реализации национально-культурных
компонентов воспитания в Республике Тыва, основанные на особенностях семейно-бытового уклада, ведущих тенденций социально-экономического развития региона; выявлены подходы гуманистической направленности образования, определяющие приоритет этнических особенностей тувинских детей. Разработан концептуальный, комплексный подход оценки этнокультурных особенностей с использованием переведенных на тувинский язык методик психолого-педагогической диагностики. Материал исследования дополнен и обогащен теорией специальной психологии, раскрывающей специфику интеллектуальной недостаточности детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Разработаны и обоснованы стратегия механизмов адаптации методов психолого-педагогической диагностики
общеинтеллектуальных умений детей с нарушениями интеллекта, как способа дифференциальной диагностики выявления индивидуальных возможностей детей (норма, задержка психического развития, умственная отсталость).
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что внедрены адаптированные психолого-педагогические методы диагностики в работу ПМПК и ГОУ «Республиканский Центр диагностики и консультации»; учтены полученные данные исследований в комплексе практических рекомендаций в повышении качества процесса психолого-педагогической диагностики,
консультирования младших школьников (норма, задержка психического развития, умственная отсталость); полученные результаты исследования детей начальных классов включены в методические рекомендации по совершенствованию и адаптации классических методов
психодиагностики, которые, могут быть, использованы в других образовательных учреждениях республики, в системе повышения квалификации и переподготовки
педагогических кадров для специального образования республики; выводы и фактический материал исследования может быть использован в лекциях, практических занятиях по курсу специального образования («Специальная психология», «Специальная педагогика», «Основы специальной
педагогики и психологии»); для создания спецкурсов и практикумов по исследуемой проблеме в рамках национально-регионального компонента; глубокое понимание и учет этнокультурных особенностей детей тувинского и русского этносов, проживающих в Республике Тыва в условиях социально-экономических
изменений, которые позволят повысить уровень эффективности психологической помощи младшим школьникам в условиях общеобразовательной национальной школы и национальных классах специального коррекционного учреждения VIII вида.
В результате мы пришли к выводам: психолого-педагогическая диагностика
интеллектуального развития детей тувинской национальности, слабо владеющих русским языком, должна проводиться на родном для них языке по психодиагностическим методикам, адаптированным и переведенным на тувинский язык в соответствии с научными требованиями; оценка детей младшего школьного возраста (норма, задержка психического развития, умственная отсталость) в процессе психолого-педагогической диагностики должна учитывать гуманистическую направленность, культурные особенности этноса тувинского народа, культивирующего личную скромность и коллективизм, не позволяющие демонстрировать свои знания и умения; при психолого-педагогической диагностике
должна учитываться степень социально-психологической адаптации детей, проживавших в Республике Тыва, к требованиям социокультурного норматива, существующего в сознании тувинского этноса, как коренного народа.
А.А. Ооржак
ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В
ТУВИНСКОЙ СЕМЬЕ
Статья посвящена проблеме духовно-нравствен но го воспитания ребенка в семье. Воспитание духовно-нравственных качеств личности человека необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Чтобы не допустить угасания формировавшихся веками духовно-нравственных ценностей тувинского народа, необходимо
рассматривать деятельность образовательных учреждений по удовлетворению языковых и этнокультурных потребностей обучающихся как одно из приоритетных направлений развития личности, народа, человечества в целом в XXI веке.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, семья, духовная культура, личность, дошкольный возраст, тувинская семья.
Oorzhak А. А.
Problems of religious and moral education of preschool children Purpose of article to analyze the problem of spiritual and moral upbringing of the child in the family. Education for spiritual and moral qualities of a person's identity must be addressed as early as preschool age, as very emotional and impressionable period of childhood. To prevent the extinction of the Vistula, the spiritual and moral values of the Tuvinian people is necessary to consider the activities of educational institutions to meet the linguistic and ethno-cultural needs of students as one of the priority areas of personal development, nation and humanity as a whole in the XXI century.
Keywords: spiritual and moral education, family, spiritual culture, personality, preschool children, Tuvinian family.
Проблема духовно-нравственно го
воспитания ребенка всегда является актуальной и важной, и именно семья в нем играет особую роль. Семья - одно из понятий, которое не изменяло своего значения на протяжении многих веков. В современном понимании семья - это социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [5, с.259].
У любого народа семья - это родина, история, культура, духовная жизнь. Именно семья является источником и основой развития народа. Без эволюции семьи невозможно развивать целый народ. Семью по праву называют первой школой интеллектуального, эстетического и физического воспитания, где особую роль играют отец, мать, старшие братья, сестры, дедушка и бабушка.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного содействия становлению духовно-
нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности [4, с.39]. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, толерантность, предполагающая понимание и принятие мотивации окружающих людей, учет их интересов, отзывчивость и эмоциональное сочувствие. В семье формируются основы характера и интеллекта, вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные свойства и качества [3, с.83].
В семье ребенок приобретает свой первый социальный опыт, овладевает знаниями, способами поведения, нормативными и ценностными представлениями. В семье он знакомится с обычаями и традициями своего народа, сохраненными его родителями, представителями старшего поколения. Мировоззренческие убеждения и установки взрослых проявляются в их повседневных рассуждениях и поступках [6, с.84].
Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей в семье остро ощущаются в наши дни, когда объективно возрастает роль семьи в духовно-нравственном развитии личности. Семья как ячейка общества представляет собой не только родной очаг, но и круг близких людей. Она связывает каждого человека с традициями народа, его нравственным и культурным наследием, богатым воспитательным опытом. В семье закладываются основы духовно-нравственной культуры личности.
Воспитание духовно-нравственных качеств человека, его национального самосознания, ознакомления с народными традициями необходимо начинать с дошкольного возраста. Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели».
О необходимости духовно-нравственного воспитания с детства говорили народ, мудрецы, видные люди. В древние времена, когда не было книг и пособий по воспитанию детей, молодые родители приходили к мудрецу за советом. «Когда нам начать воспитывать нашего ребенка?» - спросили родители мудреца. «А сколько лет вашему ребенку?» - спросил тот в ответ. «Шесть месяцев», - ответили ему родители малыша.
«Вы опоздали ровно на шесть месяцев», -сказал мудрец. Воспитание ребенка начинается до его рождения.
Основой духовно-нравственного
воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок и где происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье, которым живут родители и близкие люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, -оказывается определяющим в развитии духовно-нравственного воспитания ребенка. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания также является культура общества, семьи и образовательного учреждения.
Духовно-нравственное воспитание
ребенка является главной задачей семьи. Пластичность нервной системы ребенка позволяет воспитать в нем те качества, которые наиболее важны, поэтому взрослые должны учить только хорошему, и в силу подражательности детей показывать им только положительный пример.
Семейное воздействие на детей уникально. Оно осуществляется постоянно, непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующейся личности, и продолжается многие годы. Это воздействие основано на устойчивости контактов, и что очень важно -на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, чувств и поведения. Закладывая первооснову духовно-нравственного воспитания личности ребенка, развивая у него механизм руководства своим поведением, семья, в свою очередь, исходит из духовно-нравственных и социально-культурных норм общества в целом и своей социальной группы, микросреды [4, с.62].
Для тувинцев семья играла роль не просто ячейки общества, а являлась единственной формой существования в этом мире. Семья в сознании тувинцев представляла собой объемное и сложное социальное понятие. Традиционно тувинская семья состояла из нескольких поколений, чтобы выполнять функцию по межпоколенной трансляции народных знаний, а во-вторых, включать в себя помимо членов восходящей линии, всех родственников по боковым линиям обоих супругов, что надежно защищало народ от кровосмешения. «Тувинец должен знать свою родословную вплоть до девятого колена отцов», - пишет исследователь тувинских обычаев М. Б. Кенин-Лопсан. Кроме того,
такой широкий охват членов семьи помогал кочевникам выжить. [1, с.52].
В воспитании детей у тувинцев существовали выработанные в течение столетий свои традиции, сложившаяся система духовно-нравственного воспитания,
определенные этические принципы и нормы. Важным в воспитании было привитие детям послушания и почтительного отношения к родителям, уважения, внимания и чуткости к старшим, особенно к старикам. В присутствии старших считалось неприличным громко разговаривать, кричать, прерывать их, или вмешиваться в разговор. Существовали свои правила этикета, которым обучали детей с ранних лет. В развитии духовно-нравственного воспитания решающую роль играли нравы, традиции и обычаи народа. Воспитание детей в прошлом заключалось в заботе о том, чтобы сохранить и передать им все богатства традиций и духовной культуры народа. Последовательное усвоение этих богатств, норм социального поведения в духе этнических традиций должно стать основой духовно-нравственного воспитания детей.
В настоящее время популярным становится обсуждение глобального кризиса семьи, и даже ее отмирания как социального института. Несомненно, разрушительные процессы в сфере семейно-брачных отношений коснулись и тувинской семьи. В целом же, институт семьи как высшей ценности в Республике Тыва сохранился. Это объясняет тем, что тувинское общество в начале нового тысячелетия продолжает оставаться самобытным и базируется на установках традиционной культуры, согласно которым человек без семьи обречен на вымирание.
Современная тувинская семья, а в особенности городская, переживает процесс внутренней трансформации, когда происходит изменение поведенческих ролей супругов и размывании границ обязанностей.
Современная тувинская семья сегодня строится на других основах по сравнению с устаревшей традиционной моделью. Сегодня повсюду семья стремится жить более замкнуто, чем прежде, сильнее тяга сохранить свой внутренний мир, не пускать туда посторонних. В настоящее время среди тувинской молодежи много тех, кто сознательно не захотел иметь семью, оправдываясь тем, что их интересы полностью удовлетворяются работой, творческой деятельностью, активным и насыщенным досугом. Семья многим кажется обузой, мешает реализовывать себя. Есть семьи,
которые имеют только по одному ребенку. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за младшими братьями и сестрами.
Если для прошлого века характерно единообразие семейной жизни в рамках одной культуры, то сегодня тувинская семья оказалась в условиях сосуществования разных культур и разных форм семьи и брака. Если еще недавно образцом собственной семьи являлась родительская семья, то сегодняшняя тувинская молодежь хочет устроить все по-своему.
Тем не менее, значимость семьи в глазах молодых по-прежнему велика. Лишь в единичных случаях они считают, что человек может все свои потребности удовлетворить вне семьи и брака.
В настоящее время от духовно-нравственного воспитания детей зависит не просто благополучие, а выживание нашего общества. Чтобы не допустить угасания формировавшихся веками духовно-нравственных ценностей тувинского народа необходимо рассматривать деятельность образовательных учреждений по
удовлетворению языковых и этнокультурных потребностей обучающихся как одно из приоритетных направлений развития личности, народа, человечества в целом в XXI веке.
Глубокое уважение и восхищение, желание равняться на них вызывают многие семейные
пары преклонных лет в Туве, которые вместе прожили всю жизнь. Поженившись в ранней молодости, они за долгие годы прошли и радость, и отчаянье, и горе. Растили детей, воспитывали внуков, а теперь уже и нянчатся с правнуками. Сегодня они кажутся нам беспомощными, кроткими, но в их глазах и порой молчаливом взгляде на уровне подсознания считывается поразительной глубины мудрость. Они отстали от технической стороны жизни, и поэтому кажутся нам несовременными и малознающими. Но эти старики с обвисшей кожей, покрытой морщинками, сохранили то, что не поддается определению современности, что-то вечное и абсолютное [7, с. 12].
Литература
1. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: ПрПосвещение, 2009.
2. Потаповская О.М.Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. - М : "Планета 2002.
3. Педагогика любвн. Материалы международной научно-практической конференции «Этнопедагогическое наследие народов Сибири и Центральной Азии». -Кызыл, 2009.
4. Харчев АГ, Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. - Ереван, 2005.
5. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2006,
6. Кужугет А.К. Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX - XX века). - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2002.
7. Электронный информационный журнал «Новые исследования Тувы» №2, 2010
Т.П.Томилова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В статье затронуты проблемы коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития. Перечислены вопросы, волнующие специальных психологов и учителей. Раскрыта роль психолого-педагогической компетенции психологов, учителей, родителей в психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития.
Ключевые слова: психолого-педагогическая компетентность, задержка психического развития, психолого-педагогическое сопровождение.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития», проект 10-06-63401 а/Т.
Tomilova Т.Р.
Psychological and pedagogical support for children with delay of the psychic development
The article is devoted to the problem of correctional-developing education for children with mental retardation. It includes the issues concerning to psychologists and teachers. The role of psychological and educational competence of psychologists, teachers and parents in the psychological and pedagogical support for children with mental retardation are revealed.