УДК 37
А. А. ХАЛИКОВ, преподаватель кафедры специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
A. A. KHALIKOV, instructor of the chair of special training of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia (Ufa)
К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ СТРАЙКБОЛА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ С СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
TO THE QUESTION OF PRACTICING «AIRSOFT» IN THE FIREARMS TRAINING CLASS WITH INTERNAL AFFAIRS OFFICIALS
Аннотация. В представленной статье рассматриваются методы повышения эффективности занятий по огневой подготовке с сотрудниками органов внутренних дел. Автором отмечено, что применение страйкбола является эффективным методом развития соответствующих и необходимых для сотрудника полиции навыков и умений при работе с оружием.
Ключевые слова и словосочетания: страйкбол, стрельба, огневая подготовка, сотрудник органов внутренних дел.
Annotation. The present article discusses the methods of improving the efficiency of the firearms training classes with internal affairs officials. The author notes that the use of airsoft is an effective method of developing appropriate and necessary skills for a police officer when working with weapons.
Key words: airsoft, shooting, firearms training, internal affairs official.
Актуальность обучения сотрудников скоростной стрельбе обусловлена тем, что из года в год преступность все в большей степени приобретает насильственный характер, активизировалось противодействие правоохранительным органам. В связи с этим повышаются требования к личному составу органов внутренних дел, и реализация этих требований невозможна без повышения уровня их профессиональной подготовки.
Одним из основных разделов на этапе прохождения профессионального обучения (профессиональной подготовки) является огневая подготовка, где на занятиях сотрудник приобретает умения и навыки владения личным оружием
[1, с. 3].
Многочисленные исследования причин потерь среди личного состава в ходе выполнения служебных задач сви-
детельствует о том, что в настоящее время методика проведения обучений огневой подготовки недостаточно совершенна, в связи с этим необходимо создать новую методику обучения [2, с. 3].
Как правило, огневой подготовке уделяется большое внимание при обучении сотрудников ОВД профессиональным знаниям и умениям. Огневая подготовка как отдельная дисциплина является составной частью начального обучения обращения с оружием всеми сотрудниками ОВД. Обычно она предусматривает два раздела: теоретический и практический, при изучении которых сотрудником изучаются и отрабатываются основные элементы работы с оружием.
Однако существует необходимость обучения сотрудников ОВД не только базовым компонентам огневой подготовки, но и обучению их работе с
ч©
£
i 1
£ 5*
оружием в различных ситуациях, которые могут возникнуть при несении службы. Конечно же, для решения данной проблематики существует ряд методов, один из которых предусматривает проведение таких занятий, как например, «Комплексный практикум по огневой и физической подготовке», где сотрудник приобретает навыки не только применения огнестрельного оружия в различных ситуациях, а также и применения физической силы.
Несмотря на это, представители правоохранительных органов не всегда могут своевременно и быстро принять решение в различных ситуациях по причине того, что такие занятия чаще не позволяют отрабатывать те или иные действия с заряженным огнестрельным оружием (например, в ходе работы в паре при задержании преступника и т. п.).
Одним из путей решения данного вопроса и достижения максимального результата на занятии, предусматри-г^ вающем применение огнестрельного ^ оружия, является внедрение в образова-¡2® тельный процесс технических средств ^ обучения. С развитием современных § технологий на сегодняшний день про-^ исходит интенсивное оборудование об-^ разовательных организаций системы М МВД России новыми средствами, зада-^ чей которого является моделирование в | образовательном процессе реальных си-§ туаций служебной деятельности со-| трудников, а как следствие и повыше-§ ние качества подготовки специалистов в § целом. Профессиональная подготовка 15 сотрудников означает не только разви-| тие профессионально-прикладных ка-1 честв, но и внедрение в имеющуюся Ц преподавательскую концепцию огневой § подготовки страйкбольного оборудова-| ния, позволяющего моделировать на-| стоящую связь с правонарушителем с ^ применением огнестрельного оружия. ^ Так как занятия по стрельбе, в каких бы ц условиях они ни проводились, не могут ^ дать курсантам и слушателям полной ^ картины того, к чему их готовят, к тому
же многие моменты оперативного взаимодействия невозможно отрабатывать с боевыми патронами, а при холостой стрельбе теряется ощущение опасности и реальности ситуации. Помимо этого, в реальном огневом контакте с преступником на сотрудника органов внутренних дел действует несколько сильных эмоциональных напряженных условий: четкое понимание возможности погибнуть либо получить ранения, высокая ответственность за принятие решений, которые надо принимать стремительно, общепсихологический барьер стрельбы по человеку. Вследствие чего это вводит сотрудника правоохранительного органа в возбужденное состояние, когда он не может отчетливо осуществлять действия, отработанные в тире (стрельбище или полигоне), в случае отсутствия у него боевого опыта или выработанного навыка к работе в таком состоянии. Являясь одним из эффективных средств совершенствования огневой и тактической подготовки сотрудников органов внутренних дел, страйк-больное оборудование дает возможность отрабатывать огневые контакты на близких расстояниях. Это дает представление о целесообразности использования тех или иных тактических способов ведения ближнего боя в конкретных ситуациях и возможности моделирования различных ситуаций, которые зависят от характера поставленных задач в условиях, когда на обучаемых воздействуют те же психологические раздражители, что и в реальной обстановке ближнего огневого боя.
Внедрение и использование страйкбольного оборудования в учебно-тренировочном процессе весьма полезно для индивидуальной подготовки обучаемых, крайне эффективно для отработки взаимодействия и тактических приемов ведения огневого контакта в составе группы и позволяет выполнять поставленные задачи наиболее эффективным способом [3, с. 99-100].
Исходя из толкования различных источников, под понятием страйкболла представляется командная, военно-спортивная игра, вид активного отдыха, ролевая командная игра военно-тактического направления, в ходе чего участники, имитируя действия различных вооруженных структур, выполняют поставленные сценарием задачи. В качестве вооружения игроки применяют так называемую мягкую пневматику. Позже разработали оружие, использующее для производства стрельбы энергию сжатого газа. Указанные модификации ранее имели возможность вести автоматическую и полуавтоматическую стрельбу. Однако данное оружие обладало большими габаритными размерами, так как газ размещался во внешнем резервуаре и соединялся с оружием эластичным шлангом. В последующем начали устанавливать некрупные газовые резервуары непосредственно в корпус (по принципу зажигалки). По мере развития данного направления появились модели с системой «Gas Blow Back», при которой доля энергии сжатого газа используется на ход затвора при стрельбе; кроме того, имитируется отдача оружия (при выстреле затвор отходит назад, взводит курок, досылает патрон в патронник). Это сделано исключительно с целью придания антуражности и никакой функциональной нагрузки не несет. Такой механизм работы частей оружия используется в подавляющем большинстве пистолетов.
В отличие от широко распространенной «жесткой» пневматики, «мягкая пневматика» специально конструировалась таким образом, чтобы не травмировать игроков. При соблюдении минимальных правил безопасности (обязательны для ношения только очки), самое серьезное «ранение» - это ссадина. К примеру, после игры в пейнтбол синяки на теле гораздо внушительней, ведь и сам шарик больше и тяжелее. В пользу страйкбола свидетельствует и
тот факт, что используемые боеприпасы имеют стоимость на порядок меньшую, чем применяемые в пейнтболе.
Сотрудникам, имеющим уже в какой-то мере основные навыки, а в некоторых случаях и существенный боевой опыт, данная методика может помочь набрать соответствующие навыки и умения или восстановить их. Также возможна отработка групповой слаженности подразделений, выявление реальных лидеров, закрепление правильных решений через моторную память.
Имеется ряд технологий преподавания тактике и стрельбе, которые различаются только стоимостью и обоснованностью использования. Существуют так называемые технологии общего назначения (лазерные имитаторы, пейнтбол, световая стрельба и проч.) и специальные, благодаря которым тренируются только специальные государственные подразделения (например, с использованием пластиковых и резиновых пуль, или «огневой обстрел»). И то, что необходимо для со- ^ трудника спецподразделения, вовсе не ^ обязательно для частного охранника или сотрудника полиции. По этой причине применение страйкбола представляется как более результативный и аб- ^ солютно доступный метод обучения как ^ с экономической, так с методической и ^ психологической точек зрения. в
В ходе проведения занятий по ^
£
огневой подготовке с сотрудниками ор- « ганов внутренних дел никак нельзя ог- | раничиваться упражнениями, совершен- « ствующими отдельные навыки. Здесь
чение. Технические, физические и пси-
В любом случае, педагогическое
Ч©
5
§
б §
следует использовать комплексное обу- ^
хологические стороны являются компо- а
нентами единого процесса. 8
воздействие должно иметь психологическую основу. Единство обучения и I психологической подготовки является ^
одной из объективных закономерно- | стей, присущих любому педагогическо-
му процессу. J3
S
ч©
I
в §
!
£ I
£ §
Хотелось бы отметить то, что большое значение в повышении эффективности образовательного процесса придается разработке и практическому использованию инновационных педагогических технологий с использованием страйкбольного оборудования [4, с. 157].
Применение страйкбольного оборудования на таких занятиях, как «огневая подготовка» или «комплексный практикум» позволяет осуществлять поиск различных вариантов содержания образования, использования возможностей современной дидактики в повышении эффективности педагогических структур, научной разработки и практического обоснования новых идей и технологий.
Структура содержания современного учебного процесса такова: от знаний к опыту познавательной деятельности; от умений действовать по образцу к опыту осуществления известных способов деятельности; от умения принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях к опыту творческой деятельности. Эти элементы образуют структуру содержания образования [5, с. 125] и позволяют применять современные технические средства (страйкбол) и творчески подходить к проведению занятий, связанных с применением огнестрельного оружия, мо-
делируя различные ситуации предстоя-
щей служебной деятельности.
Целенаправленность и эффек-
тивность профессиональной подготовки определяются знаниями о содержании и структуре будущей профессиональной деятельности сотрудника, осознанностью им ее сути, готовностью к ней на уровне специально сформированных и развитых двигательных умений, навыков, психофизических способностей. Поэтому в настоящее время возникла реальная потребность в создании и внедрении в учебный процесс специальных дисциплин вузов МВД России новых технологий обучения с использованием страйкбола, суть которых состоит в интенсификации подготовки специалистов, максимальной практической направленности и в использовании инициативы, интеллектуальных возможностей и способностей самих обучаемых.
Таким образом, предложенный подход к формированию у сотрудников качественно новых интегративных знаний, умений и навыков в полной мере соотносятся и с кадровой политикой МВД России, задачей которой является повышение профессионализма сотрудников, имеющих высокий уровень знаний и навыков, правовую культуру, необходимые морально-этические и нравственные качества. [6, с. 4]
"к "к "к
ЛИТЕРАТУРА
1. Сабанов А. Ю. Методика обучения скоростной стрельбе лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел: учеб. Пособие. Уфа: Уфимский ЮИ МВД России, 2016.
2. Зайцев Н. В. Методы совершенствования огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке: материалы VII Международной научно-практической конференции. Уфа: Уфимский ЮИ МВД России, 2015.
3. Носков О. С., Семиглазов А. Г. Страйкбол на занятиях по тактико-специальной подготовке с сотрудниками государственной защиты // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2014. № 4.
4. Загрекова Л. В. Теория и технология обучения: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Высш. шк., 2004.
5. Краевский В. В. Современность и педагогика // Методология современной общей и спортивной педагогики: сб. мат-лов Всерос. науч. конф. / под ред. С. Д. Неверковича, В. В. Го-жина, Л. Д. Квиртия. М., 2004.
6. Реформирование системы работы с кадрами и профессионального образования МВД России на период до 2011 года: целевая программа ведомства. М., 2008.
© Халиков А. А.
УДК 378
Т. В. МАЛКОВА, доцент кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского университета МВД России (г. Санкт-Петербург)
T. V. MALKOVA, associate professor of the chair foreign languages Saint-Petersburg University of the Interior Ministry of Russia (Saint-Petersburg)
О СПОСОБАХ АКТИВИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
МВД РОССИИ
CONCERNING THE WAYS TO IMPROVE FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA
Аннотация. Возрастающие требования к качеству иноязычной подготовки курсантов образовательных организаций МВД диктуют необходимость инновационных технологий, принципиально новых методов и приемов обучения и воспитания. Опыт подготовки и привлечения курсантов к участию в конкурсных мероприятиях, в частности в международном конкурсе «Музыка перевода», позволяет влиять на повышение качества учебно-воспитательного процесса в целом, на повышение мотивации к изучению иностранного языка, на развитие познавательной и творческой активности курсантов.
Ключевые слова и словосочетания: иностранный язык, конкурсные мероприятия, обучение иностранным языкам, кадет, инновационные технологии, новые методы, технологии обучения.
Annotation. Increasing demand on the quality of foreign language training of cadets in educational institutions of Ministry of Internal Affairs proves the necessity innovative technologies, new methods and techniques of training and education. The cadets' participation in competitive events, particularly in the international contest «Music of translation», influences the improvement of the quality of the educational process in general, enhances the motivation to learn a foreign language and develops cognitive and creative activity of students as well.
Key words: foreign language, competitive events, foreign language training, cadet, innovative technologies, new methods, training techniques.
Возрастающие требования к качеству иноязычной подготовки курсантов образовательных организаций МВД
России диктуют необходимость поиска и внедрения в учебный процесс инновационных технологий, принципиально
ч©
5
s
s çj
s
0 s s
1
S S
t
S g
S
S
il «
ÇJ