Yuri Vladimirovich Dulin, Юрий Владимирович Дулин,
postgraduate student of the department of management, аспирант кафедры менеджмента,
Saratov socio-economic institute (branch) Саратовский социально-экономический институт (филиал)
of Plekhanov Russian University of Economics РЭУ им. Г.В. Плеханова
УДК 338.24 #£> [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Статья посвящена исследованию теоретических подходов к пониманию менеджмента качества с позиции различных научных подходов. Цель исследования - раскрыть основные маркетинговые аспекты управления системой менеджмента качества, выявить их содержание, принципы и специфику. Менеджмент качества и маркетинг тесно связаны между собой, посредством реализации принципа ориентации на потребителя и его потребности, их формирование и максимальное удовлетворение. Проведенное исследование оценки степени важности реализуемости принципов менеджмента качества на предприятии подтверждает необходимость учета приоритетов потребителя, что обеспечивается применением маркетингового подхода к управлению, а значит, создаст значительные возможности для решения задач повышения качества. В этой связи существует необходимость формирования соответствующей системы маркетингового управления, которая обеспечит планирование программ на основе мнения потребителей с учетом их требований.
Ключевые слова: менеджмент качества, маркетинговое управление, необходимость маркетингового подхода, преимущества, конкурентоспособность.
THE STUDY OF MARKETING MANAGEMENT QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AT THE ENTERPRISE
The article is devoted to the study of theoretical approaches and basic questions to understanding quality management from the standpoint of various scientific approaches. The purpose of the research is to reveal the main marketing aspects of management of the quality management system, to reveal their content, principles and specifics. Quality management and marketing are closely related, through the implementation of the principle - customer orientation and needs, their formation and maximum satisfaction. The conducted study of the assessment of the importance of the realizability of the principles of quality management at the enterprise, confirms the need to take into account the priorities of the consumer, which is ensured by the application of the marketing approach to management, which means that it will provide significant opportunities for solving the problems of quality improvement. In this regard, there is a need to create an appropriate system of marketing management, which will ensure the planning of programs based on the opinions of consumers, taking into account their requirements.
Keywords: quality management, marketing management, need of marketing approach, the advantages, competitiveness.
Особую значимость в современных условиях хозяйствования приобретает решение проблем повышения эффективности систем управления качеством с использованием технологий маркетингового управления как существенного внутреннего ресурса роста конкурентоспособности предприятия в целом и перспективной концепции его развития. Все это позволяет рассматривать маркетинг как важное условие и существенный резерв роста конкурентного потенциала предприятия любой сферы деятельности. На стадии поиска оптимальной конфигурации входящих векторов по различным параметрам, основными из которых являются качество и время, существенное значение имеет комплексный характер используемых в процессе маркетингового управления средств и методов выявления рыночных возможностей предприятия, его сильных и слабых сторон, а также комплексный анализ обширной информации о динамике социально-экономических процессов.
Актуальность маркетингового управления системой менеджмента качества (СМК) на предприятии обусловлена рядом объективных причин:
- необходимостью максимального удовлетворения потребностей целевого сегмента;
- ростом конкуренции по многим сегментам рынка, а именно ее неценовой формы с ориентацией на качество;
- увеличением требований к соответствию запросов потребителей фактическим параметрам товаров и услуг;
- ростом степени взаимовлияния между отдельными элементами системы управления качеством, стадиями жизненного цикла продукции и уровнями управления;
- усилением экономических взаимосвязей между производством и потреблением с ростом влияния конечного пользователя на процесс производства;
♦-
- возрастанием роли потребителя в оценке качества продукции, затрат на ее производство и потребление.
Менеджмент качества и маркетинг тесно связаны между собой посредством реализации принципа ориентации на потребителя и его потребности, их формирование и максимальное удовлетворение. Реализация этого принципа во всех сферах производственно-хозяйственной деятельности осуществляется через менеджмент, основные функции которого - целепола-гание, планирование, организация, мотивация и контроль. Маркетинг является одним из инструментов измерения и изучения потребительских ожиданий и потребительской удовлетворенности в системе менеджмента качества [3].
Исследования, проведенные на ряде предприятий [2], при реализации принципов менеджмента качества (МК) на уровне предприятия доказывают необходимость маркетингового управления СМК, что представлено в таблице. Приоритет при реализации принципов МК отдается такому принципу, как ориентация на потребителя независимо от размеров бизнеса и численности персонала.
Анализ данных, представленных в таблице и рисунке, позволяет выявить закономерности между относительной важностью принципов менеджмента ка-
-♦
чества на предприятии и численностью персонала предприятия. Так, например, для малых предприятий, где среднесписочная численность персонала не превышает сто человек, наибольшую значимость с точки зрения реализуемости в рамках СМК имеют следующие принципы: ориентация на потребителя; лидерство руководителя; взаимовыгодные отношения с поставщиками (рисунок). Что касается реализуемости процессного и системного подходов в рамках СМК, то руководство недооценивает их значимость, что может быть связано с низким уровнем развития предприятия в целом. Рассмотрение значимости принципов МКдля предприятий с численностью до 2500 человек показало, что приоритет в реализуемости в рамках СМК отдается системному подходу к менеджменту, принятию обоснованных решений с учетом фактологического материала и взаимовыгодным отношениям с поставщиками [2].
Роль маркетингового управления возрастает с широким внедрением информационных технологий, ростом коммуникационных взаимодействий, трансформационными процессами в конкурентной борьбе, когда в конкуренции участвуют не только товары и их технологии, но и типы менеджмента и их элементы, что позволяет рассматривать маркетинг как важное условие и существенный резерв повышения эффективности СМК.
Оценка степени важности реализуемости принципов МК на предприятии в зависимости от численности персонала
Принципы МК Среднесписочная численность персонала, чел.
25-81 125-730 731-2500
Ориентация на потребителя 10 10 10
Лидерство руководителя 10 8 7
Вовлечение работников 8 7 7
Процессный подход 3 7 9
Системный подход к менеджменту 6 8 10
Постоянное улучшение 9 9 9
Подход к принятию решений, основанных на фактах 8 9 10
Взаимовыгодные отношения с поставщиками 10 10 10
Составлено автором на основе [2]
Диаграммы оценки
степени важности реализации принципов
МК на предприятии
Таким образом, маркетинговое управление СМК обеспечит значительные возможности для решения задач повышения качества. В этой связи мы считаем целесообразным необходимость создания соответствующей системы маркетингового управления, что обеспечит:
- планирование производственных программ на основе информации, полученной от потребителей, с учетом их требований;
- распределение ресурсов, необходимых для реализации производственных программ, которое производится в результате анализа степени удовлетворенности требований потребителей;
- устранение имеющихся несоответствий бизнес-процессов и принятие обоснованных управленческих решений, направленных на наиболее полное удовлетворение требований потребителей;
- использование более эффективных и продуктивных способов удовлетворения потребностей клиентов путем своевременного их выявления, что обеспечивается наличием подсистемы маркетинговых исследований на предприятии;
- рост потенциальных возможностей для решения задач повышения качества;
- связь маркетинговых процессов с процессами управления качеством продукции в единой клиенто-ориентированной системе, в которой значимую роль играет сам коммуникационный процесс;
- увеличение сферы влияния и доли на рынках сбыта, снижение степени неопределенности среды, повышение точности прогнозирования и, как следствие, минимизация маркетинговых рисков;
- рост степени обоснованности и результативности принимаемых организационно-производственных и организационно-экономических решений;
- применение маркетинговых стратегических техник и эффективную интеграцию управленческих процессов при достижении маркетинговой синергии;
- последовательную разработку потребительского предложения, уникальной ценности, включающую функциональную ценность, ассоциативную ценность, эмоциональную ценность, познавательную (информационную) ценность, относительную ценность и репрезентативную ценность;
- фокусирование при разработке внутренних изменений на точках пересечения продуктовых маркетинговых стратегий и ключевых функциональных блоков;
- устранение разрыва между функциональными интересами подразделений за счет интеграции маркетинговой деятельности (МД) и деятельности по обеспечению качества (ДОК);
- интеграцию ключевых активностей предприятия в общий процесс управления потоком потребителей, на каждом этапе которого каждое подразделение в соответствии с определенными целевыми установками передает потребителя на следующий этап процесса взаимодействия;
- устранение разрыва между первичными, создающими ценность и поддерживающими процессами, а также устранение уязвимых мест в системе менеджмента качества;
- синхронизацию маркетинговых преимуществ и преимуществ в области качества с возможностями потребления.
1. Конкурентоспособность отечественных предприятий: развитие и стандартизация управления: колл. монография. Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017.
2. Круглое М.Г. Менеджмент качества как он есть / М. Г. Кру-глов, Г.М. Шишков. М.: Экспо, 2006.
3. Малыхина М.А. Система взаимодействия менеджмента качества и маркетинг-менеджмента в современной организации // Труды МАИ. 2015. Вып. № 79. 1^1.: www.mai.ru/ БаепсеЛок^у.