста (41,4 процента), условия для полноценной реализации научных амбиций (37,8 процента)136.
Поскольку системная проблема повышения уровня заработной платы не может решаться за счет средств федеральных целевых программ, речь может идти о создании системы мотивации научного труда, включающей возможности выполнения научно-исследовательских работ, обновления основных средств проведения таких исследований, предоставления возможностей для повышения уровня внутрироссийской мобильности научно-педагогических кадров.
Целью Программы является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие взаимосвязанные задачи:
- создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда;
- создание системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий (оборонно-промышленный комплекс, энергетическая, авиационно-космическая, атомная отрасли и иные приоритетные для Российской Федерации высокотехнологичные отрасли промышленности) и закрепления ее в этой сфере;
136 Данные взяты из паспорта Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 гг.
- создание системы механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров. Мероприятия программы были сформированы Министерством образования и науки Российской Федерации при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций с учетом следующих положений:
- повышение привлекательности научной деятельности для студентов, аспирантов, молодых ученых, в том числе путем создания стимулов для их участия в выполнении государственных заказов в рамках Программы;
- выполнение мероприятий, стимулирующих расширение связей между субъектами научной и образовательной деятельности, а также между секторами науки, образования и высоких технологий, активное использование механизмов интеграции науки и образования;
- доведение до широкой общественности результатов успешной реализации мероприятий Программы;
- использование научного и образовательного потенциала российской диаспоры за рубежом;
- реализация непрерывного цикла воспроизводства и закрепления научных и научно-педагогических кадров.
Приступая к анализу участия Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина в реализации федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы, мы исходили из двух принципиальных соображений:
1. Проводимый анализ должен продемонстрировать насколько участие в программе университета способствует достижению и увеличению аккредитационных показателей вуза.
2. Анализ должен продемонстрировать насколько проектная деятельность университета способствует достижению утверждённых в паспорте программы программных индикаторов.
Вполне уместным является вопрос: почему в центре нашего внимания находится только федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы? Дело в том, что опыт университета в участие в федеральных целевых программах до 2009 года носил единичный характер. И лишь с появлением программы «Кадры» такой опыт стал носить системный характер. Именно поэтому в рам-
ках данного отчёта мы сравниваем динамику
2009 и 2010 годов - первых двух лет работы федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы.
Участие Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина в реализации федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы способствовало, прежде всего, увеличению финансирования научно-исследовательской деятельности университета. Именно на анализе этого аккредитационного показателя нам хотелось бы сосредоточить внимание.
Таблица 1. Количество заключённых контрактов и суммы финансирования
Количество государственных контрактов Общая сумма финансирования (млн. руб.)
2009 год 11 5,473
2010 год 45 37,783
В Таблице 1. приведены результаты по годам. Необходимо учитывать, что государственные контракты заключены на разные сроки - от одного до трёх лет. Общее количество государственных контрактов на конец 20010 года, заключенных с Тамбовским государственным университетом имени Г.Р. Державина состовляло 46, из них годичные, двухлетние и трёхлетние контракты по годам распределялись следующим образом: (см. Таблицу 2.).
Таблица 2. Распределение государственных контрактов, заключённых на разные сроки
Государственные контракты (один год) Государственные контракты (два года) Государственные контракты (три года)
2009 год 1 4 6
2010 год 1 8 26
Соответственно и сумма финансирования указанная в Таблице 1. не отражает всех объёмов финансовых поступлений, поскольку в таблице приведены данные лишь за 2009 и 2010 год. Общая сумма, полученная университетам по 46 контрактам составляет 113,066 миллионов рублей и распределяется по годам следующим образом: (см. Таблицу 3.).
Таблица 3. Распределение всего финансового объёма по 46 государственным контрактам
Финансирование (2009 год, млн. руб.) Финансирование (2010 год, млн. руб.) Финансирование (2011 год, млн. руб.) Финансирование (2012 год, млн. руб.)
Контракты 2009 года 5,473 8,148 6,7 0
Контракты 2010 года 0 29,635 30,835 32,275
ШЕТЕЯПиМ. 2011. N2.
ШЕТЕтиМ. 2011. N2.
Однако вернёмся к таблице 1. Перед нами стоит задача определить - какую долю от общего финансирования научно-исследовательской деятельности Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина составляет финансирование по проектам программы « Кад-пы». Для этого сопоставим данные ежегодного отчёта о научно-исследовательской деятельности университета с имеющимися данными по структуре финансирования в рамках проектов университета, поддержанных федеральной целевой программой «Научные и научныо-педаго-гические кадры инновационной России» в 2009 и 2010 году (см. таблицу
Таблица 4. Результаты сопоставления общего объёма финансирования НИД университета с объёмом финансирования по программе «Кадры»
Общий объём финансирования НИД университета (млн. руб.) Общая сумма финансирования по программе «Кадры» (млн. руб.) %% от общего объёма финансирования НИД университета
2009 год 69,446 5,473 8%
2010 год 103,934 37,783 36%
Таким образом, доля средств университета, полученная в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» в общем объёме финансирования научно-исследовательской деятельности университета выросла в 4,5 раза - с 8% до 36%. Успешная динамика привлечение средств для научно-исследовательской деятельности из программы, которую демонстрировал университет в 2009 и
2010 годах позволяет утверждать следующее:
- Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы является одним из основных источников финансирования научно-исследовательской деятельности Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, обеспечивающий бо-
лее трети доходов университета от выполнения научно-исследовательских работ.
- Участие университета в федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы является мощным фактором обеспечения высоких акредитационных показателей университета.
Анализируя насколько проектная деятельность университета способствует достижению утверждённых в паспорте программы программных индикаторов мы сосредоточили своё внимание на публикационной активности исследователей университета, принимающих участие в поисковых научно-исследовательских работах программы. Общие данные по публикационной активности таковых исследователей представлены в таблице 5.
Таблица 5. Данные по достижению некоторых целевых индикаторов программы «Кадры» в проектах Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина в 2009 и 2010 годах
2009 год 2010 год
Количество статей в высокорейтинговых изданиях 10 84
Количество статей в прочих изданиях 20 80
Количество монографий 0 4
Количество учебно-методических изданий 0 56
Из таблицы видно, что увеличение проектов в рамках программы в 2010 году (более чем в четыре раза) привело к росту более чем в восемь раз количества статей в высокорейтиноговых изданиях; в четыре раза - количества статей в других изданий; на сто процентов - количество монографий и учебно-методических изданий.
Теперь вычислим долю этих публикаций в общем объёме публикаций университета за соответствующие годы (см. Таблицу 6 и 7).
Таблица 6. Данные Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина за 2009 и 2010 годы
2009 год 2010 год
Количество статей в высокорейтинговых изданиях 401 706
Количество статей в прочих изданиях 1630 2157
Количество монографий 70 72
Количество учебно-методических изданий 248 260
Таблица 7 Доля совокупных значений по достижению некоторых целевых индикаторов программы «Кадры» в проектах Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина в 2009 и 2010 годах от соответствующих значений отчёта о НИД университета за соответствующие годы
2009 год 2010 год
Количество статей в высокорейтинговых изданиях (%%) 2,5 12
Количество статей в прочих изданиях (%%) 1,2 3,7
Количество монографий (%%) 0 5,5
Количество учебно-методических изданий (%%) 0 21,5
Проведённое сопоставление данных указывает, что хотя доля публикаций, подготовленных в рамках реализации проектов по федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы не является слишком большой в общем объёме публикаций университета, тем не менее, динамика роста этой доли от года к году значительна. Успешное участие университета в данной программе в 2011 - 2013 годах позволит использовать таковое участие в качестве мощного фактора увеличения публикационной активности университета.
Литература
Болдырев Н.Н. Может ли наука быть региональной? // Высшее образование в России. 2004. № 12. С. 80 - 85.
Жуков Д.С., Лямин С.К. Научный прогноз как элемент футурорефлексии // 1пе1егпиш. 2010. Вып. 1(2). С. 5 - 7.
Жуков Д.С., Лямин С.К., Шаршов И.А. Направления развития и совершенствования научной инфраструкутуры университета // Молодёжь и социум. 2011. №4. С. 7 - 16.
Левина В.Н. Совершенствование гуманитарного образования в современном вузе // Проблемы федерально-региональной политики в науке и образовании: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2008. С. 53 - 56.
Юрьев В.М. Активизация инновационной деятельности ТГУ им. Г.Р. Державина как
ШЕТЕтиМ. 2011. N2.
ШЕТЕтим. 2011. N2.
механизм повышения качества подготовки специалистов / / Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2007. Т. 2. № 12. С. 12-46.
Юрьев В.М. Развитие инновационного потенциала университета // Вестник Тамбов-
ского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 1. С. 7 - 15.
Юрьев В.М. Региональный университет: новый этап модернизации // Высшее образование в России. 2004. № 12. С. 59 - 73.