СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
социальных идеалов. И в этом поможет искусство со своим укладом и отношения между людьми.
Художественные произведения отвечают не только на вопросы жизни, но и на социальные, политические, моральные, то есть искусство должно быть универсальным, многозначным духовным феноменом. Межкультурные отношения связаны с творческой природой искусства, наиболее полно ориентирует молодежь на действительность, дает возможность понять объективные основания своего творчества. Придает целесообразность, социальную и эстетическую значимость, реализуются идеи, рождаются произведения искусства, способные служить социально - прогрессивным целям общества. Список использованной литературы:
1. Мальцева Л. В. Методика обучения изобразительному искусству. - Краснодар: КубГУ, 2015.
2. Мальцева Л. В. Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству. -Краснодар: КубГУ, 2013.
3. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2004.
© Мальцева Л.В., 2018
УДК 37
А. В. Миронова, студентка группы ЗФО НО-4-1 Научный руководитель -О.В. Коротких, к. п. н.
ФГБОУ ВО ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РЕГИОНА
Аннотация
В данной статье представлены обобщённые результаты актуального на современном этапе исследования, посвящённого формированию эстетического вкуса старших дошкольников через декоративно-прикладное искусство региона (на примере Липецкой области).
Ключевые слова
Художественный вкус, эстетический вкус, эстетическое восприятие, декоративно-прикладное искусство,
региональный компонент, народные промыслы.
Формирование эстетического вкуса - одна из важнейших задач педагогической теории и практики художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения, которая входит в культурную проблему формирования гармонично развитого человека.
Актуальность теоретического осмысления проблемы внедрения регионального компонента в дошкольное образование определяется процессами, происходящими в мировом сообществе и использование народного искусства в педагогической работе - это необходимое условие современной системы воспитания.
В современной педагогической и эстетической литературе взаимодействие ребёнка с народной культурой рассматривается как смысловое общение с опорой на художественный «язык» разных видов народного искусства. Уже в дошкольном возрасте каждый ребёнок способен «присвоить» те человеческие мысли, чувства, идеалы, то отношение к жизни, которое аккумулировано, выражено и опредмечено в народном искусстве (А.В. Бакушинский, Н.А. Ветлугина, Е.И. Флёрина).
Народное декоративно-прикладное искусство, как искусство вообще, многофункционально, и одна из функций - развитие эстетического восприятия детей дошкольного возраста. Условность образа, нацеленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя - эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей. Проблема развития
-( )-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
эстетического восприятия детей, формирования эстетического вкуса путем народного декоративно-прикладного искусства была и остается достаточно актуальной.
Однако во многих дошкольных учреждениях произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе, народные игрушки, используются лишь в качестве предметов интерьера помещений, методического кабинета. В работе с детьми используются самодельные глиняные игрушки и низкопробные подделки предметов народно-декоративного творчества. Народные игрушки выступают часто в качестве иллюстрации для декоративной работы детей по образцу, без проникновения в сущность народного искусства, его символику, без учёта средств художественной выразительности и особенностей процесса создания мастером народной игрушки определённого региона.
Формирование эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста может быть эффективным при условии целенаправленной работы посредством декоративно-прикладного искусства региона (на примере Липецкой области), а также отбора доступных для дошкольников произведений народных промыслов, обогащении предметно-развивающей среды произведениями декоративно-прикладного искусства региона и разработки методических рекомендаций по ознакомлению старших дошкольников с народными промыслами Липецкой области.
В своей работе мы опирались на работы педагогов и психологов:
Н.Б. Халезова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская, И.Л. Гусарова - проблема формирования
эстетического вкуса в процессе ознакомления с произведениями декоративно-прикладного искусства;
Е. А. Флерина, А.П. Усова, Н. П. Сакулина - значение народного искусства в эстетическом, нравственном, умственном воспитании, особенности восприятия дошкольниками произведений народного творчества;
Т.С. Комарова, З. А. Богатеева, - содержание, формы и методы эстетического воспитания на материале народного искусства;
М. Аршавская, Л. А. Антонова, А. Г. Голыбина, Л. А. Гусакова, Н. М. Зборовский - проблема формирования эстетического вкуса;
Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. Н. В. Ветлугина - доступность понимания изобразительного искусства (в том числе и декоративно-прикладного), его содержательной стороны и средств выразительности детьми дошкольного возраста.
На основе литературы мы выделили ряд позиций исследователей относительно развития категории эстетического вкуса; раскрыли роль народного искусства в формировании эстетического отношения к действительности на современном этапе; рассмотрели особенности восприятия детьми 5-8 лет образцов народного декоративно-прикладного искусства; показали особенности народных промыслов Липецкой области.
В широком смысле слова «вкус» определяется как способность человека оценивать что-либо. Конкретное выражение эстетического вкуса - оценка. Эстетический вкус рассматривается как совокупность способностей человека чувствовать, воспринимать, оценивать художественно-эстетические особенности продукта творческой деятельности, явлений и объектов окружающей действительности, а также потребностей познавать искусство и действовать в соответствии с принципами эстетического идеала [Лихачёв].
Показателями, по которым можно оценить уровень развития эстетического вкуса детей дошкольного возраста, являются:
- характер представлений о средствах выразительности;
- степень эмоциональных проявлений на содержание произведения;
- активность в деятельности [Вершинина].
С целью выявления у детей старшего дошкольного возраста уровня развития эстетического вкуса при восприятии произведений декоративно-прикладного искусства региона мы использовали следующие методы:
- беседа с детьми (диагностическая игровая ситуация «Интервью с мастером»);
- анкетирование воспитателей;
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
- анкетирование родителей;
- анализ планирования воспитательно-образовательной работы с детьми;
- анализ методического оснащения методического кабинета ДОУ;
- анализ полученных результатов.
В результате были выявлены основные проблемы:
- неумение выделять главное в содержании произведений декоративно-прикладного искусства;
- затруднение в описании средств выразительности произведений декоративно-прикладного искусства;
- отсутствие точного речевого обозначения искусствоведческих категорий;
- недостаточность сведений о народных промыслах Липецкой области;
- нерегулярное планирование и осуществление педагогической работы с детьми по ознакомлению с народными липецкими промыслами;
- стандартность методов, используемых педагогами.
Наблюдалось преобладание низкого уровня развития художественного вкуса и восприятия художественного образа у детей старшего дошкольного образа. Высокий уровень эстетического восприятия не был выявлен ни у одного ребенка, средний уровень имели - 40% детей, низкий уровень - 60%.
Однако у старших дошкольников сформирован элементарный художественный опыт и эстетический вкус: они называют виды декоративно-прикладного искусства, узнают образцы некоторых народных промыслов, определяют характер народных игрушек, эмоционально выражают своё отношение к предметам и изделиями народных промыслов.
Это послужило основой для планирования и проведения специальной работы по ознакомлению детей с произведениями декоративно-прикладного искусства нашего региона.
Средством для достижения цели нашего исследования стали народные игрушки, предметы и изделия народных промыслов Липецкой области: елецкие кружева (г. Елец), вышивка Липецкой области (Мураевенская вышивка - с. Ягодное, с. Кочур Данковского района, с. Гремячка, д. Рязанка Чаплыгинского района; вышивка тамбурным швом - с. Хрущевка, с. Троицкое, с. Ленино, с. Пады Липецкого района), текстильная кукла (Волчинская кукла - Добровский район, с. Волчье), промыслы глиняной игрушки (романовская - Липецкий район, с. Романово; добровская - Добровский район, с. Доброе, измалковская -Измалковский район, с. Измалково); юрьевский гончарный промысел (Задонский район, с. Юрьево), «Липецкая хохлома» (г. Липецк), лозоплетение - Усманский район, с. Завальное; с. Добринский район, с. Салтычки) и другие.
Нами был разработан комплекс мероприятий эстетической направленности, который реализовывался через разнообразные формы работы с детьми в два этапа.
I этап - подготовительный: знакомство детей с образцами липецких художественных промыслов.
II этап - практический: самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Используемые формы работы:
- непосредственно - образовательная деятельность
- дидактические игры;
- игры-путешествия;
- беседы, чтение художественной литературы;
- рассматривание альбомов, игрушек, предметов и изделий.
Реализуемый комплекс мероприятий представлен в таблице.
№ п/п Элементы развивающей среды подгот. группы Мероприятие (тема, форма проведения) Месяц
1. Уголок русского быта Игра-путешествие «Бабушкин сундучок» Беседа «Красота народных изделий» НОД «Ярмарка игрушек» Проект «Народные промыслы родного края» Октябрь Февраль Март
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
№ п/п Элементы развивающей среды подгот. группы Мероприятие (тема, форма проведения) Месяц
2. Еженедельные выставки детского творчества «Чудо-кони, чудо-птицы», «Золотая хохлома», «Парад игрушек», «Куколки-закрутки» , Кружевное волшебство» и др. Октябрь Ноябрь Февраль Март
3. Мини-музеи Музей липецкой игрушки «Золотая хохлома» Октябрь-дек. Январь-апрель
4. Групповые выставки: «Чудо-кружево» «Наши куклы» «Плети-плетушки, лапти-лапотушки» Беседа: «Елецкие кружевницы» Викторина: «Народные промыслы» Дидактические игры Январь Февраль Апрель
С целью проверки эффективности разработанной системы мероприятий в непосредственно-образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимные моменты по развитию эстетического вкуса через восприятие произведений декоративно-прикладного искусства региона были проведены повторные диагностические мероприятия.
В результате специальной педагогической работы 50% детей показали высокий уровень эстетического восприятия, 45% детей - средний, и только 5 % (1 чел.) осталось на низком уровне.
Дети стали проявлять больший интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства региона. С удовольствием рассматривают предметы народных промыслов, эмоционально воспринимают, узнают, комментируют, высказывают свое отношение, понимают созданный образ игрушки, содержание предмета или изделия, осознают средства художественной выразительности (поза, форма, цвет, композиция и др.). Возрос уровень искусствоведческих знаний у дошкольников.
Проведённая работа позволила определить содержание, формы и методы эффективного формирования эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста средствами народного искусства региона в определённой последовательности:
- знакомство с одним из видов народного искусства, показ его характерных особенностей и назначение в жизни людей;
- рассматривание книжной иллюстрации, выделение декоративных компонентов в их оформлении;
- формирование эстетически-оценочных суждений при восприятии произведений искусства;
- обучение детей декоративной деятельности;
- знакомство с новым видом народного искусства на основе сравнения его особенностей с ранее усвоенным;
- художественно-творческая деятельность.
Так же были определены условия формирования эстетического вкуса средствами декоративно-прикладного искусства:
- наличие подлинных предметов декоративно-прикладного искусства;
- формирование у детей интереса, эмоционального отношения, эстетических и оценочных суждений при их восприятии;
- обогащение знаний о декоративно-прикладном искусстве, его характерных особенностях, назначении в жизни людей;
- разработка системы занятий по ознакомлению с народным искусством и декоративной деятельностью;
- создание творческой атмосферы для осуществления художественно-практической деятельности
детей;
- наличие знаний и умений педагогов по организации и руководству художественно-творческой деятельностью детей.
Таким образом, декоративно-прикладное искусство региона является эффективным средством развития эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
Список использованной литературы:
1.Вершинина Н.А., Солдатова Э.М. Диагностика особенностей восприятия детьми 6-7 лет произведений декоративно-прикладного искусства // Экология образования: Актуальные проблемы: Сб. науч. ст./ Под ред. А.В. Пяткова. - Архангельск: ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. - С.36-41 (Электронное приложение).
2. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М,- 607с.
3. Неверова А. А. Проблема художественного восприятия в психолого-педагогической литературе / Психологические науки: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 44-48.
© Миронова А. В., 2018
УДК 372.8
Г.В.Нарыкова
кандидат пед. наук, доцент СГПИ филиал ПГНИУ,
г.Пермь, РФ E-mail: [email protected]
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация
Интерес к активным и интерактивным методам вызван необходимостью улучшения современной дидактической системы. Интерактивные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах. Владение технологией интерактивного обучения способствует развитию у обучающихся качеств, отвечающих требованиям, прописанным в государственных стандартах нового поколения.
Ключевые слова:
интерактивные методы обучения, диалоговое общение, классификация интерактивных методов,
приемы интерактивных методов.
«Надо применять разнообразные методы и находить новые.
Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество».
Л.Н.Толстой
Происходящие изменения в современном мире определили необходимость разработки новых подходов к обучению и воспитанию молодого поколения, внедрения и реализации новых государственных стандартов.
Одной из проблем, волнующей сегодня учителей, является вопрос, как активизировать познавательную деятельность школьников в процессе обучения. Учитель должен уметь организовывать образовательный процесс таким образом, чтобы обучающийся тоже задавался вопросом: «Чему и как мне нужно учиться?». Обучение должно строиться как процесс «открытия» конкретного знания. В конечном итоге ученик должен стать не пассивным слушателем, а критически мыслящей личностью. Этому могут помочь интерактивные методы обучения.
Интерес к активным и интерактивным методам вызван необходимостью улучшения современной дидактической системы. Сделать это нужно не за счет не перегрузки школьников, а посредством мастерства педагога. Активные и интерактивные методы обучения вносят в педагогический процесс новые для
-( )-