В.В. Меньших, А.Ф. Самороковский, А.С. Меренков
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРИНЯТИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ХОДЕ НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
TEACHING METHODS MAKING MANAGEMENT DECISIONS DURING DUTY OF MAINTAINING PUBLIC ORDER DURING SPORTS EVENTS USING MODERN INFORMATION TECHNOLOGY
Представлена частная методика обучения руководителей подразделений органов внутренних дел принятию управленческих решений при выполнении оперативнослужебных и служебно-боевых задач в ходе несения службы по охране общественного порядка с использованием возможностей ситуационных центров.
The article presents a method of teaching private heads of departments of internal affairs management decisions in the performance of operational service and service-combat missions during the service of the public order using the capabilities of situation centers.
Введение. Важнейшим условием успешного решения поставленных перед органами внутренних дел задач является эффективность управления и взаимодействия между подразделениями. Эффективность действий ОВД во многом зависит от правильности и оперативности принимаемых руководителями структурных подразделений решений.
Управление подразделениями представляет собой целенаправленную деятельность начальников и оперативных штабов по поддержанию высокой боевой готовности подразделений, подготовке их к действиям и руководству ими при выполнении поставленных задач [1]. Успешное выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач, возложенных на подразделения органов внутренних дел, требует от руководителей всех степеней постоянного повышения уровня руководства подчиненными подразделениями, совершенствования стиля работы и профессиональной подготовки руководящего состава.
Сложность и ответственность оперативно-служебных и служебно-боевых задач, решаемых в процессе управления органами внутренних дел, вызывает необходимость не только правового регулирования деятельности всех структурных звеньев системы управления, но и обучение сотрудников действиям при решении этих задач. В связи с этим важной задачей является разработка специальных средств и методик обучения управленческих кадров в органах внутренних дел.
Обучение принятию управленческих решений на специальных занятиях.
Распространённой формой обучения органов управления являются штабные тренировки, сущность которых состоит в том, что обучаемые сотрудники в соответствии со своими функциональными обязанностями под руководством начальника, проводящего штабную тренировку, исходя из созданной им единой для всех обстановки, самостоятельно выполняют определенную работу по управлению подразделениями в кризисных ситуациях.
Обучение сотрудников ОВД, как обосновано в [3, 4], целесообразно осуществлять на базе специализированных ситуационных центров, позволяющих организовывать процесс обучения в форме командно-штабных учений и тренировок, деловых игр. Однако для эффективности использования ситуационных центров их необходимо оснастить предметно ориентированным специальным математическим и программным обеспечением.
Общая методология обучения сотрудников ОВД принятию управленческих решений с использованием современных информационных технологий в настоящее время отсутствует. Вместе с тем имеется целый ряд моделей и программно-реализованных алгоритмов, которые предназначены для обучения принятию определенной группы управленческих решений [3—7]. Для эффективного использования данных моделей должны быть разработаны частные методики обучения сотрудников ОВД принятию соответствующих решений, которые в дальнейшем могут быть обобщены в общей методологии обучения сотрудников ОВД принятию управленческих решений с использованием современных информационных технологий.
В связи с этим актуальной является задача разработки частных методик обучения сотрудников ОВД принятию управленческих решений с использованием специализированных ситуационных центров.
В настоящей работе рассматривается частная методика обучения руководителей структурных подразделений ОВД принятию некоторых управленческих решений в ходе несения службы по охране общественного порядка при проведении спортивных мероприятий с использованием возможностей ситуационных центров.
Возможности использования ситуационных центров для обучения действиям в кризисных ситуациях.
Для повышения качества подготовки руководителей для организации и несения службы по охране общественного порядка и безопасности возможно применение современных компьютерных технологий и технических средств обучения. Данное решение можно реализовать, используя технический комплекс ситуационного центра. Сложные высокотехнологичные комплексы включают в себя развитые системы информационно-аналитической поддержки, средства мультимедийного видеоотображения информации и средства коллективной работы в режиме реального времени.
Современное инфокоммуникационное оборудование ситуационных центров и имеющиеся телекоммуникационные системы, как правило, позволяют осуществлять все виды информационных процессов (сбор, хранение, обработка, передача информации). Для обучения принятия управленческих решений оборудование должно удовлетворять следующим требованиям [3, 4]:
- позволять организовать несколько специализированных автоматизированных рабочих мест (АРМ);
- обеспечивать возможность организации обмена информацией и передачи команд управления между АРМ с использованием различных инфокоммуникационных технологий;
- обеспечивать возможность оперативного доступа к информационным ресурсам;
- содержать коллективные устройства отображения информации.
Имеющееся инфокоммуникационное оборудование ситуационного центра настраивается под решаемые задачи. Поэтому фактически проведение мероприятия на базе ситуационного центра предполагает только лишь создание специального математического и программного обеспечения, позволяющего решать задачи подготовки к выработке управленческих решений на основе моделирования кризисных ситуаций.
Частная методика обучения принятию управленческих решений в ходе несения службы по охране общественного порядка при проведении спортивных мероприятий.
Приведем описание частной методики обучения принятию управленческих решений руководителей подразделений ОВД, использующей возможности ситуационного центра Воронежского института МВД России с размещенной на нем обучающе-тестирующей программой «Действия руководителей подразделений ОВД по обеспечению охраны общественного порядка (на примере массовых спортивных мероприятий)» [8]. Данная программа позволяет проводить командно-штабные тренировки, деловые игры с руководителями подразделений ОВД по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности при проведении спортивных мероприятий.
Принято выделять следующие этапы подготовки и принятия управленческих решений [2]:
1) выявление и формулировка задачи;
2) сбор и анализ информации для решения;
3) подготовка вариантов (проектов) решения;
4) выбор окончательного варианта (принятия решения).
В ходе обучения предполагается, что предварительно поставлена задача «Обеспечение охраны общественного порядка во время проведения спортивных мероприятий». Случайным образом выбирается вариант общей и частной обстановки, которая представляется обучаемым в графическом, табличном и текстовом виде.
Обучение осуществляется в автоматическом режиме. Предусмотрена возможность взаимодействия обучаемых друг с другом при подготовке решений. Ниже приводится описание процесса обучения на АРМ руководителя (процесс обучения на остальных АРМ аналогичен).
На первом шаге обучения производится систематизация полученной информации и ее анализ. Результаты анализа оформляются в виде справочных данных и используются для выбора варианта несения службы. Если вариант выбран неправильно, то выполнение первого шага обучения повторяется.
На втором шаге осуществляется расчет сил и средств подразделений ОВД для реализации выбранного варианта несения службы и в интерактивном режиме вводится в базу данных, где хранятся допустимые предельные значения параметров (графические формы для ввода информации представлены на рис. 1 и 2). Если расчет сил и средств, подготовленный обучаемым, является недопустимым, то выполнение второго шага обучения повторяется.
На третьем шаге случайным образом генерируется последовательность чрезвычайных ситуаций (пожаров, обнаружения взрывных устройств, массовых беспорядков) в различных местах спортивного сооружения. Обучаемый должен за ограниченное время выбрать состав и последовательность действий, которые необходимо выполнить при возникновении данной чрезвычайной ситуации в данном месте. Автоматически проверяется правильность и своевременность принятого решения.
Рис.1. Пример расстановки сил и средств на Рис. 2. Пример расстановки сил и средств местности для выбранного варианта несения службы
Заключение.
Описанная частная методика может быть использована не только для обучения сотрудников ОВД, но и осуществления тестирования в интересах оценки знаний и умений принятия решений в чрезвычайных ситуациях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Казинский Н.Е. Тактико-специальная подготовка. — М.: ЦОКР МВД России, 2007. — 608 с.
2. Коренев А.П. Основы управления в органах внутренних дел. — Московский университет МВД России, Издательство «Щит-М», 2002. — 396 с.
3. Меньших В. В., Пьянков О.В., Самороковский А.Ф. Использование ситуационных центров для обучения действиям в кризисных ситуациях // Информационная безопасность регионов. — 2011. — Вып. 2(9). — С. 104—107.
4. Меньших В. В., Пьянков О.В., Самороковский А.Ф. Использование современных информационных технологий для обучения действиям в кризисных ситуациях // Вестник Воронежского института МВД России. — 2011. — № 3. — С. 154—160.
5. Меньших В. В., Лунев Ю.С., Самороковский А.Ф. Алгоритм имитационного моделирования действий органов управления и подразделений органов внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельств // Вестник Воронежского института МВД России. — 2007. — № 2. — С. 125—129.
6. Меньших В.В., Пьянков О.В., Самороковский А.Ф. Выбор оптимального варианта действий органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах на основе экстраполяции экспертных оценок // Вестник Воронежского государственного технического университета. — 2008. — Том 4. — N° 3. — С. 166—168.
7. Самороковский А.Ф., Меренков А.С. Использование программного обеспечения для оценки радиационной обстановки в подразделениях органов внутренних дел // Вестник Воронежского института МВД России. — 2010. — № 1. — С. 174—180.
8. Обучающе-тестирующая программа «Действия руководителей подразделений ОВД по обеспечению охраны общественного порядка (на примере массовых спортивных мероприятий)» / В.В. Меньших, А.Ф. Самороковский, А.С. Меренков, Е.К. Шипова // ФГАНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти», № 50201350015 от 11.01.2013.