УДК 658.652
О.Ю. Гордашникова
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Подчеркивается актуальность проблемы качества в современных условиях. Приводятся результаты исследования процесса управления качеством продукции на машиностроительных предприятиях. Выявлены проблемы системы менеджмента качества предприятий машиностроения. Рассмотрены пути решения проблем системы менеджмента качества, в том числе маркетинговый подход.
O.Y. Gordashnikova
PRODUCTION QUALITY MANAGEMENT PROCESS RESEARCH AT MACHINE
BUILDING ENTREPRISES
The importance of the quality management is underlined in the article. Results of researches at machine building enterprises are given here. The industries' quality management problems are shown in this article. The author focuses at the problems and the ways ofsolutions within this industry. The article describes a certain marketing approach as well.
Одним из важнейших факторов роста эффективности машиностроительного производства является улучшение качества выпускаемой продукции, которое расценивается в настоящее время как решающее условие ее конкурентоспособности, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Проблема качества никогда не теряет своей актуальности, она по существу постоянна, особенно в последние годы в результате стремительного увеличения масштабов предпринимательской деятельности, когда рынок стал насыщенным и более стабильным.
Ранее экономика дефицита позволяла при отсутствии конкуренции со стороны более качественных товаров производить и реализовывать продукцию, не удовлетворявшую полностью требованиям потребителей.
В современных условиях вся деятельность предприятия должна быть ориентирована на потребителя, на удовлетворение его существующих и потенциальных потребностей.
Качество, являясь важнейшей составляющей конкурентоспособности, служит основой для удовлетворения отдельных потребителей и общества в целом, во многом определяет престиж государства, имеет прямое отношение к расширению экспорта и улучшению его структуры. По качеству продукции покупатели судят о технических возможностях страны и уровне организации производства. Проблемы качества являются стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики государства. Поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспечению качества в условиях рыночной экономики должна быть приоритетной.
В условиях рынка покупатель приобрел преимущество выбора и его требования к качеству, внешнему виду, функциональным свойствам заставляют производителя улучшать свой товар, вкладывать средства в более современные технологии и оборудование, обучать персонал, применять более дорогостоящие и более качественные сырье и материалы.
На сегодняшний день среди основных причин, определяющих необходимость повышения и обеспечения качества, можно отметить следующие:
- рост производственных и общественных потребностей;
- рост темпов НТП в развитии науки, техники, производства, экономики;
- усовершенствование конструкций машиностроительной продукции и повышение значимости выполняемых функций.
Однако существует множество причин, которые мешают машиностроительным предприятиям выпускать конкурентоспособные изделия мирового класса. Среди негативных причин следует назвать: невысокую производственную и деловую дисциплину; плохо организованный технический контроль; чрезмерно большую долю физически изношенного оборудования; недостаточное использование современных методов менеджмента качества.
В современных условиях обострения конкуренции, превращения ее в глобальный принцип выживания и успеха предприятия, основой устойчивого положения машиностроительного предприятия на рынке является своевременное предложение продукции, соответствующей мировому уровню качества, т.к. среди основных тенденций современной экономики находится интернационализация мирового хозяйства. Машиностроительные предприятия в связи с переходом к рыночной экономике столкнулись с конкуренцией со стороны иностранных производителей. В результате проблема повышения качества выпускаемой продукции и соответствия ее мировым стандартам встала очень остро.
Учитывая масштабы и стремительность нарастания негативных последствий промышленной деятельности, производитель уже в настоящее время должен ориентироваться в складывающей ситуации. Обеспечение надлежащего качества продукции и соответствие международным экологическим стандартам является одним из требований вступления России в ВТО, которая выдвинула проблему повышения качества и конкурентоспособности продукции в число важнейших, поскольку все развитые страны уделяют этому особое внимание [1, с.3]. Поэтому одними из обязательных условий выведения российского машиностроения из кризисного состояния являются внедрение и совершенствование эффективных систем менеджмента качества, способных обеспечить конкурентоспособность выпускаемых изделий по цене и качеству, на основе научных подходов, методов концепции маркетинга и учета человеческого фактора.
Система качества важна при проведении переговоров с зарубежными заказчиками, считающими обязательным наличие у производителя системы качества и сертификата, выданного авторитетным сертифицирующим органом. Система качества должна учитывать особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции и ее внедрение.
Разработка и внедрение системы менеджмента качества на машиностроительных предприятиях позволят:
во-первых, упорядочить работу структурных подразделений, улучшить взаимодействие работников предприятия;
во-вторых, повысить ответственность персонала высшего и среднего звена;
в-третьих, улучшить трудовую дисциплину;
в-четвертых, повысить эффективность машиностроительного производства;
в-пятых, повысить качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции и открыть доступ на международные рынки.
Эффективное внедрение системы менеджмента качества требует обучения руководителей различных уровней машиностроительного предприятия. Обучение должно проходить в свете объяснения смысла современных концепций управления качеством, необходимости обеспечения эффективности и гибкости реального управления качеством.
Решение данной проблемы невозможно без эффективного управления, которое предполагает сосредоточение внимания и сил по основным направлениям - повышение качества
и конкурентоспособности отечественного машиностроения. В связи с этим необходимо использовать весь опыт и потенциал науки, техники, промышленности, все знания и умения.
Следует говорить о том, что российские машиностроительные предприятия по ряду объективных и субъективных причин вступили во всеобщее движение за качество со значительным опозданием по отношению к развитым странам Европы [2, с.100]. В последнее время в машиностроении для повышения конкурентоспособности предприятий и продукции внедрены системы качества с последующей их сертификацией на соответствие стандартам серии ИСО 9000. Ежегодный прирост предприятий с сертифицированными системами управления качеством неуклонно растет. Наметившиеся в этом направлении тенденции позволяют судить о том, что руководители машиностроительных предприятий осознали необходимость организации деятельности предприятий по-новому для достижения укрепления позиций на рынке.
Проблема создания систем качества должна решаться как на уровне отдельных предприятий, так и на государственном уровне, что составляет основу национальных экономических программ. В числе мер, призванных стимулировать предприятия на внедрение систем менеджмента качества, выделяется учреждение в 1996 году ежегодной Премии Правительства Российской Федерации в области качества, а также принятие Правительством в 1998 году постановления «О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг».
Также для решения проблем повышения качества и конкурентоспособности отечественной машиностроительной продукции необходимо сконцентрировать усилия органов федерального и местного управления, научно-технических объединений и организаций на изменение действовавших ранее механизмов управления научно-техническим развитием организации в рамках действовавших в регионах систем качества. Данную проблему на сегодняшний день решают органы Госстандарта России - центры стандартизации, метрологии и сертификации.
Задача повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции может быть решена при условии существующего роста инвестиционной и инновационной активности машиностроительного производства.
Итоги конъюнктурных обследований в 2000-2004 гг. свидетельствуют о том, что на протяжении последних лет стабильно сохранялась высокая доля машиностроительных предприятий, осуществляющих инвестиции в основной капитал. Удельный вес их превышал в этот период 90% и в 2004 г. составил 95%. Однако недостаточность объема инвестиций затягивает решение многолетней проблемы замены морально и физически устаревшего оборудования и технологий.
Особый практический интерес представляет решение проблемы эффективного управления качеством продукции в ОАО «Электротерм-93». Еще в начале 90-х годов служба качества на предприятии стала разрабатывать и внедрять систему управления качеством на основе МС серии ИСО 9001. Можно констатировать, что, несмотря на все трудности, ОАО «Электротерм-93» возродилось поистине из руин с помощью управляющей компании ЗАО НПП фирмы «Восход» и динамично развивающейся системы качества, сертифицированной Регистром Ллойда [3, с.106]. В соответствии с этим управление качеством продукции осуществляется на всех этапах жизненного цикла продукции, начиная с маркетингового исследования и заканчивая потреблением продукции.
Данная система качества создана как средство реализации политики предприятия в области качества, главная цель которой заключается в стабильной и эффективной работе через качество продукции и удовлетворение запросов потребителей. Цель в области качества реализуется посредством выполнения следующих задач: привлечение новых заказчиков, завоевание доверия заказчиков; развитие взаимовыгодного сотрудничества с поставщиками сырья и материалов; постоянное совершенствование производства и управления, направлен-96
ное на выпуск бездефектной продукции; создание творческой обстановки в коллективе, для включения каждого работника в процесс непрерывного повышения качества.
На современном этапе развития исследуемой отрасли экономики имеет место маркетинговый подход к решению проблемы повышения качества продукции. Проведенные исследования позволили сделать вывод об активном участии маркетинга в решении проблемы качества продукции. Именно с подачи отдела маркетинга руководство предприятия все больше внимания стало уделять вопросу обеспечения и повышения качества своей продукции, так как создание конкурентоспособной по качеству и цене продукции является непременным условием удовлетворения потребностей своих заказчиков, расширения рынков сбыта, появления новых. Отдел маркетинга со своей стороны может реализовать маркетинговые факторы повышения качества, такие как маркетинговые коммуникации, цена, сервис, предоставление гарантий и другие.
Проблема качества выпускаемой продукции в современных условиях также остро стоит и перед ОАО «ЦНИИИА». На территории РФ предприятие почти не имеет конкурентов, но в других странах аналогичных предприятий много. В связи с трудностями со сбытом наукоемкой продукции на территории РФ внешнеэкономическая деятельность ОАО «ЦНИИИА» имеет приоритет. Конкурировать на международных рынках гораздо сложнее. Разбить стереотип поведения зарубежных потенциальных потребителей продукции ОАО «ЦНИИИА» можно, только выпуская действительно качественные изделия, не уступающие по своим техническим и иным потребительским характеристикам аналогичным изделиям зарубежного производства. Даже при идентичности характеристик приборы российского производства объективно будут стоить в несколько раз меньше (дешевая рабочая сила). Поэтому разработка, внедрение и точное следование политике предприятия в области качества может в конечном итоге стать конкурентным преимуществом, которое превратится в дополнительную прибыль.
Политика предприятия в области качества реализуется на основе документа предприятия в области качества - «Стандарта предприятия», который регламентирует производственные отношения в сфере повышения качества продукции. Этот документ разработан в соответствии с требованиями международных стандартов и реализует желание руководства предприятия со временем сертифицировать не только сферу разработки и проектирования, но и сферу производства.
У истоков системы качества находится также ЗАО «Саратовский завод резервуарных металлоконструкций», которое в начале 90-х годов первым в Саратовской области получило сертификат по МС ИСО 9001, первое перешло на версию МС ИСО серии 9000, в 2001 г. ре-сертифицировало СМК у Регистра Ллойда и в настоящее время успешно решает проблемы качества своей продукции.
Также особый практический интерес представляет решение проблемы эффективного управления качеством продукции на одном из крупнейших научно-производственных предприятий стекольной промышленности России - ОАО «Саратовский институт стекла». На предприятии разработана и внедрена система менеджмента качества, соответствующая требованиям международного стандарта ISO 9001:1994. Отдел управления качеством и стандартизации осуществляет общее руководство работами, связанными с функционированием системы менеджмента качества на основе стандартов ISO серии 9000; занимается межгосударственной, отраслевой и фирменной стандартизацией; проводит контроль качества сырья, материалов, выпускаемой продукции; проводит внутренние аудиты качества (системы, процессов, продукции); осуществляет работы по подготовке материалов к сертификации продукции [4, с.6].
Система менеджмента качества распространяется практически на все подразделения и службы предприятия. Это позволяет оперативно реагировать на возникающие трудности и сбои в ходе производственного процесса, быстро выявлять и исправлять обнаруженные несоответствия требованиям международного стандарта ISO 9001-9004.
Решением проблемы эффективного управления качеством продукции может служить проведение на предприятии внутреннего аудита системы менеджмента качества. Внутреннему аудиту подлежат: продукция, включая НИОКР; технологические процессы; система менеджмента качества, действующая на предприятии. В ходе аудита продукции и технологических процессов получают данные об их качестве, устойчивости достигнутого уровня качества. По его результатам разрабатываются предложения по улучшению качества продукции, процессов, определяются дополнительные контролируемые параметры качества продукции, процесса для совершенствования управления качеством. При проведении аудита системы менеджмента качества определяются ее действенность и эффективность, разрабатываются предложения и мероприятия по совершенствованию, развитию системы качества и достижению целей, определенных миссией и политикой в области качества.
В ОАО «СИС» деятельность службы маркетинга также ориентирована на повышение качества продукции. В основополагающих документах системы менеджмента качества -миссии и политики в области качества заявлено, что деятельность организации направлена на удовлетворение потребителей на отечественном и международном рынках качественными проектами по производству полированного стекла и проектами по его переработке, новыми технологиями производства стекла и высококачественным стеклом и изделиями из стекла широкого профиля. Главная цель предприятия - полное удовлетворение потребителей поставленными точно в срок, по приемлемой цене, конкурентоспособными изделиями и услугами, соответствующими требованиям потребителей или превосходящими их по качеству.
Служба маркетинга предприятия проводит различные исследования рынка стекольной промышленности по направлениям: исследование потребителей; исследование конкурентов; исследование продукции; исследование цен; исследование системы маркетинговых мероприятий.
При исследованиях потребителей на основе заявок изучают спрос, способы использования предлагаемой продукции, характеристики, не удовлетворяющие потребителей, анализируется объем реализации продукции.
Исследуя продукцию предприятия, оценивают потребительские характеристики продукции относительно ее конкурентоспособных аналогов. Источниками информации служат: статьи в научно-технических и фирменных журналах, доклады на совещаниях и конференциях, симпозиумах, проспекты, каталоги, патентная информация, стандарты, отчеты специалистов о зарубежных командировках, справочники, монографии и др.
Специалисты предприятия проводят также оценку соответствия продукции законодательным нормам и правилам (наличие сертификатов, нормативной документации), анализируют патентную чистоту и защищенность новых видов продукции, изучают и определяют требования потребителей к продукции.
Служба маркетинга предприятия ведет активную работу по изучению своих конкурентов, в результате чего была создана база данных основных конкурентов, определены особенности их деятельности. Специалисты службы маркетинга при проведении данных исследований используют следующие источники информации: официальные данные о фирмах, данные публикаций в периодических изданиях, статистические отчеты, информационные материалы совещаний, конференций, выставок и презентаций. Специалисты занимаются также исследованием ценовой политики предприятия, которое включает: определение уровня цен основных конкурентов, сравнение цен на собственную продукцию с ценами конкурентов.
При разработке новой продукции результаты исследований используют для установления требований к продукции в соответствии с пожеланиями потребителей. Кроме того, полученные данные используются на этапе планирования при определении стратегии и тактики предприятия, на этапе производства - для определения объемов производства, при анализе деятельности предприятия руководством - для оценки деятельности предприятия.
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что служба маркетинга ОАО «СИС» проводит активную работу, которая выражается в изучении и определении требований потребителей, установлении их удовлетворенности продукцией; в маркетинговых исследованиях рынка, которое включает в себя: исследования потребителей, конкурентов, продукции, цен, системы маркетинговых мероприятий.
Исходя из вышесказанного, и должна строиться деятельность службы маркетинга предприятия. Маркетинговая деятельность предприятия должна быть ориентирована на систематическое составление аналитической отчетности о сбытовой деятельности предприятия, а также на организацию и проведение различных мероприятий рекламного характера. Структурному подразделению необходимо заниматься изучением и определением требований потребителей к продукции. Персонал подразделения должен проводить идентификацию потребителей предприятия, в т.ч. потенциальных, посредством опроса определять требования к продукции, создающие ее потребительскую ценность, разрабатывать рекомендации по усовершенствованию процессов и продукции с целью достижения наиболее полной удовлетворенности потребителей.
На основании полученных данных разрабатываются и внедряются мероприятия по совершенствованию качества продукции и услуг, вводятся немедленные корректирующие действия, в случае необходимости происходит корректировка ассортиментной, сбытовой и ценовой политики предприятия.
Вышеприведенные исследования системы управления качеством продукции на предприятиях машиностроительного комплекса позволили сделать следующие выводы:
во-первых, необходима действующая сертифицированная система менеджмента качества, охватывающая сферы разработки, проектирования и производства машиностроительной продукции;
во-вторых, система менеджмента качества должна распространяться на все структурные подразделения машиностроительного предприятия, что позволит оперативно реагировать на возникающие трудности и сбои в ходе производственного процесса;
в-третьих, необходимо периодическое проведение внутреннего аудита системы менеджмента качества для разработки предложений и мероприятий по совершенствованию, развитию СМК и достижению целей, определенных миссией и политикой в области качества;
в-четвертых, управление качеством машиностроительной продукции должно осуществляться на всех этапах жизненного цикла продукции, начиная с маркетингового исследования и заканчивая потреблением продукции;
в-пятых, имеет место маркетинговый подход к решению проблемы повышения качества машиностроительной продукции на основе изучения и определения требований потребителей, установлении их удовлетворенности продукцией, реализации маркетинговых факторов повышения качества продукции на этапах ЖЦП.
Для улучшения процессов управления качеством на машиностроительных предприятиях необходимо активно использовать следующие методы: поиск новых технологий производства продукции путем посещения выставок; участие в семинарах; изучение научной литературы; использование накопленного собственного опыта работы, достижений прошлых лет; прием на работу специалистов для реализации определенных проектов; обмен опытом; проведение самооценки, которая может предоставить руководству картину деятельности машиностроительного предприятия и уровня развития системы менеджмента качества.
Эти улучшения могут привести к изменениям в продукции, в процессах и даже в системе менеджмента качества или в организации через потенциальное воздействие на такие аспекты, как эксплуатационные затраты, цена несоответствия, характеристики продукции, надежность, безопасность.
Несмотря на множество причин, делающих работу по внедрению МС ИСО серии 9000 на отечественных предприятиях нелегкой, многие машиностроительные предприятия совер-
99
шенно осознанно встали на этот путь, решая проблему повышения качества и конкурентоспособности своей продукции. В процессе совершенствования систем менеджмента качества многие машиностроительные предприятия добились положительных результатов и теперь ставят перед собой более сложные задачи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванов А.В. Качество от «А» до «Я» / А.В. Иванов // Деловая губерния. 2004. № 38.
С. 3.
2. Иванов В.Н. Особенности и перспективы движения за качество на предприятиях промышленности / В.Н. Иванов // Стандарты и качество. 2003. № 1. С. 100-103.
3. Небалуева Л.А. Саратовские страдания / Л.А. Небалуева // Стандарты и качество.
2003. № 5. С. 106-107.
4. Орлова Н. Забота о качестве - гарантия успеха / Н. Орлова // Деловая губерния.
2004. № 33. С. 6.
Гордашникова Ольга Юрьевна -
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Маркетинг» Саратовского государственного социально-экономического университета
УДК 338.24
В.Т. Денисов, Д.В. Киреев, А.П. Баскаков, М.В. Андреева
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПАССАЖИРСКОГО И ТРАНСПОРТНОГО САМОЛЁТОСТРОЕНИЯ
Представлены объективные и субъективные причины затянувшегося кризиса в производстве гражданских воздушных судов, рассматриваются инновационные подходы к ликвидации отставания и развитию отечественного авиапрома в ближайшие годы и на перспективу.
V.T. Denisov, D.V. Kireev, A.P. Baskakov, M.V. Andrejeva
PASSENGER AND TRANSPORT AIRCRAFT INDUSTRY DEVELOPMENT
INNOVATIVE APPROACH
The article focuses on the objective and subjective reasons for the prolonged crisis in the civil aircraft manufacture. The authors consider the innovative approaches to elimination of the lag and development of the native aircraft industry in the next few years and in perspective.
Выступая на расширенной коллегии Минтранса, вице-премьер Правительства РФ С. Иванов заявил, что «авиация по-прежнему остаётся транспортным фундаментом, который обеспечивает целостность России как единого государства». Он напомнил, что «ключевой проблемой гражданской авиации является старение парка воздушных судов», и необходимо «не только сосредоточение усилий самих авиакомпаний, но и крупномасштабное государст-