Научная статья на тему 'Исследование целесообразности реформирования ставки налога на добавленную стоимость'

Исследование целесообразности реформирования ставки налога на добавленную стоимость Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / СТАВКА НАЛОГА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / БЮДЖЕТНАЯ СТРАТЕГИЯ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / VALUE-ADDED TAX / THE TAX RATE / ECONOMIC GROWTH / FISCAL POLICY / FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Переверзева И. Ю.

В статье анализируются возможные варианты реформирования ставки налога на добавленную стоимость и их последствия. Рассмотрены положительные и отрицательные характеристики НДС. Делаются выводы о возможных направлениях дальнейшего совершенствования ставки налога на добавленную стоимость

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the possible ways of reforming the rate of value added tax and their consequences. The positive and negative characteristics of VAT. Conclusions are made about possible directions of further improvement in the rate of value added tax

Текст научной работы на тему «Исследование целесообразности реформирования ставки налога на добавленную стоимость»

УДК 336.226

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СТАВКИ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

STUDY THE FEASIBILITY OF REFORMING OF TAX RATE VALUE-

ADDED

Переверзева И.Ю. Южно-Российский институт-управления

филиал РАНХиГС при Президенте РФ

Pereverzeva I.U.

South-Russian Institute of management Russian Academy of national economy and state service under

the President of theRussian Federation.

В статье анализируются возможные варианты реформирования ставки налога на добавленную стоимость и их последствия. Рассмотрены положительные и отрицательные характеристики НДС. Делаются выводы о возможных направлениях дальнейшего совершенствования ставки налога на добавленную стоимость.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость; ставка налога; экономический рост; бюджетная стратегия; зарубежный опыт.

The article analyzes the possible ways of reforming the rate of value added tax and their consequences. The positive and negative characteristics of VAT. Conclusions are made about possible directions of further improvement in the rate of value added tax.

Key words: value-added tax; the tax rate; economic growth; fiscal policy; foreign experience.

Известно, что налоги всегда были и продолжают оставаться важнейшим инструментом осуществления экономической политики государства. Участвуя в перераспределении национального дохода, налогообложение выступает частью единого процесса воспроизводства, а следовательно, специфической формой производственных отношений.

Рассматриваемая проблема изучалась следующими авторами: Е.Н. Голик [1], С.В. Мирошник [2], В.Н Некрасов [3] и др.

НДС является одним из сложных налогов, входящих в налоговую систему любого государства, в том числе и Российской федераций. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, поскольку он позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла [1].

Учитывая сущность налога на добавленную стоимость, можно сказать, что он является довольно эффективным фискальным средством пополнения государственного бюджета. Поступления от него занимают значительное место в доходной части консолидированного и особенно федерального бюджета государства, причем их доля в общих налоговых доходах неуклонно возрастает.

Обратимся к статистическим данным официального сайта ФНС. Исследуя их можно сделать вывод, что НДС занимает существенное место в федеральном бюджете РФ, так в 2012 году его доля составила 37%. Таким образом, поступило 1 886,1 млрд. рублей (таблица 1), или на 7,6 % больше, чем в 2011 году. Что же касается следующего периода, а именно 2013 года, происходит небольшое снижение поступлений на 1,2 %, а общей сумме доходов федерального бюджета НДС составил - 35%. Также следует отметить,

что в федеральный бюджет полностью, по нормативу (100 %), поступает только налог на добавленную стоимость. Таблица 1

Структура поступлений в федеральный бюджет РФ в 2011-2013гг [6].

2011 2012 2013

Виды налогов Млрд. руб. В % к объему пост. в фед. бюджет Млрд. руб. В % к объему пост. в фед. бюджет Млрд. руб. В % к объему пост. в фед. бюджет В % к соот. периоду 2012

Всего поступило в федеральный бюджет 40480 ,8 100 50166, 2 100 50368 100 103,9

Из них:

НДС 1 753 39.1 1 886,1 36,5 1 868,2 34,8 99,0

НДПИ 2 007, 6 44,8 2 420,5 46,9 2 535,3 47,2 104,7

Акцизы 231,8 5.2 341,9 6,6 461 8,6 134,9

Остальные налоги и сборы 145,6 3,2 141,9 2,7 151,3 2,8 106,6

Вопросы совершенствования практики исчисления и взимания НДС, а также возможного реформирования его элементов, имеют первостепенное значение в процессе формирования эффективной налоговой системы государства.

Положительные и отрицательные характеристики налога на добавленную стоимость заключается в том, что он в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС в размере 0%. В.Г. Пансков отмечал: «НДС в отличие от прочих косвенных

налогов и налогов с оборота позволяет государству получать часть доходов на каждой стадии производственного и распределительного цикла» [7]. Также рассматриваемый налог обладает несомненными преимуществами, поскольку исходя из специфики обложения, он изымается из дохода, который представлен добавленной стоимостью, поэтому НДС можно отнести к налогу на доход в форме приращения стоимости [8].

Отрицательная черта налога заключается в том, что он влияет на процесс ценообразования и на структуру потребления, поскольку тяжесть обложения налогом обратно пропорциональна размеру дохода, следовательно, чем меньше доход плательщика, тем большая часть его направляется на потребление.

Стоит отметить, что в последние годы продолжаются дискуссии о возможном реформировании налога на добавленную стоимость, так как существует необходимость в обеспечении сбалансированности бюджетной системы государства. Среди предлагаемых вариантов совершенствования НДС чаще всего рассматривается его возможная замена налогом с продаж, улучшении качества администрирования НДС в России или о возможном снижение ставки налога [9].

Рассмотрим наиболее обсуждаемую тему в налоговой сфере, как возможное реформирование ставки налога на добавленную стоимость.

В настоящее время по налогу в России предусмотрены основные ставки: 0, 10 и 18%. А также расчетные ставки (10/110 и 18/118), они применяются при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, а также при удержании налога налоговыми агентами и при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с НДС. За период существования в российской налоговой системе налога на добавленную стоимость (с 1992 г. по настоящее время) его ставка снижалась дважды, а именно в 1993 г. - с 28 % до 20%, и в 2004 г. - с 20% до 18% [10].

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

Одним из значимых аргументом исследователей, которые являются сторонниками снижения ставки НДС, будет повышение экономического роста государства, основывающийся на кейнсианской теорию, согласно которой снижение налогов порождает эффект мультипликатора расходов, приводящий к повышению темпов экономического роста. Анализируя исследования ОЭСР, основывающиеся на комплексе проведенных экономико-математических методов, можно сделать вывод, что уменьшение налоговой нагрузки на 1% ВВП ускорит рост экономики, при этом повышение темпов роста лежит в пределах от 0,05 до 0,1% [11].

Все чаще Правительство РФ рассматривает как возможное снижение ставок данного налога, так и повышение. Ряд экспертов в Министерстве экономического развития и Министерстве финансов, предлагают снизить ставку НДС до 15 %. При таком варианте развития федеральный бюджет существенно потеряет денежные средства, но лишь на несколько лет. Доказательством тому служат статистические данные 2004 года, когда НДС был снижен на 2% (с 20 % до 18%), федеральный бюджет потерял 0,7 % ВВП, но в дальнейшей перспективе, уменьшение ставки оказало существенное влияние на развитие экономики в целом, темпы экономического роста стали расти, поток инвестиции увеличился. Соответственно ВВП получил - 0,1 % роста, инвестиции - 0,2 % [12].

Необходимо отметить, что при возможном снижении общей ставки налога целесообразно сохранить его льготную ставку 10 % для ряда продовольственных товаров и товаров детского ассортимента. В противном случае неизбежен рост цен на основные потребительские товары.

В противовес данному варианту снижения ставки НДС, ряд федеральных чиновников предлагают пойти по иному пути реформирования налога, тем самым увеличить ставку налога. Расчеты, проведенные Институтом им. Е. Т. Гайдара в 2011 г., показали, что повышение ставки до 21 % может обеспечить дополнительный рост ВВП, в размере 1 % [13].

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

Интересно мнение известного экономиста, профессора Дмитрия Георгиевича Черника о необходимом равнонаправленном снижении ставок налога на добавленную стоимость, т. е. уменьшение ставки с 18% до 16% и с 10% -до 8%, так льготная ставка составит половину общей, что позволит добиться динамичного равновесия [12].

Существенное снижение базовой ставки НДС до уровня 12-13% рассматривается в Проекте бюджетной стратегии до 2023 года, разработанной Минфином РФ. В рамках этого проекта также рассмотрены вопросы возможного перехода к единой ставке НДС, проведен расчет последствий данного снижения ставки до 12% для доходов бюджетной системы страны и сделаны выводы относительно целесообразности такого реформирования. Согласно расчетам, при снижении ставки НДС до 12% выпадающие доходы бюджета составят порядка 1 трлн. руб., а при установлении единой ставки НДС на уровне 12% приведет к потерям федерального бюджета в размере до 1,9% ВВП и потерям бюджетной системы в целом до 1,5% ВВП [13;14].

Но при этом в документе указано, что эффект от снижения ставки НДС повлечет за собой повышение качества администрирования налога, сокращения доли теневого сектора и повышения инвестиционной активности в стране.

Такой вариант развития в налоговой сфере РФ выпадает из мировой практики, поскольку в период финансового кризиса в ряде стран Европы были повышены ставки НДС. Например, с начала 2009 г. базовая ставка в Латвии была повышена с 18 до 21 %, а в 2011 г. - до 22 %; в Греции - с 19 до 23 % в 2010 г, в Великобритании с 17, 5 % до 20 %.

Подводя итоги, необходимо отметить, что большинство специалистов в области налогообложения склоняются к снижению ставки налога на добавленную стоимость в пределах 12 - 15 % и к улучшению его администрирования.

По нашему мнению, процесс реформирования ставки налога на добав-

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

ленную стоимость требует детального аргументирования, прогнозирования возможных вариантов развития экономики, а также учета последствий этих преобразований, поскольку поступления от данного налога составляют основу российского бюджета, и эксперименты с НДС не будут способствовать сохранению стабильности экономики страны в целом.

Список литературы

1. Голик Е.Н. Косвенные налоги в условиях институциональных преобразований налоговой системы Российской Федерации //Монография. Ростов-на-Дону, 2007.

2. Голик Е.Н. Налоговые методы как составляющие антикризисной программы // вестник РГЭУ «РИНХ» - Ростов-н/Д., 2009 № 3 (29).

3. Мирошник С.В. Повышение эффективности налогового законодательства: проблемы и способы их разрешения // Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. № 1. С. 90-95.

4. Некрасов В.Н., Горбачева А.А. Экономическая безопасность России в системе макроэкономических приоритетов страны // СевероКавказский юридический вестник. 2009. № 3. С. 113-118.

5. Дробышевский С. А. Основные направления реформирования налоговой системы на среднесрочную перспективу // Экономическая политика. 2013. URL http://www.vavt.ru/rectorat/people_id/sinelnikov

6. Официальный сайт ФНС. URL:http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 10.04.2014).

7. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. М.: Юрайт, 2012.

8. Кобылатова М.Ф. Становление налоговой системы РФ. // Налоговый вестник 2011. URL: http: //www. nalvest.com.

9. Суслина А. Снижение НДС: Подводные камни. М.: Юрайт, 2012

10. Резникова А. НДС может поменяться в результате налогового маневра. // РБК 2012. URL: http://rbcdaily.ru/politics/562949982813929.

11. Казакова М.В. Качество администрирования НДС в странах ОЭСР и России и реформирование российской системы взимания налога. М.: ИЭПП. 2010.

12. Черник Д.Г. Как достичь динамичного равновесия в условиях кризиса Д.Г. Черник // Налоговые споры. 2011. URL: http://www.nalog-forum.ru/php/content.php?id=1595.

13. Минфин против снижения ставки НДС.// Информация подготовлена специалистами инф. системы «1С: Консалтинг. Стандарт». 2010 . URL: http: //www. 1 c .ru/news/info .jsp?id=12534.

14. Писарева А.С. Повышение налоговой культуры и ее актуальность в увеличении уровня выполнения налоговых обязательств // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2009. № 4. С. 90-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.