билями. Эти данные могут быть получены в результа- вижного состава, ожидающего обслуживания. Таким
те наблюдения за работой терминала. образом, в дальнейшем полученные результаты могут
При оценке эффективности работы системы дать возможность моделирования работы терминала
«терминал - автомобильный транспорт» важны стои- с целью уменьшения стоимостных потерь от простоев. мостные потери простоя постов погрузки, а также под-
библиографический список
1. Вентцель Е.С. Исследование операций: задачи, принци- коммерческой деятельности: учеб. пособие. М.: Финансы и пы, методология. 2-е изд., стер. М.: Наука, 1988. 208 с. статистика, 2000. 144 с.
2. Фомин Г.П. Системы и модели массового обслуживания в
УДК 656.13:658 (075.8)
МЕТОДИКИ РАСЧЕТА РАЗМЕРА ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ ДОТАЦИИ ЗА ПЕРЕВОЗКУ ЛЬГОТНЫХ КАТЕГОРИЙ ПАССАЖИРОВ
Н.В.Тарханова1
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Существующие методики расчета субсидий предприятиям городского пассажирского транспорта общего пользования (ГПТОП) за перевозку льготных категорий пассажиров ориентированы на распределение доходов между перевозчиками, в том числе компенсаций выпадающих доходов от перевозки льготников. Однако не все методики учитывают дифференциацию перевозчиков по формам собственности, видам перевозок и условиям осуществления перевозок. Сложный механизм получения компенсаций за перевозку льготников и невозможность точного учета доли каждого отдельного маршрута в общем объеме перевозок вынуждает многочисленных частных перевозчиков отказываться от их обслуживания. Библиогр. 14 назв.
Ключевые слова: льготные категории пассажиров; методика расчета; дотации за перевозку; субсидии; компенсации за перевозку льготников; городской пассажирский транспорт.
PROCEDURES TO CALCULATE THE AMOUNT OF A MONTHLY SUBSIDY FOR THE TRANSPORTATION OF PRIVILEGED CATEGORIES OF PASSENGERS N.V. Tarhanova
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.
Existing procedures for subsidy calculating to the enterprises of urban public transport (UPT) for the transportation of the privileged categories of passengers are focused on the distribution of profit between the carriers; the compensations for missing returns from the transportation of beneficiaries are inclusive. However, not all procedures allow for differentiation of carriers by the forms of ownership, types of transportation and conditions of transportation. The complex mechanism of obtaining compensations for the transportation of beneficiaries and impossibility of accurate accounting of each individual route share in the overall transportation make plentiful private carriers decline their servicing. 14 sources.
Key words: privileged categories of passengers; calculation procedure; subsidies for transportation; subsidies, compensations for the transportation of beneficiaries; urban passenger transport.
Необходимость предоставлять право льготного проезда определенным законодательством категориям населения является наиболее серьезной причиной высокой дотационной зависимости предприятий ГПТОП. Возмещение расходов транспортным предприятиям из бюджета осуществляется в основном по планово-расчетным показателям, а не по реально оказанным транспортным услугам за перевозку льготных категорий населения и соответственно понесенным дополнительным расходам, что не только приводит к снижению рентабельности работы предприятий, но и ослабляет стимулы перевозчиков к экономии издержек.
Следствием неправильно дифференцированной политики регулирования и финансирования транспорта общего пользования является, помимо прочего, перерасход бюджетных средств на цели компенсации льготного проезда, связанный с невозможностью учесть действительную социальную потребность в таких перевозках, сконцентрировать бюджетные расходы на соответствующих направлениях перевозок и обеспечить соответствие бюджетного финансирования размерам такой потребности и лимитам бюджетных ресурсов, выделенных на эти цели.
Для расчета компенсаций транспортным предприятиям за перевезенных льготников используют три
1Тарханова Наталья Владимировна, аспирант, доцент кафедры менеджмента на автомобильном транспорте, тел. (3952) 405135.
Tarhanova Natalia, Postgraduate Student, Associate Professor of the Department of Management in Automobile Transport, tel. (3952) 405135.
основных способа:
• исходя из объемов фактических убытков;
• на базе установленных нормативов по данным прошлых лет;
• по результатам конкурсных процедур отбора операторов или переговоров с операторами.
В соответствии с механизмом компенсации затрат по перевозке льготных категорий пассажиров г. Южно-Сахалинска, субсидии, предусмотренные бюджетом муниципального образования на покрытие затрат от перевозок льготных категорий граждан, в первоочередном порядке направляются на возмещение расходов пропорционально полученным доходам от взимания платы за проезд с пассажиров в маршрутных автобусах и выполненного объема транспортной работы по итогам работы за месяц. В последующем производится корректировка суммы субсидий на основании годовой отчетности (декларации) по полученным доходам и выполненного объема транспортной работы [1].
Средства, предусмотренные в бюджете муниципального образования на покрытие расходов от льготных перевозок пассажиров, перераспределяются между юридическими лицами - перевозчиками (состоящими в договорных (контрактных) отношениях с администрацией) на основании данных об объеме доходов, полученных от взимания платы за проезд с пассажиров в маршрутных автобусах за предшествующий год.
Начисленная компенсация на один льготный пас-сажиро-километр определяется как общая сумма компенсации за бесплатную перевозку всех льготных категорий пассажиров по городу, деленная на общий объем выполненной транспортной работы (пассажиро-километр) от перевезенной льготной категории пассажиров по всем перевозчикам, состоящим в договорных отношениях с администрацией города.
В соответствии с порядком распределения финансовых средств между организациями и индивидуальными предпринимателями на территории Вологодской области за перевозку льготных категорий пассажиров уполномоченный орган ежемесячно готовит сводную информацию о выполненной перевозчиками транспортной работе, определяет удельный вес каждого перевозчика в процентном отношении от объема выполненной транспортной работы [2,3].
Расчет транспортной работы за отчетный месяц производится по формуле (м.км)
Тр = Вмест * Ь( маршр) * Крейс, (1) где Вмест - вместимость автобуса, троллейбуса (м.); ¡.(маршр) - длина маршрута (оборотного рейса) (км); Крейс - количество выполненных оборотных рейсов за отчетный месяц (ед.).
Определение удельного веса каждого перевозчика в процентном отношении от объема выполненной транспортной работы предполагает постоянный мониторинг рынка пассажирских перевозок с целью уточнения транспортной подвижности льготников.
Существующие методики расчета субсидий муниципальным образованиям Хабаровского края за перевозку льготных категорий граждан заключаются в оп-
ределении объема работ, выполненного ГПТОП, т.е. количества льготных пассажиров и цены за единицу работы [4].
Исходными данными для расчета субсидий являются: Бг - нормативная стоимость одной поездки пассажира в городе; Бп - нормативная стоимость одной поездки пассажира в пригороде; N - численность каждой категории льготников; п - среднее число поездок в месяц по каждой категории льготников в городе, пригороде; К - коэффициент-дефлятор; / - вид предоставляемой льготы.
Годовая сумма дотаций за перевозку льготников, финансируемых из краевого бюджета Хабаровского края, определяется по формулам
£ Сг, = [ Бг * N1 * т ]*12 ; (2)
£Сп1 =[Бп * N1 * т ]*12, (3)
где число 12 - количество месяцев, на протяжении которых предоставляется льгота.
Принципиально смысл методики расчета заключается в определении объема работ, выполненного ГПТОП, т.е. количества льготных пассажиров и цены за единицу работы. С этой целью проводится оценка транспортной подвижности отдельных категорий льготников, а также определение стоимости единого социального проездного билета (ЕСПБ).
Определение доли объема перевозок льготных пассажиров на отдельных маршрутах с целью обоснования распределения общей суммы городской дотации на перевозки льготных пассажиров между перевозчиками различных видов транспорта предполагает распределение пропорционально отработанным за месяц на маршруте автомобиле-часам с учетом доли льготников, перевозимых на маршруте.
Деление пропорционально выполненной транспортной работе на маршруте не учитывает существования социально значимых маршрутов. На таких маршрутах доля льготников значительно превосходит среднюю величину по городу. Перевозчики, выполняющие перевозки на этих маршрутах, недополучают значительных сумм компенсации [5].
При действующем сегодня подходе к дотированию необходимо проведение постоянного мониторинга рынка пассажирских перевозок с целью уточнения транспортной подвижности льготников, а также контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятий-перевозчиков.
Потери в доходах организации, возникшие в результате применения льготных тарифов (далее - потери в доходах), определяются как разность между доходами, которые организация могла бы получить в случае применения установленного тарифа на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, и доходами, полученными от перевозки пассажиров по льготным тарифам на проезд на сезонных специальных дачных автобусных маршрутах.
Потери в доходах определяются по следующей формуле:
т (4)
Пд = £ Пт * (Тг - Тл1) + К * Пт * Тг,
г=1
где Пд - сумма потерь в доходах; п - количество дачных маршрутов; Пп - количество перевезенных пассажиров по шу дачному маршруту, за исключением пассажиров, перевезенных по единой социальной проездной карте; V - размер тарифа, установленного на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по шу дачному маршруту; Ш - размер льготного тарифа на проезд по шу дачному маршруту; К - коэффициент соотношения количества пассажиров, перевезенных по единой социальной проездной карте, и количества пассажиров, перевезенных за плату по нму дачному маршруту.
Количество пассажиров, перевезенных по единой социальной проездной карте, определяется по итогам проводимых обследований пассажиропотока [6].
Расчет субсидий перевозчику, осуществляющему перевозки автомобильным транспортом г. Воронежа, за каждый месяц определяется по формуле
Спер = К" , (5)
Ун.пер
где Кп. - коэффициент соотношения плановых субсидий к непокрытым убыткам; Ун. пер - непокрытые убытки перевозчика.
Непокрытые убытки каждого перевозчика определяются по формуле
Ун.пер = Рпер - Дпер - Кл.пер , (6) где Рпер - расходы каждого перевозчика; Дпер - доходы от работы на маршрутах каждого перевозчика; Кл.пер - компенсация расходов за провоз льготных категорий граждан каждому перевозчику.
Расчет непокрытых убытков в целом осуществляется по формуле
Ун = Р-Д - Кл , (7)
где Д - доходы от работы на маршрутах в целом; Р -расходы от работы на маршрутах в целом; Кл - компенсация расходов на оплату стоимости проезда отдельных льготных категорий граждан в целом.
Коэффициент соотношения плановых бюджетных ассигнований к непокрытым убыткам определяется по формуле
Сп
Кп = —, (8)
Ун.
где Сп - плановые субсидии.
Данные об ожидаемых убытках организации от работы пассажирского транспорта на утвержденных маршрутах представляются в виде приложения N 1 к «Порядку предоставления в 2010 году субсидий организациям автомобильного транспорта общего пользования», осуществляющим пассажирские перевозки. В приложении указываются: наименование автотранспортного предприятия, осуществляющего пассажирские перевозки транспортом общего пользования по установленным маршрутам; ожидаемые доходы, расходы, убытки от перевозок; фактическая компенсация расходов на оплату стоимости льготного проезда.
При расчете суммы средств, необходимых на возмещение затрат за перевозку льготных категорий граждан из областного бюджета Ленинградской области, учитывается сумма выплаты авансовых платежей, перечисленных администрацией муниципального об-
разования перевозчику из средств, полученных от реализации ЕСПБ в муниципальном образовании, и затрат на организацию работы на реализацию ЕСПБ.
Сумма затрат перевозчика по перевозке отдельных категорий пассажиров формируется как:
• сумма стоимостей проезда каждого пассажира на маршрутах с фиксированной стоимостью проезда;
• сумма стоимостей проезда каждого пассажира, умноженная на дальность поездки пассажира и стоимость 1 км на маршрутах с километровым тарифом;
• сумма стоимостей зон маршрута каждого пассажира, проехавшего на маршруте с зонным тарифом.
Процесс подсчета количества перевезенных пассажиров осуществляется автоматически при считывании информации с ЕСПБ на основе бесконтактных электронных пластиковых карт (БЭПК) валидатором или электронным компостером, установленным в автотранспортных средствах. Учет количества перевезенных льготных пассажиров производится по каждой льготной категории пассажиров, установленной федеральными и региональными нормативными актами.
Система персонифицированного учета поездок отдельных категорий граждан обеспечивает оценку текущего состояния перевозок, контроль и учет транспортной работы перевозчика, формирование суммы компенсации затрат по всем видам льготных категорий (Технология формирования компенсационных выплат за перевозку льготных категорий пассажиров Ленинградской области).
При наличии плюсов внедрение автоматического учета проезда, тем не менее, требует больших вложений, что весьма затруднительно на автобусах малого и особо малого класса, работающих в режиме «маршрутного такси».
В соответствии с порядком предоставления субсидий в 2010 году за счет областного бюджета Приморского края организациям автомобильного транспорта общего пользования объем предоставляемых субсидий по каждому получателю субсидий определяется:
а) для бесплатного проезда студентов и учащихся из малоимущих семей на городских и пригородных маршрутах - исходя из количества предоставленных (сданных) талонов на оплату проезда, стоимости 1 талона с учетом предельного тарифа на перевозку пассажиров [7, 8];
б) для проезда с 50%-ной скидкой на городских маршрутах по проездным билетам студентов высших и средних специальных учебных заведений, профессиональных училищ - исходя из количества проданных проездных билетов и стоимости проездного билета, рассчитанного с учетом предельного тарифа на перевозку пассажиров, из расчета 50 поездок в месяц.
Получатели субсидий представляют уполномоченному органу: для бесплатного проезда студентов и учащихся из малоимущих семей на городских и пригородных маршрутах - талоны, использованные для проезда; для проезда студентов на городских маршру-
тах с 50%-ной скидкой - реестр реализованных проездных билетов установленной формы [9].
Подобным образом предоставляются субсидии из бюджета города Иркутска муниципальным унитарным предприятиям пассажирского транспорта для возмещения недополученных доходов, связанных с оказанием услуг по льготной перевозке отдельных категорий граждан на муниципальном пассажирском транспорте г. Иркутска [10, 11].
Суммы субсидии для возмещения недополученных доходов в связи с перевозкой учащихся на муниципальном пассажирском транспорте определяются исходя из количества предоставленных проездных билетов и предельного максимального тарифа [12].
В г. Иркутске 10% населения зарегистрированы как льготники федерального уровня и 9% - как льготники областного уровня. Количество граждан льготных категорий, отнесенных к компетенции муниципального образования, составило 5% от общего числа жителей г. Иркутска. Пользуются же этим правом всего лишь 10-15% граждан льготных категорий. Объясняется это невозможностью практической реализации этой льготы, поскольку муниципальные автобусы, трамваи и троллейбусы обслуживают не все районы и маршруты города. Большинство льготников предпочитают не брать ЕСПБ, хотя он окупается уже за 13 поездок при тарифе в 12 рублей.
Остальная часть льготников предпочитает получать компенсацию в виде единовременной выплаты в соответствии с положениями Федерального закона от 22 августа № 122-ФЗ [13]. Положительными сторонами механизма компенсации в виде единовременной выплаты является возможность льготника распоряжаться компенсацией самостоятельно, будь-то экономия на частоте поездок, пользование частным ГПТОП или применение этих средств для других целей.
К негативным моментам можно отнести то, что сумма компенсации может не покрывать затраты льготника, понесенные в результате поездок, которые раньше были бесплатны для него, а муниципальные пассажирские предприятия могут потерять денежные средства в результате уменьшения спроса на транспортную услугу со стороны льготников. Необходимо отметить еще один главный отрицательный эффект: предлагаемый механизм адресной компенсации не учитывает территориальных особенностей муниципальных образований, различий в транспортной подвижности населения и в затратах на организацию пассажирских перевозок.
Следует отметить, что распределение компенсаций за перевозку льготников производится не от количества или доли проданных ЕСПБ. Решающее значение имеет соотношение в общем объеме перевозок пассажиров между этими перевозчиками.
В соответствии с основными стратегическими принципами концепции развития городского пассажирского транспорта общего пользования, разработанной ИрГТУ по просьбе Администрации г. Иркутска, предполагается обеспечить перевозку льготных пассажиров транспортными средствами всех перевозчиков, что повысит качество их обслуживания и сущест-
венно улучшит имидж органов местного самоуправления в глазах самых низкооплачиваемых и поэтому часто пользующихся услугами ГПТОП слоев населения. Для этого предлагается введение конкурсного отбора перевозчиков, в котором основные принципы взаимоотношений заказчика с перевозчиками будут определяться договором. Вне зависимости от формы собственности победителя-перевозчика обязательным пунктом контракта является обеспечение транспортными услугами льготных категорий граждан. В результате на каждом из направлений пассажиры льготных категории смогут удовлетворить собственную потребность в перевозках, избрав тот вид транспорта, который больше всего их устраивает.
Такой опыт взаимодействия муниципалитета и перевозчиков различных форм собственности существует во многих городах России. Например, возможность бесплатного проезда для нескольких категорий пассажиров появилась практически во всех коммерческих автобусах Екатеринбурга. У каждого предприятия, занимающегося коммерческими перевозками, свой список категорий граждан, которые могут воспользоваться правом льготного проезда. Согласно этим спискам, инвалиды I и II группы бесплатно могут ездить во всех коммерческих автобусах. В автобусах, работающих по договору с муниципальным объединением автобусных предприятий, действует самый широкий список льготников. В него входят помимо инвалидов I и II групп инвалиды и участники ВОВ, участники блокады Ленинграда, люди, пострадавшие в результате аварий на Чернобыльской АЭС и «Маяке», реабилитированные, признанные пострадавшими от политических репрессий, инвалиды по зрению, инвалиды опорно-двигательного аппарата и дети до 7 лет.
В Краснодарском крае введены льготные проездные документы на семи видах транспорта (трамвай, троллейбус, автобус, трамвай-троллейбус, автобус-троллейбус, автобус-трамвай, трамвай-троллейбус-автобус), которые реализуются по льготной стоимости, не превышающей 50% полной цены [14]. На пригородных перевозках ежемесячно каждому льготнику орган социальной защиты выдает по 6 талонов, предусматривающих 50%-ную скидку стоимости проезда. Весь городской транспорт, кроме такси, осуществляющий регулярные пассажирские перевозки по установленным маршрутам и имеющий лицензии на перевозку людей, уравнен в правах и обязанностях. В том числе и маршрутки. Таким образом, краснодарцы, имеющие право на льготную оплату проезда, могут пользоваться единым льготным проездным билетом. Такие льготники как участники войны, труженики тыла, ветераны труда, пенсионеры, достигшие пенсионного возраста и т. д. по льготным проездным билетам могут ездить в автобусах малой вместимости, а также в маршрутных такси.
В каждом муниципальном образовании определялся уполномоченный орган, ответственный за реализацию и учёт количества проданных льготных проездных документов. Удельный вес перевозчиков определяется на основании отчётных данных о выполненных место-пассажиро-километров за месяц. Отра-
I EN I
Транспорт
ботанная схема взаимодействия между перевозчиками, администрацией муниципального образования и органами социальной защиты работает достаточно эффективно и не вызывает нареканий как со стороны льготников, так и со стороны перевозчиков.
Мэрия Владивостока планирует обеспечить лиц льготной категории специальными пластиковыми карточками, а в автобусах установить терминалы для учета поездок. В конце месяца водитель автобуса будет снимать показания для их последующей передачи в мэрию, которая в свою очередь выставит счет соответствующим ведомствам для погашения расходов.
В Воронеже на частном транспорте установлен лимит на проезд. На автобусах особо малой вместимости перевозят бесплатно 1 льготника, на автобусах малой вместимости, «пазиках» - 2, на больших автобусах - 5. Но, как показывает практика, получить такое место лицам, имеющим льготы, нелегко. В Астрахани
перевозчики заключают с мэрией договор о перевозке льготников бесплатно, при этом количество мест не оговаривается, но негласно ограничение действует -не более двух пассажиров. В Кемерово в маршрутных такси льготники могут ездить лишь с 9 до 16 часов, а в Уфе льготного проезда не существует вовсе.
Существенные пробелы в федеральном законодательстве, невозможность точного учета поездок и сложный механизм получения компенсаций за перевозку льготных категорий пассажиров вынуждает многочисленных частных перевозчиков отказываться от их обслуживания. Таким образом, необходимо совершенствование существующих методик, использование которых позволило бы обоснованно распределять общую сумму городской дотации на перевозки льготных пассажиров между перевозчиками различных видов транспорта, с учетом доли каждого отдельного маршрута в общем объеме перевозок.
1. О временном механизме компенсации затрат по перевозке льготных категорий пассажиров: постановление от 15 марта 1999 г. N 434.
2. Порядок распределения финансовых средств между организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозки пассажиров по единому именному льготному месячному проездному билету: постановление главы г. Вологды от 22 февраля 2008 г. N 777.
3. О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области: постановление Правительства Вологодской области от 30 января 2008 года N 138.
4. Денисов Г.Г., Чукалкин А.Я. К методике расчета субсидий муниципальным образованиям из бюджета Хабаровского края за перевозку льготных категорий граждан // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния: мат. XII междунар. (пятнадцатой екатеринбургской) научн.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2006. 300 с.
5. Методологические рекомендации по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан). Утверждены Госкомстатом России 19 декабря 2001 года. Письмо от 14 февраля 2002 г. N ОР-09-23/692.
6. Об утверждении правил предоставления субсидий организациям автомобильного транспорта, осуществляющим перевозку пассажиров на территории Республики Мордовия автомобильным транспортом, на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением гражданам услуг по проезду на сезонных специальных дачных маршрутах: постановление Правительства Республики Мордовия от 22 июня 2009 г. N 276.
7. Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом на территории муниципальных образований Приморского края: постановление администрации Приморского края от 14 августа 2008 года N 197-па.
8. Об утверждении порядка предоставления субсидий в 2010 году за счет средств областного бюджета организациям автомобильного транспорта общего пользования, осуществляющим пассажирские перевозки: постановление от 19 мая 2010 г. N 393.
ский список
9. Об утверждении порядка предоставления из бюджета Уссурийского городского округа субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением льготного проезда студентам высших и средних специальных учебных заведений, учащимся профессиональных училищ и учащимся общеобразовательных школ, родители которых имеют статус малоимущих, на 2010 год: постановление администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 6 августа 2010 г. N 1168-НПА.
10. Об утверждении положения о порядке предоставления дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий жителей города Иркутска при проезде в муниципальном пассажирском транспорте г. Иркутска и о порядке предоставления из бюджета города Иркутска субсидий муниципальным унитарным предприятиям пассажирского транспорта в целях возмещения недополученных доходов, связанных с оказанием услуг по льготной перевозке отдельных категорий граждан на муниципальном пассажирском транспорте г. Иркутска: постановление от 14 декабря 2009 г. № 031-06-3904/9.
11. Приложение № 1 к постановлению администрации г. Иркутска от 14 декабря 2009 года № 031-06-3904/9.
12. Расчет размера субсидий в целях возмещения недополученных доходов, в связи с оказанием услуг по льготной перевозке учащихся на муниципальном пассажирском транспорте г. Иркутска: постановление администрации г. Иркутска от 14 декабря 2009 года № 031-06-3904/9
13. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов». О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.
14. О порядке возмещения предприятиям транспорта расходов на реализацию мер социальной поддержки, связанных с перевозкой отдельных категорий жителей Краснодарского края: постановление главы администрации Краснодарского края № 257 от 30.03.2005 г.