25. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.
26. Gorbunova I.B., Hodanovich A.I. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya: muzykal'noe programmirovanie. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 5 (60): 118 - 121.
27. Gorbunova I.B. Informacionnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoemuzykal'noeobrazovanie -2016: materialy XV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2017: 44 - 51.
Статья поступила в редакцию 30.01.18
УДК 378
Davletova K.B., methodologist, City Methodological Association of Teachers from Institutions of Additional Education for Children, HBNO "Saint-Petersburg Palace of Youth Creativity", methodist, GBU DOD Center for creative development and humanitarian education "On Vasilievsky" (St. Petersburg, Russia), E-mail: klarad@list.ru
INVESTIGATION OF THE PROBLEM OF TRAINING TEACHERS-MUSICIANS TO USE MUSICAL COMPUTER TECHNOLOGIES AND ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS IN ESTABLISHMENTS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN. The
article presents results of a study conducted among music educators of the system of additional education for children. In connection with the change in the information and educational environment, new requirements are set for the level of professional training of music teachers. The requirements to the level of the contents of professional programs for the courses of professional development of teachers in the field of IT, MKT and EMR are being increased. The need to change the content and purpose of professional development programs for music teachers using MKT is conditioned by the need to solve the tasks of forming competencies that allow the music teacher to practice practical pedagogical activity in a high-tech information and educational environment.
Key words: pedagogue-musician, information and educational environment, information training, professional activity, electronic musical instruments, additional education system, professional training.
К.Б. Давлетова, методист городского учебно-методического объединения педагогов учреждений дополнительного образования детей, ГБНОУ «Санкт-Петербургский Дворец творчества юных»; методист ГБУДО Центр творческого развития и гуманитарного образования детей «На Васильевском», г. Санкт-Петербург, E-mail: klarad@list.ru
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В статье представлены результаты исследования, проведенные среди педагогов-музыкантов системы дополнительного образования детей. В связи с изменением информационно-образовательной среды предъявляются новые требования к уровню профессиональной подготовки педагогов-музыкантов. Повышаются требования к уровню содержания профессиональных программ курсов повышения квалификации педагогов в области применения ИТ, МКТ и ЭМИ. Необходимость изменения содержания и цели программ профессионального развития педагогов-музыкантов с применением МКТ обусловлена потребностью решать задачи формирования компетенций, позволяющих педагогу-музыканту осуществлять практическую педагогическую деятельность в высокотехнологичной информационно-образовательной среде.
Ключевые слова: педагог-музыкант, информационно-образовательная среда, информационная подготовка, профессиональная деятельность, электронные музыкальные инструменты, система дополнительного образования, повышение квалификации.
Высокотехнологичная информационная образовательная среда предъявляет новые требования к уровню профессиональной подготовки педагогов-музыкантов, возникает необходимость разработки программного обеспечения для обучения педагогов системы дополнительного образования детей, которое должно учитывать их профессионально-личностные особенности, условия работы во Дворцах и Домах творчества [1]. Большую роль в этом процессе играет подготовка специалистов, обладающих современными знаниями, организаторскими способностями, умениями решать нестандартные задачи в условиях постоянно меняющейся информационно-образовательной среде (ИОС), учитывающей реальные возможности и основания её высокотехнологичной составляющей [2; 3; 4]. Данные требования соответствуют основным положениям Концепции модернизации российского образования, в которой фиксируется такая важная задача образования, как формирование современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров системы дополнительного образования детей (ДОД), поскольку изменение ИОС требует от педагога-музыканта высокого уровня профессиональной компетентности, необходимой для освоения ИТ [5; 6; 7]. Необходимость внесения изменений в содержания и цели программ профессионального развития педагогов-музыкантов с применением МКТ, обусловлено потребностью решать задачи формирования компетенций, позволяющих педагогу-музыканту осуществлять профессиональную деятельность в постоянно изменяющейся иОс [1; 4; 5; 7].
Исследование проблемы подготовки к профессиональной деятельности педагога-музыканта приобретает особую актуальность. В ряде работ изучены отдельные проблемы подготовки к профессиональной деятельности педагогов-практиков музыкантов: проблема развития профессиональной компетентности педагога ДОД в процессе повышения квалификации (РП. Гуцалюк). Информационной подготовке педагогов-музыкантов посвящены работы Н.В. Белоусовой, И.А. Большаковой, И.Б. Горбуновой, А. Камерис и др. Подготовке педагогов к профессиональной деятельности в современной информационно-образовательной среде посвящены исследования Е.В. Чернобай (подготовка учителя к проектированию учебного процесса); Т.Б. Павловой (подготовка преподавателя вуза к деятельности в ИОС); И.Ю. Степановой (проектирование подготовки педагога к профессиональной деятельности в вузе).
Однако целый ряд вопросов остался не затронутым и требует более детального изучения - не просто подготовка к профессиональной деятельности педагогов-музыкантов в информационно-образовательной среде, повышение профессиональной компетентности в области применения средств МКТ и электронных музыкальных инструментов (ЭМИ) [1; 2; 8; 9; 10], но и принципиально новый подход к обучению педагогов на курсах повышения квалификации: использование новых форм и технологий обучения, разработка и реализация современных профессиональных образовательных программ, учебно-методических материалов и формирования на их основе качественно новых
результатов, поскольку образование в высокотехнологичной информационно-образовательной среде приобретает новое качество (В.В. Лаптев, Т.Н. Носкова, Т.Б. Павлова).
Быстрое обновление информации предъявляет современному педагогу иные требования [11; 12]:
- адаптация к изменяющимся условиям общества,
- приобретение необходимых для успешной работы знаний, применение их на практике для решения разнообразных задач;
- умение критически мыслить, видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать рациональные пути их решения, используя современные технологии;
- умение работать с информацией: отбирать и обрабатывать информацию, эффективно использовать информационные ресурсы, в том числе и мировые, для решения поставленных задач;
- умение работать в коллективе.
Перечисленные требования диктуют необходимость постоянного обновления знаний. Актуальной становится концепция непрерывного образования, «образования без границ» [6].
По исследованию готовности педагогов-музыкантов к использованию музыкально-компьютерных технологий и электронных музыкальных инструментов в профессиональной деятельности нами был проведен эксперимент. В эксперименте приняло участие более 300 педагогов системы дополнительного образования детей, использовались такие методы, как анкетирование, опросы, беседы, интервьюирование, изучение продуктов деятельности педагогов (самостоятельных, контрольных и творческих работ), наблюдение. На данном этапе проведенного эксперимента были изучены: наличный уровень подготовленности (компетентности) педагогов-музыкантов, мотивация, уровень познавательной активности, определены степени использования средств ИКТ в профессиональной деятельности, оценка потребностей в освоении ИТ в музыкальном образовании.
Большинство педагогов-музыкантов считают актуальным и своевременным наличие знаний в области современных ИТ, отмечают потребность в обновлении знаний в данной области и готовность повысить уровень своих знаний в области МКТ и ЭМИ.
Отдельные возможности ИКТ применяют в образовательной деятельности около половины опрошенных. Ресурсы Интернет (электронные образовательные ресурсы) в практической деятельности применяют 68% респондентов, лишь 35% опрошенных владеют навыками работы с программным обеспечением на основе МКТ.
На отсутствие знания в области современных ИТ и опыта практического применения ИТ и ЭМИ ответили больше половины респондентов (68%). В профессиональной деятельности возможности электронных музыкальных инструментов используют 45% педагогов-музыкантов: чаще для записи фонограмм в музыкально-театральных постановках, в классе эстрадного вокала (ансамбля), реже - как инструмент специального цикла и на предметах теоретического цикла дисциплин. Большинство респондентов (78%) испытывают потребность в обновлении знаний в области МКТ, в том числе, в области ЭМИ. На недостаточное количество разработанных учебно-методических материалов указали больше половины опрошенных.
Результаты опроса позволили выявить следующее: большинство педагогов-музыкантов готовы повысить знания в об-
ласти освоения возможностей цифровых музыкальных инструментов. В то же время, в профессиональной деятельности ЭМИ используют меньше половины опрошенных. Практически все опрошенные отметили недостаточный уровень разработанности профессиональных образовательных программ курсов системы ДОД по освоению современных музыкальных технологий. Сегодня об этом же говорит и Министерство образования и науки, о необходимости формирования современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров системы ДОД, поскольку изменение ИОС требует от педагога высокого уровня профессиональной компетентности, необходимой для освоения ИТ.
Многие респонденты проявили интерес к ЭМИ и готовность получать знания в этой области, осваивать методику преподавания. Педагоги отметили важность обучения на курсах повышения квалификации для повышения профессиональной компетентности. Все опрошенные высказались за возможность выбора тем и глубины изучения материала. Из трудностей отметили недостаток учебно-методических материалов, отсутствие практического опыта преподавания МКТ и ЭМИ, недостаточный уровень материально-технического оснащения учреждения.
Во многих учреждениях среднего, высшего и дополнительного профессионального образования реализуются программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, направленные на повышение информационной компетентности педагогов-музыкантов. Несмотря на это, большинство педагогов не имеют соответствующей современным требованиям подготовки. Данные положения позволяют сделать вывод о целесообразности внедрения методики подготовки на основе применения современных МКТ, направленной на формирование информационной компетенции [11; 12].
В целях решения проблемы нами разработана профессиональная образовательная программа курсов повышения квалификации педагогов-музыкантов системы дополнительного образования детей. Теоретические и практические занятия призваны научить педагогов:
- применять современные технологии в образовательном процессе;
- применять МКТ в образовательном процессе;
- внедрять и использовать электронные музыкальные инструменты в образовательном процессе, приобщая детей к высоким образцам музыкальной культуры;
- применять возможности ЭМИ в творческом процессе;
- применять формы, приемы и методы использования клавишного синтезатора в учреждениях ДОД;
- создавать условия для творческого развития учащихся, более полного раскрытия индивидуальности каждого через освоение современных технологий обучения.
Обучение по программе дает возможность освоения основных сведений об использовании ИТ, МКТ, ЭМИ в профессиональной деятельности педагога-музыканта, повысит мотивацию к дальнейшему более глубокому, детальному изучению и освоению средств МКТ [9]. Использование МКТ, ЭМИ в учреждениях дополнительного образования детей поднимает на качественно новый уровень результаты обучения и воспитания, позволяет существенно расширить ресурсные возможности по работе с педагогами, обучающимися, их родителями.
Библиографический список
1. Давлетова К.Б. Формирование информационно-образовательной среды педагога-музыканта. Проблема человека в педагогических исследованиях: Сборник научных статей Всероссийского Симпозиума молодых ученых 26-28 апреля 2017 года. Ред. совет: С.А. Писарева, И.В. Гладкая, Ю.С. Матросова, Н.М. Федорова, Т.Б. Шурилова Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2017: 340.
2. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика РИ-2014: материалы конференции, 29-31 октября 2014, Санкт-Петербург: СПОИСУ, 2014: 320 - 322.
3. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития, 2015. 11: 254 - 257.
4. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства: сборник статей. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2017: 95 - 108.
5. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2004. 4: 123 - 138.
6. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Современное музыкальное образование - 2010: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2011: 128 - 131.
7. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыкальном образовании. Региональная информатика «РИ-2016»: материалы конференции. 2016: 26 - 27.