Научная статья на тему 'Народное декоративно-прикладное искусство в развитии творческой активности детей старшего дошкольного возраста'

Народное декоративно-прикладное искусство в развитии творческой активности детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3642
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЯ / ДОШКОЛЬНИК / ОБУЧЕНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / UPBRINGING / PRESCHOOLER / LEARNING / CREATIVE PERSONALITY / CREATIVE ACTIVITY / ARTS AND CRAFTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Раджабов Исмаил Магомедович, Касимова Айгюн Мухтаровна

В статье рассматривается декоративно-прикладное искусство в творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Статья посвящена эстетическому отношению школьника к окружающему миру, предмету, проявляется в различных формах и, в частности в декоративно-прикладной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Раджабов Исмаил Магомедович, Касимова Айгюн Мухтаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Folk arts and crafts in the development of creative activity of preschool children

The article deals with arts and crafts in the creative activity of preschool children. The article is devoted to the aesthetic attitudes of pupils to the world, the subject is manifested in various forms, particularly in arts and crafts activities.

Текст научной работы на тему «Народное декоративно-прикладное искусство в развитии творческой активности детей старшего дошкольного возраста»

второго поколения в начальной школе, заключающуюся в том, что у младших школьников с трудностями в обучении сформируются регулятивные универсальные учебные действия, если педагогом или психологом выявлены показатели уровня сформи-рованности регулятивных универсальных учебных действий, психологом осуществлена коррекционно-развивающая работа по формированию регулятивных универсальных учебных действий, педагогом осуществлена оптимизация профессиональной деятельности на основе данных психологом рекомендаций.

Библиографический список

1. Баркова Е.А. Управление процессом формирования регулятивных умений учащихся в исследовательском обучении // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - № 1 (17). -С. 75-78.

2. ВолочковА.А. Интегративный подход в диагностике универсальных учебных действий // Вест-

ник ЮУрГУ: Психология развития и педагогическая психология. - 2012. - № 19. - С. 58-67.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

4. Результаты внедрения инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Достижение планируемых результатов. Метапредмет-ные результаты: смысловое чтение, работа с информацией, регулятивные действия, коммуникативные действия / Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова, М.В. Серков. - М., 2013. - 51 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г., № Пр.-373.

УДК 373.2

Раджабов Исмаил Магомедович

доктор педагогических наук, профессор Дагестанский государственный педагогический университет

Касимова Айгюн Мухтаровна

Центр развития ребенка - детский сад № 11 «Петушок», г. Дербент

[email protected]

НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается декоративно-прикладное искусство в творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Статья посвящена эстетическому отношению школьника к окружающему миру, предмету, проявляется в различных формах и, в частности в декоративно-прикладной деятельности.

Ключевые слова: воспитания, дошкольник, обучение, творческая личность, творческая активность, декоративно-прикладное искусство.

аекоративно-прикладное искусство -сложное и многогранное явление культуры. Понятие это достаточно широкое, оно охватывает многие виды народного промысла, такие как зодчество, музыка, танцы, фольклор, бытовое искусство. Это искусство можно назвать и глубоким, так как оно живет вместе с народом, уходя корнями в далекое прошлое, и в то же время развивается в наши дни. Вне этой сферы невозможно представить себе жизнь человека, ведь каждая вещь, будь то одежда, посуда, мебель, бытовые предметы занимают определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего в его духовном мире.

Творческая деятельность в сфере декоративно-прикладного искусства, охватывающая разнообразные предметы окружающего мира и различные материалы, широка и многогранна. Главное практическое назначение декоративно-прикладного ис-

кусства - улучшение художественного, эстетического качества предметов. Его утилитарный творческий характер заключается в создании изделий, предметов окружающего мира. Стремиться к художественно-образному воплощению предмета - вот особенность декоративно-прикладного искусства. Художественно-эстетическая образность в изделиях народного творчества делает их полезными, красивыми, способствует удовлетворению тех чувств, которые связаны с восприятием прекрасного.

Декоративно-прикладное искусство, по своей сути, является основой любой национальной культуры, его возникновение относится к начальным периодам развития материального производства и от него тянутся направления ко всем видам художественной деятельности людей,

Это искусство рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Человеку нравилось окру-

30

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Раджабов И.М., Касимова А.М., 2014

жать себя красивыми вещами, которые сопровождали его в будни и в праздники. Орудие труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища - все служило объектом творчества, любая вещь могла стать художественным произведением.

«Народное искусство - не консервативная, мертвая художественная система, а система, постоянно развивающаяся. Благодаря своей необычной емкости, народное искусство интересно не только с точки зрения художественной, но и с точки зрения исторической, этнографической, социологической. Следует особо подчеркнуть научную ценность произведений народного искусства» [1].

Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства должны сыграть важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ. При этом мы опираемся на положения, разработанные психологами и педагогами Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Б.М. Тепловым, А.В. Запорожцем, Е.А. Игнатьевым, Е.А. Флериной, А.П. Усовой, Н.П. Сакули-ной, Н.А. Ветлугиной, В.А. Езикеевой о том, что развитие творческих способностей детей осуществляется в различных видах художественной деятельности [1; 7].

Предметы декоративно-прикладного искусства, создававшиеся народными мастерами для утилитарного назначения, подвергались специальной художественной обработке. В результате получалась вещь, в которой гармонично сочетались форма, конструкция, материал, пропорции и декоративная отделка поверхности изделия. Со сменой исторических эпох и многих поколений людей, в народе, тем не менее, всегда существовала потребность украшать свой быт, делать радостным труд, дополнять свою нелегкую жизнь красотой. При этом наиболее искусно украшались вещи не повседневного пользования, а праздничные, предназначенные для определенных, подчас сложных ритуалов и народных обрядов. С давних пор и по сей день, у всех народов существует традиция особым образом отмечать все самые значительные и памятные события в жизни. Например, в семье это были рождение, свадьба, похороны; в труде и хозяйстве - сев, косьба, жатва - праздники сельскохозяйственного календаря, связанные с выращиванием хлеба, сбором урожая. Они сопровождались обрядами и народными праздниками, в которых наряду с песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения.

«Характер образов и мотивов народного декоративного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлением о добре и красоте. Это искусство

обладает способностью вносить в жизнь радость, яркие краски, бодрые ритмы, утверждать положительные идеалы. Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом» [2].

Украшая быт, произведения декоративно-прикладного искусства существовали и умирали вместе с поколениями людей. В них отражалась эпоха, жизненный уклад, вкусы и идеалы людей определенного исторического отрезка. Как правило, народные мастера создавали вещи для себя и ограниченного круга односельчан. Использовали их в семье и хозяйстве. Так исполнялись многие предметы деревянной утвари, орудия труда, игрушки, ткани, вышивки.

«Из поколения в поколение, - отмечает М.М. Бай-рамбеков, - передавались изделия народного искусства, в которых отражалось мировоззрение, историческое прошлое, социальная жизнь человека, его внутренний мир и умение сочетать в изделиях утилитарное и художественное решение» [1].

Эстетическое отношение человека к окружающему миру, предмету проявляется в различных формах и, в частности в декоративно-прикладной деятельности, которой присущ художественно-творческий характер труда. Красота, изящество вносится в предметный мир изделиями декоративно-прикладного искусства, что в свою очередь способствует развитию художественного вкуса, формированию эмоциональных, чувственных качеств личности.

Другой круг вещей производился в организованных центрах художественного ремесла, возникавших вблизи природных источников сырья. Например, гончарный промысел у залежей глины; изделия из металла в местах разработок различных руд. Основным видом материала художественного ремесла в лесных районах с древних пор служит древесина.

Декоративное искусство прошло длинный путь развития - от элементарных украшений первобытными людьми различных орудий, глиняной посуды, одежды до сложного комплекса многочисленных изделий в современном интерьере, городе. Развитие это шло в нескольких направлениях, или срезах. Одним из них выступает жанровое развитие декоративного искусства.

«Народное искусство - это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живет своим идеалом Добра и Справедливости, развивается по только ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности» [3]

К ярким особенностям народного прикладного искусства прошлого следует отнести меткие, продуманные и правдивые характеристики конкретного

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

31

образа, переданного с большой выразительностью, причем форма, в которую вкладывает народный мастер свой замысел, всегда предельно проста и лаконична. Все второстепенное отбрасывается, уступая место главному, которое выявляется особенно четко. «Такая художественная трактовка образа в народном искусстве, - отмечает Г.Н. Пантелеев -делает его особенно понятным и доступным для восприятия. Другой характерной особенностью произведений народного прикладного искусства является красочность и декоративность. Смелые, часто контрастные цветовые сочетания отличают произведения народного мастера, делают их необыкновенно привлекательными» [4].

Народное прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Внимательно всматриваясь в природу, мастер-художник творчески перерабатывает формы, найденные в ней, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.

Значительного развития в народном прикладном искусстве прошлого достигает орнамент, являющийся основным изобразительным видом декора, состоящий в основном из многообразных растительных форм, в которые нередко включаются изображения животных и птиц. Растительные орнаменты декоративно условны. Свободно заполняя поверхность различных предметов и изделий, орнамент практически не оставляет фона. Вместе с растительным орнаментом нередко встречается и геометрический, иногда в виде концентрических кругов, иногда ромбов, розеток, звезд, переплетающихся между собой в разнообразных вариантах, распространяются во всех видах народного прикладного искусства, иногда с использованием представителей животного мира (зооморфный орнамент).

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности, посредством которого происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям светлый мир прекрасного, развивать у них интерес к искусству, художественный вкус. Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Вместе с тем соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, под-

держивает и развивает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга.

Анализируя особенности восприятия детьми произведений народного творчества, Н.П. Сакули-на отмечает: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечника. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством» [5].

Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народного декоративно-прикладного искусства, которые им понравились, в связи с чем у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам декоративно-прикладного искусства. Здесь особо стоит отметить, что у детей формируются разнообразные способности - как художественные, так и интеллектуальные.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.

Из вышесказанного, можно сделать вывод -воспитывающее влияние народного искусства многообразно и плодотворно. Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества, а изделия народного прикладного искусства представляют настоящий кладезь народной мудрости, исключительные образцы языка народа. Такие виды декоративно-прикладного искусства, как лепка, резьба, вышивание и другие передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных предметов.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

«Ознакомление детей с народным искусством, -подчеркивает М.М. Байрамбеков, - и организация художественного труда имеют огромное значение

32

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

в эстетическом, духовно-нравственном и трудовом воспитании ребенка. Для того чтобы правильно организовать практическую работу с детьми, воспитателю необходимо иметь знания о художественно-выразительных особенностях декоративно-прикладного искусства и овладеть основными приемами работы с различными материалами и инструментами» [1].

Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

Изучая природу народного декоративно-прикладного искусства, мы выделяем его наиболее характерные признаки и принципы: утилитарность, тесное срастание произведений народного искусства с окружающей жизнью, родной природой, единства материала и технического приема, традиционность, коллективная природа творчества, ограниченная экономия художественных средств, близость к детскому творчеству, декоративность, праздничность впечатления, при малочисленности сюжетов богатства их вариантов.

Данные принципы помогают уточнить важные стороны декоративно-прикладного искусства, с которым необходимо познакомить детей. Это, прежде всего народный, национальный характер этого искусства. Знакомство с декоративно-прикладными изделиями разных народов помогает дошкольникам осознать основные черты национального искусства, связать их с климатическими условиями, обычаями людей, образом жизни, характером работы. Так, дети узнают, что лезгинскому народному искусству традиционно свойственны такие виды, как ковроткачество, кубачинскому - обработка металла различными способами и т.д.

Важно, чтобы один и тот же вид народного промысла был представлен вариационно. Например, балхарская роспись выполнена на красном, черном или желтом фоне, а гоцатлинские подносы - различной формы, конфигурации и композиционного построения узора. Хорошо, если дошкольные учреждения приобретут отдельные авторские рабо-

ты. Признание современных мастеров определяет отличительная творческая манера, свое отношение к цвету, форме, композиции, собственная тема.

В дошкольном учреждении необходимо использовать такие формы работы, как встречи с народными мастерами, посещение выставок декоративно-прикладного искусства, что поможет детям не только убедиться в богатстве его видов и форм, но и почувствовать коллективный характер этого искусства. Народные мастера никогда не создают реальных цветов, животных, птиц. Форма предметов в них всегда несколько стильная и упрощенная. Максимальная простота, точность силуэта, ясность, сдержанность формы и росписи, обобщенность и конкретность, стильность и простота определяют изделия, выполненные народным мастером. Детей надо учить видеть и выделять это.

Таким образом, очень важно, чтобы педагог сам умел отличать настоящие произведения декоративно-прикладного искусства от малохудожественных, примитивных. Четкость, традиционность, высокий художественный уровень - вот доминирующие черты художественных изделий. На сочетании традиционности с индивидуальным поиском новых форм и композиционных решений основана методика обучения детей различным видам народного промысла.

Библиографический список

1. Байрамбеков М.М. Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством народов Дагестана. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1996. - С. 11-18.

2. Вишневская В.М., Каплан Н.И., Буданов С.М. Русская народная резьба и роспись по дереву. - М., 1956. - С. 18-89.

3. Жить в ладу с красотой / Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М. и др. - М.: Мозаика-Синтез, 1997. - 44 с.

4. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.

5. Пантелеев Г.Н. Декоративное искусство детям. - М.: Просвещение, 1976. - 121 с.

6. Сакулина Н.П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. - 208 с.

7. Усова А.П. Обучение в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.