3. URL: http://www.globaltrust.ru/produkty/ tipovye-organizacionno-rasporyaditelnye-dokumenty-po-informacionnoi-bezopasnosti (дата обращения: 27.09.2011).
4. Мастяева И. Н. Оптимизация затрат организаций, связанных с информационными рисками [Текст] / И. Н. Мастяева, В. В. Немиткина //
Экономические науки. - № 11(36). - 2007. -ISSN 2072-084X.
5. Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» : (в ред. от 28.09.2010 г.) [Текст]. - СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 27.09.2011).
удк 351.74:519.1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЯМ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ
© Меньших Валерий Владимирович
доктор физико-математических наук, профессор, начальник кафедры высшей математики, Воронежский институт МВД России.
ЕЗ [email protected] © Пьянков Олег Викторович
кандидат технических наук, доцент, старший преподаватель кафедры телекоммуникационных систем, Воронежский институт МВД России.
ЕЗ [email protected] © Самороковский Андрей Федорович
кандидат технических наук, начальник кафедры тактико-специальной подго-£ товки, Воронежский института МВД России.
В статье рассматриваются возможности использования инфокоммуникаци-онного оборудования современных ситуационных центров органов власти (министерств, образовательных учреждений, администраций) для обучения действиям при возникновении кризисных ситуаций. Обосновывается структура технологической системы обучения, приводится пример её реализации на базе ситуационного центра. Определены подходы к разработке необходимого специального математического и программного обеспечения, необходимого для проведения обучения.
Ключевые слова: ситуационный центр, кризисные ситуации, специальное математическое и программное обеспечение, сети Петри.
Эффективность работы сотрудников силовых ведомств во многом зависит от готовности к действиям в кризисных ситуациях и, в частности, принятию оптимальных управленческих решений. Однако управленческие решения принимаются в условиях значительной неопределённости и зависят от большого числа факторов, часть из которых может оказаться не регламентированной нормативными документами. Все кризисные ситуации уникальны, и, следовательно, опыт действий в одной си-
туации не может механически переносится на новые условия [1].
Недостаток опыта управленческих решений в этих условиях может быть восполнен в ходе проведения практических занятий в форме деловых игр или командно-штабных учений с использованием современных информационных технологий, для чего может быть использовано инфокоммуникационное оснащение существующих ситуационных центров.
Для проведения перечисленных мероприятий необходимо рассмотреть особенности
Информационная безопасность регионов. 2011. № 2 (9)
организации действии сотрудников силовых ведомств и привлекаемых должностных лиц при возникновении кризисных ситуаций.
Организация управления и обучение действиям в кризисных ситуациях
При возникновении кризисной ситуации создаётся орган управления (ОУ) привлекаемыми силами и средствами. Для обеспечения деятельности ОУ формируется рабочий аппарат, состоящий из групп по направлениям деятельности. Основными задачами рабочего аппарата являются постоянный сбор, обобщение, анализ и предварительная оценка информации об обстановке, подготовка предложений для руководителя ОУ, оформление решения, подготовка соответствующих проектов распорядительных документов. Работу ОУ организует руководитель рабочего аппарата и его заместители, составляющие группу принятия решений.
Обучение действиям в кризисных ситуациях должно содержать отработку навыков действий в типовых ситуациях и развитие способностей принятия решений в нетиповых ситуациях. Поэтому должна обеспечиваться имитация обстановки как для типовых, так и для нетиповых ситуаций на основе использования специального математического и программного обеспечения. Это осуществляется группой «подыгрыша», в которую входят либо лица, проводящие практическое занятие, либо руководители командно-штабного учения или тренировки.
Таким образом, можно представить логическую схему технологической системы обучения действиям в кризисных ситуациях (рис. 1).
Рис. 1. Логическая схема технологической системы обучения
Группа подыгрыша имитирует действия элементов, вовлечённых в кризисную ситуацию, доводит до органа управления информацию об обстановке и её последующих изменениях.
Группа принятия решений выдаёт задания группам по направлениям деятельности на
проведение расчётов и подготовку проектов документов, принимает управленческие решения и сообщает о них группе подыгрыша.
Группы по направлениям деятельности осуществляют расчётно-аналитическую работу по подготовке управленческих решений.
В процессе обучения руководитель занятия распределяет роли среди обучаемых, ставит задачи, следит за ходом их выполнения и вносит коррективы в действия обучаемых. Обучаемые решают поставленные задачи, обусловленные их учебными ролями с фиксацией в имитационной среде, используют данные справочной системы и средств визуализации, отображающих текущее состояние решения задач. Следует отметить, что время на решение ограничено, и среда имитации реализует модель решаемой задачи поливариантно на основе принимаемых или непринимаемых решений. Таким образом, обучаемые действуют в реальном или вне реального времени.
Рассмотрим возможности использования современного инфокоммуникационного оснащения ситуационных центров для реализации описанной технологической системы обучения.
Возможности использования ситуационных центров для обучения действиям в кризисных ситуациях
Ситуационные центры представляют собой сложные высокотехнологичные комплексы, включающие в себя развитые системы информационно-аналитической поддержки, средства мультимедийного видеоотображения информации и средства коллективной работы в режиме реального времени [2].
Современное инфокоммуникационное оборудование ситуационных центров и имеющиеся телекоммуникационные системы, как правило, позволяют осуществлять все виды информационных процессов (сбор, хранение, обработка, передача информации). Для обучения действиям в кризисных ситуациях оборудование должно удовлетворять следующим требованиям:
- позволять организовать несколько специализированных автоматизированных рабочих мест (АРМ);
- обеспечивать возможность организации обмена информацией и передачи команд управления между АРМ с использованием различных инфокоммуникационных технологий;
- обеспечивать возможность оперативного доступа к информационным ресурсам;
- содержать коллективные устройства отображения информации.
Размещение специализированных АРМ на базе существующих ситуационных центров
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
целесообразно осуществлять по технологической системе обучения (рис. 2).
Рис. 2. Пример реализации технологической системы обучения на базе ситуационного центра
В рамках проводимого мероприятия осуществляется анализ ситуаций, выбор управленческих решений, разработка планов действий, отработка взаимодействия привлекаемых сил и средств и оценка эффективности действий обучаемых или участников командно-штабных учений и тренировок.
Имеющееся инфокоммуникационное оборудование ситуационного центра настраивается под решаемые задачи. Поэтому фактически проведение мероприятия на базе ситуационного центра предполагает только лишь создание специального математического и программного обеспечения, позволяющего подготавливать и вырабатывать управленческие решения на основе моделирования кризисных ситуаций.
Моделирование кризисных ситуаций
Причинами возникновения кризисных ситуаций могут быть события, происшедшие в социальной, техногенной сферах и природной среде, процессы и явления, существенно влияющие на жизнедеятельность людей, общества и государства и требующие специальных мер по защите среды обитания, жизни, здоровья, прав и свобод граждан, материальных и иных ценностей от уничтожения, повреждения, хищения и по восстановлению нормальной работы различных объектов жизнеобеспечения.
В кризисные ситуации вовлекаются несколько взаимосвязанных элементов, например, правонарушители (преступники), привлекаемые силы и средства и др. Обучение действиям при возникновении кризисных ситуаций должно происходить с учётом возможных вариантов их развития, определяющих процесс функционирования элементов. В ходе своего функционирования элементы воздействуют друг на друга, что приводит к изменению их состояний
(например, отказ от выполнения требования по освобождению заложника и существование угрозы его жизни приводят к переходу группы захвата из состояния готовности к проведению силовых действий по освобождению заложника).
Таким образом, можно считать, что в любой момент времени каждый элемент, вовлечённый в кризисную ситуацию, находится в одном из возможных состояний. Следовательно, в основу разработки программ специального математического обеспечения, предназначенного для обучения действиям в кризисных ситуациях, следует положить модели, учитывающие смену состояний параллельно развивающихся взаимосвязанных процессов.
Удобным средством построения описанных моделей являются сети Петри [3, 4]. Для иллюстрации используется графическое представление, в соответствии с которым сеть Петри обладает двумя типами узлов, соединенными дугами:
О - позиции, и - переходы.
Позиции могут быть маркированными (содержащими фишки). Переход называется разрешённым, если каждая из его входных позиций имеет число фишек, по крайней мере, равное числу дуг из позиции в переход. Выполнение действия определяется как срабатывание переходов. При этом переход может сработать только в том случае, когда он разрешён. На рис. 3 показаны примеры сети Петри:
а) без фишек;
б) с фишкой в одной входной позиции, при этом переход сработать не может и фишка остаётся в начальной позиции;
в) с фишками в каждой входной позиции, при этом переход является разрешённым;
г) после срабатывания разрешённого перехода.
Рис. 3. Графическое представление сети Петри
В каждый момент времени любое подразделение или орган управления находится в каком-либо состоянии, например, группа захвата может находиться в состоянии ожидания, готовности к выполнению задачи, выполнения поставленных задач и т. п. Переход из одного состояния в другое осуществляется в соответствии с приказами, распоряжениями, директивами от вышестоящего руководства. После перехода в новое состояние руководитель подразделения
Информационная безопасность регионов. 2011. № 2 (9)
докладывает о выполнении поставленной задачи (или невыполнении).
Указанные действия могут моделироваться с помощью сети Петри: состояния подразделений (функциональных групп), документы (приказы, распоряжения, директивы, отчёты о выполнении) соответствуют позициям сети Петри, а процесс смены состояний - переходам сети; наличие фишки в позиции моделирует текущее состояние подразделения (функциональной группы) или наличие документа.
Пример построения модели действий
Рассмотрим в качестве примера упрощённую модель действий группы наблюдения и анализа обстановки (Гр), созданной для выполнения задач в условиях чрезвычайных обстоятельств (рис. 4).
ср1 с1р.ч
Рис. 4. Модель действий Гр
Описание позиций и переходов модели дано в табл. 1.
Таблица 1
Описание элементов модели действий Гр
№ п.п. Обозначение Описание
1 sP1 Гр ожидает постановку задачи
2 SP2 Гр проводит специальные мероприятия
3 8Рз Гр осуществляет контроль обстановки
4 SP4 Гр завершила работу
5 сР1 Выявлены объекты наблюдения
6 сР2 Контроль обстановки потерян
7 dP1 Поставленная задача Гр
8 dP2 Доклад Гр о выполнении задачи
9 dP3 Приказ о завершении работы
10 dP4 Доклад о завершении работы
11 dP5 Доклад о потере контроля обстановки
12 t t 1- 4 Переходы, описывающие процесс смены состояний
При имитации ситуации имеется возможность варьирования длительностью выполнения переходов t1—t4, моментами изменения обстановки с помощью помещения фишек в позиции ср1 и ср2.
Описанный подход позволяет имитировать работу всех функциональных групп, создаваемых при возникновении кризисной ситуации на основе создания специального математического и программного обеспечения.
Таким образом, существующее инфоком-муникационное оснащение ситуационных центров позволяет организовывать автоматизированные рабочие места должностных лиц органа управления, создаваемого при возникновении кризисной ситуации.
Современные информационные технологии позволяют реализовывать динамические модели конкретных кризисных ситуаций, включающих описания элементов, вовлечённых в эти ситуации, реализацию воздействий, приводящих к изменению состояний элементов.
На основе использования ситуационного центра возможна организация обучения действиям в кризисной ситуации, при котором описанная выше модель обеспечивает имитацию ситуации в реальном и вне реального времени.
Это обеспечит более эффективное закрепление знаний, формирование умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности сотрудников силовых ведомств и привлекаемых должностных лиц.
Библиографический список
1. Актуальные вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций [Текст] : монография / под общей ред. В. А. Акимова. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010. - 352 с. - ISBN 978-5-93970-044-3.
2. Меньших В. В. Моделирование информационных систем центров ситуационного управления [Текст] / В. В. Меньших, О. В. Пьянков, И. В. Щербакова. - Воронеж: Научная книга, 2010. - 127 с.
3. Питерсон Дж. Теория сетей Петри и моделирование систем [Текст]. - М.: Мир, 1984. - 264 с.
4. Меньших В. В. Алгоритм имитационного моделирования действий органов управления и подразделений органов внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельств [Текст] / В. В. Меньших, Ю. С. Лунев, А. Ф. Самороковский // Вестник Воронежского института МВД России. - Воронеж: ВИ МВД РФ, 2007. - № 2.
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731