УДК 656:38:47
В.Н. Трегубов, К.В. Рулев, В.Н. Басков
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЬГОТНЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ГОРОДСКОМ ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
Рассматриваются вопросы обеспечения льготных перевозок на городском пассажирском транспорте. Авторами разработаны
логистические модели, описывающие механизм обеспечения льготных перевозок, которые позволяют изучить влияние различных факторов на функционирование системы городского пассажирского транспорта в целом. В качестве эмпирической базы для проведения численных расчетов авторами используются результаты проведенного с их участием обследования транспортной подвижности.
Логистика, городской пассажирский транспорт, льготные пассажиры, тариф.
V.N. Tregubov, K.V. Rulev, V.N. Baskov
PREFERENTIAL TRANSPORTATIONS LOGISTICAL MODELS RESEARCH
ON CITY PASSENGER TRANSPORT
The article considers questions of maintenance of preferential transportations on city passenger transport. The authors develop logistical models describing the mechanism of maintenance of preferential transportations which allow studying the influence of various factors on functioning of system of city passenger transport. As empirical base for carrying out of numerical calculations by authors results lead with their participation of inspection of transport mobility are used.
Logistics, city passenger transport, preferential passengers, rate.
По мнению ряда ученых [1], логистика на пассажирском транспорте представляет собой совокупность проектных решений, технических средств и методов организации управления, которые обеспечивают заданный уровень обслуживания пассажиров, их безопасную, надежную и непрерывную доставку при минимальных затратах.
В статье рассматриваются особенности применения логистического подхода при организации и управлении перевозками льготных пассажиров.
Перевозка льготных пассажиров является одной из слабоизученных сторон в организации городских пассажирских перевозок. Это обусловлено существенными изменениями в законодательстве последних лет, регламентирующем механизм компенсации льготных перевозок. Вместе с тем, для обеспечения эффективного процесса перевозок льготных пассажиров расходуются значительные бюджетные средства, и требуется согласование интересов различных сторон. Использование логистических концепций в этих условиях может быть очень эффективным.
Рассмотрим существовавший до 2005 года в г. Саратове механизм обеспечения льготных перевозок (рис. 1).
Похожие схемы взаимодействия участников процесса льготных перевозок существовали и в других регионах России. Серьезным недостатком, резко снижавшим эффективность работы системы, являлось то, что значительная часть информации являлась недостоверной. Перевозчики, при отсутствии системы надлежащего учета, завышали объемы перевозок льготников. При этом федеральные власти компенсировали перевозки льготных пассажиров не в полном объеме, мотивируя это недостатком средств в бюджете. Все стороны были недовольны сложившейся системой.
В начале 2005 года вступил в действие закон 122 ФЗ «О замене льгот денежными компенсациями». Основная идея этого закона, с позиций транспортного обеспечения, состояла в том, чтобы полностью избавиться от компенсаций перевозчикам за перевозку льготников. Все пассажиры сами должны были оплачивать свой проезд. Для этого каждый льготник ежемесячно получал компенсацию на транспортные расходы и, при необходимости, использовал ее для оплаты проезда.
Средства на компенсацию льготных ™
Средства на компенсацию льготных перевозок
МУ «Транспортное управление»
Информация о перевозках льготных пассажиров #
!
*
Средства на компенсацию льготных перевозок
Средства на компенсацию льготных перевозок
Средства на компенсацию льготных перевозок
Информационный поток
^ Поток транспортных услуг
Финансовый поток
Рис. 1
При этом логистическое взаимодействие участников должно было бы происходить по схеме, представленной на рис. 2.
Рис. 2
Конечно, такой подход значительно упрощает взаимодействие участников и обеспечивает согласование их интересов. Компенсация была установлена в размере 150 рублей, что почти соответствовало реальным потребностям льготных пассажиров.
Рассмотрим расчет размера компенсации для г. Саратова. Будем исходить из того, что между пассажирами необходимо разделить сумму денег, которую они тратят на выполнение всех своих поездок. Таким образом, размер компенсации для одного пассажира в месяц составит
Еи = £>т ■ 4м, ру6- (1)
где Р1ср - среднее число поездок одного льготного пассажира в месяц; Т1ср - средний тариф одной поездки, руб.
По результатам обследования транспортной подвижности в 2006 году имеются данные о количестве пассажиров, совершающих определенное число поездок в месяц (рис. 3). Эти данные позволяют рассчитать среднее число поездок одного пассажира в месяц - 33,7.
Также по результатам обследования были получены данные о распределении пассажиров по видам транспорта (рис. 4). Исходя из стоимости одной поездки по видам транспорта в 2005 году: трамвай, троллейбус - 5 рублей, автобус - 6 рублей и учитывая имеющееся распределение, получим размер среднего тарифа одной поездки 5,2 рубля.
Следовательно, размер компенсации на одного пассажира должен составить -33,7-5,2 = 175,24 рубля, что вполне сопоставимо со 150 рублями.
С другой стороны, если рассматривать фактические затраты на поездки в различных группах пассажиров, то окажется, что для значительной части пассажиров (39%) размера компенсации недостаточно для осуществления необходимых передвижений (рис. 5). Эта часть населения выразила протест, и правительству пришлось выделить дополнительные средства на обеспечение льготных перевозок. В результате в г. Саратове на городском пассажирском транспорте сложилась следующая система организации льготных пассажирских перевозок (рис. 6).
□ 100 :90
] 12012120
□ 30 0 25
Среднее число поездок в месяц - 33,7 поездки
Число поездок, Доля
совершаемых в месяц пассажиров
0 18,34
5 2,11
10 11,68
15 1,81
20 12,43
25 0,70
30 13,58
40 9,60
45 1,93
50 7,15
60 8,62
75 1,52
80 2,64
90 1,17
100 3,13
120 2,42
125 0,18
150 0,52
180 0,47
Рис. 3
Троллейбус
15%
Автобус, трамвай, троллейбус 7%
Автобус, трамвай 4%
Автобус, троллейбус 6%
Трамвай
22%
Вид транспорта Доля пассажиров, % Средний тариф, руб.
Автобус, трамвай, троллейбус 7,13 5,33
Автобус, трамвай 4,44 5,5
Автобус, троллейбус 5,82 5,5
Автобус 13,09 6
Трамвай, троллейбус 32,09 5
Трамвай 22,02 5
Троллейбус 15,41 5
Трамвай, троллейбус 33%
Средневзвешенный тариф по всем видам транспорта - 5,2
Рис. 4
И 50
10
И 45
В этой системе жители города, имеющие право на льготы, ежемесячно получают из федерального бюджета компенсацию на транспортные расходы в размере 150 рублей. На эту сумму они могут приобрести три вида проездных билетов, каждый стоимостью по 50 рублей: на городской автобус, пригородный автобус и городской электротранспорт.
Перевозчики ежемесячно получают компенсацию, обеспечивающую выравнивание разницы между стоимостью проездного билета и реальными затратами на обеспечение перевозок льготного пассажира.
Первоначально это схема не заработала, так как отсутствовала достоверная информация о транспортной подвижности льготных пассажиров на различных видах транспорта, а сами перевозчики пытались ее значительно завысить. Это не позволило обоснованно рассчитать необходимый размер компенсации. Для устранения возникшего противоречия потребовалось проведение комплексного обследования транспортной подвижности льготных категорий населения. Обследование проводилось в 2005 и в 2006
годах по методике, разработанной на кафедре «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте» СГТУ. Результаты обследования представлены в табл. 1.
Среднее число поездок, совершаемых в месяц одним пассажиром данной группы Средние затраты на поездки в месяц, руб Затраты на поездки с учетом компенсации
0 0 150
5 26 124
10 52 98
15 78 72
20 104 46
25 130 20
30 156 -6
40 208 -58
45 234 -84
50 260 -110
60 312 -162
75 390 -240
80 416 -266
90 468 -318
100 520 -370
120 624 -474
125 650 -500
150 780 -630
180 936 -786
Рис. 5
Компенсация по электротранспорту
Рис. 6
Результаты расчета транспортной подвижности и себестоимости месячного льготного проездного билета
о о |_ Наименование показателя Среднее значение числа поездок в месяц Доверительный интервал с 95%-й доверительной вероятностью Число льготников, участвовавших в опросе и купивших социальный билет Себестоимость месячного льготного проездного билета по видам транспорта
Саратов Транспортная подвижность для лиц, имеющих социальный билет 48,65 ±1,2 (47,45 - 49,86) 2817 -
- по автобусам 53,64 ±2,81 (50,82 - 56,45) 569 268,2
- по электротранспорту 47,39 ±1,33 (46,06 - 48,72) 2248 236,9
Энгельс Транспортная подвижность для лиц, имеющих социальный билет 38,46 ±1,61 (36,85 - 40,07) 1049 -
- по автобусам 35,9 ±2,17 (33,77 - 38,12) 535 179,5
- по электротранспорту 41,08 ±2,37 (38,71 - 43,45) 514 205,4
Балаково Транспортная подвижность для лиц, имеющих социальный билет 34,7 ±0,96 (33,74-35,66) 2319 -
- по автобусам 33,91 ±1,11 (32,81 - 35,02) 1685 169,5
- по электротранспорту 36,79 ±1,87 (34,92 - 38,66) 634 183,9
В результате внедрения описанного подхода все участники процесса обеспечения льготных перевозок получают положительный эффект. Каждый из участников получает эффект собственным способом, и поэтому методика расчета эффекта будет различаться. Исходные данные для расчета эффекта для всех участников процесса перевозки приведены в табл. 2. Эффект рассчитывается для одного года по городу Саратову.
Таблица 2
Исходные данные для расчета экономического эффекта
Название показателя Условное обозначение Значение по видам транспорта
автобусный электротранспорт
1. Общее число льготников г. Саратова, чел. N 187 345
2. Среднемесячное число продаваемых автобусных проездных билетов (по данным 2006 года) ЛП 45 678 51236
3. Цена льготного проездного билета, по которой он реализуется льготным пассажирам в пунктах продажи, руб. Цлпб 50
4. Тариф одной поездки в транспорте, руб. Т 7 5
5. Месячная транспортная подвижность льготных пассажиров, купивших социальный проездной билет по г. Саратову, поездок/месяц Рм 53,6 47,39
Расчет экономии средств на поездки для льготных пассажиров, купивших проездной билет
В результате внедрения описанного механизма обеспечения льготных перевозок пассажиры имеют возможность пользоваться льготными проездными билетами на электротранспорте и на автобусном транспорте. Экономический эффект рассчитывается как разница годовых затрат пассажира, как если бы он оплачивал все свои поездки по действующим тарифам, и затрат на поездки по льготному проездному билету. Расчеты выполняются для пассажиров, купивших социальные проездные билеты:
^іапп = С - С , (2)
где Эпасс - годовая экономия средств на поездки для льготных пассажиров, руб.; Зт -годовые затраты на поездки по обычному тарифу, руб.; Зп - годовые затраты на поездки по социальному проездному билету, руб.
С = ЕЇ • Р,О-12,
(3)
где ЛП - число пассажиров, купивших социальный проездной билет; Рм - месячная транспортная подвижность для льготных пассажиров, поездок; Т - тариф одной поездки, руб.
С = Ё1 • -12, (4)
где Цлпб - цена социального проездного билета, руб. Результаты расчетов сведены в табл. 3.
Таблица 3
Расчет экономии средств льготных пассажиров
Показатель Значение по видам транспорта, руб.
автобусный электротранспорт
Годовые затраты на поездки по обычному тарифу 176280537,6 145684442,4
Годовые затраты на поездки по социальному проездному билету 27406800 30741600
Годовая экономия средств на поездки для льготных пассажиров, купивших проездной билет 148873737,6 114942842,4
Годовая экономия в расчете на одного пассажира 3259,2 2243,4
Общая экономия средств пассажиров, купивших проездной билет, по всем видам транспорта составляет - Эпасс = 263816580 руб.
Расчет экономии средств федерального бюджета
В результате проведенного обследования было рассчитано точное значение транспортной подвижности льготных категорий населения. До проведения обследования представители Транспортного управления г. Саратова и компаний автобусных перевозчиков предлагали в качестве величины транспортной подвижности использовать 80 поездок в месяц, а по электротранспорту - 60 поездок в месяц.
Годовая экономия бюджетных средств рассчитывается как разница затрат бюджетных средств при различной транспортной подвижности по формуле
= СА - с4, (5)
где ЭБ - годовая экономия бюджетных средств; ЗБ1 - затраты бюджетных средств при значении транспортной подвижности, предлагаемой перевозчиками; ЗБ2 - затраты бюджетных средств при фактическом значении транспортной подвижности
СА = (£> £ - ) • Ё1 • 12, (6)
где ЛП - число пассажиров, купивших социальный проездной билет; Рм - месячная транспортная подвижность для льготных пассажиров, поездок; Цлпб - цена социального проездного билета, руб.; Т - тариф одной поездки, руб.
Расчеты сведены в табл. 4.
Таблица 4
Расчет экономии бюджетных средств
Показатель Значение по видам транспорта, руб.
автобусный электротранспорт
Транспортная подвижность, предлагаемая перевозчиками 80 60
Фактическая транспортная подвижность 53,64 47,39
Годовые затраты бюджетных средств при значении транспортной подвижности, предлагаемой перевозчиками 148873737,6 114942842,4
Годовые затраты бюджетных средств при фактическом значении транспортной подвижности 235698480 153708000
Годовая экономия средств на поездки для льготных пассажиров, купивших проездной билет 86824742,4 38765157,6
Общая годовая экономия бюджетных средств по всем видам транспорта составляет -ЭБ = 125589900 руб.
Расчет экономического эффекта для автобусных перевозчиков и городского электротранспорта
Ввод в действие Федерального закона № 122 «О замене льгот денежными компенсациями» вернул льготным пассажирам возможность использовать для поездок автобусы большой вместимости. Также была разработана методика выплаты компенсаций из бюджета выпадающих доходов для компаний автобусных перевозчиков и городского электротранспорта.
Экономический эффект для компаний перевозчиков можно рассчитать как разницу получаемых доходов после и до введения закона в действие по формуле
^ = А - А 2, (7)
где Д1 - годовой доход перевозчиков от перевозки льготных пассажиров после введения в действие ФЗ № 122; Д2 - годовой доход перевозчиков от перевозки льготных пассажиров до введения в действие ФЗ № 122;
А, = (Е + Ом )• Ё1 -12, (8)
где ЛП - число пассажиров, купивших социальный проездной билет; К - компенсация на один проданный льготный проездной билет, руб.; Цлпб - цена льготного проездного билета, руб.
А2 = Р • О• Ё1 -12, (9)
Рм - месячная транспортная подвижность для льготных пассажиров, не покупающих проездной билет, поездок/месяц; Т - тариф одной поездки, руб.
Расчеты приведены в табл. 5.
Общий экономический эффект для всех видов транспорта Экп = 72138523,2.
Сводные результаты расчета экономического эффекта для всех участников транспортного процесса приведены в табл. 6.
Расчет экономического эффекта для автобусных перевозчиков
Показатель Значение по видам транспорта, руб.
автобусный электротранспорт
Компенсация на один проданный льготный проездной билет 190 140
Годовой доходы перевозчиков от перевозки льготных пассажиров после введения в действия ФЗ № 122 131552640 116818080
Годовой доход перевозчиков от перевозки льготных пассажиров до введения в действия ФЗ № 122 76629412,8 99602784
Экономический эффект для компаний-перевозчиков 54923227,2 17215296
Таблица 6
Сводная таблица расчета эффекта для различных участников процесса перевозок
Название показателя Значение, руб.
1. Годовой экономический эффект для пассажиров, покупающих социальный проездной билет, руб. 263816580
2. Годовая экономия бюджетных средств, руб. 125589900
3. Годовой экономический эффект для компаний-перевозчиков, руб. 72138523,2
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что сложившаяся система обеспечения льготных пассажирских перевозок эффективна и обеспечивает получение выгоды для всех участников процесса, но для своего функционирования требует проведения обследования транспортной подвижности. Наличие точной информации о транспортной подвижности позволяет получить существенную экономию бюджетных средств, так как в условиях отсутствия этой информации перевозчики существенно завышают требуемые суммы компенсаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Логистика: общественный пассажирский транспорт: учебник для студентов экономических вузов / под общ. ред. Л.Б. Миротина. М.: Экзамен, 2003. 224 с.
Трегубов Владимир Николаевич -
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте»
Саратовского государственного технического университета
Рулев Константин Викторович -
соискатель кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте»
Саратовского государственного технического университета Басков Владимир Николаевич -доктор технических наук, профессор
Tregubov Vladimir Nikolayevich -
Candidate of Ecoconomical Scinces, Assistant Professor of the Department of «Organization of transportation and management on transport» of Saratov State Technical University
Rulev Konstantin Victorovich -
Graduate Student of the Department of «Organization of transportation and management on transport» of Saratov State Technical University Baskov Vladimir Nikolayevich -Doctor of Technical Sciences,
кафедры «Организация перевозок Professor of the Department
и управление на транспорте» of «Organization of transportation
Саратовского государственного and management on transport»
технического университета of Saratov State Technical University
Статья поступила в редакцию 27.05.08, принята к опубликованию 29.07.08