Научная статья на тему 'НДС: порядок применения ставок и его влияние на макроэкономические показатели'

НДС: порядок применения ставок и его влияние на макроэкономические показатели Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НДС / ОЭСР / СТАВКА / ВВП / ЕВРОКОМИССИЯ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / VAT / RATE / GDP / EUROPEAN COMMISSION / TAX DEDUCTIONS / TAX OFFENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маругина Я. А.

В статье анализируются проблемы применения ставок налога на добавленную стоимость, его уменьшение с целью ослабления налоговой нагрузки, а также сравнение ставок стран участниц ОЭСР со ставками, применяемыми в Российской ФедерацииI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the problems of application of rates of tax value-added, his reduction are analysed with the purpose of weakening of the tax loading, and also comparison of rates of countries participants ОЭСР with the rates applied in Russian Federation

Текст научной работы на тему «НДС: порядок применения ставок и его влияние на макроэкономические показатели»

УДК 336.221.2

НДС: ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ СТАВОК И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

VAT: ORDER OF APPLICATION OF RATES AND HIS INFLUENCE ON

MACROECONOMIC INDEXES

Маругина Я. А.

Южно-Российский институт управления филиал РАНХиГС при Президенте РФ

Marugina Ya. A.

South-Russian Institute of management Russian Academy of national economy and state service under the President of theRussian Federation.

В статье анализируются проблемы применения ставок налога на добавленную стоимость, его уменьшение с целью ослабления налоговой нагрузки, а также сравнение ставок стран - участниц ОЭСР со ставками, применяемыми в Российской Федерации

Ключевые слова: НДС, ОЭСР, ставка, ВВП, Еврокомиссия, налоговые льготы, налоговое правонарушение.

In the article the problems of application of rates of tax value-added, his reduction are analysed with the purpose of weakening of the tax loading, and also comparison of rates of countries - participants ОЭСР with the rates applied in Russian Federation.

Keywords: VAT, ОЭСР, rate, GDP, European Commission, tax deductions, tax offence.

Большинству людей известно, что совершенствование налоговой системы приводит страну к экономическому росту, социальному благосостоя-

нию населения, инновационному развитию и другим показателям. Так или иначе, эта тема будет затрагивать неравнодушных к своему государству граждан, пока оно существует как таковое. А государство без налогов существовать не может.

Налоги принято взимать на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. В каждом из них присутствует своя специфика обложения и наполняемости бюджета. В последнее время популярность обрел налог на добавленную стоимость, являющийся частью стоимости товара, работы или услуги, начисляемый на каждом этапе их создания.

Проблемы макроэкономики, формирования эффективной налоговой политики и взимания НДС в современной России и на международном уровне в рамках международных отношений рассмотрены в трудах следующих авторов: Л.П. Курниковой [1], Е.В. Дудукалова [2], Бородиной [3], Арсенье-вой В. А. [4] и др.

Целью выступления является представление налога на добавленную стоимость стран-участниц ОЭСР, выявление видов ставок, их преимущества и недостатки. Также попытаться выяснить каким образом сможет повлиять на экономику переход с дифференцированной ставки на единую ставку налогообложения в Российской Федерации.

При этом применение налоговых льгот и вычетов по законодательству никто не отменял и не станет этого делать и в дальнейшем. Поскольку в государстве проживают разные слои населения, то именно массовые товары потребления по своей доступности облагаются по пониженной ставке.

На протяжении последних пяти лет наблюдается тенденция повышения ставки налога на добавленную стоимость. Примером этому могут послужить страны - участницы ОЭСР, изменение стандартных ставок которых привело к положительным эффектам экономического роста. Из них ставки повысили 18 государств, с целью преодоления дефицита бюджета в первую очередь.

Таблица 1

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

Изменение стандартных ставок ндс в странах - членах оэср с 2007 по 2013 год [5].

|

Страна | НДС

1 Изменение стандартной | ставки с 2007 г., п. п. | в Стандартная ставка | 2013 г., % |

0,0 |

| Австралия | - | 1

,0 |

| Австрия | - | 20

0 |

| Бельгия | - | 21

20,0 |

| Великобритания | 2,5 |

, 0 |

| Венгрия | 7 | 27

9,0 |

| Германия | - | 1

,0 |

| Греция | 4 | 23

0 |

| Дания | - | 25,

7,0 |

| Израиль | 0,5 | 1

3,0 |

| Ирландия | 2 | 2

|

|

297 Исландия | 1 | 2 5,5 |

1, 0 |

| Испания | 5 | 2

,0 |

| Италия | 1 | 21

|

| Канада | -1 | 5,(

0 |

| Корея | - | 10,

15,0 |

| Люксембург | - |

',0 |

| Мексика | 1 | 1

21,0 |

| Нидерланды | 2 |

15,0 |

| Новая Зеландия | 2,5 |

, 0 |

| Норвегия | - | 2

, 0 |

| Польша | 1 | 2

23,0 |

| Португалия | 2 |

0,0 |

| Словакия | 1 | 2

0,0 |

| Словения | - | 2

0 |

| | Турция | - | 18

24,0 |

| Финляндия | 2 |

,0 |

| Франция | - | 1

0 |

| Чехия | 2 | 21,

|

| Чили | - | 19,0

8,0 |

| Швейцария | 0,4 |

, 0 |

| Швеция | - | 25

, 0 |

| Эстония | 2 | 20

|

| Япония | - | 5,0

Но это не главное достижение экономически развитых стран в разрезе налоговых систем. При увеличении налоговой ставки необходимо принимать во внимание уровень социальной обеспеченности населения, достаточной заработной платы для среднестатистического гражданина, выплаты стипендий и пенсий. Если государство принимает во внимание такие показатели при расчете налоговой базы, то смело можно менять ставку налога, либо в сторону ее уменьшения либо увеличения.

Основными плюсами повышенной ставки является большая наполняемость бюджета, но при пониженной граждане любой из страны могут увеличивать потребительскую корзину, при этом тоже наполняя консолидирован-

ный бюджет. Но мнения экспертов доводят до сведений, что снижение ставки на НДС может привести к потере ВВП до 2% при унификации налоговой ставки до 12%. А выпадающие доходы в размере 2% выделяются на национальную оборону страны [6].

Большая диффиренцированность налога на добавленную стоимость не раз давала организациям и другим юридическим лицам легально уходить от уплаты налога. Это говорит о том, что сложная система налогообложения, которую вводят в целях создания благоприятной атмосферы, прежде всего налогоплательщиков, приводит к хищению имущества из государственной казны. Примером могут послужить неуплаченный НДС в сумме 193 млрд. евро, которую выявил Европейский Союз в ходе налоговой проверки. Посредством этого Еврокомиссия была настроена принять Законопроект о вводе единой системе сбора этого налога, который вступит в силу с 1 января 2015 года [7].

И действительно такие решения в ходе применения единой ставки налога на добавленную стоимость смогли бы упростить работу обоим сторонам налоговых отношений. Во - первых составление финансовой отчетности и подача деклараций доставляла бы меньше хлопот для бухгалтерских отделов. А во - вторых, сами налоговые органы смогут лучше уследить в дальнейшем за правильностью заполнения деклараций, предоставления отчетностей и уменьшения умышленных налоговых правонарушений.

В Российском государстве вопрос введения единой ставки возникал уже не раз, причем обсуждение этой темы ведется с 2005 года, в которой говорится о снижении налоговой ставки с 18% до 15% и отмены пониженной 10% ставки на товары и услуги [8]. На этот случай можно будет возразить еще по одному поводу: снижение ставки может привести к росту потребления, которые в свою очередь приведут к увеличению цен на продукцию. Рост инфляции будет неминуем. За ним последует перегрев экономики и новая «вспышка» кризисной ситуации. Поэтому нужен детальный анализ для соз-

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

дания благоприятной среды в первую очередь гражданам страны, которые примут на себя этот «удар».

Показатель УКЯ показывает разность в количестве фактически уплаченного налога и теоретической величиной дохода, поступления которой возникали бы при применении единой ставки налога на добавленную стоимость. По данным статистических исследований показатель УЯЯ в России составляет 0,53, что характеризует его среднюю оценку среди других стран -участниц ОЭСР. Чем ближе этот коэффициент к единице, тем эффективнее считается система взимания данного налога. Примером этому может послужить отсутствие льгот в Новой Зеландии и единая ставка в размере 12,5% , которая дает большее количество налоговых поступлений в бюджет, чем Германия со своей 19% ставкой и льготным налогообложением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пока государство не станет предпринимать попыток в администрировании налога на добавленную стоимость, что по данным гораздо дешевле, чем администрирование НДФЛ, экономика страны не сдвинется с места. Производство не станет двигаться дальше, потому что конечные потребители будут стремиться экономить на приобретении товаров. Правда если государство действительно станет реформировать налог на добавленную стоимость, то стабильное состояние экономики наступит после 8 - 12 лет с момента изменения. Согласитесь срок немалый. А в период современной экономической нестабильности, которая наблюдается сейчас в мире, спрогнозировать долгосрочную бюджетную систему будет практически невозможно и проблематично относительно администрирования НДС [9].

Но в целом идея снижения налоговой ставки повлияет положительно на социально-экономическое состояние страны, если при снижении налога на добавленную стоимость дополнительные налоговые доходы будут направляться на повышение заработных плат, стипендий и пенсионных выплат. Снижать НДС нужно с целью не просто уменьшения ставки на 6% пунктов, а для развития инновационного сектора, увеличения инвестиций в производст-

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

венные отрасли. Такие изменения смогут повлечь за собой создание дополнительных рабочих мест, привлечение инвестиционного потока внутри страны, развитие малого и среднего предпринимательства в России.

Список литературы

1. Курникова Л.П. Таможенно-тарифные компетенции государственной системы регулирования ВЭД // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 3. С. 81-88.

2. Дудукалов Е.В. Условия экономического роста на этапе постиндустриальной трансформации мировой экономики // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 3. С. 89-94.

3. Бородина Ю.И. Совершенствование налоговой системы РФ: опыт Германии // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 4. С. 50-55.

4. Арсеньева В.А., Янпольская Е.А. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики: анализ подходов, оценок и методов экономического управления // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. №4 (47).

5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (одобрено Правительством РФ 30.05.2013)// приложение 5// Изменение стандартных ставок НДС в странах - членах ОЭСР с 2007 по 2013 год.// URL: http://www.consultant.ru.

6. Харисоф И.Ф. Налоговая политика в кризисный период//Финансовое право. 2009.№9

7. Страны ЕС недосчитались 193 млрд евро доходов из-за неуплаты НДС (23.09.2013)// URL: http://newsland.com/news/detail/id/1250392.

8. Кудрин: единая ставка НДС появится не раньше 2009 года (14.12.2005)// Источник правда.ру //URL: http://www.pravda.ru/news/economics/14-12-2005/70630-0.

9. Сёмкина Т.И. О возможностях НДС// Налоговая политика и практика. 2010. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.