Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МАРКЕТИНГА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ ДЛЯ ВУЗОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ МАРКЕТИНГА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ ДЛЯ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ / СПРОС / РЕКЛАМА / ИНТЕРНЕТ-ПРОДАЖИ / МАРКЕТИНГ В США

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Людмила Ивановна

Указаны основные причины необходимости издания электронных учебников и учебных пособий. Приведены варианты распространения электронных книг. Рассмотрен процесс маркетинга учебной литературы в США. Приведены возможные средства рекламы учебных изданий. Упоминаются некоторые проблемы, с которыми связан выпуск и распространение электронных изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH MARKETING OF ELECTRONIC TEXTBOOKS FOR HIGH SCHOOLS

In article outlines the principal causes of necessity of electronic textbooks and manuals edition. Some variants of electronic books distribution are shown. The process of marketing of educational literature in the USA is reviewed. The possible means of advertizing of educational editions are described. Some problems related with release and distribution of electronic editions are analyzed.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МАРКЕТИНГА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ ДЛЯ ВУЗОВ»

Сведения об авторах

Паршукова Людмила Александровна, к. т. н., доцент кафедры «Бурение нефтяных и газовых скважин», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)200989, e-mail: [email protected]

Дмитрий Сергеевич Леонтьев, аспирант кафедры «Бурения нефтяных и газовых скважин», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)200989, e-mail: [email protected]

Parshukova L. A., associate professor of the chair «Drilling of oil and gas wells», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)200989, e-mail: [email protected]

Leontiev D. S. postgraduate student of the chair «Drilling of oil and gas wells», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)200989, e-mail: [email protected]

УДК 339.138.0.034. 4

ИССЛЕДОВАНИЕ МАРКЕТИНГА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ ДЛЯ ВУЗОВ

RESEARCH MARKETING OF ELECTRONIC TEXTBOOKS FOR HIGH SCHOOLS

Л. И. Петрова

L. I. Petrova

Ключевые слова: электронное издание, распространение, спрос, реклама, интернет-продажи, маркетинг в США Key words: electronic edition, distribution, demand, advertizing, online sales, marketing in the USA

Указаны основные причины необходимости издания электронных учебников и учебных пособий. Приведены варианты распространения электронных книг. Рассмотрен процесс маркетинга учебной литературы в США. Приведены возможные средства рекламы учебных изданий. Упоминаются некоторые проблемы, с которыми связан выпуск и распространение электронных изданий.

In article outlines the principal causes of necessity of electronic textbooks and manuals edition. Some variants of electronic books distribution are shown. The process of marketing of educational literature in the USA is reviewed. The possible means of advertizing of educational editions are described. Some problems related with release and distribution of electronic editions are analyzed.

В учебном процессе книга связана с практическим обучением студентов в хорошо оборудованных лабораториях, с возможностью заниматься научно-исследовательским творчеством, с проведением научных конференций и коллоквиумов. Однако современные реалии представляют совершенно иную картину. Учебные лаборатории большинства вузов не модернизируются уже более 10 лет. Учебный процесс замкнулся в стенах аудитории. Студенты о своей будущей профессии узнают нередко только со слов преподавателей.

В этой изменившейся ситуации устоявшийся тип учебника больше не удовлетворяет потребности обучающихся, требуется насыщение его новым фактическим материалом [1]. Выход из сложившейся ситуации — создание электронных учебников.

Создание учебного пособия, которое в полной мере учитывало бы интересы читателей, отвечало требованиям учебного процесса, — дело трудное, требующее решения вопросов, которые можно разделить на две группы:

1) судьба учебного пособия в условиях появления альтернативных источников информации (взаимодействие учебника и компьютера);

2) развитие учебного книгоиздания в условиях происходящих процессов диверсификации системы образования, появления новых типов и уровней образования, в частности последипломного.

В настоящее время широко распространены учебники с диском — компьютерной версией, их можно использовать как традиционный учебник и как электронный. В электронной версии схемы даются в виде мультипликационных картинок, позволяющих проследить последовательность возникновения зависимостей. Текст полифункционален: в зависимости от целевых установок студентов с ним можно работать в режиме изучения основного курса, курса ускоренной подготовки, курса практического обучения, глоссария, тестовой программы, консультационно-справочного курса.

С точки зрения маркетинговых издательских стратегий в современной Беларуси технология создания CD-ROM находится пока в стадии становления. Электронные книги могут заинтересовать научные издательства высшей школы ввиду следующих преимуществ: увеличение сроков их использования; сокращение производственного цикла и экономия средств (по сравнению с традиционным полиграфическим процессом); возможность эффективного выпуска малотиражных изданий, например диссертаций, которые в печатной форме всегда убыточны.

Распространение электронных книг в цифровой форме возможно в нескольких вариантах: университет или библиотека покупают электронный вариант, используемый в режиме считывания или распечатывания на принтере, причем число экземпляров оговаривается договором; электронный вариант продается для неограни-

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 1, 2014

ченной распечатки по потребностям; источник поставляется с соответствующей разметкой, и пользователь неограниченно использует его для работы в своей системе или осуществляет распечатку.

В XXI в. произойдет интеграция, симбиоз учебной литературы с нетрадиционными носителями информации и средствами ее передачи. Учебные тексты с аудио- и видеозаписями значительно расширяют возможности доведения до студентов учебного материала. Вместе с тем остается дискуссионным вопрос о том, будет ли полностью заменен учебник компьютерами и новыми информационными технологиями. Однако несомненно одно — они усилят интеллектуализацию процесса обучения, расширяя доступ к дополнительным источникам информации.

Особенно важно освоение новых технологий в связи с разрушением сложившейся системы практического обучения студентов. Демонополизация учебного книгоиздания, снижение роли системы централизованного отбора учебников и учебных пособий для их издания и переиздания требуют критического анализа состояния дел с учебной литературой. Рынок не в состоянии решить данную проблему одними только правилами конкуренции. Необходимы нерыночные критерии в осмыслении проблем учебного книгоиздания [1].

В процессе издания и распространения учебной литературы пока еще слабо используется маркетинг, что сказывается на объемах и сроках продаж. В связи с этим следует обратиться к опыту других стран: в любом издательстве США имеется отдел маркетинга, который работает в тесном контакте с редакциями, предлагающими к изданию рукописи по научным темам. Рукопись подвергается тщательной оценке. Прежде всего изучается читательская аудитория (читательский адрес), на которую рассчитана книга, то есть какие книги эта аудитория читает и покупает, какие журналы профессионального направления выписывает, какими информационными источниками и системами информации пользуется.

Автор представленной рукописи заполняет типовой «вопросник по маркетингу», чтобы еще раз проверить возможности реализации. Редактор будущей книги составляет краткое описание ее содержания, показывающее ее отличия от других подобных книг.

Изучение спроса отдел маркетинга осуществляет в следующих инстанциях: библиотеках; независимых книжных магазинах, то есть принадлежащих другим фирмам; оптовых фирмах; университетах; институтах, лабораториях, центрах научных исследований. При этом используются списки адресов известных ученых, педагогов, научных работников и практиков.

Любая книга строго привязана к определенной категории изданий, что упрощает исследование конъюнктуры спроса на нее. Иные фирмы ограничиваются выпуском одной-двух книг, реализуя их непосредственно в магазинах с хорошо изученным контингентом покупателей. Возможен и такой вариант: фирма выпускает два-три учебника для старших курсов колледжей, а потом, реализуя суммарный тираж (в том числе ежегодные допечатки), получает солидную прибыль. То же самое относится к монографиям и справочным изданиям, имеющим массового покупателя.

Когда книга включена в аннотированный план выпуска, отдел маркетинга постоянно проводит консультации с редактором, решая с ним такие вопросы, как рассылка рекламных экземпляров для рецензирования в обзорах, публикуемых в специальной периодике. Маркетологи, наконец, организуют вместе с магазинами кооперированную рекламу.

В крупных книжных магазинах практикуется показ рекламных видеолент, что избавляет покупателей от утомительных разговоров с продавцами для получения информации о новинках.

Специфика рекламы учебных книг продиктована особенностями их распространения. Большая издательская фирма обычно включает в арсенал рекламы следующие средства:

• книжные каталоги (сезонные, годовые, специальные), составляемые и выпускаемые самим издательством;

• перечень книг с указанием их цены (прайс-листы);

• проспекты, листовки, буклеты и другие виды рекламы, входящие в понятие «торговая реклама»;

• мероприятия типа «паблисити» (передача по телевидению, публикация обзоров в газетах и журналах, организация встреч читателей с авторами).

Несомненной особенностью книжной индустрии США является высокая степень использования электронных технологий и компьютерных сетей как для маркетинга и продвижения книг, так и для их производства. Большое значение придается созданию и дизайну электронной страницы организации. Существуют целые компании, которые путем грамотного дизайна Web-страницы существенно оживляют реализацию книжной продукции, упрочивают положение компании на рынке и ее позитивные взаимоотношения с местной общиной и инвесторами. Осуществляется также привлечение средств на развитие компаний и осуществление инновационных проектов в режиме онлайн.

Одна из наиболее ярких тенденций последнего времени — нарастание объема продаж через Интернет. В этом процессе основную роль играет компания-гигант Amazon.com, уже перешагнувшая национальные границы США и известная во всем мире, в том числе и в Беларуси. По прогнозам специалистов через 20 лет продажа

электронных книг достигнет половины нынешнего профессионального успеха продажи книг в традиционной бумажной форме.

Для американского книгоиздания характерны продажи электронных версий книг, которые могут быть загружены на компьютер клиента после оплаты счета. Разработаны также электронные книги — портативные электронные цифровые устройства с емкой памятью, куда можно загрузить несколько электронных книг (стандарты ebooks разрабатываются в Национальном институте стандартов и технологий при Министерстве торговли США). Однако их стоимость пока еще очень высока, что делает их недоступными для использования широкой публикой. По мнению специалистов, до тех пор, пока стоимость электронных книг не снизится настолько, чтобы быть доступной для потребителей со средним уровнем доходов, не приходится ожидать серьезного вытеснения бумажных версий книг электронными [2].

Процесс создания и распространения электронных учебных изданий для вузов хоть и является трудным, однако издательствам следует стремиться развивать это направление. Несмотря на существующие проблемы, выпуск электронных книг позволит не только расширять границы обучения, но и экономить финансы и время (создание электронной модели дорогостоящего прибора, покупку которого не может позволить вуз).

В то же время, без отлаженной системы сбыта выпуск электронных учебных изданий не выгоден издателям. Решением этой проблемы будет создание структур, которые могли бы взять на себя изучение спроса на учебную литературу и организацию ее издания и распространения. В этом направлении издательствам нашей страны следует перенять опыт западных стран, в частности США, так как у них эта система хорошо развита.

Список литературы

1. Эриашвили Н. Д. Теоретико-методологические основы книгоиздательского маркетинга / Н. Д. Эриашвили. - Ч. 1. — М.: Юнити-Дана, 2000.

2. Эриашвили Н. Д. Книгоиздание. Менеджмент. Маркетинг / Н. Д. Эриашвили. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2009.

Сведения об авторе

Петрова Людмила Ивановна, профессор кафедры «Редакционно-издательские технологии», Белорусский государственный технологический университет, г. Минск, тел. 375296642396, e-mail: [email protected]

Petrova L. I., professor of the chair of the editorial and publishing technologies, Belarusian State Technological University, Minsk, phone: +37529-664-23-96, e-mail: [email protected]

УДК 377:004.9

АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

ANALYSIS OF DISTANCE LEARNING QUALITY BY STUDENTS OF ECONOMICS AND MANAGEMENT SPECIALTIES

Н. А. Подгорнова

N. A. Podgornova

Ключевые слова: дистанционное обучение, оценка качества образования Key words: distance learning, education quality assessment

В статье представлен сравнительный анализ качества очной и заочной форм обучения по традиционной методике и дистанционного обучения. Использование методики дистанционного обучения выравнивает качество, академические показатели студентов очной и заочной форм обучения.

This paper presents the comparative analysis of quality of full-time and correspondence forms of education by traditional methods and by distance learning. Use of the distance learning technique levels the quality, the academic performance of students of full-time and correspondence forms of education.

Развитие дистанционного образования позволит не только обеспечить населению нашей страны доступ к качественному образованию, но и даст возможность завоевать определенное место на мировом рынке образовательных услуг.

Понятие качества, включающее в себя, наряду с экономическими, социальные, познавательные и культурные аспекты профессионального образования, воспринимается как всеобъемлющая интегральная характеристика образовательной деятельности, ее результатов.

Студенты экономико-управленческих специальностей изучают ряд дисциплин в соответствии с образовательным стандартом. Для оценки качества дистанционного образования студенты очной и заочной форм обучения были разделены на 3 экспериментальные группы: студенты-очники изучали дисциплины «Компьютерные информационные технологии в управлении», «Статистика» и «Демография» по традиционной методике; студенты-заочники — по синхронному виду дистанционного обучения (некоторые элементы — видео-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.