электронных книг достигнет половины нынешнего профессионального успеха продажи книг в традиционной бумажной форме.
Для американского книгоиздания характерны продажи электронных версий книг, которые могут быть загружены на компьютер клиента после оплаты счета. Разработаны также электронные книги — портативные электронные цифровые устройства с емкой памятью, куда можно загрузить несколько электронных книг (стандарты ebooks разрабатываются в Национальном институте стандартов и технологий при Министерстве торговли США). Однако их стоимость пока еще очень высока, что делает их недоступными для использования широкой публикой. По мнению специалистов, до тех пор, пока стоимость электронных книг не снизится настолько, чтобы быть доступной для потребителей со средним уровнем доходов, не приходится ожидать серьезного вытеснения бумажных версий книг электронными [2].
Процесс создания и распространения электронных учебных изданий для вузов хоть и является трудным, однако издательствам следует стремиться развивать это направление. Несмотря на существующие проблемы, выпуск электронных книг позволит не только расширять границы обучения, но и экономить финансы и время (создание электронной модели дорогостоящего прибора, покупку которого не может позволить вуз).
В то же время, без отлаженной системы сбыта выпуск электронных учебных изданий не выгоден издателям. Решением этой проблемы будет создание структур, которые могли бы взять на себя изучение спроса на учебную литературу и организацию ее издания и распространения. В этом направлении издательствам нашей страны следует перенять опыт западных стран, в частности США, так как у них эта система хорошо развита.
Список литературы
1. Эриашвили Н. Д. Теоретико-методологические основы книгоиздательского маркетинга / Н. Д. Эриашвили. - Ч. 1. — М.: Юнити-Дана, 2000.
2. Эриашвили Н. Д. Книгоиздание. Менеджмент. Маркетинг / Н. Д. Эриашвили. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2009.
Сведения об авторе
Петрова Людмила Ивановна, профессор кафедры «Редакционно-издательские технологии», Белорусский государственный технологический университет, г. Минск, тел. 375296642396, e-mail: [email protected]
Petrova L. I., professor of the chair of the editorial and publishing technologies, Belarusian State Technological University, Minsk, phone: +37529-664-23-96, e-mail: [email protected]
УДК 377:004.9
АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
ANALYSIS OF DISTANCE LEARNING QUALITY BY STUDENTS OF ECONOMICS AND MANAGEMENT SPECIALTIES
Н. А. Подгорнова
N. A. Podgornova
Ключевые слова: дистанционное обучение, оценка качества образования Key words: distance learning, education quality assessment
В статье представлен сравнительный анализ качества очной и заочной форм обучения по традиционной методике и дистанционного обучения. Использование методики дистанционного обучения выравнивает качество, академические показатели студентов очной и заочной форм обучения.
This paper presents the comparative analysis of quality of full-time and correspondence forms of education by traditional methods and by distance learning. Use of the distance learning technique levels the quality, the academic performance of students of full-time and correspondence forms of education.
Развитие дистанционного образования позволит не только обеспечить населению нашей страны доступ к качественному образованию, но и даст возможность завоевать определенное место на мировом рынке образовательных услуг.
Понятие качества, включающее в себя, наряду с экономическими, социальные, познавательные и культурные аспекты профессионального образования, воспринимается как всеобъемлющая интегральная характеристика образовательной деятельности, ее результатов.
Студенты экономико-управленческих специальностей изучают ряд дисциплин в соответствии с образовательным стандартом. Для оценки качества дистанционного образования студенты очной и заочной форм обучения были разделены на 3 экспериментальные группы: студенты-очники изучали дисциплины «Компьютерные информационные технологии в управлении», «Статистика» и «Демография» по традиционной методике; студенты-заочники — по синхронному виду дистанционного обучения (некоторые элементы — видео-
Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. №1, 2014
конференции, круглые столы курса, требующие одновременного участия преподавателей и студентов и их взаимодействия в реальном времени — по асинхронному виду); студенты-заочники — по обычному обучению. В общей сложности в эксперименте приняли участие 560 человек.
Для определения качества дистанционного образования можно выделить следующие показатели качества: 1) состояние материально технической базы традиционного и дистанционного обучения; 2) качество учебных программ; 3) качество студентов; 4) качество инфраструктуры; 5) качество знаний; 6) внедрение процессных инноваций; 7) востребованность людей, прошедших дистанционное обучение; 8) конкурентоспособность людей, прошедших дистанционное обучение (7 и 8 показатели в модели не используются).
Поскольку большинство показателей качества образования не может иметь количественных характеристик, получение сводных показателей качества по блокам показателей и обобщающих оценок возможно с помощью квалиметрии, методом экспертных оценок. После проведенного анализа с помощью метода экспертных оценок по выбранным 6 критериям качества (рис. 1) для 3 экспериментальных групп студентов можно сделать вывод о высоком качестве дистанционного образования. C точки зрения подходов к оценке и контролю качества рассматривается модель управления качеством, основанная на непосредственном контроле знаний обучаемых. Для оценки качества все элементы курса разделяются на 3 блока: информационно-контрольный; контрольно-коммуникативный; контрольно-обобщающий. Качество обучающихся основывается на промежуточном контроле в каждом блоке студентов и итоговом обобщающем контроле студентов всего курса.
% 60 -,
Значения взвешенных оценок критериев
от носит ельной важност и I □ Группа 1 е] Группа 2 □ Группа 3
Рис. 1. Экспертное значение для каждого критерия качества образования для 3 экспериментальных групп студентов
Рис. 2. Результатыг итогового контроля знаний по 1 блоку для 3 экспериментальным групп студентов
% 50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
Средние
% 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
Низкие
Средние
Высокие
□ Группа 1 □ Группа 2 □ Группа 3
□ Группа 1 □ Группа 2 □ Группа 3
Рис. 3. Результаты итогового контроля знаний Рис. 4. РезультатыI итогового контроля знаний
по 2 блоку для 3 экспериментальным групп студентов по 3 блоку для 3 экспериментальным групп студентов
Информационно-контрольный блок обеспечивает выполнение организационной и обучающей функций. Контроль и проверка знаний блока осуществляется с помощью промежуточного тестирования, а также включает вопросы для самоконтроля (общие, детальные) после изучения лекционного материала по теме.
Контрольно-коммуникативный блок обеспечивает выполнение следующих функций: обучающей, контролирующей, коммуникативной, организационной, рефлексивной. Он позволяет установить оптимальную обратную связь между студентами дистанционного образования. Проверка знаний блока: промежуточное тес-
103
тирование, выполнение самостоятельных работ, работа на форуме, участие в деловых играх и видеоконференциях.
В контрольно-обобщающий блок входят: итоговые результаты учебной работы обучающегося; диагностика учебно-познавательной деятельности; анализ результатов различных видов контроля. Итоговая оценка успеваемости состоит из итогового тестирования, итогового контрольного практического задания по вариантам по курсу и экзаменационной оценки.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что качество знаний студентов 3 экспериментальных групп в 1 и 2 блоках различно, а в 3 блоке — одинаково. На качество обучения оказывает существенное влияние качество информационной среды образования, высокий уровень самостоятельности в когнитивной деятельности учащихся, большое количество разнообразных заданий, в том числе исследовательского характера, потенциал коллективного творчества в ходе видеоконференций и круглых столов, возможность почти ежедневного индивидуального общения преподавателя и учащегося. Качество дистанционного образования не уступает качеству очной формы получения образования, а улучшается за счет привлечения выдающегося кадрового профессорско-преподавательского состава и использования в учебном процессе наилучших учебно-методических изданий и контролирующих тестов по тем или иным дисциплинам.
Сведения об авторе
Подгорнова Наталья Алексеевна, к. э. н., доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление и экономическая теория», Рязанский государственный радиотехнический университет, г. Рязань, тел. 8(4912) 460370, e-mail: pod-gornova-natalia@mail. ru
Podgornova N. A., Candidate of Economics, associateprofessor of the chair «State and municipal management and economic theory» Ryazan State University of Radio and Engineering, phone: 8(4912) 460370, e-mail: [email protected]
УДК 378.018.43.091.12
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
TRAINING OF TEACHERS FOR A DISTANCE LEARNING SYSTEM
Г. Л. Смирнова, Ю. Г. Смирнов
G. L. Smirnova, Yu. G. Smirnov
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, преподаватель дистанционного обучения, программа повышения квалификации, кадровая подготовка Key words: distance education technologies, distance learning teacher, training program, staff training
С учетом важности обеспечения системы дистанционного обучения педагогическими кадрами, обладающими специальными компетенциями, описана сложившаяся в университете система профессиональной подготовки преподавателей, использующих в своей деятельности дистанционные образовательные технологии. Рассмотрены варианты поддержки квалификации преподавателя дистанционного обучения в актуальном состоянии.
The importance of providing the distance learning system with adequate teaching staff possessing specific competencies is underlined. The system currently established at the university for professional training of teachers using distance education technologies in their activity is described. Some options of distance learning teacher qualification support up to date are considered.
Вузы, реализующие дистанционные образовательные технологии, в соответствии с законом «Об образовании в РФ» (ст. 16.2) [1] обязаны обеспечить профессиональную подготовку преподавателей дистанционного обучения (ДО). Для того чтобы такая подготовка была качественной, недостаточно одноразового обучения преподавателей на курсах соответствующей тематики, необходима организация дальнейшей поддержки их квалификации в актуальном состоянии.
Исходя из этого, в УГТУ разработана и действует разноуровневая система подготовки преподавателей ДО. Первый уровень включает в себя освоение преподавателями программы повышения квалификации «Информационные технологии в обучении. Преподаватель дистанционного обучения», рассчитанной на 168 часов. Следует заметить, что первоначально данная программа была рассчитана на 72 часа, но ее практическая реализация выявила у значительной части слушателей курсов недостаточную компетентность в тех областях знаний, без которых невозможно подготовить преподавателя ДО на должном уровне.
Добавление в программу модулей по проблемам авторского права в свете Российского законодательства, методике разработки тестовых заданий, актуализации (а зачастую и приобретении) ИКТ-компетенций, проектированию электронных материалов, освоению современных программных комплексов для подготовки электронных обучающих ресурсов и сервисов коммуникативного общения, а также значительное расширение объема практических заданий привело к увеличению продолжительности курсов более чем вдвое.