ветственные, достаточно точно разбирающиеся в людях, уравновешенные специалисты, имеющие четкую направленность на взаимодействие с людьми. Они умеют разрешать конфликтные ситуации, обладают развитым мышлением, отличаются независимостью поведения. В то же время они находятся в постоянной готовности к «подвоху» со стороны других людей и формируют своеобразную защиту от неоправданных ожиданий.
Высокая конкуренция на рынке товаров и услуг приводит к тому, что все клиенты и заказчики периодически меняют своих постоянных постав -щиков. Психологи считают, что решение проблемы заключается в создании и развитии дружеских отношений между заказчиком и компанией-поставщиком. Чем теснее и человечнее будут отношения, тем психологически сложнее будет заказчику уйти к конкуренту.
Выстраивание долгосрочных отношений покупателя и продавца, менеджера и клиента основано на обоюдном доверии и совместных выгодах. Доверие можно заработать, демонстрируя опыт, ориентацию на клиента, компетентность, надежность, искренность и представительство. Данные, полученные в ходе исследования, можно не только использовать при профотборе на должности менеджеров по работе с клиентами, но и применить в качестве модели при построении тренингов взаимодействия с клиентом, индивидуальной и групповой коррекционной работе.
Список литературы:
1 Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии : учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2003. 496 с.
2 Журавлева Л. А. Связь общительности личности и доверия к людям : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 20 с.
3 Скрипкина Т. П. Доверие как социально-психологическое явление : дис. ... д-ра психол. наук. Ростов н/Д, 1998. 392 с.
УДК 159.928.234 Р.В. Овчарова
Курганский государственный университет
исследование динамики развития нравственной сферы личности дошкольников 5-6 лет в зависимости от структуры семьи
Аннотация. Динамика развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте носит восходящий характер и достигает докон-венционального уровня. Ведущую роль играют нравственные чувства. Нарушения нравственной сферы личности дошкольников, несформирован-ность отдел ь н ых ее ко мпонентов обусл о вле н ы
особенностями структуры семьи. В полных семьях нравственное развитие личности характеризуется не только положительной динамикой, но и большей структурированностью нравственной сферы личности и наличием внутрикомпонентных и межкомпонентных связей.
Ключевые слова/ динамика развития, нравственная сфера личности, структура семьи, неполная семья.
R.V. Ovcharova Kurgan State University
the study of dynamics of moral sphere development of 5-6 year-old preschool children personality based on the family structure
Annotation. The dynamics of moral sphere development of personality in preschool years have an ascending nature and reaches the preconventional level. Moral feelings played the key role. Violations of the moral sphere of the preschool children personality, non-formedness of its particular components determined with peculiarities of family structure. In nuclear families the moral development of personality is characterized by not only a positive dynamics, but by a greater structuredness of moral sphere of the personality and the presence of intra-and intercomponental links.
Keywords/ development dynamics, moral sphere of the personality, family structure, incomplete family.
Актуальность проблемы. Дошкольный возраст является самоценным периодом развития, в котором складывается детская личность, формируется нормативное поведение. Однако на пути нравственного становления личности дошкольника нередко встречаются многочисленные трудности, которые приводят к недостаткам и отклонениям в развитии нравственной сферы личности. Последние, прежде всего, связаны с уровнем нравственности ближайшего окружения - родителей и педагогов, характером их взаимоотношений с детьми, качеством нравственного воспитания. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Определяющая роль семьи в нравственном воспитании обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека.
Цель исследования: изучение динамики развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте в зависимости от структуры семьи.
Метод исследования: авторская методика и ссл ед о в а н и я нравст в е н н о й сф е р ы л и ч н о ст и до-
71
школьника на основе усвоения базисных этических понятий (МИНСЭП). Методика направлена на изучение когнитивного (знание, понимание, умственные действия и переживание), эмоционального (чувства и отношение) и поведенческого (действия и поступки) компонентов нравственной сферы личности дошкольников 4-7 лет.
Для анализа особенностей нравственной сферы личности дошкольника применен метод описательных статистик и корреляционный анализ с использованием коэффициента Пирсона. Для изучения динамики нравственной сферы личности дошкольников 5-6 лет в зависимости от структуры семьи применен ^критерий Стьюдента для независимых выборок.
Выборка: в исследовании приняли участие 120 детей-дошкольников 5-6 лет. Половина детей воспитывались в неполных семьях.
Введение
Нравственная сфера личности дошкольника - интегральное единство и взаимодействие когнитивного (нравственное знания), эмоционального (нравственные чувства, отношения и переживания); поведенческого (нравственные действия и поступки) компонентов, обеспечивающее единство нравственного сознания и поведения, формируемых на основе усвоения этических понятий [2] (таблица 1).
Таблица 1 - Содержание нравственной сферы личности ребёнка в ее структурных компонентах
Когнитивный Аффективный Поведенческий
(информаци- (эмоционально- (практический)
онный) мотивационный)
Знания о Нравственные Нравственные
нравственных чувства и привычки и по-
нормах; пред- переживания; ступки; нравствен-
ставления о нравственные ные действия
нравственных отношения; (реальное выпол-
качествах мотивационные нение нравствен-
личности; предпочтения ных норм)
знания о личности; нрав-
нравственных ственная оценка
эталонах; по- и самооценка
нятиях, пред-
ставления о
нравственных
требованиях
Нравственные качества
В практическом опыте эти компоненты трактуются следующим образом:
- компонент нравственного сознания (что должен знать и понимать ребенок?);
- компонент нравственных чувств (как он должен к этому относиться?)
- компонент нравственного опыта (что должен делать?).
Ведущая роль в ста н о вле н и и н ра вствен-
72
ной сферы в дошкольном возрасте принадлежит нравственным чувствам. Основным показателем развития нравственной сферы ребенка дошкольного возраста является способность к внутренней мотивации поведения в ситуациях морального выбора.
Развитие нравственной сферы личности представляет собой процесс усвоения (интерио-ризации-экстериоризации) доступных ребенку базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные эталоны, образцы, нормы и правила. Это происходит через действие общего механизма интериоризации - эстерио-ризации базисных этических понятий и частных механизмов подражания - имитации; идентификации; внутренней (самооценка) и внешней оценки (оценка окружающих). Более успешно развитие нравственной сферы личности дошкольника происходит при полноценных психолого-педагогических условиях: высокий нравственный потенциал окружающей социальной микросреды; активность ребенка в освоении нравственного опыта; специальное психологическое сопровождение развития нравственной сферы личности дошкольника.
Экспертная оценка этических категорий, составляющих основу нравственного развития в дошкольном возрасте, позволила выделить десять базисных категорий: хорошо (плохо), можно (нельзя), вежливость (грубость), правда (ложь), добро (зло), сострадание (равнодушие), терпимость (нетерпимость), отзывчивость (черствость), щедрость (жадность), милосердие (жестокость). Самые простые из них - хорошо (плохо), можно (нельзя) - ребенок осваивает в 3-4 года, освоение самых сложных из них - правда (ложь), добро (зло), терпимость (нетерпимость), сострадание (равнодушие) - продолжается и за рамками дошкольного возраста [2].
На процесс приобретения ребенком нравственного опыта через освоение заданных обществом нравственных образцов, вырабатываемых на основе базисных этических категорий, серьезное влияние оказывает семья.
В частности нарушения нравственной сферы личности дошкольников, несформированность отдельных ее компонентов обусловлены особенностями структуры семьи (полная, неполная, формально полная с отчимом или мачехой).
Неполная семья - семья, состоящая из одного родителя (либо лица их заменяющего) и детей. Изучение неполных семей в психологической науке проходит в основном в рамках проблематики влияния данного типа семьи на развитие и формирование ребенка. В неполной материнской семье постоянная занятость матери на работе, ее перегруженность личными и семейными проблемами могут влиять на характер взаимодействия с ребенком и приводить к изменению его поведения. У таких дошкольников часто проявляются негативизм, капризы, леность, пассивность, эгоизм, грубость , лживотть . Дети отр и ца ют уста н о вл е н-
Вестник КГУ, 2016. № 2
ные нормы, правила и требования, могут проявлять непослушание. Перечисленные особенности поведения характерны для детей из неполных семей независимо от их пола и возраста. Они не позволяют детям в полной мере противостоять трудным ситуациям и быть уверенными в себе. Поэтому вполне правомерно предположение о том, что нарушение семейной структуры негативно сказывается на нравственном развитии личности в дошкольном возрасте [1; 3; 4].
Результаты исследования
Общая динамика развития нравственной сферы личности и особенности формирования ее отдельных компонентов дошкольников в возрасте 5-6лет (таблица 2). С помощью t-критерия Стъюдента были выявлены достоверные различия между пятилетними и шестилетними дошкольниками по всем компонентам и большинству параметров нравственной сферы личности, что указывает на восходящий характер динамики ее развития. Так, были выявлены достоверные различия между показателями нравственной сферы личности дошкольников пяти и шести лет по следующим параметрам: НС1 (нравственные знания) t=7,4 при p> 0,001; НС2 (нравственные представления) t=2,9 при p> 0,001; НС (общий показатель нравственного сознания) t= 5,15 при p> 0,01; НЧ2 (нравственные чувства) t=5,4 при p> 0,01; НЧ2 (нравственные отношения) t=2,1 при p> 0,01; НЧ3 (нравственные переживания) t= 4,6 при p> 0,01; НЧ (общий показатель нравственных чувств) t=2,4 p> 0,01; НП1 (нравственные действия, поступки) t=3,6 p> 0,001, НП2 (нравственное отношение к нравственным поступкам) t= 5,8 при p> 0,01; НП3 (нравственные переживания в процессе их осуществления) t= 4,7 при p >0,01, НП (общий показатель нравственного поведения) t= 6,2 при p >0,01.
Наибольшие возрастные различия наблюдаются в компонентах «нравственное поведение» и «нравственное сознание».
Дети пяти лет имеют общее представление о хорошем и плохом поведении, но не осознают его последствий для себя и окружающих. Зато они начинают понимать, к чему ведет нарушение норм и правил поведения. У пятилеток часто затруднена или неадекватна эмоциональная оценка базисных этических категорий. Характер нравственных переживаний ребенка не в полной мере соответствует нравственным представлениям.
Дети шести лет не полностью адекватны в своих представлениях и оценках о хорошем и плохом поведении. 40% из них не совсем точно выражают свое отношение к этическим категориям. Дети демонстрируют неадекватность и понимания, и эмоциональной оценки. Такая специфика нравственного сознания связана с формированием моральных инстанций, индивидуальных мотива-ционных систем и с особенностями самосознания, которое характеризуется расслоением целостного образ а Я на я - ре ал ь н о е и я - п оте н ц и а л ь н о е .
Доминирующее влияние на поведение детей пяти лет оказывают нравственные чувства. Однако на их отношение к действиям и поступкам начинают влиять нравственные знания.
У шестилетних дошкольников формируются нравственные чувства по отношению к воспитателям. Чувство долга перед сверстниками конкурирует с тем же чувством по отношению к взрослым.
В нравственном поведении пятилеток наблюдается разрыв между нравственными действиями и отношением к ним. В силу этого, с одной стороны, повышается адекватность оценки поведения других, с другой - появляются случаи заниженной оценки поведения окружающих на основе имеющихся знаний об этических понятиях. При этом сохраняется общевозрастная тенденция завышенной самооценки нравственного поведения.
На нравственное поведение детей-шестилеток в большей мере оказывают влияние нравственные знания и переживания. На основе устойчивого характера соподчинения мотивов и потребностей, развития доминирующих установок и индивидуальных мотивационных систем повышается общий уровень нравственного поведения. Поведение ребенка строится на основе интерио-ризации норм, правил и образцов, выраженных в этических понятиях. Самоконтроль поведения строится на основе высших нравственных чувств, в частности чувства долга.
В целом в структуре нравственной сферы личности (НСЛ) ребенка пяти лет укрепляется блок нравственного сознания (НС). Теперь уже все его элементы могут влиять на нравственное поведение ребенка и сами меняться в процессе нравственных действий и поступков. Нравственные чувства ребенка уже в большей степени связаны с НС, а не только с НП. Возникают противоречия между отношением ребенка к базовым этическим понятиям, к своим действиям и поступкам и нравственными переживаниями детей в ситуациях морального выбора. Уровень развития НСЛ - доморальный.
На основе развития нового типа мышления у ребенка шести лет активно формируется нравственное сознание, которое представлено единством нравственных знаний, представлений и переживаний ребенка. В большей мере на нравственное поведение ребенка оказывают влияние нравственные знания. Нравственные переживания обусловливают в реальном поведении отношение к выполнению базовых этических понятий. Незавершенность структуры нравственной сферы выражается в отсутствии прямых межкомпонентных отношений (НС-НЧ-НП). Уровень развития НСЛ - конвенциональный.
Как показали наши предыдущие исследования других возрастных подгрупп, динамика развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте носит восходящий характер, показатели общего уровня нравственного развития следующие [2; 5].
В 4 года - п о веде н и е , осн о ва н н ое н а непо-
73
нимании или непринятии нравственных понятий, норм и правил, которые часто нарушаются ребёнком, при этом он не испытывает негативных переживаний.
В 5 лет - поведение, основанное на непонимании или непринятии нравственных понятий, норм и правил, которые выполняются ребёнком для избегания наказания.
В 6 лет - поведение, основанное на недостаточном понимании и принятии нравственных категорий, норм и правил, которые реализуются в поведении при наличии одобрения и контроля со стороны взрослых.
В 7 лет - поведение, основанное на понимании и принятии нравственных понятий, норм и правил в соответствии с принципом полезности при наличии отдельных случаев негативных переживаний их выполнения [2].
В целом в дошкольном периоде уровень развития достигает ситуативного позитивного единства нравственного поведения и нравственных чувств.
У всех дошкольников формирование когнитивного компонента в силу возрастных особенностей детского мышления отстает от развития других компонентов. Также наблюдается разрыв между нравственным сознанием и поведением.
Половозрастные различия. Анализ средних значений показал, что нравственная сфера девочек и мальчиков - дошкольников 5-6 лет развивается симметрично. У той и другой группы детей отстает в развитии компонент нравственного сознания и более интенсивно формируются нравственное поведение и нравственные чувства.
Сложнее всего дошкольникам обеих групп осваивать этические категории и формировать представления о характере будущих действий на их основе. Легче всего возникают нравственные переживания в связи с усвоенными нравственными знаниями и представлениями.
В компоненте нравственного поведения более высокого уровня развития достигает способность совершать действия и поступки адекватно ситуации, менее развиты способности адекватно к ним относиться и переживать их.
В компоненте нравственных чувств очень медленно развивается адекватное отношение к базисным этическим категориям, но довольно быстро формируются эмоциональные переживания и эмоциональное отношение к ситуациям морального выбора.
Однако в развитии нравственной сферы мальчиков и девочек 5-6 лет обнаружены различия. Так, сравнительный анализ результатов по фактору половой принадлежности обнаружил достоверные различия 0= - 2,305, df=148, р<0,05) в уровне сформированности нравственных чувств дошкольников.
Девочки, в отличие от мальчиков, способны испытывать переживания, связанные с выполнением ил и н а рушением н ра вственных нор м , не-74
зависимо от одобрения или неодобрения окружающих. Нравственные чувства и переживания мальчиков в этом возрасте в большей степени связаны с оценками и контролем окружающих взрослых.
Достоверные различия обнаружены также в уровне развития нравственного сознания, где мальчики отстают от девочек 0 = -3,205, df =148, р<0,05). Отставание же в развитии нравственных чувств и нравственного сознания, которые регулируют поведение ребенка-дошкольника, не может не сказаться на уровне развития нравственного поведения мальчиков и, соответственно, общем уровне нравственного развития 0= -1,807, df =148, р<0,05).
Особенности развития нравственной сферы личности дошкольников 5-6 лет в зависимости от структуры семьи
Мальчики. При отставании в целом показателей нравственного сознания в обеих группах показатели данного компонента в полных семьях в три раза превышают соответствующие показатели в неполных семьях. Другими словами, у мальчиков из полных семей богаче нравственные знания и представления. В свою очередь, уровень нравственного сознания отражается на нравственном поведении мальчиков. Поэтому наблюдаются достоверные различия в поведенческом компоненте 0=1,9 при р> 0,001). Данные показатели выше у мальчиков из полных семей. Обнаружены достоверные различия по параметрам нравственные отношения 0=1,4 р> 0,01). Не обнаруживается различий в компоненте нравственных чувств (соответственно 1,68 и 1,66).
Девочки. Имеются достоверные различия по показателю нравственных чувств. У девочек из полных семей более высокий результат по параметрам «отношения» ( t=2,4 р> 0,01) и «переживания» 0=2,3 при р> 0,001). Поскольку нравственные чувства являются системообразующим компонентом формирования нравственной сферы личности дошкольника, наблюдается опережение нравственного развития в целом. В частности это подтверждается более высоким показателем развития нравственного поведения девочек из полных семей 0=2,7 р> 0,01).
Следует отметить, что данный анализ продемонстрировал, что более высокие показатели обнаружены у детей дошкольного возраста из полных семей.
Вестник КГУ, 2016. № 2
Структура семьи
Полные семьи Неполные семьи
Параметры Мальч. Мальч. Дев. Дев. Мальч. Мальч. Дев. Дев.
нравственной сферы личности 5 лет 6 лет 5 лет 6 лет 5 лет 6 лет 5 лет 6 лет
Нравственные знания -0,24 3,42 -0,17 4,1 -0,21 3,23 -0,15 3,87
Нравственные представления -0,19 3,51 -0,85 3,57 -0,17 3,25 -0,72 3,29
Нравственные переживания 0,6 3,92 2,32 4,08 0,58 3,57 2,17 3,82
Нравственное сознание -0,08 3,62 -0,43 3,92 -0,07 3,39 -0,42 3,66
Нравственные чувства 0,2 4,13 2,79 4,59 0,19 3,86 2,53 4,32
Нравственные отношения -0,92 3,42 -0,42 3,61 -0,89 3,25 -0,36 3,51
Нравственные переживания 1,34 3,52 1,76 3,8 1,31 3,27 1,49 3,42
Нравственные чувства -0,24 3,61 -1,37 4,00 -0,24 3,46 -1,22 3,73
Нравственные поступки 2,62 4,7 3,42 4,82 2,6 3,8 3,22 4,45
Нравственные отношения к ним 1,92 2,83 2,92 3,07 1,83 2,5 2,5 2,67
Нравственные переживания 1,92 3,52 3,83 3,64 1,87 3,29 3,46 3,31
Нравственное поведение 2,15 3,69 3,39 3,84 2,1 3,22 3,07 3,47
Выводы
Нарушения нравственной сферы личности дошкольников, несформированность отдельных ее компонентов обусловлены особенностями структуры семьи. В полных семьях нравственное развитие личности характеризуется большей структурированностью нравственной сферы личности и наличием внутрикомпонентных и межкомпонентных связей.
Список литературы
1 Калинина Р. Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение : дис. ... канд. психолог. наук. СПб. : Питер, 1998. 182 с.
2 Овчарова Р. В. Динамика развития нравственной сферы личности: от детства к отрочеству: монография. Изд-во Deutshland, Saarbrucken: Palmaium academic publishing, 2015. 267 с.
3 Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М. : Педагогика, 1984. 143 с.
4 Hinde R. E., Easton D. F., Meiler R. E., Tampin A. Nature and determination of preschoolleris differention behavior to adalts and peers //Brit. J. of Devel. Sychd. 1983. № 1. P. 3-19.
5 Kohlberg L. Essays on Moral Development. Vol. II. The Psychology of Moral Development. N.Y.: Harper & Row. Toronto: Fitzhery & Whiteside. 1984.
Bibliography
1 Hinde R. E., Easton D. F., Meller R. E., Tampin A. Nature and determination of preschoolleris differention behavior to adalts and peers // Brit. J. of Devel. Sychd. 1983. № 1. P. 3-19.
2 Jacobson S. G. Psychological problems of ethical development of children. M. : Pedagogy, 1984. - 143 p.
3 Kalinina R. R. the Emergence of morality in early childhood and social environment [Text]: Diss... candidate. psychologist. Sciences/R. R. Kalinin. - SPb.: Peter, 1998. - 182 p.
4 Kohlberg L. Essays on Moral Development. Vol. II. The Psychology of Moral Dеvеlopment. N.Y.: Harper & Row. Toronto: Fitzhery & Whiteside. 1984.
5 Ovcharova R. V. Dynamics of development of moral sphere of personality: from childhood to adolescence. The Monograph /R. V. Charming. Publishing house of Deutshland, Saarbrucken: Palmaium academic publishing, 2015. 267 p.
УДК 159.99 Е.А. Падурина
Курганский государственный университет
особенности работы психолога в кабинете медико-социальной помощи (на примере гбу «курганская детская поликлиника»)
Аннотация. В статье обозначена необходимость оказания качественной психологической помощи семье и детям. Рассмотрены особенности работы психолога в кабинете медико-социальной помощи. Проанализированы результаты профессиональной деятельности психологов отделения медико-социальной помощи ГБУ «Курганская детская поликлиника».
Ключевые слова: психолог, кабинет (отделение) медико-социальной помощи, функциональные обязанности психолога.
E.A.Padurina Kurgan State University
peculiarities of the psychologist's work in the study of health and social care (throgh the example of the state budgetary institution «kurgan children's clinic»)
Annotation. The article outlines the need to provide a qualitative psychosocial care to families and ch i Id ren. The pe cu l i a r it i es of th e psych o l og ist's work
75