мотив при выборе друга - эмоциональная привязанность и симпатия, социальная желательность.
Заключение. Для младшего подросткового возраста характерны нереалистичные, амбивалентные и менее дифференцированные представления о дружбе. Социальные представления в данном возрасте отличаются большей негативной направленностью, т. е. дети склонны воспринимать других людей, скорее, в негативном, чем в позитивном плане. Качествами, важными для друга, являются хорошее поведение, умение оказать помощь, личностные характеристики, умственные способности, внешность. В результате проведенного исследования мы приходим к выводу, что использование проективных методов в диагностике представлений об образе друга как составной части методического комплекса обосновано. Данные методики позволяют получить большой объем информации, которую можно проанализировать как количественно, так и качественно. Одним из достоинств является индивидуальная и групповая формы проведения, а также использование данных методов как вводных и устанавливающих контакт с ребенком. При этом сами методы, например, рисунок и последующее его обсуждение, способствуют коммуникативному развитию ребенка, анализу взаимодействия с другими людьми. Однако следует отметить и тот факт, что использование только проективных методов в изучении образа друга и системы отношений ребенка является недостаточным.
Список литературы
1 Солодков А. С., Защиринская О. В., Малахова А. Н., Ятманов А. Н. Навыки невербальной коммуникации как фактор социальной адаптации школьников с легкой умственной отсталостью // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 323-327.
2 Adeniyi Y.C., Omigbodun O.O. Effect of a classroom-based intervention on the social skills of pupils with intellectual disability in Southwest Nigeria // Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health. - 2016. - 10(1). DOI: https://doi.org/10.1186/ s13034-016-0118-3.
3 Дмитриева Е. Е, Двуреченская О. Н. Психологические особенности социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья : монография. - Москва : ФЛИНТА; Нижний Новгород : Мининский университет, 2017. - 136 c.
4 Лаптева А. В., Защиринская О. В. Представления о дружеских отношениях у подростков со смешанными специфическими расстройствами развития // Ананьевские чтения - 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности : материалы научной конференции, 21-23 октября 2014 г. / отв. ред. Г. С. Никифоров. - Санкт-Петербург : Скифия-принт, 2014. - С. 118-119.
5 Защиринская О. В. Возрастные особенности общения детей и подростков с умственной отсталостью // Вестник СПБГУ. - 2012. - Сер. 16. - Вып. 4. - С.39-44.
6 Стебляк Е. А. Внутренний мир развивающейся личности при нормальном и нарушенном развитии : учебное пособие. - Москва : Флинта Наука, 2017. - 480 с.
7 Lezhnieva N. Peer relationships and quality of life -Associations between popularity, reciprocal friendship and self-reported quality of life in 11-12-year-olds. Printed by Reprosentralen, University of Oslo, 2017.
8 Бернс Р. С., Кауфман С. Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. - Москва : Смысл, 2003. - 142 с.
9 Маховер К. Проективный рисунок человека. - Москва : Смысл, 2003. - 154 с.
10 Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.
References
1 Solodkov A.S., Zashchirinskaia O.V., Malahova A.N., JAtmanov A.N. Navyki neverbal'noj kommunikacii kak faktor social'noj adaptacii Shkolnikov s legkoj umstvennoj otstalostju // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2016. № 1 (131). S. 323-327.
2 Adeniyi Y.C., Omigbodun O.O. Effect of a classroom-based intervention on the social skills of pupils with intellectual disability in Southwest Nigeria // Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health. - 2016. - 10(1). DOI: https://doi.org/10.1186/ s13034-016-0118-3.
3 Dmitrieva E.E., Dvurechenskaja O.N. Psihologicheskie osobennosti socializacii detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorovja: monografija. M.: FLINTA; Nizhnij Novgorod: Mininskij universitet, 2017. - 136 s.
4 Lapteva A.V., Zashchirinskaia O.V. Predstavlenija
o druzheskih otnoshenijah u podrostkov so smeshannymi specificheskimi rasstrojstvami razvitija //Anan'evskie chtenija - 2014: Psihologicheskoe obespechenie professional'noj dejatel'nosti: materialy nauchnoj konferencii, 21-23 oktjabrja 2014 g. /otv. red. G.S. Nikiforov. - SPb.: Skifija-print, 2014. -S. 118-119.
5 Zashchirinskaia O.V. Vozrastnye osobennosti obwenija deteji podrostkov s umstvennoj otstalostju // Vestnik SPBGU. -2012. - Ser. 16. Vyp. 4. - S.39-44.
6 Stebljak E.A. Vnutrennij mir razvivajuwejsja lichnosti pri normal'nom i narushennom razvitii: uchebnoe posobie. Moskva: Flinta Nauka, 2017. - 480 s.
7 Lezhnieva N. Peer relationships and quality of life -Associations between popularity, reciprocal friendship and self-reported quality of life in 11-12-year-olds. Printed by Reprosentralen, University of Oslo, 2017.
8 Berns R.S., Kaufman S.H. Kineticheskij risunok sem'i: vvedenie v ponimanie detej cherez kineticheskie risunki. - M.: Smysl, 2003. - 142 s.
9 Mahover K. Proektivnyj risunok cheloveka. - M.: Smysl, 2003. - 154 s.
10 Venger A.L. Psihologicheskie risunochnye testy: Illjustrirovannoe rukovodstvo. - M.: VLADOS-PRESS, 2003. -160 s.
УДК 159.923.2; 159 922.776.4; 159.922.763
Р.В. Овчарова, А.Н. Овсянникова Курганский государственный университет, Курган
методика диагностики нравственной сферы личности младшего школьника на основе усвоения этических категорий (МинсЭК-2)
Аннотация. В статье представлена методика диагностики нравственной сферы личности младших школьников с 7 до 10 лет на основе усвоения базисных этических категорий (МИНСЭК-2). Методика разработана на основе модификации методики Р.В. Овчаровой (МИНСЭК-1) для изучения нравственной сферы личности дошкольников. Методика МИНСЭК-2
предназначена для изучения уровня сформиро-ванности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственной сферы личности и общего уровня нравственного развития младших школьников.
ключевые слова: младший школьник, методика диагностики, нравственная сфера личности, нравственное развитие.
R.V. Ovcharova, A.N. Ovsyannikova Kurgan state University, Kurgan
THE TECHNIQUE OF DIAGNOSTICS OF THE MORAL SPHERE OF THE PERSONALITY OF A JUNIOR PUPIL ON THE BASIS OF ACQUIRING OF ETHICAL CATEGORIES (MINSEC-2)
Abstract. The article presents a method of diagnostics of the moral sphere of the personality of junior schoolchild from 7 to 10 years on the basis of mastering the basic ethical categories (MINSEC-2). The technique is developed on the basis of modification of R. V. Ovcharova's technique (MINSEC-1) for studying of moral sphere of personality of preschool children. The technique MINSEC-2 is designed to study the level of formation of cognitive, emotional and behavioral components of the moral sphere of personality and the general level of moral development of junior schoolchild.
Key words: junior schoolchild, methods of diagnosis, the moral sphere of the personality, moral development.
Актуальность исследования. Придерживаясь концепции Р.В. Овчаровой, мы рассматриваем нравственную сферу личности ребенка как интегральное единство и взаимодействие его нравственного сознания, чувств, поведения, отношений и переживаний, динамика которых обусловлена характером интериоризации-экс-териоризации базисных этических категорий (понятий) [3].
Для того, чтобы исследовать такое сложное образование, нужен системный подход к его диагностике. Однако подавляющее большинство известных методик по изучению нравственного развития младших школьников направлены на исследование конкретного параметра одного из компонентов нравственной сферы личности, не затрагивая этот компонент полностью. Не созданы методики, которые охватывали бы нравственную сферу в единстве всех её компонентов и обеспечивали представление об общем уровне нравственного развития ребенка. Кроме того, имеющиеся методики не имеют четкого методологического обоснования и не валидизированы.
Теоретическая значимость и научная новизна. Методика исследования нравственной сферы личности младшего школьника МИНСЭК-2
является первой методикой, позволяющей изучать как уровень развития отдельных компонентов, так и общий уровень нравственного развития ребенка на основе усвоения базисных этических категорий (понятий).
Предлагаемая нами методика опирается на ряд методологических принципов: системного подхода, согласно которому нравственная сфера личности рассматривается как системное инте-гративное образование, выступающее в единстве её когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов; единства сознания и деятельности, требующий учитывать взаимодействие нравственного сознания и поведения (деятельности), как необходимое условие нравственного развития личности; и субъектности, обеспечивающий понимание ребёнка, как субъекта нравственного развития, проявляющего психическую активность в освоении нравственного опыта. Опора на методологию системного подхода, концепцию нравственного развития и оценку имеющегося психодиагностического инструментария позволила разработать комплексную методику диагностики нравственной сферы личности младших школьников с 7 до 10 лет на основе усвоения базисных этических категорий (МИНСЭК-2). Она представляет собой модификацию методики Р.В. Овчаровой (МИНСЭК-1) для изучения нравственной сферы личности дошкольников с 4 до 7 лет [1; 2; 4; 5] .
Практическая значимость исследования. Полученные результаты применимы в практике работы детских психологов для осуществления комплексной диагностики и мониторинга нравственного развития детей младшего школьного возраста; в работе по развитию нравственной сферы личности школьника; в деятельности учителей начальных классов при создании психолого-педагогических условий для повышения эффективности нравственного воспитания детей и изучении его результатов.
описание методики. Ее целью является изучение уровня сформированности когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов нравственной сферы и общего уровня нравственного развития личности младших школьников 7-10 лет. Методика состоит из трех частей. В каждой части представлено три задания. Исследование проводится индивидуально.
ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ
часть 1. исследование когнитивного компонента нравственной сферы личности младшего школьника
Задание 1. Что знает младший школьник о нравственных понятиях (категориях)?
Цель: изучить состояние знаний и представлений об этических понятиях, соотнесение их с нравственными качествами людей.
Таблица 1 - Нравственные категории (понятия)
Честность Лживость
Справедливо сть Несправедливость
Любовь Ненависть (нелюбовь)
Трудолюбие Лень
Смелость Трусость
Ответственно сть Безответственность
Доброта Жестокость
Послушание Непослушание
Щедрость Жадность
Любознательность Нелюбознательность
1.1 Подумай и скажи, знаешь ли ты, что такое .... (используются нравственные понятия (таблица 1), (затем предлагается рассмотреть прилагательное, производное от названия понятия .... мальчик или девочка?).
1.2 Если это мальчик (девочка) - ведет себя иначе, то какой (ая) он (она)?
1.3 Как ты считаешь, хорошо быть ... (используются прилагательные, производные от названий категорий)?
Оценка результатов: ответ засчитывается при правильном ответе на три вопроса. В бланки проставляется 1 балл напротив соответствующей категории. В ином случае ответ не принимается и ставится 0 баллов.
Задание 2. Что чувствует младший школьник?
Цель: выявить уровень сформированности переживаний ребенка относительно проявлений
тех или иных этических понятий.
2.1 Подумай и скажи, когда ... (подставляется прилагательное, производное от названия понятия), тебе хорошо или плохо?
Пример: - Когда ты честный, тебе хорошо или плохо?
2.2 Когда ты совершаешь ... (подставляется прилагательное, производное от названия понятия поступка) - какое у тебя настроение, что ты чувствуешь?
Пример: - Когда ты совершаешь честный поступок - какое у тебя настроение, что ты чувствуешь?
2.3 Закончи предложение: «Когда я (подставляется прилагательное, производное от названия понятия), я ...».
Пример: Когда честный, я ...
Я счастлив
Я доволен
Я радуюсь
Я спокоен
Мне интересно
Мне весело
Мне хорошо
Мне нравится
Я печалюсь
Я огорчаюсь
Мне не нравится
Мне грустно
Бланк для регистрации ответов
Нравственные понятия Нравственное сознание (1 часть) Нравственные чувства (2 часть) Нравственный опыт (3 часть) Примечания
Номер задания 1 2 3 1 2 3 1 2 3
Честность
Лживость
Справедливость
Несправедливость
Любовь
Ненависть (нелюбовь)
Трудолюбие
Лень
Смелость
Трусость
Ответственность
Безответственность
Гуманность
Жестокость
Послушание
Непослушание
Щедрость
Жадность
Любознательность
Нелюбознательность
3.1 Подумай и скажи, как должен(а) вести себя (используются прилагательные, производные от нравственных категорий) ... мальчик или девочка?
3.2 Какие он (она) совершает ... (используются прилагательные, производные от нравственных категорий) поступки?
3.3 Какие ты совершал(а) (используются прилагательные, производные от нравственных категорий) поступки?
Оценка результатов: засчитываются ответы, в которых ребенок называет правильные варианты поступков.
1 балл - правильные варианты поступков;
0 баллов - школьник указал неверные варианты нравственных поступков.
часть 2. исследование эмоционального компонента нравственной сферы личности младшего школьника
Задание 1. К названному слову младшему школьнику нужно выбрать подходящее выраже-
Для детей
X. *
Для ведущего
\ *
РАДОСТЬ
СТРАХ
£
У
}Н
ние лица (рисунок 1).
Цель: выявить эмоциональное отношение школьника к этическим категориям.
Инструментарий для диагностики: 20 карточек с нравственными понятиями. Карточки с изображением различных эмоций.
Ход диагностики: ребенку поочередно предъявляются слова, а школьник подбирает к каждому слову соответствующее выражение лица.
Оценка результатов:
1 балл - школьник правильно соотнес слово с графическим изображением эмоции.
0 баллов - школьник допустил ошибку при соотнесении слова и графического изображения.
Задание 2. Я расскажу короткие истории, ты внимательно слушай и затем выбери цвет, который по твоему мнению соответствует указанной ситуации.
У нас 8 разных цветов: красный, желтый, синий, зеленый, серый, черный коричневый, фиолетовый (таблица 2).
СТЫД
Л
-1
^ У
ГНЕВ
ИНТЕРЕС ОТВРАЩЕНИЕ ВОСХИЩЕНИЕ ОБИДА УДИВЛЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЕ
Рисунок 1 - Эмоции на лицах детей
Цель: выявить адекватность эмоциональных переживаний школьника в различных нравственных ситуациях.
Оценка результатов: положительные цвета: красный, желтый, синий, зеленый.
Отрицательные: серый, черный, коричневый, фиолетовый.
1 балл - школьник адекватно оценил ситуацию и выбрал корректный цвет;
0 баллов - ошибка при определении модальности ситуации и цветовой окраски.
Таблица 2 - Восемь цветов
Задание 3. Школьнику нужно придумать предложения с использованием определенной нравственной категории, и распределить их по разным цветным конвертам. Соотнести придуманную ситуацию и цвет данной ситуации.
Цель: оценить эмоциональное отношение ребенка к абстрактным нравственным ситуациям.
У нас 8 цветных конвертов и 20 карточек с различными нравственными понятиями. Сейчас ты выбираешь карточку с нравственным понятием, а
красный серый
желтый черный
синий коричневый
зеленый фиолетовый
Положительные Отрицательные
Девочка забыла дома учебник по математике, её сосед по парте поделился с ней книгой Учитель поставил мальчику низкую оценку, он очень расстроился и накричал на неё
Если мальчик получает плохую оценку, то он обязательно объясняет родителям, почему так получилось Родители просят девочку убирать свою комнату, но она редко это делает
Ребята обзывают меня «зубрилкой», но я не обижаюсь на них Если родители не разрешают играть на компьютере, тогда я злюсь
Мальчик всегда с большим удовольствием учит уроки Мальчики подрались на уроке физкультуры, из-за неправильного гола
Мальчик смело залез на дерево, чтобы снять с ветки напуганного котенка Девочка не выучила стих и прогуляла школу
Ситуации для проведения диагностики
затем составляешь предложение, которое бы соответствовало данному понятию. После этого выбираешь, в какой конверт ты определишь данное понятие и придуманную ситуацию.
Оценка результатов:
1 балл - школьник правильно составил предложение и выбрал цветовое решение;
0 баллов - предложение не соотносится с нравственной категорией, и цвет выбран не верно.
Часть 3. Исследование поведенческого компонента нравственной сферы личности младшего школьника
Задание 1. Я расскажу тебе разные ситуации, а ты скажи, как относишься к их героям. Ребенку в разброс предлагается 20 ситуаций с различной модальностью. Фиксируется его отношение к героям (таблица 3).
Цель: выяснить способность ребенка соотносить нравственные действия с адекватностью ситуации.
Оценка результатов: 1 балл получает ребенок в случае адекватной оценки ситуации. 0 баллов -ребенок выразил не адекватное нравственное отношение к ситуации.
Задание 2. Сейчас мы рассмотрим ситуации, а ты скажешь, что ты делаешь, когда это происходит.
Цель: изучить способность ребенка совершать нравственные действия и поступки.
Оценка результатов: 1 балл - ребенок выбрал нравственное поведение, согласно ситуации. 0 баллов - ребенок описал действие не адекватно нравственной ситуации.
Задание 3. Сейчас внимательно слушай и представляй, что ты будешь делать, а потом выбери выражение своего лица в это момент - веселое или грустное (рисунок 2).
Цель: выяснить эмоциональные переживания
Таблица 3 - Ситуации для рассмотрения
младшего школьника в ситуациях реальных нравственных поступков.
Оценка действий: 1 балл - за выбор «лица» адекватного ситуации.
0 баллов - «лицо» выбрано не адекватно ситуации.
О О'
Рисунок 2 - Веселое и грустное лицо
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Подсчитывается сумма баллов по каждому заданию. Затем подсчитывается общее число баллов в трех компонентах нравственной сферы и делится на 3.
КЛЮЧ
48-60 баллов - высокий уровень. Школьник принимает, понимает нравственные категории и пользуется ими в своей деятельности. Адекватно ситуации подбирает окраску эмоционального поведения. Стремится к приобретению новых личностных качеств, активно приобщается к коллективной работе.
36-47 баллов - уровень выше среднего. Школьник выбирает стратегию поведения в соответствии с нравственными нормами. В новых условиях встречаются затруднения при определении эмоциональной модальности.
1 Мальчик не выучил уроки и честно признался об этом родителям 1 Мальчик не выучил уроки и не сказал об этом родителям, чтобы они не запретили ему играть
2 Мама попросила мальчика не кататься по лужам на велосипеде, и он послушно выполнил её просьбу 2 Мама попросила мальчика не кататься по лужам на велосипеде, но он её не послушался и катался, когда она этого не видела
3 Бабушка привезла конфеты для внучки, тогда девочка поделилась конфетами со всеми близкими 3 Бабушка привезла конфеты для внучки, и девочка съела все конфеты одна
4 Бабушка целый день работала на дачном участке, и мальчик работал вместе с ней 4 Бабушка целый день работала на дачном участке, а мальчик лениво спал в шалаше
5 Девочка с удовольствие ходит в школу, потому что ей нравится учиться и узнавать все новое 5 Девочка ходит в школу, потому что так надо
6 Дети гуляли на улице и увидели голодного котенка, они его накормили и нашли ему новых хозяев 6 Дети гуляли на улице и увидели голодного котенка, они его напугали, и он убежал
7 Мама дала мальчику несколько домашних поручений, в течение дня он все их выполнил 7 Мама дала мальчику несколько домашних получений, но мальчик целый день играл в компьютерные игры
8 Девочка возвращалась домой, и на неё напала большая собака, мальчик проходил мимо, взял палку и отогнал собаку 8 Девочка возвращалась домой и на неё напала большая собака, мальчик увидел это, и чтобы собака не напала на него, перешел на другую сторону улицы
9 Мальчик очень любит своих родителей и всегда им помогает 9 Мальчик любит своих родителей, когда они играют с ним и дарят новые игрушки
Бланк для оценки действий ребенка
Моральные дилеммы Действия ребенка Оценка
1 Если я не выучил уроки: - честно скажу об этом родителям; - не скажу родителям, чтобы они разрешили мне смотреть телевизор
2 Когда мама говорит не кататься по лужам на велосипеде: - я выполняю её просьбу; - я катаюсь, когда она не видит
3 Когда бабушка привозит мне конфеты: - я обязательно делюсь ими со всей семьей; - я с большим удовольствием ем их один
4 Когда бабушка работает на дачном участке: - я бегу трудиться вместе с ней; - я лениво сплю в шалаше
5 Я хожу в школу: - потому что там очень интересно, и можно узнать много нового; - потому что родители говорят: «надо»
6 Когда на улице я вижу голодного котенка: - я накормлю его и найду добрых хозяев; - я его напугаю и он убежит/ пройду мимо
7 Когда мама дает мне домашние поручения: - я их все обязательно выполняю; - я их не выполняю, ведь играть в компьютерные игры веселее
8 Если я вижу, что на ребенка напала собака: - то я обязательно отгоню её; - я перейду на другою сторону улицы, чтобы собака меня не увидела
9 Я люблю своих родителей: - и всегда им помогаю; - когда они играют со мной и дарят новые игрушки
10 Два брата разбили любимую мамину вазу, но наказали точно старшего: - это несправедливо, виноваты оба; - старший должен заступаться за младшего
24-35 баллов - средний уровень.
Нравственные категории понимает частично, но знает о необходимости соблюдения общепринятых правил и устоев. Соблюдает нравственные устои ситуативно, при наличии контроля со стороны окружающих.
12-23 баллов - низкий уровень. Умение определять и выделять нравственные категории не сформировано. Нравственные правила принимаются школьником в случае возможного поощрения (личной выгоды).
0-11 баллов - очень низкий уровень. Школьник не понимает, не принимает и не использует нравственные нормы в повседневной жизни. При определении тактики поведения, затрудняется определить нравственную сторону поступка.
Результаты апробации методики. В пилотажном исследовании приняли участие 300 младших школьников 7-10 лет. Исследование проводилось в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» и МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» в г. Кургане.
Полученные данные показали, что методика МИНСЭК-2 работает, что позволило выявить некоторые недостатки нравственного развития младших школьников:
В когнитивном компоненте: - понимание некоторых нравственных категорий, обязательных для усвоения в младшем
школьном возрасте, либо отсутствует совсем, либо искажено;
- школьники не могут описать человека, поведение которого соответствует указанным категориям;
- наиболее сложным для понимания детей оказались понятия «справедливость», «ответственность», которые многие отказывались определять;
- общечеловеческие ценности «добро», «дружба», «любовь» воспринимаются учащимися весьма поверхностно, отмечаются трудности в их трактовке.
В эмоциональном компоненте:
- у части младших школьников не сформировано эмоциональное отношение к нравственным категориям, адекватное переживание поступков, совершаемых на их основе.
В поведенческом компоненте:
- дети испытывают трудности при подборе примеров реального нравственного поведения, используя для этого знакомые ситуации из изучаемой литературы;
- нормы нравственного поведения формулируются детьми на уровне долженствования («так как надо»), вне связи с реальным поведением;
- поведение и способы действия в различных ситуациях зависят от конкретных нравственных представлений младшего школьника.
Бланк для фиксации выбора ребенка
Моральные дилеммы Выбор лица Оценка
1 Если я не выучил уроки: - честно скажу об этом родителям; - не скажу родителям, чтобы они разрешили мне смотреть телевизор
2 Когда мама говорит не кататься по лужам на велосипеде: - я выполняю её просьбу; - я катаюсь, когда она не видит
3 Когда бабушка привозит мне конфеты: - я обязательно делюсь ими со всей семьей; - я с большим удовольствием ем их один
4 Когда бабушка работает на дачном участке: - я бегу трудиться вместе с ней; - я лениво сплю в шалаше
5 Я хожу в школу: - потому что там очень интересно, и можно узнать много нового; - потому что родители говорят: «надо»
6 Когда на улице я вижу голодного котенка: - я накормлю его и найду добрых хозяев; - я его напугаю и он убежит/ пройду мимо
7 Когда мама дает мне домашние поручения: - я их все обязательно выполняю; - я их не выполняю, ведь играть в компьютерные игры веселее
8 Если я вижу, что на ребенка напала собака: - то я обязательно отгоню её; - я перейду на другою сторону улицы, чтобы собака меня не увидела
9 Я люблю своих родителей: - и всегда им помогаю; - когда они играют со мной и дарят новые игрушки
10 Два брата разбили любимую мамину вазу, но наказали точно старшего: - это несправедливо, виноваты оба; - старший должен заступаться за младшего
Вывод: методика МИНСЭК-2 в целом отражает предмет диагностики - нравственное развитие и может быть использована для комплексного исследования нравственной сферы личности младшего школьника.
Дальнейшая работа над методикой предполагает ее валидизацию, установление возрастных и гендерных норм нравственного развития, его критериев, уровней и общего критерия развития нравственной сферы в соответствии с единством, согласованностью и модальностью трех компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого.
Список литературы
1 Молчанов С. В., Маркина О. С. Динамика моральной ориентации в младшем подростковом, старшем подростковом и юношеском возрасте //Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. - Т. 6. - № 4. URL: http://psyedu. ru/journal/2014/4/Molchanov_Markina.phtml (дата обращения: 27.10.2018).
2 Овчарова Р. В. Комплексная методика исследования нравственной сферы личности дошкольника на основе усвоения базисных этических категорий (МИНСЭК) Свидетельство об отраслевой регистрации Разработки № 9629 Федеральное агентство по образованию РФ: ФГНУ «Государственный координационнный центр информационных технологий; Отраслевой фонд алгоритмов и программ. - 20.12.2007. - 22 с.
3 Овчарова Р. В. Мельникова Н. В. Развитие нравствен-
ной сферы личности дошкольника : монография. - Санкт-Петербург : Амалтея, 2008. - 336 с.
4 Lee, C. M., & Taylor, M. J. (2013). Moral education trends over 40 years: A content analysis of the Journal of Moral Education (1971-2011). Journal of Moral Education. https://doi.or g/10.1080/03057240.2013.832666
5 Kim, M., & Sankey, D. (2009). Towards a Dynamic Systems Approach to moral development and moral education: a response to the JME Special Issue, September 2008. Journal of Moral Education. https://doi.org/10.1080/03057240903101499
6 Krettenauer, T, Asendorpf, J. B., & Nunner-Winkler, G. (2013). Moral emotion attributions and personality traits as long-term predictors of antisocial conduct in early adulthood: Findings from a 20-year longitudinal study. International Journal of Behavioral Development. https://doi. org/10.1177/0165025412472409
References
1 Molchanov S.V., Markina O.S. Moral Orientation Dynamics in Adolescence and Youth [Elektronnyi resurs] Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru. 2014. Т. 6. № 4. URL: http://psyedu.ru/journal/2014M/Molchanov_Markina. phtml (accessed: 27.10.2018) [in Russian].
2 Ovcharova R. V. Complex method of research of the moral sphere of the personality of the preschool child on the basis of assimilation of basic ethical categories (MINSEK) the Certificate on branch registration of Development No. 9629 Federal Agency for education of the Russian Federation: FGNU "The State coordination center of information technologies; Branch Fund of algorithms and programs. - 20.12.2007. - 22 p. [in Russian].
3 Ovcharova R. V. Melnikova N. The development of moral sphere of the personality of the preschool child. - SPb.: Amalthea, 2008. - 336 p. [in Russian].
4 Kim, M., & Sankey, D. (2009). Towards a Dynamic Systems
Approach to moral development and moral education: a response to the JME Special Issue, September 2008. Journal of Moral Education. https://doi.org/10.1080/03057240903101499
5 Krettenauer, T, Asendorpf, J. B, & Nunner-Winkler, G. (2013). Moral emotion attributions and personality traits as long-term predictors of antisocial conduct in early adulthood: Findings from a 20-year longitudinal study. International Journal of Behavioral Development. https://doi. org/10.1177/0165025412472409
УДК 37.015.3 С.М. Тажетдинова
Нукусский Ггосударственный Педагогический Институт имени Ажинияза, Нукус, Республика Узбекистан
НАРОДНЫЕ ПЕСНИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования развитой личности в процессе обучения народной песни на уроках музыки.
Ключевые слова: песня, народ, урок, личность, гармония, музыка.
S.M. Tazhetdinova
Nukus state Pedagogical Institute named after Azhiniyaz, Nukus, Republic of Uzbekistan
FORMATION OF HARMONIOUSLY DEVELOPED PERSONALITY AS A RESULT OF LEARNING VARIOUS NATIONAL FOLK SONGS
Abstract. In article the problem of formation of the developed personality in the course of training of a national song at music lessons is considered.
Key words: Song, people, lesson, personality, harmony, music.
Одним из главных предназначений каракалпакских народных песен является воспитание гармонично развитого поколения. Обучение молодого поколения народным песням как уникальному и бессмертному жанру фольклора, разработка некоторых критериев этого процесса является важной проблемой. Соответственно, мы должны ответить на вопрос о том, что является целью преподавания песен.
В научной работе К. Айымбетова «Халык даналыгы» указывается на необходимость укрепления интернационального характера культуры народа.
Стоит отметить, что с помощью музыки также формируется и эстетический вкус.
Сравнительный анализ песен показал, что народные песни значительно отличаются от современных. Современная песня не может представить долгую историю. Она является произведением поэта или композитора - человека нового
поколения. Народные песни, с точки зрения истории творения, это продукт древней истории и древней богатой мысли.
Ученик глубоко понимает содержание песни, быстро усваивает то, о чем он поет. В процессе исполнения он также копирует произношение, постигает значения слов. Он устанавливает идею песни, основываясь на общей логике текста.
Ученик в данном процессе формирует свое мировоззрение под влиянием универсальных идеалов, таких как священные концепции наших древних предков, уважение к ним, к природе и человеку, к национальным ценностям.
Анализ музыкальных уроков в общеобразовательных школах показал, что в процессе обучения народное музыкальное наследие, в частности знания и навыки не находятся на должном уровне, которым должны овладеть ученики. Можно выделить ряд проблем музыкального образования:
1 Отсутствие новых учебных пособий, которые предоставляют обширную информацию о народной музыке.
2 Отсутствие образцов репертуара песен, рекомендованных для учащихся 1-7 классов.
3 Слабая подготовка молодых учителей музыки к преподаванию национальных песен.
Список литературы
1 Мансуров А., Каримова Д. «Мусика», Г. Гулом номидаги нашриет-матбаа ижодий уйи, Т-2015й.
2 Иброхимов О., Садиров Ж. «Мусика», Г.Гулом номидаги нашриет-матбаа ижодий уйи, Т-.2008й.
References
1 Mansurov A., Karimova D. of "Musik", G. Gul of a nomidaga of a nashriyet-matba of izhodiya of an uya, T-2015y.
2 Ibrokhimov O, Sadirov Zh. of "Musik", G. Gul of a nomidaga of a nashriyet-matba of izhod
УДК 159.9
Е.А. Тетерина, А.М. Первитская Курганский государственный университет, Курган
анализ корреляционных связей компонентов профессионального выгорания у педагогов дополнительного образования
Аннотация. Риск развития синдрома профессионального выгорания педагогов дополнительного образования связан со стажем работы. Имеется специфика взаимосвязи компонентов эмоционального выгорания на разных этапах профессиональной самореализации.
Ключевые слова: профессиональное выгорание, педагог, дополнительное образование.