УДК 152.3: 372 ББК 88.834.01:74.100.53
Долгова Валентина Ивановна
доктор психологических наук, профессор
кафедра теоретической и прикладной психологии декан факультета психологии Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Овчарова Раиса Викторовна доктор психологических наук, профессор кафедрa общей и социальной психологии. Курганский государственный университет г. Курган Dolgova Valentina Ivanovna Doctor of Psychology, Professor
Department of Theoretical and Applied Psychology Dean of the Faculty of Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Ovcharova Raisa Viktorovna Doctor of Psychology, Professor
Department of general and social psychology Kurgan State University Kurgan [email protected]
Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника
Psychological determinants of moral development of a preschooler
В статье раскрывается нравственная сфера личности, общие факторы и психологические механизмы развития нравственной сферы личности дошкольника, процессы психолого-педагогического моделирования и составление соответствующих программ, системообразующие компоненты нравственной сферы личности в дошкольном возрасте.
The article reveals the moral sphere of the person, the common factors and psychological mechanisms of the development of the moral sphere of the individual preschooler processes psychological-pedagogical modeling and drafting of relevant programmes, strategic components of the moral sphere of the individual in the preschool age.
Ключевые слова: нравственная сфера, дошкольник, модель, программа, компоненты.
Key words: moral sphere, preschooler, model, program components.
Нравственная сфера личности — интегрированное взаимодействие
когнитивного (нравственное сознание, нравственный смысл, нравственные ценности, нравственные образы, нравственные нормы), эмоционального (нравственные чувства, эмпатические проявления в нравственных отношениях); поведенческого компонентов (нравственное поведение, поступки и действия в их мотивационной направленности) в личностной сфере, обеспечивающая единство нравственного сознания и поведения.
Развитие нравственной сферы личности в детстве может быть представлено как процесс усвоения (интериоризации-экстериоризации) базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные эталоны, образцы, нормы и правила. Это происходит через действие общего механизма интериоризации-экстериоризации базисных этических понятий и частных механизмов подражания-имитации; идентификации; внутренней (самооценка) и внешней оценки (оценка окружающих). С другой стороны, это процесс формирования нравственной позиции личности, построенной на основе нравственного самосознания, нравственных переживаний и опыта [2, 4, 5, 7, 9].
Общие факторы развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте: нравственные чувства и переживания, осознание нравственных норм и отношение к ним, нравственное сознание и чувство нравственного долга, нравственная оценка и самооценка, адекватность эмоциональных отношений, переживаний и поведения при их выполнении.
Особенные и единичные факторы развития нравственной сферы личности дошкольника связаны с успешностью процессов психолого-педагогической коррекции поведения и психических свойств дошкольников. А эти процессы в свою очередь зависят от того насколько адекватно осуществлено соответствующее моделирование и его последующая реализация в специально организованной психологически безопасной образовательной среде [1, 3, 6, 8 ].
Например, модель психолого-педагогической коррекции нравственного развития дошкольника может быть представлена следующими структурными компонентами: целевой (определение целей и задач коррекции), диагностический (проведение диагностических процедур по проблеме исследования), коррекцион-ный (проведение программы нравственного развития дошкольника), аналитический (оценка эффективности программы нравственного развития дошкольника).
I. Целевой компонент:
1. Изучить психолого-педагогическую проблему коррекции нравственного развития дошкольника в психолого-педагогической литературе.
1.1. Изучить феномен нравственного развития дошкольников в психолого-педагогической литературе.
1.2. Выявить особенности проявления нравственного развития дошкольников.
2. Разработать модель психолого-педагогической коррекции нравственного развития дошкольников.
2.1. Разработать показатели нравственной сферы личности дошкольника.
2.2. Выявить общий показатель нравственного сознания.
2.2.1. Провести психолого-педагогическую коррекцию нравственных знаний.
2.2.2. Провести психолого-педагогическую коррекцию нравственных представлений.
2.2.3. Провести психолого-педагогическую коррекцию опыта нравственных переживаний.
2.3. Выявить общий показатель нравственных чувств.
2.3.1. Провести психолого-педагогическую коррекцию нравственных
чувств.
2.3.2. Провести психолого-педагогическую коррекцию нравственных отношений.
2.3.3. Провести психолого-педагогическую коррекцию нравственных переживаний.
2.4. Выявить общий показатель нравственного поведения.
2.4.1. Провести психолого-педагогическую коррекцию нравственных действий и поступков.
2.4.1. Провести психолого-педагогическую коррекцию отношения к нравственным действиям и поступкам.
2.4.2. Провести психолого-педагогическую коррекцию переживаний в процессе их осуществления.
3. Представить организацию опытно-экспериментального исследования уровня нравственного развития дошкольников.
3.1. Определить этапы, методы и методики исследования.
3.2. Дать характеристику выборки и провести анализ результатов констатирующего этапа эксперимента.
4. Организовать опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции нравственного развития дошкольников.
4.1. Составить программу психолого-педагогической коррекции нравственного развития дошкольников
4.2. Провести анализ результатов формирующего этапа эксперимента.
4.3. Составить рекомендации по психолого-педагогической коррекции нравственного развития дошкольников для родителей и воспитателей.
4.4. Составить технологическую карту внедрения результатов исследования в практику.
II. Коррекционный компонент. Цель: провести программу по коррекции нравственного развития дошкольников.
Задачи: повышение уверенности в себе; снятие страхов; развитие коммуникативных навыков.
Методы: упражнения на релаксацию, концентрацию, игры и игровые ситуации, телесная терапия, арт-терапия, функциональная музыка.
III. Аналитический компонент. Цель: проверить эффективность программы по психолого-педагогической коррекции нравственного развития дошкольников.
Психологическое тестирование: методики «Паровозик» (С.В. Велиева); оценка уровня тревожности ребенка (А.И. Захаров); «Дом. Дерево. Человек» (Дж. Бак); «Рисунок семьи» (Р.Бернс, С. Кауфман); «Детский тест тревожности» (Р.Тэмпл, М.Дорки); в отдельных случаях - анкета по выявлению тревожности у детей (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко). Рекомендуем изучать динамику произошедших изменений с помощью t-критерия Вилкоксона.
Для подбора методик и выбора испытуемых следует проводить воспитательные и культурно-просветительские мероприятия; индивидуальные беседы с детьми; беседы с воспитателем и психологом по программе, которая может быть рассчитана как минимум на десять занятий по 30 минут в неделю. Занятия должны проводиться в игровой форме, под руководством психолога.
В качестве системообразующего фактора выступают нравственные чувства и переживания.
Общий психологический механизм развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте развертывается следующим образом:
• если процесс выполнения этических норм сопровождается позитивными нравственными переживаниями, что символизирует высокий уровень их принятия, нравственное поведение ребенка будет адекватным;
• адекватное нравственное поведение и позитивные моральные переживания ребенка в процессе его осуществления способствуют сохранению стойкого позитивного эмоционального отношения в процессе общения с окружающими, прежде всего с родителями, которые поощряют такое поведение;
• адекватное нравственное поведение, позитивные моральные переживания и отношения при соблюдении нравственных требований вновь стимулируют позитивное к ним отношение и влекут за собой новые нравственные действия и
поступки ребенка;
• постепенно на этой основе у ребенка вырабатываются устойчивые нравственные действия, уже не связанные с внешним стимулированием, а обусловленные его собственными нравственными отношениями, оценками и самооценкой;
• в процессе нравственного развития у ребенка-дошкольника формируются высшие нравственные чувства, прежде всего, чувство долга перед взрослыми, стремление соответствовать их моральным требованиям не из-за угрозы наказания, а из-за долженствования;
• осознанность нравственных норм и адекватность эмоционального отношения в процессе формирования нравственной сферы личности в дошкольном возрасте усиливают аспекты произвольности нравственного поведения дошкольника, однако его нравственные чувства и переживания всегда остаются решающим фактором.
Частные психологические механизмы развития нравственной сферы личности дошкольника: идентификация с носителями моральных норм и ценностей, подражание нравственным образцам, внешняя (моральная оценка взрослых) и внутренняя (моральная самооценка) оценка нравственного поведения и отношений ребенка, интериоризация-экстериоризация нравственных норм.
Рассмотрение уровня сформированности отдельных компонентов нравственной сферы показало, что наиболее сформированным в начальном периоде дошкольного возраста является нравственное поведение и слабо сформированным - нравственное сознание, что подтверждается данными возрастной психологии.
Уровень развития и тип мышления детей-дошкольников не позволяет в достаточной мере овладевать нравственными понятиями и предполагает их освоение в наглядно-практической форме. Недостаточный уровень развития
нравственного сознания влияет также на общий уровень нравственного развития ребенка-дошкольника.
Проведение однофакторного анализа по общему уровню развития нравственной сферы личности дошкольника (НС) показало, что в возрасте 4 лет его суммарный показатель составил 1,0; 5 лет - 1,5; 6 лет - 2,3, 7 лет - 2,6 балла. Таким образом, наблюдается общая восходящая динамика нравственного развития.
Однофакторный анализ показал, что восходящая-нисходящая динамика развития присуща и отдельным компонентам нравственной сферы личности, однако по уровню развития доминирует компонент нравственного поведения и отстает компонент нравственного сознания. Возрастная динамика формирования компонентов нравственной сферы идентична и отличается только уровнем. Проблемным в нравственном развитии является возраст 5 лет, где снижаются показатели всех компонентов. К 6-7 годам динамика становится снова восходящей. Развитие нравственной сферы личности дошкольника происходит от внеморального уровня (4 года) к доморальному (5 лет), конвенциональному (6 лет) и автономной морали (7 лет). В целом по дошкольному периоду уровень развития нравственной сферы личности приближается к конвенциональному.
Таблица 1
Динамика нравственного развития личности ребенка 4-7 лет
Возр аст 4 года Внемораль-ный уровень 5 лет Доморальный уровень Возр аст 6 лет Конвенциональный уровень 7 лет Уровень автономной морали
Нравственное сознание
нс1 -0,99 -0,22 нс1 3,70 4,51
нс2 -1,21 -1,04 нс2 3,70 4,75
нс3 -1,11 1,48 нс3 3,90 4,70
нс -1,10 0,07 нс 3,76 4,65
Нравственные чувства
нч1 0,97 1,51 нч1 4,52 4,77
нч2 -1,76 -0,69 нч2 3,51 3,91
нч3 0,38 1,56 нч3 3,65 4,08
нч -0,13 0,79 нч 3,89 4,25
Нравственное поведение
нп1 1,95 3,04 нч1 4,75 5,01
нп2 1,64 2,42 нч2 2,92 3,51
нп3 1,79 2,89 нч3 3,60 3,74
нп 1,79 2,78 нч 3,75 4,05
ОУНР 0,28 1,21 ОУНР 3,80 4,08
Условные обозначения: НСЛ - показатели нравственной сферы личности дошкольника; НС - общий показатель нравственного сознания, НС1 -нравственные знания, НС2 - нравственные представления, НС3 - нравственные переживания; НЧ - общий показатель нравственных чувств, НЧ1 -нравственные чувства, НЧ2 - нравственные отношения, , НЧ3 - нравственные переживания; НП1 - общий показатель нравственного поведения, НП1 -нравственные действия и поступки, НП2- отношение к ним; НП3- переживания в процессе их осуществления.
Таким образом, системообразующим компонентом нравственной сферы личности в дошкольном возрасте являются нравственные чувства, отношения и переживания, а ее формирование осуществляется, прежде всего, на основе освоения базисных этических категорий.
Построение программ в соответствии с предложенным моделированием должно обеспечивать социальную направленность педагогических взаимодействий по развитию нравственной сферы личности дошкольника и социализацию ребенка.
Библиографический список
1. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования //// Психологическая наука и образование. 2012. №4. C. 11-17.
2. Виноградова А.М. Нравственное воспитание дошкольника в системе психолого-педагогической антропологии//Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2013. №1. С. 4-10.
3. Дубровина И. В. Практическая психология образования // Под ред. И. В. Дубровиной - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 592 с.: ил.
4. Конохова Е.С. Использование образовательных ситуаций в нравственном воспитании старших дошкольников//Известия Южного федерального унверситета. Педагогические науки. 2013. №12. С.091-097.
5. Космачева Н.В. Проблема формирования нравственных ценностных ориентаций у дошкольников// Детский сад: теория и практика. 2011. №4. С. 17-26.
6. Лохвицкая Л.В. Методический инструментарий нравственного воспитания дошкольников// Детский сад от А до Я. 2013. №5(65). С. 126-145.
7. Семешко Г.А. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников// Обучение и воспитание: методики и практика. 2012. №1. С.310-315.
8. Феномен развития детей дошкольного возраста: коллективная монография // Под ред. Л.В.Трубайчук // Монография. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 234с. - ISBN 978-5-691-01954-4. - сод. 234с. -500экз., www: http:////cspu.ru
9. Физиологические, психологические и педагогические проблемы детско-родительских отношений на этапе дошкольного взаимодействия: Резолюция V сессии отраслевого психологического конгресса МАНВО в области психологических наук (Лондон, 01-30 апреля 2014)//Под научн ред. В. Павлова; С. Георгиевского; В. Долговой. - Лондон: МАНВО, 2014 - 130 с. -http:////gisap.eu.
Bibliography
1. Bayeva I.A. Psikhological safety of the educational environment as resource of mental health of subjects of education////Psychological science and education. 2012 . No. 4. C. 11-17 .
2. Vinogradova A.M. Moral education of the preschool child in system psychology and pedagogical the anthropology//preschool child. Technique and practice of education and training. 2013 . No. 1. Page 4-10.
3. Dubrovina I.V. Prakticheskaya education psychology // Under the editorship of I. V. Dubrovina - 4 prod. - SPb. : St. Petersburg, 2007. - 592 pages: silt.
4. Konokhova E.S. Use of educational situations in moral education of seniors of preschool children//news of Youzhny federal унверситета. Pedagogical sciences. 2013 . No. 12. Page 091-097.
5. Kosmacheva N. V. Problema of formation of moral valuable orientations at preschool children // Kindergarten: theory and practice. 2011 . No. 4. Page 17-26.
6. Lokhvitskaya L.V. Metodichesky tools of moral education preschool children // Kindergarten from And to I. 2013 . No. 5(65). Page 126-145.
7. Semeshko G. A. Education of moral senses at seniors preschool children // Training and education: techniques and practice. 2012.№1. Page 310-315.
8. Phenomenon of development of children of preschool age: the collective monograph // Under the editorship of the L.V.Trubaychuk // Monograph. - M.: Humanitarian prod. VLADOS center, 2013. - 234с. - ISBN 978-5-691-01954-4. - honeycombs. 234с. - 500экз. www: http:////cspu.ru
9. Physiological, psychological and pedagogical problems of parent-child relationship at the stage of pre-school interaction: resolution of the V session of the sectoral psychological Congress of the IASHE in the field of psychological sciences (London, April 01-30, 2014). - Scientific edition by V. Pavlov; S. Georgievski; V. Dolgova. - London: IASHE, 2014. - 130 p. - http:////gisap.eu.