УДК 371.132:372.4
https://d oi.org/10.24158/spp.2017.12.28
Арябкина Ирина Валентиновна
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольного и начального общего образования Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова
Нестерова Анна Александровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация:
Эколого-эстетическое развитие младших школьников - многоплановый процесс, результатом которого является экоцентрическое мышление ребенка, устойчивое, личностно значимое отношение к естественной среде обитания как к прагматической и эстетической ценности, проявляющееся в грамотном и уважительном взаимодействии в системе «человек - природа - общество». Как всякий педагогический процесс, эколого-эстетическое развитие младших школьников требует от педагога детального теоретического осмысления, умения создавать оптимальные педагогические условия, обеспечивающие этот процесс. Формирование готовности учителя начальных классов к педагогической поддержке эколого-эстетического развития младших школьников происходит на этапе освоения профессиональных образовательных программ. В научной литературе представлены исследования, направленные на решение отдельных теоретических и практических задач профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования к педагогической поддержке эколого-эстетического развития младших школьников. Однако ввиду трансформаций, происходящих в системе высшего педагогического образования, существует потребность в систематизации выработанных подходов, согласовании ключевых механизмов и инструментов подготовки студентов с идеями компетент-ностного, деятельностного и средового подходов, разработке контрольно-измерительных материалов и т. д. В статье рассматриваются механизмы профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования к педагогической поддержке эколого-эстетического развития младших школьников, учитывающие современные тенденции в системе высшего образования в России, а также ценностные ориентиры данного процесса.
Ключевые слова:
эколого-эстетическое развитие младшего школьника, экоцентрическое мышление, культура и искусство, профессиональная подготовка будущих педагогов начального образования, педагогическая поддержка.
Aryabkina Irina Valentinovna
D.Phil. in Education Science, Professor, Pre-school and Primary Education Department, Ulyanovsk State Pedagogical University
Nesterova Anna Aleksandrovna
PhD in Education Science, Associate Professor, Pre-school and Primary Education Department, Ulyanovsk State Pedagogical University
TRAINING FUTURE TEACHERS FOR PEDAGOGICAL SUPPORT OF ECOLOGICAL AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS
Summary:
The ecological and aesthetic development of primary school students is a multifaceted process resulted in the child's ecocentric thinking, the stable, personally significant attitude to the natural habitat as a pragmatic and aesthetic value reflected in a competent and respectful collaboration in the system of man - nature -society. Like any educational process, the ecological and aesthetic development of primary school students requires a detailed theoretical understanding, the ability to create the best educational environment for this process on the part of a teacher. A primary school teacher is ready for the pedagogical support of the students' ecological and aesthetic development at the stage of getting through the syllabus. The researches on the issue under review, the solutions of its theoretical and practical challenges are presented in the scientific literature. However, in view of the transforming system of higher teacher training education, there is a need to systematize the existing approaches, harmonize the key mechanisms and tools for teaching students with the ideas of the competency-based, activity and environmental approaches, the development of testing and assessment materials. The research deals with the mechanisms of training future primary school teachers for pedagogical support of the ecological and aesthetic development of students considering the current trends in the Russian higher education as well as the values of this process.
Keywords:
ecological and aesthetic development of a primary school student, ecocentric thinking, culture and arts, training future primary school teachers, pedagogical support.
Современные экологические вызовы имеют глобальный характер. Мировое сообщество в последние десятилетия сосредоточено на поиске эффективных решений в преодолении экологического кризиса, используя передовые достижения науки и философской мысли. Ведущие исследователи в области решения экологических проблем сходятся во мнении, что кардинально изменить ситуацию возможно только путем перестройки массового экологического сознания антропоцентрического характера и перехода к устойчивому развитию природы и общества. Экоцен-тризм как новая философия общественного развития должен охватывать все сферы деятельности современного человека.
Экоцентрическое экологическое сознание должно стать компонентом базовой культуры личности, формирующейся с ранних этапов онтогенеза. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для экологического развития личности, потенциал которого важно использовать, опираясь на эффективные педагогические практики экологического образования в начальной школе. По мнению ученых, мощным педагогическим эффектом в этом процессе обладает культура и искусство. Эстетические переживания формируют у младших школьников аксиологическую основу отношения к природе как к универсальной общечеловеческой ценности. Однако интеграция экологического и эстетического развития младших школьников предполагает глубокую профессиональную подготовку учителя к эффективному осуществлению педагогической поддержки эколого-эстетического развития младших школьников.
Вопросы развития экологического образования и воспитания различных категорий обучающихся рассматривают И.Т. Гайсин, С.И. Глазачев, И.Д. Зверев, А.И. Захлебный, Н.М. Мамедов,
A.В. Миронов, Л.В. Моисеева, Т.З. Мухутдинова, И.Т. Суравегина и др. Формирование экологических, эстетических знаний и организацию практической природоохранной деятельности в рамках учебных предметов исследовали С.В. Алексеев, В.Г. Демьянов, Я.И. Кабаев, Т.В. Кучер,
B.И. Наденшина, С.В. Тихонов и др. Исследования роли природы в развитии личности и ее возможностей для нравственного и эстетического воспитания проведены И.В. Арябкиной, Т.В. Даниловой, А.П. Печко, З.А. Хусаиновым и др. Проблема эстетической культуры личности нашла отражение в трудах А.И. Бурова, Л.А. Воловича, М.С. Когана, Г.А. Петровой, Т.В. Шуртаковой и др. Проблемы эстетического воспитания современной молодежи рассматриваются в трудах М.Г. Габитова, С.А. Герасимова, С.Г. Додоновой, С.П. Жуковской, Г.А. Мустафиной и др.
В контексте рассматриваемой в статье проблематики весьма важными представляются и взгляды зарубежных ученых на связь людей с природой. Так, например, натурфилософ Ф. Шеллинг считал, что материя и дух едины и являются свойствами природы, различными ее состояниями (включая абсолютный разум). Природа, таким образом, представляет собой целостный организм, обладающий одушевленностью [1].
Обзор исследований последних лет указывает на то, что систематизированный подход к решению проблемы профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования к педагогической поддержке эколого-эстетического развития младших школьников еще не сформировался. В связи с этим актуализируется вопрос определения оптимальных механизмов профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования к педагогической поддержке эколого-эстетического развития младших школьников.
Представляется, что в условиях компетентностного подхода к образованию подготовка будущих педагогов начального образования к педагогической поддержке эколого-эстетического развития младших школьников имеет две ключевые цели. Первая - формирование у обучающегося общекультурных универсальных компетенций в области взаимодействия человека и природы на основе коэволюционного и поликультурного подходов. Вторая - формирование специальных компетенций в сфере технологий эколого-эстетического развития младших школьников.
Бинарность цели обусловливается трактовкой позиции будущего педагога как субъекта деятельности. По мнению Ю.А. Егоровой, субъект деятельности обладает двойным статусом: 1) субъект целеполагания - тот, кто качественно осуществляет целеполагание; 2) субъект целе-достижения - тот, кто качественно достигает цели. Студент как субъект деятельности - это тот, кто качественно осуществляет целеполагание и целедостижение на основе обладания компетентностью целеполагания и компетентностью целедостижения [2, с. 66]. Таким образом, в процессе профессиональной подготовки будущий педагог должен овладеть компетенциями целеполагания в эколого-эстетическом развитии младших школьников, а также компетенциями целедостижения в области выбора и реализации технологий этого процесса.
При этом следует учитывать, что успешность эколого-эстетического развития учащихся напрямую связана с их способностью к «глубинному проникновению», «вчувствованию» в каждый познаваемый объект, явление окружающего мира. Огромная роль в этом принадлежит искусству благодаря мощной силе его влияния на эмоционально-образное восприятие и расширение познавательного пространства личности. Данная особенность искусства как одной из форм познания
мира развивает способность человека к сопереживанию, состраданию, чуткому отношению к природе и стремлению прийти на помощь, не обидеть. Отражая действительность в художественных образах, искусство раскрывает перед формирующейся личностью разнообразие взаимодействий людей друг с другом, природой, обществом и нравственные нормы этих взаимоотношений, многогранность окружающего мира в цвете, звуке, формах, ароматах, ритмах, пластике.
В условиях реализации компетентностного подхода к образованию, определяемого федеральными государственными образовательными стандартами всех уровней образования, необходимо помнить, что основная задача обучения и воспитания - формирование человека как субъекта культуры, сохраняющего, транслирующего и обогащающего ее, являющегося «проводником» между культурой прошлых поколений и культурой будущего, духовно и физически связанного с родной природой, которая на всю жизнь остается для него самой удивительной, прекрасной и любимой. «Впитанная» с детских лет любовь к родной природе, основанная на единстве знаний об окружающем мире и умении эмоционально откликаться на его многообразие и красоту, находит отражение в предпочтениях человека, его мировоззрении, проходит через всю его жизнь, питает патриотические чувства. По существу, практически все произведения искусства, само художественное творчество пронизаны отношением художника к окружающей его действительности.
Представляется очевидным, что процесс профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования к педагогической поддержке эколого-эстетического развития младших школьников должен основываться на вышеозначенных позициях. Практика показывает, что достижению эффективности данного процесса мешают оторванность современного школьника от мира природы, его уход в «виртуальную реальность». Используя все достижения научно-технического прогресса, невиданные ранее возможности информационной среды современного общества, при выстраивании образовательного процесса и в педагогических вузах, и в школах необходимо обращаться к богатейшему эколого-эстетическому опыту прошлого.
В России исторически сложилось так, что подрастающее поколение воспитывалось в любви к родной земле, своей малой родине, роду, семье, стране. Поступки и поведение в разных сферах жизнедеятельности с давних времен регламентировались, регулировались через единство трудовых, нравственных, эстетических традиций и обычаев, которое составляло основу экологического сознания. Через колыбельные песни, первые обращенные к новорожденному поэтические произведения - народные потешки, пестушки, колыбельные - познавались не только звуки родной речи, но и отдельные явления в окружающей среде, мир природы и быта. Начинающему говорить ребенку народная педагогика помогала при нарушениях речи различными средствами и методами, к которым, помимо прочего, относят произнесение вслед за взрослыми звуков, издаваемых животными и птицами. Логопедическую роль выполняли скороговорки, содержание которых практически всегда почерпнуто из мира природных явлений и отношений, существующих в нем. К детскому фольклору, изучаемому в образовательном процессе педагогических образовательных учреждений, относятся особого рода песенки - детские заклички, обращенные к силам природы, которая одушевлялась, наделялась силой и могуществом. Обращаясь к природе, дети осмысливали и ощущали периодичность природных циклов, осознавали их связь с продуктивностью земледелия и скотоводства, а значит, с благосостоянием, приобретали знания об объективных законах природы, что приводило к формированию первых элементов экологического сознания и соответствующего экологического поведения.
Образные и выразительные краткие присловья, мудрые народные приметы являлись особой формой ботанических, метеорологических, космологических знаний, передаваемых нашими предками из поколения в поколение. В структуре целостного воспитательного процесса исподволь формировалась познавательная активность ребенка, способствующая его творческой самореализации, приобретению прогностического опыта, развитию умения предсказывать возможные последствия деятельности человека в природе, ощущать ее состояние, предотвращать возможные нарушения экологического равновесия [3].
А.К. Шульженко справедливо отмечает, что «во взаимоотношениях человека с природой имеются действия, носящие явно выраженный агрессивный характер со стороны человека по отношению к некоторым природным объектам - как органическим, так и неорганическим. Вызвавшие их причины не поддаются рациональному объяснению и лишены какого-либо утилитарного или эстетического смысла» [4, с. 16]. Психологи называют этот феномен «бессознательным вандализмом» [5, с. 45]. Народной педагогике с незапамятных времен было известно, что «человек не смеет слепо следовать своим врожденным наклонностям, а должен учиться властвовать на ними и ответственно контролировать их проявления» [6, с. 246]. В ней выработан набор средств, противодействующих бессмысленному разрушению природы, жестокому обращению с бессловесными существами, - система словесных предписаний, выполняющих сдерживающую и регулирующую функции, наглядно обучающих подрастающее поколение нравственно-эстетическому отношению
ко всяким проявлениям жизни, многообразие которых и составляет красоту и гармонию окружающего мира. Весьма актуальной представляется традиция предков оберегать землю как живое существо: например, по весне нельзя бить по ней палкой, вбивать колья, поскольку она готовится дать жизнь растениям, одарить людей урожаем. Славянину-земледельцу приходилось все же по весне пахать землю вопреки правилу не тревожить ее, и тогда рождались песни-покаяния.
Экологические бедствия, происходящие в последние десятилетия на нашей планете, по мнению некоторых ученых, явно или где-то в уголках сознания воспринимаются и оцениваются людьми как наказание со стороны природы или как божья кара [7, с. 167].
Профессиональная подготовка будущих педагогов начального образования к педагогической поддержке эколого-эстетического развития младших школьников, на наш взгляд, только тогда будет эффективной, когда будет основана на возвращении к истокам традиционной культуры, сохранении и воссоздании естественной этнокультурной среды, активном использовании ее педагогических резервов.
Анализ образовательной практики педагогических вузов показывает, что в процессе подготовки студентов к педагогической поддержке эколого-эстетического развития младших школьников используется введение в учебные планы различных элективных курсов, дисциплин по выбору, содержание которых раскрывает различные аспекты эколого-эстетической работы с младшими школьниками («Технологии эколого-эстетического развития младших школьников», «Экологическая культура младшего школьника и искусство», «Проектирование процесса эколого-эс-тетического развития младших школьников», «Эколого-эстетическое образование младших школьников», «Проектирование эколого-эстетической среды начальной школы», «Экологизация современного образования», «Экологическая педагогика и психология» и т. п.).
Кроме введения специализированных курсов можно предусмотреть экологизацию дисциплин учебного плана, направленных на формирование профессиональных компетенций в области педагогики и методик начального образования, а также различных видов практик, включая практики «Научно-исследовательская работа».
Тематика студенческих исследований в этой области достаточно обширна. Примерный перечень исследовательских работ для студентов, осваивающих программу бакалавриата, следующий: «Эколого-эстетическое развитие младших школьников во внеурочной деятельности», «Экологизация процесса формирования эстетической культуры младших школьников», «Технологии эколого-эстетической работы в начальной школе» и пр.; для студентов магистратуры -«Сценирование эколого-эстетического развития младших школьников», «Проектирование эко-лого-эстетической образовательной среды начальной школы», «Формирование эколого-эстети-ческой компетентности педагога начального образования», «Инновационные технологии создания эколого-эстетической среды начальной школы» и т. п. Научно-исследовательская работа студентов предполагает выполнение курсовых и дипломных проектов, публикацию статей, участие в научно - практических конференциях.
Дополнительным направлением подготовки будущих педагогов начального образования к педагогической поддержке эколого-эстетического развития младших школьников является просветительская работа за рамками учебного плана: публичные лекции, встречи с педагогами-практиками, посещение музеев, выставок, организаций дополнительного образования детей, учреждений культуры, организация экологических троп, конкурсов, фотовыставок, брейн-рингов, праздников и других активных мероприятий, направленных на эколого-эстетическое просвещение студентов на отмеченных выше аксиологических основаниях.
Ссылки:
1. Schelling F.W.J. Ideen zu einer Philosophie der Natur als Einleitung in das Studium dieser Wissenschaft / hrsg. von K.-M. Guth. Berlin, 2016. 304 S.
2. Егорова Ю.А. Стратегические ориентиры высшего образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 8. С. 65-67.
3. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. М., 1985. 363 с.
4. Шульженко А.К. Гуманистические традиции творческого взаимодействия с природой в педагогике восточных славян // Творческое развитие личности: образование, искусство, природа : материалы Всерос. конф. (27-28 янв. 2015 г., Москва). М., 2015. С. 11-20.
5. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание : учеб. пособие. 2-е изд., доп. М., 2001. 384 с.
6. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М., 1994. 272 с.
7. Медведев В.И., Алдашева А.А. Указ. соч. С. 167.