УДК 376.42
И.Н. Щурова
обучающаяся 2 курса, направление подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль)
Олигофренопедагогика г. Курск, РФ, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
Научный руководитель: И.Н. Гусева доцент кафедры логопедии, олигофренопедагогки и основ специального образования г. Курск, РФ, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Аннотация
В статье дается понятие навыков самообслуживания, раскрывается их важность для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, описывается методика исследования их сформированности у данной категории обучающихся младшего школьного и подросткового возраста, предлагается сравнительный анализ результатов диагностик.
Ключевые слова
Самообслуживание, навыки самоосблуживания, навыки приема пищи, навыки одевания и раздевания, навыки личной гигиены, навыки опрятности, навыки культуры поведения, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями.
Современное специальное образования ставит своей главной задачей создание условий, которые способствуют удовлетворению особых образовательных потребностей детей с интеллектуальными нарушениями и в период обучения и после него, поскольку это важно для их полноценной самостоятельной жизни.
Одним из значимых условий успешной социальной адаптации детей с интеллектуальными нарушениями является сформированность у них навыков самообслуживания, которые помогают им удовлетворять свои потребности и взаимодействовать с другими людьми.
В психолого-педагогической литературе встречаются разные трактовки понятия самообслуживания: как обслуживания себя своими силами и средствами, не прибегая к посторонней помощи [1], как деятельности по обеспечению своих бытовых нужд [Маллер 2003], как заботы о себе, основанной на внутренней потребности, а не на внешних требованиях [5]. Поскольку действия по самообслуживанию выполняются человеком регулярно, ежедневно и являются жизнено важными для него, они перерастают в навыки. Навыки самообслуживания, будучи составляющей навыков труда, сводятся к автоматизированному выполнению действий, нацеленных на обеспечение личных бытовых потребностей.
Данные навыки удетей с интеллектуальными нарушениями формируются с большим своеобразием, причиной чего, по мнению И.Г. Еременко, являются особенности их познавательной, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, моторной сфер. В формировании указанных навыков задействованы все эти сферы: мотивация лежит в основе овладения навыками самообслуживания, эмоции и воля помогают довести начатое действие до конца, за счет познавательных процессов формируется осознанное знание о важности данного навыка, реализуется навык посредством физических действий. Только в этом случае навыки самообслуживания фомрируются осознанно, а не механически, что повышает их прочность [3].
А.Р. Маллер выделяет несколько основных групп навыков самообслуживания, которыми должны владеть дети с интеллектуальными нарушениями. В каждой группе навыков автором определяются знания
об их необходимости и о том, как выполняются те или иные действия по самообслуживанию, а также умения осуществлять конкретные действия по самообслуживанию в нужной последовательности [4].
Для детей с интеллектуальными нарушениями важно наличие у них навыков личной гигиены, приема пищи, опрятности, одевания и раздевания, культуры поведения. Скорость и качество овладения этими группами навыков у детей с умственной отсталостью неодинаковы и зависят от возраста детей, своеобразия их психофизического развития, а также от того, какая целенаправленная работа в этом отношении проводится в условиях образовательной организации и семьи.
С целью выявления сформированности навыков самообслуживания у детей с интеллектуальными нарушениями было организовано исследование на базе областного казенного общеобразовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»». В нем участвовали обучающиеся младшего школьного возраста (2 класса в возрасте 8-9 лет) и обучающиеся подросткового возраста (7 класса в возрасте 13-14 лет).
Большинство обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста находятся, как правило, в стадии формирования основных навыков самообслуживания, в том время как обучающиеся подросткового возраста уже имеют определеные базовые навыки. С учетом этого был разработан диагностический инструментарий для каждой возрастной группы обучающихся.
Диагностике подвергались пять групп навыков самообслуживания: навыки личной гигиены, приема пищи, опрятности, одевания и раздевания, культуры поведения. Эти навыки у обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного взраста исследовались путем заполнения пяти оценочных листов на основе наблюдения за обучающимися (на уроках и переменах, на прогулках, в свободной деятельности), бесед с родителями и учителем. Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями подросткового возраста было разработано пять анкет, каждая из которых позволяла исследовать уровень сформированности одной из групп навыков самообслуживания, и обучающиеся сами отвечали на вопросы этих анкет.
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного и подросткового возраста анализировались результаты по каждой группе навыков самообслуживания (определение общего уровня владения всеми обучающимися каждым навыком) и по каждому обучающемуся (определение уровня владения им всеми навыками самообслуживания).
Проведенное исследование показало, что обучающиеся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста характеризуются преимущественно низким уровнем сформированности навыков самообслуживания: он был диагностирован у 62 % обучающихся, у 38 % обучающихся эти навыки сформированы на среднем уровне, не было выявлено ни одного обучающегося с высоким уровнем сформированности данных навыков, что подтверждает результаты исследования и других авторов [2].
При этом наиболее низкие показатели были выявлены в сформированности навыков культуры поведения, личной гигиены, одевания и раздевания (при осуществении этих навыков почти всем обучающимся требуется физическая и словесная направляющая помощь взрослого); несколько лучше сформированы навыки опрятности (при их осуществении физическая помощь взрослого требуется эпизодически, словесная направляющая помощь - постоянно); лучше всего сформированы навыки приема пищи (достаточно словесной направляющей помощи).
У обучающихся с интеллектуальными нарушениями подросткового возраста выявлен преимущественно средний уровень сформированности навыков самообслуживания: им обладает 89 % обучающихся, у 11 % обучающихся навыки самообслуживания сформированы на низком уровне, обучающихся с высоким уровнем также выявлено не было.
В сравнении с младшим школьным возрастом, в подростковом возрасте менется соотношение уровня сформированности навыков самообслуживания:
- если раньше обучающиеся испытывали большие сложности в осущественни, одевания и раздевания, то в подростковом возрасте они овладели наиболее необходимыми им навыками одевания и раздевания;
- навыки личной гигиены в младшем школьном возрасте были сформированы на низком уровне, в подростковом возрасте владение ими соответствует среднему уровню;
- навыки культуры поведения были низкими в младшем школьном возрасте и остались таковыми в подростковом возрасте;
- навыки опрятности сохранились на среднем уровне;
- тенденция наилучшего владения из всех групп навыков самообслуживания навыками приема пищи наблюдалась на протяжении младшего школьного и подросткового возраста.
Таким образом. формирование навыков самообслуживания у обучающихся с интеллектуальными нарушениями происходит с большими трудностями, причинами чего являются особенности их познавательной деятельности, двигательной, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой сфер, а также недостаток внимания к систематическому и целенаправленному воспитанию самостоятельности со стороны педагогов образовательных организаций и родителей. Общими особенностями навыков самообслуживания обучающихся с интеллектуальными нарушениями являются: отсутствие или снижение мотивации к выполнению определенных действий, характеризующий конкретный навык, необходимость контроля со стороны взрослого за их выполнением, неловкость выполнения, неумение ориентироваться на образец, развернутую инструкцию, применять их в похожей ситуации, неумение выбрать нужный инструмент для осуществления действия по самообслуживанию, некритичность к результатам выполнения действия по самообслуживанию.
В младшем школьном возрасте обучающиеся с интеллектуальными нарушениями характеризуются преимущественно низким уровнем сформированности всех групп навыков самообслуживания. В этом возрасте обучающиеся довольно хорошо владеют навыками приема пищи при относительной сформированности навыков опрятности и крайне слабой сформированности навыков одевания и раздевания, культуры поведения, личной гигиены; нуждаются в физической и словесной направляющей помощи взрослого.
К подростковому возрасту постепенно формируются базовые навыки самообслуживания, в связи с чем у большинства обучающихся они находятся на среднем уровне сформированности. Лучше всего сформированы навыки приема пищи, отмечаются отдельные трудности при осуществении наыков одевания и раздевания, навыков опрятности, личной гигиены; навыки культуры поведения сформированы крайне слабо. Физическая помощь со стороны взрослого почти не требуется, необходимы регулярное напоминание о выполнении действий по самообслуживанию, словесный контроль, вербальная стмулирующая помощь.
Список использованной литературы:
1. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф. Гигиенические основы воспитания детей от 7 до 10. М. : Просвещение, 1991. 198 с.
2. Гусева И.Н., Саханева С.В. Культурно-гигиенические знания и умения младших школьников с нарушениями интеллекта // Интегративные тенденции в ме-дицине и образовании - 2016 : сб. науч. трудов. В 2 т. Т. 1. Курск : МБУ «Издательский центр «ЮМЭКС», 2016. № 1-1, С. 53-57.
3. Еременко И.Г. Олигрофренопедагогика : учеб. пособие. Киев : Вища школа, 1985. 327 с.
4. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии : практ. пособие. М. : АРКТИ, 2000. 124 с.
5. Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская Р.И. Нравственное воспитание в детском саду. М. : Просвещение, 1999. 272 с.
© Щурова И.Н., 2020