17.00.00 - ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 372.3: 745
UDC 372.3: 745
Н.В. БУТЕНКО
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики дошкольного образования, Челябинский государственный педагогический университет E-mail: natali-2058@mail.ru
N.V. BUTENKO
Сandidate of Pedagogics, Associate Professor of Theory and Methods preschool education, Chelyabinsk State Pedagogical University E-mail: natali-2058@mail.ru
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО УРАЛА КАК КУЛЬТУРНОЕ СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ARTS AND CRAFTS AS A URAL CULTURAL MEANS OF ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN
В современных условиях развития дошкольного образования, когда появляется тенденция к разновари-антности и дифференциации обучения, обращение к народному декоративно-прикладному искусству выступает ведущим и равноправным компонентом художественно-эстетического развития личности ребёнка дошкольного возраста. Приобщение к культуре формы, цвета, ритма народного искусства способствует разностороннему развитию ребёнка, отражаясь в продуктах детского творчества.
Ключевые слова: народное искусство, декоративно-прикладное искусство Урала, образовательное пространство музея, декоративное творчество, художественно-эстетическое развитие, дети дошкольного возраста.
In modern conditions of pre-school education, when there is a tendency to different options and differentiation of instruction, appeal to popular arts and crafts is the lead and equal component of artistic and aesthetic development of the child of preschool age. An introduction to the culture of form, color, rhythm, folk art helps round development of the child are reflected in the products of children's creativity.
Keywords: folk art, arts and crafts of the Urals, educational space museum, decorative art, artistic and aesthetic development, pre-school children.
В период гуманизации образования обращение к народному искусству выступает возможностью формирования в период дошкольного детства общекультурного интеллекта личности, готовой в дальнейшем наследовать духовные ценности народа и вести диалог культур разных эпох. На ранних стадиях истории человечества всё искусство было народным. Народное искусство, построенное на Красоте, Добре и Справедливости, как культурная память народа, «неотделима от самых глубоких устремлений современности» (М.А. Некрасова). На протяжении нескольких столетий народное искусство рассматривается как носитель исторической памяти народа и особый тип художественного творчества. По специфике народное искусство является прикладным, так как охватывает все стороны материальной культуры человечества. Произведениям народного искусства присущи характерные черты: ясность и сила художественного языка, умение понять и использовать материал, органическая связь художественного и утилитарного начал.
В отечественной культуре только в середине XIX века началось подлинно научное изучение художественно-эстетической ценности народного искусства (А.В. Бакушинский, И.Я. Богоуславская, В.С. Воронов, М.А. Некрасова, Т.М. Разина, А.Б. Салтыков, А.К. Чекалов и др.), коллекционирование которого на-
чалось несколько раньше. Особую значимость в развитии народных промыслов имели Всероссийские художественно-промышленные выставки (Москва 1831; Нижний Новгород 1896; Санкт-Петербург 1829, 1870, 1902; Екатеринбург 1887 и т.д.) и участие русских народных умельцев во всемирных выставках и заграничных ярмарках (Париж 1900, 1904; Лейпциг 1907 и др.). В художественных произведениях народного декоративно-прикладного искусства основные художественные средства «языка» изобразительного искусства выражались авторской спецификой и приобретали новое культурное звучание.
В отечественной историографии понятие «народное искусство» базируется на соотношении ремесла и содержании традиционности искусства, которое определялось, прежде всего, смыслом, раскрываясь в своеобразной художественной форме Мастером, который переосмысливает образы разных культур и традиций. В народном искусстве выражается сущность творчества Мастера и его духовно-нравственная основа, обогащающая его художественно. Сложность точного определения понятия «народное искусство» заключается в синкретизме народного творчества, синтезирующего практическую и творческую деятельность людей.
Декоративно-прикладное искусство как область декоративного искусства основано на соз-
© Н.В. Бутенко © N.V. Butenko
дании художественных изделии, отличающихся декоративной образностью и практической направленностью. Декоративные изделия не только демонстрируют эстетический вкус художника-мастера, но и ярко выражают черты стилевого направления эпохи. Народное декоративно-прикладное искусство можно назвать перспективным культурным средством художественно-эстетического развития и формирования ценностно-смысловых ориентаций ребёнка в окружающем мире, поскольку оно отражает духовный мир автора и мироощущения той культуры, в которой он живёт, является ярким средством выражения живых традиций, передачи преемственности поколений и универсальных человеческих ценностей.
В период дошкольного детства самый верный и наиболее плодотворный путь приобщения к народному искусству - это живое общение с ним. Чувственная достоверность, наглядность делают произведения народного искусства общедоступными для детей дошкольного возраста. Ознакомление и приобщение детей дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному искусству, приобретающих необходимые для собственного творчества художественные впечатления, является основой их художественно-эстетического развития. Именно эмоционально-образное созерцание и восприятие окружающей картины мира ребёнком через народного Мастера остаётся важным художественным объектом в эстетическом познании.
По мнению исследователей (Ю. Арбат, Л. Д. Рондели, Н.П. Сакулина, О.А. Скоролупова и др.), проявление творчества народа по своей природе созвучно творчеству ребёнка обобщённостью образов, простотой и завершённостью формы. По данным С.Н. Обуховой [4], возможности осмысления декоративно-прикладного искусства в период детства объясняются бурно развивающейся эмоционально-чувственной сферой, творческим воображением, наглядно-образной памятью и мышлением, которые в этом возрасте облагают наибольшей пластичностью и легко поддаются педагогическому воздействию. Т.Г. Казакова [3] отмечает, что ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством способствует развитию детского творчества, которое постепенно развивается из простых форм и в каждом возрастном периоде имеет собственное отражение.
Сегодня в дошкольном образовании Южного Урала накоплен богатый опыт по изучению и приобщению детей дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному творчеству через знакомство с народными традиционными художественными ремёслами и промыслами. Учёными-педагогами (Е.С. Бабунова, Л.В. Градусова и др.) разработана и активно внедряется в практику дошкольных образовательных учреждений региональная программа «Наш дом - Южный Урал» [1], в которой представлены познавательные сведения об истории, жизни, быте и особенностях изобразительного искусства народов Южного Урала.
В дошкольных учреждениях г. Челябинска особое внимание уделяется выстраиванию целенаправленной и системной работы по ознакомлению детей дошколь-
ного возраста с культурой и народным декоративно-прикладным творчеством Урала.
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному искусству; знакомство с видами ДПИ, их характерными признаками, материалами, особенностями росписей и историей промыслов.
Задачи:
- развитие ценностного отношения к культуре и истории Уральского края;
- формирование толерантного отношения к культурам других народов;
- формирование познавательного интереса и эмоциональной отзывчивости к образцам народного декоративно-прикладного искусства;
- создание условий для «открытия» ребёнком личностных смыслов в культуре Южного Урала на основе эмоциональных переживаний;
- стремление к художественной выразительности творческих образов, созданных ребёнком на основе декоративного обобщения природных форм, основных законов композиции, симметрии и ритма;
- накопление творческого опыта ребёнка на основе принципов народного искусства.
Организация целенаправленной работы в ДОУ по приобщению детей дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному искусству предполагает создание следующих условий:
■ создание художественно-эстетической среды для восприятия произведений декоративно-прикладного искусства;
■ создание радостной атмосферы общения дошкольников с народным искусством;
■ создание моментов эстетических переживаний в «рассекречивании» произведений народного мастера: художника, гончара, литейщика, вышивальщицы и т.п.;
■ использование красоты родной уральской природы как вечного источника народного творчества;
■ использование художественных вещей народных мастеров как образцов, помогающих ребёнку усвоить художественные приёмы и средства выразительности образов;
■ применение методических приёмов, обеспечивающих возрастающий интерес ребёнка к произведениям декоративно-прикладного искусства;
■ формирование образных представлений в декоративной работе ребёнка на основе активизации детского творческого поиска.
Практика работы в ДОУ позволяет утверждать, что формирование устойчивого интереса к народному декоративно-прикладному искусству основано на вариативности направлений педагогической деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой Урала:
• архитектура Южного Урала (знакомство с известными зданиями и сооружениями г. Челябинска; южно-уральской архитектурной резьбой: деревянные надоконные доски, наличники, фризы);
• народное гончарное ремесло (знаком-
17.00.00 - ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ 17.00.00 - ЛЯТ СШТТСГСМ
ство с гончарными изделиями народных мастеров г. Верхнеуральска и Чебаркульского района: бытовой грубой керамикой; есаульской глиняной игрушкой -окариной; бродокалмакскими свисточками);
• урало-сибирская роспись (знакомство с видами уральской домовой росписи: сени, горница - простенки, потолки, двери, голбцы, полати, заборки и т.п.);
• южно-уральский фарфор (знакомство с производством изделий Южно-Уральского фарфорового завода из керамики и фарфора: кувшины, вазы, подсвечники, чаши, блюда и т.п.);
• камнерезное искусство Урала (знакомство с художественным творчеством уральского живописца-камнереза А.К. Денисова-Уральского: наборные картины из уральских камней, фигурки из самоцветов, декоративные скульптуры);
• народное ковроткачество (знакомство с творчеством народной художницы Л. Кудрявцевой «Художественный гобелен»; домоткаными тропинками и дорожками из г. Шадринска, Курганской обрасти, Уйского района; коврами из г. Карталы, с. Канаши);
• каслинское и кусинское художественное литьё (знакомство с малой художественной пластикой - кабинетной скульптурой: серии «Человек», «Дикие животные», «Птицы»);
• златоустовская гравюра на стали (знакомство с пейзажной живописью, изображённой на металле «Время Нового года», «Зимний рассвет», «Весенний день», «Лесные дали», «Вечер», «Глухарь», «Осенний этюд»).
Для более глубокого изучения произведений декоративно-прикладного искусства в полной мере педагоги ДОУ используют образовательные пространства краеведческого музея и областного музея изобразительных искусств г. Челябинска, в запасниках которых хранится бесценное наследие уральских мастеров. Музеи, являясь центрами хранения культурно-исторического и художественно-творческого наследия, способствуют формированию у дошкольников интереса и любви к народному декоративно-прикладному искусству, выводя индивидов за границы социума в мир культуры и общечеловеческих ценностей, что способствует художественно-эстетическому развитию личности [2].
Освоение народного искусства непосредственно связано с художественной деятельностью ребёнка, в процессе которой ребёнок овладевает способами и приёмами декоративного творчества на основе индивидуального и коллективного создания образов, мотивов и сюжетов декоративно-прикладного искусства с учётом
ведущих принципов - повтора, вариации и импровизации. Как отмечает М.Я. Шпикалова [6], развитие декоративного творчества у детей дошкольного возраста обеспечивается решением художественно-творческих задач разного типа. Содержательное наполнение выделенных принципов представим следующим образом.
Повтор характерен для определённой школы народного мастера (дымка, хохлома, городец, филимо-ново, гжель и т.п.), который в своих произведениях применяет повтор главных отличительных элементов орнамента. На основе эстетического восприятия художественных произведений у ребёнка формируется индивидуальное видение орнаментальных мотивов, которое выражается в умении создавать выразительные узоры.
Вариации направлены на решение ребёнком творческих задач, включающих повтор главных элементов декоративной росписи и интерпретация её вариантов. В своей работе ребёнок, применяя варианты декоративной трактовки, учится придумывать и составлять новые композиции на основе знакомых декоративных элементов узора, на основе соблюдения определённого ритма, симметрии, соразмерности элементов.
Импровизация выделяется как наиболее сложная творческая задача, основу которой составляют усвоенные навыки и умения, позволяющие ребёнку с помощью ритма, цвета, ритмических единиц импровизировать по мотивам народного творчества, выходя за пределы традиционной художественной школы.
Таким образом, вариативность и импровизация как способы существования народного искусства способствуют развитию у детей дошкольного возраста творческого воображения, фантазии и возможности в игровой атмосфере почувствовать себя частью своего народа. Такая организация работы с детьми позволяет формировать начала системных знаний по декоративно-прикладному искусству; практически устанавливать связь декора с назначением вещи, её конструкцией, формой и материалом, из которого она изготовлена.
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что «вхождение» ребёнка в региональную культуру через приобщение к декоративно-прикладному искусству способствует художественно-эстетическому развитию личности, которое невозможно без народного искусства, выступающего частью художественной культуры, преобразованной в народных образах, в которых тесно переплетены человеческий мир, мир природы, мир гармонии и красоты.
Библиографический список
1. Бабунова Е.С., Турченко В.И., Лопатина Е.Н., Градусова Л.В. «Наш дом - Южный Урал»: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. Челябинск: Взгляд, 2007.
2. Бутенко Н.В. Образовательное пространство музея изобразительных искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста: учебное пособие для педагогов. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2013.
3. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.
4. Обухова С.Н. Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству Урала. Челябинск: Изд-во « Челябинская государственная медицинская академия», 2009.
5. Шабалина Н.М. Традиционные художественные ремёсла и промыслы Южного Урала (вторая половина Х1Х-середина XX вв.). Челябинск: МОУ Южно-Уральский профессиональный институт, 2007.
6. Шпикалова Т.Я. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.
References
1. Babunova E.S., Turchenko V. I., Lopatin E.N., Gradusov L.V. "Our house - South Ural": the program of education and development of children of preschool age on ideas of national pedagogics. Chelyabinsk: Look, 2007.
2. Butenko N. V. Educational space of the museum of the fine arts in art and esthetic development of children of preschool age: manual for teachers. M.: Publishing house of Academy of Natural sciences, 2013.
3. Kazakova T.G. Children's graphic creativity. M.: "KARAPUZ-DIDAKTIKA", 2006.
4. Obukhova S. N. Familiarizing of preschool children with arts and crafts of Ural. Chelyabinsk: Publishing house "Chelyabinsk state medical academy", 2009.
5. Shabalina N. M. Traditional art crafts and crafts of South Ural (the second half of XIX-the middle of the XX centuries). Chelyabinsk: Yuzhno-Uralsky Municipal Educational Institution professional institute, 2007.
6. Shpikalova T.YA. Return to sources: Folk art and children's creativity. M.: VLADOS humanitarian publishing center, 2000.