КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА (СУРДОПЕДАГОГИКА И ТИФЛОПЕДАГОГИКА, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА И ЛОГОПЕДИЯ)
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ МНОЖЕСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Барбашина Е.В.
Барбашина Елена Витальевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра психолого-педагогических дисциплин, Сергиево-Посадский филиал Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский педагогический государственный университет, педагог-психолог,
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих, г. Сергиев Посад
Аннотация: в данной статье анализируются основные подходы к организации психолого-педагогических занятий для детей с ТМНР с учетом их психофизиологических и личностных особенностей.
Ключевые слова: дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, базовые психические функции, психофизическое недоразвитие, специальные образовательные программы.
Дети с тяжелыми множественными нарушениями отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Причем дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического [1; 3-4].
Психофизическое недоразвитие наших воспитанников характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других - повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.
Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта [5; 60-80].
Под специальными условиями формирования учебных стратегий обучающимися с тяжелыми множественными нарушениями понимаются:
• использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
• специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
• специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
• проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий психолога [3; 160].
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога включает
следующие направления:
• Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики [4; 18-20].
• Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
-формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
• Развитие основных мыслительных операций:
- навыки соотносительного анализа;
-навыки группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
- умение планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
• Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
• Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, чтение по ролям и т.д.).
• Развитие речи, владение техникой речи.
• Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
• Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях [7; 25].
Таким образом, специфика социальной ситуации развития детей с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями интеллекта заключается в негативном влиянии на личность ребенка психотравмирующей ситуации, связанной с физической беспомощностью, изолированностью, частой госпитализацией и вследствие этого затрудненной социальной адаптацией [2; 43].
Дети с множественными нарушениями развития нуждаются не только в медицинской помощи, но и в специальном психолого-педагогическом сопровождении и обучении. При этом очень важно, чтобы их окружали люди, которые понимают особенности данного нарушения, знают сильные и слабые стороны этих детей и могут оказать им помощь и поддержку. Помимо данных факторов особенно важно, чтобы
обучение детей с нарушениями интеллекта способствовало в дальнейшем их
интеграции в общество [6; 4].
Список литературы
1. Головчиц Л.А., Царев А.М. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Дефектология, 2014. № 1. С. 3-13.
2. Зарецкий В.В., Маллер А.Р. Инновационный проект «Дети как дети. Воспитание в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья» // Мастер-класс (приложение к журналу «Методист»), 2013. № 9. С.42-47.
3. Малеванов Е.Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. канд. пед. наук. М., 2009. 199 с.
4. Маллер А.Р. Образование детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе ФГОС и проблемы их социализации // Вестник образования, 2016. № 1. С. 17-23.
5. Маллер А.Р. Социальное образование детей с нарушениями интеллекта (выраженная интеллектуальная недостаточность). Учеб. метод. пособ. М., 2015. 208 с.
6. О Первом Всероссийском съезде дефектологов «Особые дети в обществе» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2016. № 1. С. 3-6.
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2015 года №528н «Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base. garant.ru/71169212/ (дата обращения: 26.05.2017). 30 с.