второго поколения в начальной школе, заключающуюся в том, что у младших школьников с трудностями в обучении сформируются регулятивные универсальные учебные действия, если педагогом или психологом выявлены показатели уровня сформи-рованности регулятивных универсальных учебных действий, психологом осуществлена коррекционно-развивающая работа по формированию регулятивных универсальных учебных действий, педагогом осуществлена оптимизация профессиональной деятельности на основе данных психологом рекомендаций.
Библиографический список
1. Баркова Е.А. Управление процессом формирования регулятивных умений учащихся в исследовательском обучении // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - № 1 (17). -С. 75-78.
2. ВолочковА.А. Интегративный подход в диагностике универсальных учебных действий // Вест-
ник ЮУрГУ: Психология развития и педагогическая психология. - 2012. - № 19. - С. 58-67.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
4. Результаты внедрения инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Достижение планируемых результатов. Метапредмет-ные результаты: смысловое чтение, работа с информацией, регулятивные действия, коммуникативные действия / Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова, М.В. Серков. - М., 2013. - 51 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г., № Пр.-373.
УДК 373.2
Раджабов Исмаил Магомедович
доктор педагогических наук, профессор Дагестанский государственный педагогический университет
Касимова Айгюн Мухтаровна
Центр развития ребенка - детский сад № 11 «Петушок», г. Дербент
НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается декоративно-прикладное искусство в творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Статья посвящена эстетическому отношению школьника к окружающему миру, предмету, проявляется в различных формах и, в частности в декоративно-прикладной деятельности.
Ключевые слова: воспитания, дошкольник, обучение, творческая личность, творческая активность, декоративно-прикладное искусство.
аекоративно-прикладное искусство -сложное и многогранное явление культуры. Понятие это достаточно широкое, оно охватывает многие виды народного промысла, такие как зодчество, музыка, танцы, фольклор, бытовое искусство. Это искусство можно назвать и глубоким, так как оно живет вместе с народом, уходя корнями в далекое прошлое, и в то же время развивается в наши дни. Вне этой сферы невозможно представить себе жизнь человека, ведь каждая вещь, будь то одежда, посуда, мебель, бытовые предметы занимают определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего в его духовном мире.
Творческая деятельность в сфере декоративно-прикладного искусства, охватывающая разнообразные предметы окружающего мира и различные материалы, широка и многогранна. Главное практическое назначение декоративно-прикладного ис-
кусства - улучшение художественного, эстетического качества предметов. Его утилитарный творческий характер заключается в создании изделий, предметов окружающего мира. Стремиться к художественно-образному воплощению предмета - вот особенность декоративно-прикладного искусства. Художественно-эстетическая образность в изделиях народного творчества делает их полезными, красивыми, способствует удовлетворению тех чувств, которые связаны с восприятием прекрасного.
Декоративно-прикладное искусство, по своей сути, является основой любой национальной культуры, его возникновение относится к начальным периодам развития материального производства и от него тянутся направления ко всем видам художественной деятельности людей,
Это искусство рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Человеку нравилось окру-
30
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Раджабов И.М., Касимова А.М., 2014
жать себя красивыми вещами, которые сопровождали его в будни и в праздники. Орудие труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища - все служило объектом творчества, любая вещь могла стать художественным произведением.
«Народное искусство - не консервативная, мертвая художественная система, а система, постоянно развивающаяся. Благодаря своей необычной емкости, народное искусство интересно не только с точки зрения художественной, но и с точки зрения исторической, этнографической, социологической. Следует особо подчеркнуть научную ценность произведений народного искусства» [1].
Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства должны сыграть важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ. При этом мы опираемся на положения, разработанные психологами и педагогами Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Б.М. Тепловым, А.В. Запорожцем, Е.А. Игнатьевым, Е.А. Флериной, А.П. Усовой, Н.П. Сакули-ной, Н.А. Ветлугиной, В.А. Езикеевой о том, что развитие творческих способностей детей осуществляется в различных видах художественной деятельности [1; 7].
Предметы декоративно-прикладного искусства, создававшиеся народными мастерами для утилитарного назначения, подвергались специальной художественной обработке. В результате получалась вещь, в которой гармонично сочетались форма, конструкция, материал, пропорции и декоративная отделка поверхности изделия. Со сменой исторических эпох и многих поколений людей, в народе, тем не менее, всегда существовала потребность украшать свой быт, делать радостным труд, дополнять свою нелегкую жизнь красотой. При этом наиболее искусно украшались вещи не повседневного пользования, а праздничные, предназначенные для определенных, подчас сложных ритуалов и народных обрядов. С давних пор и по сей день, у всех народов существует традиция особым образом отмечать все самые значительные и памятные события в жизни. Например, в семье это были рождение, свадьба, похороны; в труде и хозяйстве - сев, косьба, жатва - праздники сельскохозяйственного календаря, связанные с выращиванием хлеба, сбором урожая. Они сопровождались обрядами и народными праздниками, в которых наряду с песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения.
«Характер образов и мотивов народного декоративного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлением о добре и красоте. Это искусство
обладает способностью вносить в жизнь радость, яркие краски, бодрые ритмы, утверждать положительные идеалы. Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом» [2].
Украшая быт, произведения декоративно-прикладного искусства существовали и умирали вместе с поколениями людей. В них отражалась эпоха, жизненный уклад, вкусы и идеалы людей определенного исторического отрезка. Как правило, народные мастера создавали вещи для себя и ограниченного круга односельчан. Использовали их в семье и хозяйстве. Так исполнялись многие предметы деревянной утвари, орудия труда, игрушки, ткани, вышивки.
«Из поколения в поколение, - отмечает М.М. Бай-рамбеков, - передавались изделия народного искусства, в которых отражалось мировоззрение, историческое прошлое, социальная жизнь человека, его внутренний мир и умение сочетать в изделиях утилитарное и художественное решение» [1].
Эстетическое отношение человека к окружающему миру, предмету проявляется в различных формах и, в частности в декоративно-прикладной деятельности, которой присущ художественно-творческий характер труда. Красота, изящество вносится в предметный мир изделиями декоративно-прикладного искусства, что в свою очередь способствует развитию художественного вкуса, формированию эмоциональных, чувственных качеств личности.
Другой круг вещей производился в организованных центрах художественного ремесла, возникавших вблизи природных источников сырья. Например, гончарный промысел у залежей глины; изделия из металла в местах разработок различных руд. Основным видом материала художественного ремесла в лесных районах с древних пор служит древесина.
Декоративное искусство прошло длинный путь развития - от элементарных украшений первобытными людьми различных орудий, глиняной посуды, одежды до сложного комплекса многочисленных изделий в современном интерьере, городе. Развитие это шло в нескольких направлениях, или срезах. Одним из них выступает жанровое развитие декоративного искусства.
«Народное искусство - это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живет своим идеалом Добра и Справедливости, развивается по только ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности» [3]
К ярким особенностям народного прикладного искусства прошлого следует отнести меткие, продуманные и правдивые характеристики конкретного
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3
31
образа, переданного с большой выразительностью, причем форма, в которую вкладывает народный мастер свой замысел, всегда предельно проста и лаконична. Все второстепенное отбрасывается, уступая место главному, которое выявляется особенно четко. «Такая художественная трактовка образа в народном искусстве, - отмечает Г.Н. Пантелеев -делает его особенно понятным и доступным для восприятия. Другой характерной особенностью произведений народного прикладного искусства является красочность и декоративность. Смелые, часто контрастные цветовые сочетания отличают произведения народного мастера, делают их необыкновенно привлекательными» [4].
Народное прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Внимательно всматриваясь в природу, мастер-художник творчески перерабатывает формы, найденные в ней, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.
Значительного развития в народном прикладном искусстве прошлого достигает орнамент, являющийся основным изобразительным видом декора, состоящий в основном из многообразных растительных форм, в которые нередко включаются изображения животных и птиц. Растительные орнаменты декоративно условны. Свободно заполняя поверхность различных предметов и изделий, орнамент практически не оставляет фона. Вместе с растительным орнаментом нередко встречается и геометрический, иногда в виде концентрических кругов, иногда ромбов, розеток, звезд, переплетающихся между собой в разнообразных вариантах, распространяются во всех видах народного прикладного искусства, иногда с использованием представителей животного мира (зооморфный орнамент).
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности, посредством которого происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям светлый мир прекрасного, развивать у них интерес к искусству, художественный вкус. Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Вместе с тем соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, под-
держивает и развивает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга.
Анализируя особенности восприятия детьми произведений народного творчества, Н.П. Сакули-на отмечает: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечника. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством» [5].
Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народного декоративно-прикладного искусства, которые им понравились, в связи с чем у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам декоративно-прикладного искусства. Здесь особо стоит отметить, что у детей формируются разнообразные способности - как художественные, так и интеллектуальные.
В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.
Из вышесказанного, можно сделать вывод -воспитывающее влияние народного искусства многообразно и плодотворно. Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества, а изделия народного прикладного искусства представляют настоящий кладезь народной мудрости, исключительные образцы языка народа. Такие виды декоративно-прикладного искусства, как лепка, резьба, вышивание и другие передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных предметов.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
«Ознакомление детей с народным искусством, -подчеркивает М.М. Байрамбеков, - и организация художественного труда имеют огромное значение
32
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
в эстетическом, духовно-нравственном и трудовом воспитании ребенка. Для того чтобы правильно организовать практическую работу с детьми, воспитателю необходимо иметь знания о художественно-выразительных особенностях декоративно-прикладного искусства и овладеть основными приемами работы с различными материалами и инструментами» [1].
Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
Изучая природу народного декоративно-прикладного искусства, мы выделяем его наиболее характерные признаки и принципы: утилитарность, тесное срастание произведений народного искусства с окружающей жизнью, родной природой, единства материала и технического приема, традиционность, коллективная природа творчества, ограниченная экономия художественных средств, близость к детскому творчеству, декоративность, праздничность впечатления, при малочисленности сюжетов богатства их вариантов.
Данные принципы помогают уточнить важные стороны декоративно-прикладного искусства, с которым необходимо познакомить детей. Это, прежде всего народный, национальный характер этого искусства. Знакомство с декоративно-прикладными изделиями разных народов помогает дошкольникам осознать основные черты национального искусства, связать их с климатическими условиями, обычаями людей, образом жизни, характером работы. Так, дети узнают, что лезгинскому народному искусству традиционно свойственны такие виды, как ковроткачество, кубачинскому - обработка металла различными способами и т.д.
Важно, чтобы один и тот же вид народного промысла был представлен вариационно. Например, балхарская роспись выполнена на красном, черном или желтом фоне, а гоцатлинские подносы - различной формы, конфигурации и композиционного построения узора. Хорошо, если дошкольные учреждения приобретут отдельные авторские рабо-
ты. Признание современных мастеров определяет отличительная творческая манера, свое отношение к цвету, форме, композиции, собственная тема.
В дошкольном учреждении необходимо использовать такие формы работы, как встречи с народными мастерами, посещение выставок декоративно-прикладного искусства, что поможет детям не только убедиться в богатстве его видов и форм, но и почувствовать коллективный характер этого искусства. Народные мастера никогда не создают реальных цветов, животных, птиц. Форма предметов в них всегда несколько стильная и упрощенная. Максимальная простота, точность силуэта, ясность, сдержанность формы и росписи, обобщенность и конкретность, стильность и простота определяют изделия, выполненные народным мастером. Детей надо учить видеть и выделять это.
Таким образом, очень важно, чтобы педагог сам умел отличать настоящие произведения декоративно-прикладного искусства от малохудожественных, примитивных. Четкость, традиционность, высокий художественный уровень - вот доминирующие черты художественных изделий. На сочетании традиционности с индивидуальным поиском новых форм и композиционных решений основана методика обучения детей различным видам народного промысла.
Библиографический список
1. Байрамбеков М.М. Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством народов Дагестана. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1996. - С. 11-18.
2. Вишневская В.М., Каплан Н.И., Буданов С.М. Русская народная резьба и роспись по дереву. - М., 1956. - С. 18-89.
3. Жить в ладу с красотой / Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М. и др. - М.: Мозаика-Синтез, 1997. - 44 с.
4. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.
5. Пантелеев Г.Н. Декоративное искусство детям. - М.: Просвещение, 1976. - 121 с.
6. Сакулина Н.П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. - 208 с.
7. Усова А.П. Обучение в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
33