Научная статья на тему 'Роль информационной образовательной среды в профессиональной деятельности педагога-музыканта'

Роль информационной образовательной среды в профессиональной деятельности педагога-музыканта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (ИОС) / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT (IOS) / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / MUSIC TEACHER / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (МКТ) / MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGIES (MCT) / ЭЛЕКТРОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (ЭМИ) / ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS (EMI) / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давлетова К. Б.

В статье рассматриваются возможности современной информационно-образовательной среды как необходимость для педагогов-музыкантов в обновлении знаний в области освоения средств МКТ и ЭМИ в целях повышения качества и результативности образовательного процесса в профессиональной деятельности. Музыкально-компьютерные технологии и цифровой музыкальный инструментарий как основной компонент ИОС педагога-музыканта, наиболее востребованный в сфере музыкально-творческой педагогической деятельности, необходимо вводить в обучение педагогов на курсах повышения квалификации. Это обусловлено изменением ИОС и развитием современной системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A MUSIC TEACHER

The article analyzes the modern information and educational environment as a necessity and an opportunity for music teachers to update knowledge, acquire skills in the field of development of MKT and EMR tools in order to improve the quality and effectiveness of the educational process in professional activities. Musical-computer technologies and digital musical instruments are treated as the main component of the IOS of a music teacher, as the most demanded in the sphere of musical and creative pedagogical activity, which must be introduced into the training of teachers in the courses of advanced training. This is due to the change in IOS and the development of a modern education system.

Текст научной работы на тему «Роль информационной образовательной среды в профессиональной деятельности педагога-музыканта»

References

1. Davletova K.B. Formirovanie informacionno-obrazovatel'noj sredy pedagoga-muzykanta. Problema cheloveka v pedagogicheskih issledovaniyah: sbornik nauchnyh statej Vserossijskogo Simpoziuma molodyh uchenyh 26 - 28 aprelya 2017 g. Red. sovet: S.A. Pisareva, I.V. Gladkaya, Yu.S. Matrosova, N.M. Fedorova, T.B. Shurilova. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2017: 340.

2. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka v sisteme podgotovki pedagoga-muzykanta. Mediamuzyka. 2014; 3: 4. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/3_4.html

3. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014; 293 - 294.

4. Goncharova M.S., Gorbunova I.B. Planshetnye (mobil'nye) tehnologii v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Mediamuzyka. 2016; 6. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html

5. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2004; 4 (9): 123 - 138.

6. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html

7. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i DIGITAL HUMANITIES. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 29 - 34.

8. Koncepciya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 4.09.2014 g.

9. Ortin A.V. Struktura i soderzhanie informacionnoj kompetentnosti pedagogov-muzykantov. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva: sbornik statej. Sost. I.B. Gorbunova, K.B. Davletova. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2016: 190 - 196.

10. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.

11. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015. 12: 411 - 415.

12. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2016; 2: 16 - 24.

13. Davletova K.B. IOS kak resurs podgotovki k professional'noj deyatel'nosti pedagoga-muzykanta sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 5 (60): 390.

14. Gorbunova I.B., Davletova K.B. Informacionnaya kompetentnost' pedagoga-muzykanta sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 21: 254 - 259.

15. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.

16. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

Статья поступила в редакцию 10.08.17

УДК 378

Davletova K.B., teaching methods specialist, City Methodological Association of Teachers "Electronic Musical Instruments", Saint-Petersburg House of Youth Creativity; teaching methods specialist, Center for Creative Development and Humanitarian Education "On Vasilievsky" (St.Petersburg, Russia), E-mail: klarad@list.ru

THE ROLE OF THE INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A MUSIC TEACHER. The article analyzes the modern information and educational environment as a necessity and an opportunity for music teachers to update knowledge, acquire skills in the field of development of MKT and EMR tools in order to improve the quality and effectiveness of the educational process in professional activities. Musical-computer technologies and digital musical instruments are treated as the main component of the IOS of a music teacher, as the most demanded in the sphere of musical and creative pedagogical activity, which must be introduced into the training of teachers in the courses of advanced training. This is due to the change in IOS and the development of a modern education system.

Key words: information and educational environment (IOS), music teacher, professional activity, music and computer technologies (MCT), electronic musical instruments (EMI), musical education.

К.Б. Давлетова, методист городского учебно-методического объединения педагогов учреждений дополнительного образования детей по направлению «электронные музыкальные инструменты» ГБНОУ «Санкт-Петербургский Дворец творчества юных»; методист ГБУДО Центр творческого развития и гуманитарного образования детей «На Васильевском», г. Санкт-Петербург, E-mail: klarad@list.ru

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

В статье рассматриваются возможности современной информационно-образовательной среды как необходимость для педагогов-музыкантов в обновлении знаний в области освоения средств МКТ и ЭМИ в целях повышения качества и результативности образовательного процесса в профессиональной деятельности. Музыкально-компьютерные технологии и цифровой музыкальный инструментарий как основной компонент ИОС педагога-музыканта, наиболее востребованный в сфере музыкально-творческой педагогической деятельности, необходимо вводить в обучение педагогов на курсах повышения квалификации. Это обусловлено изменением ИОС и развитием современной системы образования.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда (ИОС), педагог-музыкант, профессиональная деятельность, музыкально-компьютерные технологии (МКТ), электронные музыкальные инструменты (ЭМИ), музыкальное образование.

В современном обществе образование приобретает принципиально новое качество благодаря развитию информационных технологий, которые дают колоссальные возможности для человека получать информацию в том количестве, которое необходимо для его саморазвития и самосовершенствования. Актуальной становится концепция непрерывного образования.

Современные исследователи так же отмечают возросшую потребность педагогов в непрерывном образовании (С.Г. Вер-

шловский, И.А Колесникова, Д.Ю. Палант, Ю.В. Павлова, О.В. Ройблат, Ж.Б. Суртаева, Н.Н. Суртаева, и др.). Европейские страны, формируя политику непрерывного образования, обращают внимание на то, что образование становится ключевым показателем не только профессиональной успешности, но и личного успеха [1; 2]. Во многих развитых странах реализуется программа непрерывного профессионального образования педагогов-музыкантов (life-long learning - «обучение на протяжении

всей жизни»), в частности, через созданные для этого системы дистанционного образования (Digital Britain, Second Life, Global Education и др.)

Реализация такого образования связана с открытостью информационного пространства, с развитием информационно-образовательной среды.

Рассмотрим существующие подходы к значению понятия информационно-образовательная среда (ИОС):

- информационно-коммуникационная образовательная среда представляет собой совокупность субъектов (преподаватель, обучаемые) и объектов (содержание, средства обучения и учебных коммуникаций, прежде всего на базе ИКТ и т. д.) образовательного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию современных образовательных технологий, ориентированных на повышение качества образовательных результатов (С.В. Зенкина) [3].

- ИОС характеризуется как совокупность информационных и образовательных решений, способствующих созданию условий успешной реализации целей интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. (Концепция развития единой информационной образовательной среды в РФ, 2013 г.) [4];

- ИОС - это системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образования (О.А. Ильченко);

- информационно-образовательная среда представляет собой созданную субъектами процесса обучения интеграцию информации на традиционных и электронных носителях; ИТК -технологий взаимодействия, включающих в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных; дидактико-методиче-ские комплексы (В.И. Солдаткин).

Можно сказать, что ИОС - это условия, в которых разворачивается образовательный процесс с помощью информационных средств и субъектов, наделенных конкретными образовательными потребностями.

Развитие ИОС привело к расширению сети электронных библиотек, хранилищ информации, справочников, различных видео-, аудио-, фотоматериалов, музыкальных архивов и т.д. Процесс работы и обучения в ИОС направлен на приобретение опыта работы с большим количество информации, умением анализировать, отбирать и применять нужную информацию для саморазвития и обучения. Основной целью становится умение приобретать и применять необходимые знания в соответствии с личными потребностями, целями, проблемами. Поскольку процесс обучения организуется как результат совместной деятельности педагога и обучаемого, то предпочтение отдается методам обучения, направленным на освоение универсальных действий (познавательной, ценностно-ориентационной, практической, коммуникативной), на открытие знаний и объяснение явлений (проблемное обучение, метод проектов, «французские мастерские», «дебаты», «case study», портфолио и др.). ИОС способствует развитию свободы содержания образования, в которой основной акцент идет на деятельностный подход. Суть данного подхода - выход за содержательный минимум и обращение к самостоятельному поиску информации, ее анализу, адаптации. Таким образом, образование становится процессом постоянного выбора и получения новых знаний.

Профессиональная деятельность педагога-музыканта в ИОС предполагает владение средствами информационно-коммуникационных технологий, музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [5; 6; 7], электронных музыкальных инструментов (ЭМИ) [8; 9; 10]. Применение современных технологий становится одной из базовых основ профессиональной деятельности педагогов-музыкантов и проявляется при решении ими профессиональных задач: возможность доступа к большому объему учебной и научной информации; расширение и обогаще-

Библиографический список

ние сферы музыкально-творческой деятельности; возможность самообразования и самосовершенствования музыкально-практической и творческой деятельности. Появляется возможность использования разных форм и видов образовательной деятельности с применением мКт, ЭМИ, а также формирования на их основе качественно новых результатов образовательной деятельности, соответствующие новым требованиям к образованию.

Большое количество научных и научно-методических публикаций по использованию МКТ говорит о возросшем в последнее время интересе к использованию средств ИКТ в музыкальном образовании (А.Г. Гейн, И.Б. Горбунова, А.В. Горельченко, Р.Х Зарипов, И.М. Красильников, В.В. Медушевский, Р.Ю. Петелин,

A.А. Подражанская, А.Б. Родионов, Г.Р. Тараева, А.В. Харуто,

B.М. Цеханский и др.). Информационные технологии в музыке существенно повлияли на способы передачи музыкальной информации [11; 12; 13; 14; 15]. Звучание музыкальных инструментов иллюстрирует основополагающие идеи, связанные с изучением комплексной модели семантического пространства музыки [16; 17], существенно дополненное возможностями МКТ.

Многообразие традиций музыкальной культуры, разнообразие авторских индивидуальных стилей требует от слушателей более широкого эстетического кругозора, духовной толерантности, следовательно, глубоких знаний в области музыкальной культуры и науки о музыке, понимания возможностей дальнейшего прогресса в развитии информационных технологий в музыке и МКТ, а также новых форм исполнительского мастерства [18; 19; 20; 21].

В музыкознании развитие современных музыкальных технологий и новых форм исполнительского мастерства могут представлять определенный научный интерес, но в музыкальной педагогике подобная ситуация замедляет формирование необходимых профессиональных навыков (таких, как чтение с листа в тональностях с большим количеством ключевых знаков, транспонирование, чтение сложных ритмов и др.). Исследованию обозначенной проблемы посвящены ряд работ, среди которых [22; 23].

Анкетирования, опросы, проведенные среди педагогов-музыкантов, подтверждают их готовность освоения средств МКТ и ЭМИ. Однако, анализ содержания существующих программ подготовки педагогов показал наличие противоречий между существующим опытом подготовки педагогов-музыкантов и недостаточным воспроизведением в программах повышения квалификации изменения и модернизации педагогической деятельности в ИОС.

Основной задачей курсов повышения квалификации становится удовлетворение потребностей педагогов-музыкантов в профессиональной компетентности, получение знаний о новых достижениях в определенной сфере деятельности, передовом педагогическом опыте. В ИОС особое значение приобретает повышение квалификации педагогов-музыкантов через освоение средств МКТ и ЭМИ [24; 25; 26]. иОс позволяет выстраивать собственную траекторию прохождения материалов курсов повышения квалификации для педагогов-музыкантов:

появляется возможность индивидуального подхода с учетом профессиональных потребностей каждого педагога;

- возможность интенсивного процесса обучения;

- ориентированность на самообразование и самоопределение;

- развитие контрольно-оценочной самостоятельности педагога как одно из условий индивидуализации обучения [27].

Подводя итог, можно сказать, что ИОС создает условия для повышения профессиональной компетентности педагога-музыканта: появляются новые формы и технологии, появляется возможность обновления содержания и целей профессиональных образовательных программ курсов повышения квалификации, условия для развития и самосовершенствования, широкое применение МКТ и ЭМИ в профессиональной деятельности педагога-музыканта.

1. Добрецова Н.В. Непрерывное образование как условие и средство личностно-профессионального развития педагогических кадров системы дополнительного образования детей. Университетское образование современного педагога: сборник статей Все-росс. научно-практич. конф. 13 октября 2016 г. Под редакцией И.В. Гладкой, С.А. Писаревой. Санкт-Петербург: ИздательствоРГПУ им. А.И. Герцена, 2016: 235 - 237.

2. Писарева С.А., Тряпицына А.П. Непрерывное профессиональное образование педагогов: возможности педагогического университета. Преемственность в сфере профессиональной подготовки педагогов и повышения квалификации в условиях опережающего требования Республики Казахстан и РФ: материалы МНПГ. Петропавловск: филиал АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по СКО», 2016.

3. Зенкина СЬ. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты. Диссертация ... доктора педагогических наук. Mосква, 2007.

4. Концепция развития единой информационной образовательной среды в РФ, 2013 г.

5. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; T. 4; № 9: 123 - 138.

6. Горбунова И.Б. Mузыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1: С. 5. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/1_5.html

7. Горбунова И.Б. Mузыкально-компьютерные технологии и DIGITAL HUMANITIES. Современное музыкальное образование - 2015: Mатериалы XIV Mеждународной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б Горбуновой. 2015: 29 - 34.

8. Горбунова И.Б., Давлетова Kb. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 411 - 415.

9. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.

10. Давлетова Kb. Цифровой клавишный синтезатор в системе обучения педагогов-музыкантов УДОД. Современное музыкальное образование - 2016: материалы XIV Mеждународной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. A^. Герцена, 2015: 362 - 366.

11. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Современное музыкальное образование - 2010: Mатериалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. A.K Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. НЛ. Римского-Kорсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2011: 128 - 131.

12. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 1: Архитектоника музыкального звука: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. A^. Герцена, 2009.

13. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 2: Музыкальные синтезаторы: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. A.K Герцена, 2010.

14. Горбунова И.Б., Чибирев СБ. Mузыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014: 293 - 294.

15. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Мир науки, культуры, образования. 2017; T. 63; № 2: 206 - 210.

16. Горбунова И.Б. ^мпьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.

17. Горбунова И.Б. Mузыкально-компьютерные технологии в формировании комплексной модели семантического пространства музыки. Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. 2016; 18: 331 - 343.

18. Горбунова И.Б., Панкова A.A. Mузыкально-компьютерные технологии как фактор становления профессиональной компетентности современного музыканта-педагога. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 12 (83): 390 - 396.

19. Горбунова И.Б. Mузыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 162 - 168.

20. Горбунова И. Б., Панкова A.A. Kомпьютерная музыка в системе подготовки педагога-музыканта. Медиамузыка. 2014; 3: С. 4. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/3_4.html

21. Говорова A.A., Горбунова И.Б. Mузыкально-компьютерные технологии как средство обучения людей с нарушениями зрения музыкальному искусству. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 298 - 301.

22. Белов Г.Г., Бергер НА, Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в школе цифрового века. Научное мнение. 2014; 10-2: . 22 - 34.

23. Бергер KA., Горбунова И.Б., Яцентковская НЛ. Общее музыкальное образование в школе XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 147 - 151.

24. Горбунова И.Б. Aудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 461.

25. Горбунова И.Б., ^звпич И.О. Информационная образовательная среда как ресурс формирования информационной культуры участников образовательного процесса в школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 7: 192 - 196.

26. Горбунова И.Б., Помазенкова M.O, ^эвпич И.О. Планшетные и музыкально-компьютерные технологии в системе профессионального музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 8: 211 - 219.

27. Давлетова Kb. Информационная образовательная среда как ресурс подготовки к профессиональной деятельности педагога-музыканта системы дополнительного образования детей. Мир науки, культуры, образования. 2016; 5 (60).

References

1. Dobrecova N.V. Nepreryvnoe obrazovanie kak uslovie i sredstvo lichnostno-professional'nogo razvitiya pedagogicheskih kadrov sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Universitetskoe obrazovanie sovremennogo pedagoga: sbornik statej Vseross. nauchno-praktich. konf. 13 oktyabrya 2016 g. Pod redakciej I.V. Gladkoj, S.A. Pisarevoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvoRGPU im. A.I. Gercena, 2016: 235 - 237.

2. Pisareva S.A., Tryapicyna A.P. Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie pedagogov: vozmozhnosti pedagogicheskogo universiteta. Preemstvennost' v sfere professional'noJ podgotovki pedagogov i povysheniya kvalifikacii v usloviyah operezhayuschego trebovaniya RespublikiKazahstan iRF: materialy MNPG. Petropavlovsk: filial AO «NCPK «Orleu» IPK PR po SKO», 2016.

3. Zenkina S.V. Pedagogicheskie osnovy orientaciiinformacionno-kommunikacionnoJsredy na novye obrazovatel'nye rezul'taty. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

4. Koncepciya razvitiya edinoJ informacionnoJ obrazovatel'noJ sredy v RF, 2013 g.

5. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RossiJskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; T. 4; № 9: 123 - 138.

6. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1: S. 5. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html

7. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i DIGITAL HUMANITIES. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: Materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B Gorbunovoj. 2015: 29 - 34.

8. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 411 - 415.

9. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.

10. Davletova K.B. Cifrovoj klavishnyj sintezator v sisteme obucheniya pedagogov-muzykantov UDOD. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2016: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 362 - 366.

11. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2011: 128 - 131.

12. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii vmuzyke. T. 1: Arhitektonika muzykal'nogo zvuka: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2009.

13. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. T. 2: Muzykal'nye sintezatory: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2010.

14. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.

15. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; T. 63; № 2: 206 - 210.

16. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.

17. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v formirovanii kompleksnoj modeli semanticheskogo prostranstva muzyki. MatematicheskiJ vestnikpedvuzovi universitetov Volgo-Vyatskogo regiona. 2016; 18: 331 - 343.

18. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak faktor stanovleniya professional'noj kompetentnosti sovremennogo muzykanta-pedagoga. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 12 (83): 390 - 396.

19. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.

20. Gorbunova I. B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka v sisteme podgotovki pedagoga-muzykanta. Mediamuzyka. 2014; 3: S. 4. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/3_4.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 298 - 301.

22. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: . 22 - 34.

23. Berger N.A., Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole XXI veka. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 147 - 151.

24. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.

25. Gorbunova I.B., Tovpich I.O. Informacionnaya obrazovatel'naya sreda kak resurs formirovaniya informacionnoj kul'tury uchastnikov obrazovatel'nogo processa v shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 192 - 196.

26. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S., Tovpich I.O. Planshetnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 8: 211 - 219.

27. Davletova K.B. Informacionnaya obrazovatel'naya sreda kak resurs podgotovki k professional'noj deyatel'nosti pedagoga-muzykanta sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 5 (60).

Статья поступила в редакцию 10.08.17

УДК 372.881.111.1

Drobysheva N.N, Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Financial University under the Government of the RF

(Moscow, Russia), E-mail: NNDrobysheva@fa.ru

PROFESSIONALLY ORIENTED LANGUAGE EDUCATION AS ONE OF THE PEDAGOGICAL CONDITIONS IN TRAINING COMPETITIVE BACHELORS IN SOCIOLOGY. The article is dedicated to foreign language teaching through the major pedagogical condition that is a professionally oriented approach is in high demand in the training competitive specialists in the sphere of sociology. The pedagogical condition serves as one of the components in organization of training activities, professional self-development of students, the basics and significance of professional competence of undergraduates, as well as the need to develop their soft skills for successful self-realization. The analysis of the most important problems faced by prospective sociologists and the competences required in their future professional activity are provided to prove the necessity in expanding the methods used in foreign language training for the implementation of profound knowledge during the study at higher education school.

Key words: sociologists, bachelors, professionally oriented language training, pedagogical condition, higher education school.

Н.Н. Дробышева, канд. филол. наук, доц., ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», г. Москва,

E-mail: NNDrobysheva@fa.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ БАКАЛАВРОВ-СОЦИОЛОГОВ

В статье рассматриваются вопросы обучения иностранному языку с помощью одного из главных педагогических условий в ходе подготовки конкурентоспособных специалистов в сфере социологии - использование профессионально ориентированного подхода. Он служит одним из составных элементов организации учебной деятельности, профессиональной и личностной подготовки и развития студентов, важным конструктом профессиональной компетентности обучаемых наряду с необходимостью развития надпрофессиональных навыков для успешной самореализации индивида. Анализ самых важных проблем, стоящих перед будущими социологами, а также ряд востребованных компетенций в их будущей профессиональной деятельности доказывает необходимость расширения методов обучения для того, чтобы обеспечивать студентам получение глубоких знаний в процессе подготовки в вузе.

Ключевые слова: социологи, бакалавры, профессионально ориентированная иноязычная подготовка, педагогическое условие, вуз.

В профессионально ориентированном обучении студентов вуза иностранному языку постоянно происходят изменения парадигмы иноязычного образования: от грамматико-переводно-го подхода в довоенный период вплоть до 1950-х годов, через аудио-лингвальный до 1970-х, после этого в течение десятилетия - повышенный интерес к суггестопедии, пока в 90-е годы прошлого столетия ни стала активно развиваться и повсеместно использоваться коммуникативная методика при обучению иностранному языку, в данное время в тандеме с компетентностным подходом, в рамках которого и происходит обучение в любом неязыковом вузе России [1].

Переход на двухуровневую систему подготовки специалиста (бакалавриат и магистратура) требует в рамках новой парадигмы грамотного определение комплекса педагогических условий иноязычного образования в вузе. Этот комплекс может повлиять на способность обучаемых к усвоению, развитию и интеграции получаемых компетенций. Наиболее продуктивным можно считать подход исследователей, которые определяют педагогические условия как совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса.

В частности, М.Е. Дуранов рассматривает эти меры как содержание, методы (приемы) и организационные формы обучения и воспитания [2], а А.Я. Найн предлагает определять педагогические условия как «совокупности объективных возможностей содержания обучения, методов, организационных форм и материальных возможностей его существования, обеспечивающие успешное решение поставленной задачи» [3]. Тем самым, педагогические условия представляют собой совокупность взаимосвязанных мер, необходимых для создания целенаправленного педагогического процесса, они сгруппированы и используются с целью совершенствования профессиональной подготовки при решении конкретных дидактических задач.

Проведя анализ современной педагогической литературы, связанной с проблемами иноязычной подготовки специалистов в высшей школе, можно выделить насколько групп педагогических условий (и авторов, которые ими занимались):

1) учебные, программируемые системы заданий творческого характера или связанных с ними проблемных ситуаций (И.М. Богданова, В.М. Горбунова и др.);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.