период практики) и технологической помощи (выбор социально-педагогических технологий, форм, методов, средств социально-педагогической деятельности испытывают не более 10 % будущих специалистов); овладение профессиональными функциями осуществляется в зависимости от специфики деятельности социального педагога в учреждении (например, научно-методическую и управленческую функции будущие социальные педагоги в большей степени осваивают на комплексной практике). Отмечается реализация знаний, полученных при изучении социально-педагогических и психолого-педагогических дисциплин. Предложения по совершенствованию профессиональной подготовки будущих социальных педагогов связаны с выполнением выпускных квалификационных работ в период практики.
Опыт организации и проведения мониторинга доказывает эффективность компетентностной модели подготовки. Так, проведение комплексного тестирования выпускников до прохождения ими государственной аттестации, учитывая, что дисциплины предметной подготовки осваивали они на 1 - 4 курсах, показывает функциональность их знаний, полученных в период обучения в вузе. По общему количеству набранных студентами баллов получено следующее распределение оценок: «отлично» - 30 %, «хорошо» - 65 %, «удовлетворительно» - 5 % [5].
В процессе проведения государственного экзамена выпускники показывают не только высокий уровень владения теоретико-методологическими основами социальной педагогики, но и
Библиографический список
достаточный уровень сформированности у них представлений об основных проблемах организации практической деятельности социального педагога с различными категориями населения в различных социальных сферах, высокий уровень понимания социального воспитания, его сущности, цели, задач, принципов, содержания социализации клиентов. В своих ответах студенты активно используют опыт педагогической практики в различных типах учреждений. В процессе выполнения практических заданий демонстрируют умения отбирать адекватные социально-педагогической задаче методы диагностики, прогнозировать последствия принятия решений, стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся, выбирать методы социально-педагогической помощи семье и ребёнку по месту жительства. Кроме того, практика свидетельствует о том, что широким спектром проблем, актуальных для социально-педагогической теории и практики, охватывающих разнообразные аспекты практической деятельности социального педагога, представлена тематика дипломных проектов выпускников, которые исследуют проблемы социально-педагогической деятельности с семьей, детьми «группы риска» по их социализации.
Результаты мониторинга позволяют сделать вывод о том, что подготовка будущего социального педагога в условиях вуза и социально-педагогической практики в рамках матриц компетент-ностей способствует формированию современного специалиста, отвечающего потребностям времени.
1. Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Разработка паспорта компетенции. Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010.
2. Свиридов А.Н., Преемственность при переходе на новые образовательные стандарты: критериальный подход. Alma mater (Вестник высшей школы). 2012; 4: 65 - 74.
3. Торохтий В.С. Социально-педагогическая деятельность как средство реализации потенциала социальной педагогики на практике. Теория и практика социально-педагогической деятельности в современном социуме: материалы первой международной научно-практической конференции 27-28 октября 2011 г. Москва: Траница, 2011: 20 - 38.
4. Шептенко П.А. Введение в специальность «социальный педагог»: учебное пособие. Москва: Флинта, 2008.
5. Шептенко П.А. Технология обучения будущего социального педагога личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию. Актуальные проблемы и перспективы развития социально-педагогического образования: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции (5 марта 2008 г.). Уфа: Издательство БППУ, 2008: 114 - 118.
References
1. Azarova R.N., Zolotareva N.M. Razrabotka pasporta kompetencii. Metodicheskie rekomendacii dlya organizatorov proektnyh rabot i professorsko-prepodavatel'skihkollektivovvuzov. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, Koordinacionnyj sovet uchebno-metodicheskih ob'edinenij i nauchno-metodicheskih sovetov vysshej shkoly, 2010.
2. Sviridov A.N., Preemstvennost' pri perehode na novye obrazovatel'nye standarty: kriterial'nyj podhod. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2012; 4: 65 - 74.
3. Torohtij V.S. Social'no-pedagogicheskaya deyatel'nost' kak sredstvo realizacii potenciala social'noj pedagogiki na praktike. Teoriya ipraktika social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti v sovremennom sociume: materialy pervoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 27-28 oktyabrya 2011 g. Moskva: Tranica, 2011: 20 - 38.
4. Sheptenko P.A. Vvedenie vspecial'nost'«social'nyjpedagog»: uchebnoe posobie. Moskva: Flinta, 2008.
5. Sheptenko P.A. Tehnologiya obucheniya buduschego social'nogo pedagoga lichnostno-orientirovannomu pedagogicheskomu vzaimodejstviyu. Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya social'no-pedagogicheskogo obrazovaniya: materialy Vserossijskoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (5 marta 2008 g.). Ufa: Izdatel'stvo BPPU, 2008: 114 - 118.
Статья поступила в редакцию 26.09.16
УДК 378
Davletova K.B., pedagogue, city methodological association of teachers of additional education HOOPOE in the direction of "electronic musical instruments", St. Petersburg Palace of Youth Creativity; Center for Creative Development and Humanitarian Education "On Vasilievsky", postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: klarad@list.ru
INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A RESOURCE FOR TRAINING FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF MUSIC TEACHERS IN THE SYSTEM OF CHILDREN'S ADDITIONAL EDUCATION. Development of creative high-tech information educational environment give birth to new opportunities in activities of a music teacher in the system of additional education. In connection with updated contents of additional education, there are a few changes in the educational process: changes in objectives, forms of interaction of teachers with children, the environment, new structural subdivisions, new areas of activity. Teachers of additional education face the need to update forms, technologies, methods and use of educational programs, expanding access to quality education, art programs, development and improvement of the educational system with the aim of creating conditions for the harmonious development of a personality of a student, and the teacher's ability to build the educational process in the modern information educational environment. The article analyzes the change in the contents and character of the professional activity of music teachers in conditions of information educational environment and studies how these changes may affect the achievement of planned results of the educational activity. The article shows effective ways of preparation for professional activity of teachers of additional education with the use of musical computer technologies and use of possibilities of electronic musical instruments that allow combining the experience of traditional music teaching and great opportunities of modern information technologies in music.
Key words: information educational environment, informatization, information society, information technology, music computer technologies, electronic musical instruments, system of additional education of children, teacher and musician, continuing education, refresher courses and professional retraining.
К.Б. Давлетова, методист городского учебно-методического объединения педагогов дополнительного образования УДОД по направлению «Электронные музыкальные инструменты», ГБНОУ «Санкт-Петербургский Дворец творчества юных»; методист ГБУДО Центр творческого развития и гуманитарного образования детей «На Васильевском», аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Гэрцена г. Санкт-Петербург, E-mail: klarad@list.ru
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК РЕСУРС ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
С развитием высокотехнологичной информационной творческой образовательной среды создаются новые возможности в деятельности педагога-музыканта системы дополнительного образования (ДО). В связи с обновлением содержания дополнительного образования, вносятся изменения в образовательно-воспитательный процесс: меняются задачи, формы взаимодействия педагогов с детьми, окружающей средой, появляются новые структурные подразделения, новые направления деятельности. Перед педагогами системы ДОД стоит задача обновления форм, технологий, методов реализации образовательных программ, расширения доступности качественного образования, современных программ, развитие и совершенствование образовательной системы с целью создания условий для гармоничного развития личности обучающегося, а также умение педагога выстраивать образовательный процесс в современной информационной образовательной среде (ИОС) В статье анализируется изменение содержания и характера профессиональной деятельности педагога-музыканта в условиях информационно-образовательной среды, каким образом данные изменения могут влиять на достижение планируемых результатов образовательной деятельности. Статья посвящена анализу эффективных путей подготовки к профессиональной деятельности педагогов-музыкантов системы дополнительного образования с применением музыкально-компьютерных технологий и использованием возможностей электронных музыкальных инструментов, которые позволяют объединить опыт традиционного обучения музыке и большие возможности современных информационных технологий в музыке.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, информатизация, информационное общество, информационные технологии, музыкально-компьютерные технологии, электронные музыкальные инструменты, система дополнительного образования, педагог-музыкант, непрерывное профессиональное образование, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка.
Информатизация играет особую роль в современном мире. Большое внимание уделяется не технологической, а содержательной составляющей информации. Возрастает интерес к информационному труду, способам получения, хранения, передачи информации как основе будущего, где постоянное переобучение является нормой. Основным капиталом человека являются информация, сведения, накопленные социумом в процессе исторического развития (см., например, монографию Е.О. Ивановой, И.М. Осмоловской «Теория обучения в информационном обществе», 2011 г.). Многие учёные называют этап развития современного общества информационно-индустриальным (Л.И. Абалкин), информационным Д. Белл (Bell), М. Маклюэн (McLuhan), В.М. Глушков, Е Масуда (Masuda). Они подчёркивают преобладание процессов информатизации над всем остальным за счёт использования информационно-коммуникационных технологий. Более значимой для общества становится образованная личность, способная принимать осознанное решение в ситуации выбора, прогнозировать его возможные последствия, способная к сотрудничеству, отличающаяся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Определённые изменения происходят и в системе дополнительного образования (ДО). В связи с обновлением содержания дополнительного образования, вносятся изменения в образовательно-воспитательный процесс: меняются задачи, формы взаимодействия педагогов с детьми, окружающей средой, появляются новые структурные подразделения, новые направления деятельности. Перед педагогами системы ДО стоит задача обновления форм, технологий, методов реализации образовательных программ, расширения доступности качественного образования, современных программ, развитие и совершенствование образовательной системы с целью создания условий для гармоничного развития личности обучающегося, а также умение педагога выстраивать образовательный процесс в современной информационной образовательной среде (ИОС) [1; 2].
Педагоги учреждений дополнительного образования детей (УДОД) подчёркивают важность проведения курсов повышения квалификации, возможность построения индивидуального образовательного маршрута при обучении на курсах.
Центры развития дополнительного образования и учреждения системы повышения квалификации педагогов-музыкантов осуществляют свою деятельность в соответствии с введенными в практику Государственными образовательными стандартами педагога дополнительного образования. В связи с этим необходима разработка специального программно-методического обеспечения для обучения педагогов системы ДО, которое должно в большей степени учитывать их профессионально-личностные
особенности, условия работы во Дворцах и Домах творчества, Центрах творческого развития и гуманитарного образования и требования педагогики ДО. Большую роль в этом процессе играет подготовка специалистов, обладающих современными знаниями, организаторскими способностями, умениями решать нестандартные задачи в условиях постоянно меняющейся ИОС, учитывающей реальные возможности и основания её высокотехнологичной составляющей. Это согласуется с основными положениями Концепции модернизации российского образования, в которой фиксируется такая важная задача образования, как формирование современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров системы ДОД, поскольку изменение ИОС требует от педагога-музыканта высокого уровня профессиональной компетентности, необходимой для освоения ИТ.
Во многих развитых странах реализуется программа непрерывного профессионального образования педагогов-музыкантов (life-long learning - «обучение на протяжении всей жизни») [3; 4], в частности, через созданные для этого системы дистанционного образования (Digital Britain, Second Life, Global Education и др.)
Суммируя сказанное, под подготовкой педагогов-музыкантов системы ДО к профессиональной деятельности в ИОС будем понимать процесс реализации образовательными организациями программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, проведение семинаров, конференций, педагогических мастерских, круглых столов с целью овладению ими необходимых знаний, умений, навыков и компетенций для осуществления образовательной деятельности с использованием современных ИТ в учреждениях ДОД [5].
Особое значение в связи с вышеуказанными причинами приобретает повышение квалификации педагогов-музыкантов через освоение возможностей цифрового инструментария и электронных музыкальных инструментов (ЭМИ) [6; 7; 8]. На базе Центра творческого развития и гуманитарного образования «На Васильевском» совместно с городском Центром развития дополнительного образования (ГЦРДО) Санкт-Петербурга с 2008 г. проводятся городские курсы повышения квалификации педагогов системы ДОД, для которых разработаны программы обучения двух уровней:
- «Инновационные методы и технологии в современном музыкальном образовании» - программа для начинающих педагогов. На этом этапе обучения происходит формирование начальных профессиональных навыков аранжировки, композиции и импровизации как основы для дальнейшего самостоятельного совершенствования в соответствии с требованиями профессиональной деятельности.
- «Искусство аранжировки на цифровых синтезаторах» - программа для педагогов с опытом работы в области электронного музыкального творчества. Программа предусматривает более детальную работу над аранжировкой, а также работу в МКТ- программах.
В рамках курсов организованы семинары, концерты-презентации, мастер-классы, круглые столы с ведущими специалистами в области музыкально-компьютерных технологий (МКТ) не только Санкт-Петербурга, но и специалистов Голландии и Японии.
С 2012 г. в ГЦРДО Санкт-Петербурга функционирует городское учебно-методическое объединение (секция «Электронные музыкальные инструменты»), которое объединяет педагогов класса ЭМИ, цифрового фортепиано УДОД Санкт-Петербурга. Профессиональное объединение решает проблемы дидактического и методического характера в образовательном процессе, осуществляет поддержку инновационной, исследовательской, научно-методической и опытно-экспериментальной деятельности в ДО. Позволяет раскрыть творческий потенциал педагога-музыканта [9; 10], совершенствовать его профессиональный опыт, а также развить новые грани общения среди коллег в современной ИОС [11; 12]. Такие виды неформального образования ориентированы на формирование умения педагогов решать важные для развития образования задачи, оказывают консультативную помощь при самообразовании и др.
Основные направления создания ИОС в УДОД:
- повышение квалификации и методическая поддержка педагогов-музыкантов в области освоения ИТ;
- организация образовательного процесса с использованием ИТ;
- развитие сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями;
- автоматизация информационно-управленческой системы;
- использование ИТ для эффективной организации внеурочной деятельности: участие в дистанционных конкурсах,
Библиографический список
олимпиадах, создание и наполнение сайта, выпуск газеты и др. Использование ИТ в УДОД позволяет расширить ресурсные возможности по работе педагогов-музыкантов с обучающимися и их родителями.
ИОС среда УДОД позволит обеспечить новое состояние образовательной системы, поскольку поднимает на качественно иной уровень результаты обучения и воспитания и выполняет особую роль в создании новой образовательной парадигмы развивающего образования и является самостоятельным и самоценным.
Результаты опроса педагогов системы ДО Санкт-Петербурга показали, что проведения круглых столов, мастер-классов, обучающих и тематических семинаров, участниками которых становятся педагоги и ведущие специалисты в области образования, являются эффективным способом повышения квалификации. Так, важную роль для развития музыкальной культуры и образования России играет ежегодное (c 2002 г.) проведение Санкт-Петербургской консерваторией им. Н.А. Римского-Корсакова и учебно-методической лабораторией «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование», посвященной актуальным проблемам и новым тенденциям в системе общего и профессионального музыкального образования, а также использованию новых ИТ в музыкальном образовании [12].
Сфера ДОД открыта к трансляции глобальных знаний и информации, опережающего обновления её содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны в Школе XXI века [13]. Эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а «персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в XXI веке» (из материалов «Концепция развития дополнительного образования детей», утверждённой распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г).
1. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании: Современное музыкальное образование - 2011: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011: 30 - 34.
2. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика РИ-2014: материалы конференции, 29-31 октября 2014, Санкт-Петербург: СПОИСУ, 2014: 320 - 322.
3. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития, 2015; 11: 254 - 257.
4. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2004; 4 (9): 123 - 138.
5. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Информационная компетентность педагога-музыканта системы дополнительного образования детей. Теория и практика общественного развития. 2015; 21: 254 - 259.
6. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; 22: 125 - 131.
7. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 2: Музыкальные синтезаторы: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И Герцена, 2010.
8. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 411 - 415.
9. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.
10. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.
11. Горбунова И.Б. "Эстетика: информационный подход" Ю. Рагса: актуальное значение и перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015; 2: 86 - 90.
12. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования, 2016; 1 (56): 126 - 131.
13. Горбунова И.Б., Бергер Н.А., Яцентковская Н.А. Общее музыкальное образование в Школе XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 147 - 151.
References
1. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii: Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2011: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2011: 30 - 34.
2. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika RI-2014: materialy konferencii, 29-31 oktyabrya 2014, Sankt-Peterburg: SPOISU, 2014: 320 - 322.
3. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v Shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 11: 254 - 257.
4. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2004; 4 (9): 123 - 138.
5. Gorbunova I.B., Davletova K.B. Informacionnaya kompetentnost' pedagoga-muzykanta sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 21: 254 - 259.
6. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 22: 125 - 131.
7. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii vmuzyke. T. 2: Muzykal'nye sintezatory: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I Gercena, 2010.
8. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 411 - 415.
9. Belichenko V.V., Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v obuchenii informatike muzykanta (v usloviyah perehoda na novye obrazovatel'nye standarty): monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2012.
10. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
11. Gorbunova I.B. "'Estetika: informacionnyj podhod" Yu. Ragsa: aktual'noe znachenie i perspektivy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 2: 86 - 90.
12. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2016; 1 (56): 126 - 131.
13. Gorbunova I.B., Berger N.A., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v Shkole XXI veka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 147 - 151.
Статья поступила в редакцию 30.09.16
УДК 378
Kozlova A.V., senior teacher, Department of Foreign Languages, Moscow Socio-Economic Institute (Moscow, Russia),
E-mail: lisgender-vspu@mail.ru
THE ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF THE INTERCULTURAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS. The
article describes essential characteristics of intercultural communicative competence of students, highlights the main components that define its structure as a personal quality that is formed in the educational process of a university at foreign language lessons. The author concludes that the intercultural communicative competence is dynamic personality education of the student, with an ability to establish constructive relations on a foreign language with different cultures, different understanding, recognizing traditions, customs and cultural values of each other's tolerant attitude towards differences in ethical communication requirements, rules of conduct, lifestyles, clothing; intercultural ability with representatives of the society of another culture in a foreign language as partners on intercultural dialogue; the ability to meet social, occupational and situational context communication objectives and outcome of the educational process at a university.
Key words: intercultural communicative competence, essential characteristics, students, learning a foreign language.
А.В. Козлова, ст. преп. каф. иностранных языков, ГБОУ ВО «Московский социально-экономический институт»,
г. Москва, E-mail: lisgender-vspu@mail.ru
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
В статье раскрываются сущностные характеристики межкультурной коммуникативной компетентности студентов, выделяются основные компоненты, определяющие её структуру как личностного качества, формируемого в образовательном процессе вузе на уроках иностранного языка. Автор делает вывод о том, что межкультурная коммуникативная компетентность (МКК) это динамическое образование личности студента, характеризующееся способностью устанавливать конструктивные взаимоотношения на иностранном языке с представителями различных культур, отличающиеся взаимопониманием, признанием традиций, обычаев, культурных ценностей друг друга, толерантным отношением к различиям в этических требованиях к общению, правилам поведения, образу жизни, одежде; способностью к межкультурному общению с представителями ино-культурного социума на иностранном языке как партнерами по межкультурному диалогу; способность соответствовать социальному, профессиональному и ситуативному контексту общения как цели и результату образовательного процесса в вузе.
Ключевые слова: межкультурная коммуникативная компетентность, сущностные характеристики, студенты, обучение иностранному языку.
Динамика образовательной политики в России, масштабы и социальная направленность изменений актуализируют потребность общества в воспитании будущих специалистов, способных к осмыслению мира в условиях глобализации, в пространстве межкультурной коммуникации. Глобализация усиливает взаимосвязанность мира, всевозрастающее воздействие факторов международного значения на социальную действительность различных стран. В работах социологов (Э. Тоффлер, Б. Уофф и др.) глобализация рассматривается как фактор развития межкультурного общения, коммуникативного взаимодействия между носителями разных культур, имеющими свои ценностные установки, обычаи и традиции, свой языковой код. Усложнение процесса общения в обществе и профессиональной сфере обусловливает необходимость внесения изменений и в профессиональную подготовку студентов в системе высшего образования. В Федеральных образовательных стандартах (ФГОС ВО 3+ , Приказ Минобрнауки РФ № 1085, 2015) в контексте осуществления модернизации системы российского образования уделяется особое внимание дисциплине «Иностранный язык», важной целью которой выдвигается формирование коммуникативной компетентности у студентов с представителями различных культур как участников предстоящего профессионального общения на иностранном языке в сфере науки, техники, производства и образования.
Исследователи справедливо отмечают, что в последние годы прослеживается тенденция увеличения количества студен-
тов, обучающихся в вузах из различных регионов, в том числе, из других стран, что «актуализирует необходимость учёта межнациональных и межконфессиональных особенностей студентов для создания единого консолидирующего, системообразующего образовательного и социокультурного пространства, свободного от этнических и религиозных конфликтов» [1, с. 151], т. е. у студентов, изучающих иностранные языки, создаются всё новые и новые возможности глубже знакомиться с культурными особенностями людей из разных стран. «Однако студенты и преподаватели недостаточно осведомлены о гендерных различиях разных культур, этнокультурных и религиозных отличиях, нормах, установленных предписаниях и запретах в соответствие с полом, возрастом, социальным статусом и/или классом, особенностях разделения труда ..., что свидетельствует об их недостаточной ... просвещенности, нередко провоцирующей этнические и религиозные конфликты» [1, с. 151]. В этой связи для практики вузов острой становится необходимость в целенаправленном формировании у обучающихся межкультурной коммуникативной компетентности (МКК), а у учёных в области образования возрастает интерес к изучению сущностных характеристик понятия «межкультурная коммуникативная компетентность».
Одни исследователи уделяют внимание изучению социокультурного характера межкультурной коммуникативной компетентности (Ю.Л. Вторушина [2], Н.А. Кафтайлова [3], В.И. Наро-лина [4] , Н.Е. Яковлева [5]), подчёркивая, что это способность личности, позволяющая ей реализовать себя в рамках диалога