СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
ist meine Nase ", а показывает на колено. Игроки должны внимательно слушать и показывать правильно на названную часть тела.
"Die Stadt" предлагаем следующую ситуацию:
Представьте, что мы встречаем своих немецких друзей в Москве. Мы садимся в автобус. За окнами -столица. Расскажите о ней нашим друзьям. Рассказ сопровождается фотографиями с видами Москвы. (Если есть возможность, лучше такой урок проводить в классе, оснащенном мультимедийным проектором и экраном, на который будут проецироваться фотографии с видами города) . Ученики по очереди выполняют роль гида.
"Beim Arzt" (9 класс) мы проводим ролевую игру "Посещение больного".
"Sport" (8 класс) предлагаем следующую ситуацию:
"Ребята, вы умеете делать сообщение, беседовать по данной тематике, но достаточно ли этого для беседы с иностранцем на эту тему? Представьте, что я из Германии. Сумеете ли вы меня поддержать разговор?
Guten Tag! Darf ich mich vorstellen? Ich heisse Anna. Ich lerne in der Schule und interessiere mich fuer Sport. Darf ich eine Frage stellen?
На таких уроках, с применение игр и тематических ситуаций , учащиеся работают в парах и группе, принимают решения при обсуждении тем учебной программы по немецкому языку, а значит, "конструируют" собственное знание средствами собственной поисковой (познавательной) деятельности. Используемые нами игры мы адаптируем исходя из возраста и уровня знаний детей. При подготовке к игре необходимо еще раз подчеркнуть, что мы учимся общаться, а не просто говорить на немецком языке. Более того, мы учимся вести себя в различных жизненных ситуациях.
Современные методики позволяют учителю строить ход урока самостоятельно исходя из заданной темы. Считаем что использование этих и многих других игровых упражнений помогает учителю сделать урок эффективным , интересным и ,что не мало важно, показываем практическое применение немецкого языка.
© Миразимова М.С, Земцева М.А., 2019
УДК-37
А. В. Миронова,
студентка группы ЗФО НО-4-1 Научный руководитель - д. п. н. М.В. Лазарева ФГБОУ ВО ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ВОСПРИЯТИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА РЕГИОНА
Аннотация
В данной статье представлены ход и обобщённые результаты констатирующего эксперимента актуального на современном этапе исследования, посвящённого формированию эстетического вкуса старших дошкольников через декоративно-прикладное искусство региона (на примере Липецкой области).
Ключевые слова:
эстетический вкус, декоративно-прикладное искусство, региональный компонент, народные промыслы, констатирующий эксперимент.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
Формирование эстетического вкуса - одна из важнейших задач педагогической теории и практики художественного образования.
Актуальность теоретического осмысления проблемы внедрения регионального компонента в дошкольное образование определяется процессами, происходящими в мировом сообществе. Использование народного искусства в педагогической работе - это необходимое условие современной системы воспитания. Декоративно-прикладное искусство является частью народной культуры.
Важную роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные педагоги и психологи (А.П. Усова, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Е.Г. Карпинская, И.Л. Гусарова и другие).
Актуальность ознакомления дошкольников с искусством отражена и во ФГОС ДО.
Объектом нашего исследования явился процесс формирования эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста при восприятии произведений декоративно-прикладного искусства региона.
В ходе констатирующего эксперимента были исследованы особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста образцов народного декоративно-прикладного искусства Липецкой области.
С целью выявления у детей старшего дошкольного возраста уровня развития эстетического вкуса при восприятии произведений декоративно-прикладного искусства региона мы использовали следующие методы: беседа с детьми (диагностическая игровая ситуация «Интервью с мастером»); анкетирование воспитателей; анкетирование родителей; анализ планирования воспитательно-образовательной работы с детьми; анализ методического оснащения методического кабинета ДОУ; анализ полученных результатов.
В эксперименте принимали участие 20 детей подготовительной группы.
Мы выделили показатели, по которым можно оценить уровень развития эстетического вкуса детей дошкольного возраста:
-характер представлений о средствах выразительности;
- степень эмоциональных проявлений на содержание произведения;
- активность в деятельности [1].
Критерии оценки уровней сформированности эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного искусства региона у старших дошкольников мы определили с опорой на разработки В.Я. Кионовой, Н.М. Зубаревой, Н.А. Курочкиной.
Критерии оценки:
1. Интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства региона.
2. Понимание содержания произведений декоративно-прикладного искусства региона.
3. Осознание образов художественной выразительности характерных для предметов народных промыслов Липецкой области.
В рамках исследования формирования эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста был разработан диагностический пакет методик в соответствии с выделенными критериями. В него вошли авторские и традиционно используемые в педагогике и психологии диагностические инструменты. Использование данного диагностического пакета на констатирующем и, в дальнейшем, контрольном этапах эксперимента, проведенном с детьми 6-8 лет, показало его адекватность цели определения уровня развития художественно-эстетического вкуса и соответствие возрастным особенностям детей, а критерии определения уровня развития вкуса - объективными.
Констатирующий эксперимент включал две серии заданий.
Первая серия заданий была направлена на выявление знаний и способности к восприятию произведений декоративно-прикладного искусства на материале липецких народных промыслов.
С детьми проводилась беседа с использованием диагностической игровой ситуации «Интервью с мастером» с целью выявления особенностей восприятия и знаний народных промыслов Липецкой области.
Предъявляемые задания включили три группы вопросов:
1) вопросы, направленные на знание народных промыслов Липецкой области (Какой предмет тебе нравится? Видел ли ты его раньше? Назови народный промысел, к которому он относится? Опиши его. Что ты знаешь о народном промысле)
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
2) вопросы, направленные на выявление средств выразительности (Что тебе нравится в этом предмете. игрушке? (узор, цвет, форма, композиция, настроение). Какое настроение передал мастер в своём изделии? Что ты чувствуешь, когда держишь в руках этот предмет?)
3) вопросы, направленные на выделение художественных материалов (Из чего сделан предмет? Какой материал использовал автор, чтобы передать это настроение, этот образ?)
Вторая серия заданий была направлена на изучение опыта работы ДОУ по ознакомлению детей с произведениями декоративно-прикладного искусства региона. Проведены: анкетирование педагогов - с целью изучения опыта работы воспитателей по ознакомлению старших дошкольников с творчеством липецких мастеров и анкетирование родителей - с целью выявления осведомленности родителей об особенностях художественно-эстетического вкуса ребенка, о народных промыслах Липецкой области, о роли семьи в художественно-эстетическом воспитании. А также был сделан анализ планирования воспитательно-образовательной работы с детьми с целью выявления особенностей организации педагогического процесса по художественному развитию и образованию детей, ознакомлению с произведениями декоративно-прикладного искусства региона.
Результаты практического исследования показали отсутствие должной направленности педагогической работы с детьми по ознакомлению с народными липецкими промыслами. Однако у старших дошкольников сформирован элементарный художественный опыт и эстетический вкус: они называют виды декоративно-прикладного искусства, узнают образцы некоторых народных промыслов, определяют характер народных игрушек, эмоционально выражают своё отношение к предметам и изделиями народных промыслов. Наблюдалось преобладание низкого уровня развития художественного вкуса и восприятия художественного образа у детей старшего дошкольного образа. Высокий уровень эстетического восприятия не был выявлен ни у одного ребенка, средний уровень имели - 40% детей, низкий уровень - 60%.
В результате были выявлены основные проблемы:
- неумение выделять главное в содержании произведений декоративно-прикладного искусства;
- затруднение в описании средств выразительности произведений декоративно-прикладного искусства;
- отсутствие точного речевого обозначения искусствоведческих категорий;
- недостаточность сведений о народных промыслах Липецкой области;
- нерегулярное планирование и осуществление педагогической работы с детьми по ознакомлению с народными липецкими промыслами;
- стандартность методов, используемых педагогами.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали необходимость ознакомления старших дошкольников с народными промыслами Липецкой области (елецкие кружева, липецкая «хохлома», романовская глиняная игрушка, измалковская глиняная игрущка, добровская глиняная игрушка, юрьевская керамика, волчинская кукла (текстильная), мураевенская вышивка и др.) и разработки методов и приёмов развития эстетического вкуса детей в процессе ознакомления с декоративно - прикладным искусством региона.
Это послужило основой для планирования и проведения специальной работы по ознакомлению детей с произведениями декоративно-прикладного искусства нашего региона.
Список использованной литературы:
1.Вершинина Н.А., Солдатова Э.М. Диагностика особенностей восприятия детьми 6-7 лет произведений декоративно-прикладного искусства // Экология образования: Актуальные проблемы: Сб. науч. ст./ Под ред. А.В. Пяткова. - Архангельск: ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. - С.36-41 (Электронное приложение).
2. Неверова А. А. Проблема художественного восприятия в психолого-педагогической литературе / Психологические науки: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 44-48.
© Миронова А. В., 2019