Научная статья на тему 'Основные требования к организации занятий педагога-психолога для детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития'

Основные требования к организации занятий педагога-психолога для детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ / БАЗОВЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барбашина Елена Витальевна

В данной статье анализируются основные подходы к организации психолого-педагогических занятий для детей с ТМНР с учетом их психофизиологических и личностных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барбашина Елена Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные требования к организации занятий педагога-психолога для детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА (СУРДОПЕДАГОГИКА И ТИФЛОПЕДАГОГИКА, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА И ЛОГОПЕДИЯ)

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ МНОЖЕСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Барбашина Е.В.

Барбашина Елена Витальевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра психолого-педагогических дисциплин, Сергиево-Посадский филиал Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский педагогический государственный университет, педагог-психолог,

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих, г. Сергиев Посад

Аннотация: в данной статье анализируются основные подходы к организации психолого-педагогических занятий для детей с ТМНР с учетом их психофизиологических и личностных особенностей.

Ключевые слова: дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, базовые психические функции, психофизическое недоразвитие, специальные образовательные программы.

Дети с тяжелыми множественными нарушениями отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Причем дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического [1; 3-4].

Психофизическое недоразвитие наших воспитанников характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других - повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.

Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта [5; 60-80].

Под специальными условиями формирования учебных стратегий обучающимися с тяжелыми множественными нарушениями понимаются:

• использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,

• специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,

• специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,

• проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий психолога [3; 160].

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога включает

следующие направления:

• Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики [4; 18-20].

• Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

-формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

• Развитие основных мыслительных операций:

- навыки соотносительного анализа;

-навыки группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

- умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

- умение планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

• Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

• Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, чтение по ролям и т.д.).

• Развитие речи, владение техникой речи.

• Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

• Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях [7; 25].

Таким образом, специфика социальной ситуации развития детей с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями интеллекта заключается в негативном влиянии на личность ребенка психотравмирующей ситуации, связанной с физической беспомощностью, изолированностью, частой госпитализацией и вследствие этого затрудненной социальной адаптацией [2; 43].

Дети с множественными нарушениями развития нуждаются не только в медицинской помощи, но и в специальном психолого-педагогическом сопровождении и обучении. При этом очень важно, чтобы их окружали люди, которые понимают особенности данного нарушения, знают сильные и слабые стороны этих детей и могут оказать им помощь и поддержку. Помимо данных факторов особенно важно, чтобы

обучение детей с нарушениями интеллекта способствовало в дальнейшем их

интеграции в общество [6; 4].

Список литературы

1. Головчиц Л.А., Царев А.М. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Дефектология, 2014. № 1. С. 3-13.

2. Зарецкий В.В., Маллер А.Р. Инновационный проект «Дети как дети. Воспитание в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья» // Мастер-класс (приложение к журналу «Методист»), 2013. № 9. С.42-47.

3. Малеванов Е.Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. канд. пед. наук. М., 2009. 199 с.

4. Маллер А.Р. Образование детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе ФГОС и проблемы их социализации // Вестник образования, 2016. № 1. С. 17-23.

5. Маллер А.Р. Социальное образование детей с нарушениями интеллекта (выраженная интеллектуальная недостаточность). Учеб. метод. пособ. М., 2015. 208 с.

6. О Первом Всероссийском съезде дефектологов «Особые дети в обществе» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2016. № 1. С. 3-6.

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2015 года №528н «Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base. garant.ru/71169212/ (дата обращения: 26.05.2017). 30 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.