УДК 338.24
А.Ю. Лебедев, К.В. Тугушов
ИНТЕГРАЦИЯ СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА ФГБОУ ВПО «АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ» В СИСТЕМУ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ МЧС РОССИИ
В статье рассмотрены вопросы интеграции центра поддержки принятия решений в систему ситуационных центов МЧС России. Целью создания ситуационного центра поддержки принятия решений в Академии является подготовка специалистов органов управления в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ключевые слова: ситуационный центр, поддержка и принятие решений, учебный процесс
A. Lebedev, K. Tugushov
INTEGRATION OF SITUATIONAL CENTER OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL INSTITUTION «ACADEMY OF CIVIL PROTECTION» IN THE SYSTEM SITUATIONAL CENTERS OF EMERCOM OF RUSSIA
In the article the questions of integration of the centre of support of decision-making in the system of situational cents EMERCOM of Russia. The purpose of creation of situational center of decision-making support in the Academy is training specialists authorities in the field of prevention and liquidation of emergencies of natural and technogenic character.
Keywords: situational center, support and decision-making, educational process
Решение прикладных проблем управленческой деятельности требует новых подходов к информационно-аналитическому обеспечению и необходимых для этого методических, программно-инструментальных и технических средств. Эффективной формой интеграции этих средств являются ситуационные центры (СЦ), которые обеспечивают качественную подготовку, анализ, обсуждение и принятие коллективных управленческих решений за счет комплексного использования современных программных и технических средств обработки и отображения информации и все шире находят применение в органах государственного и корпоративного управления как инструмент поддержки управленческой деятельности. Этим обуславливается широкое внедрение ситуационных центров в практику государственного и корпоративного управления. На сегодняшний день динамично развивается система аналитических ситуационных центров органов государственной власти: от ситуационного центра Президента Российской Федерации (СЦ ПР) до ситуационных центров министерств, ведомств и органов управления субъектами РФ. Тенденции развития системы государственного управления в нашей стране, а также обширный мировой опыт позволяют прогнозировать значительное увеличение в 2012-2015 годах количества и функциональных возможностей ситуационных центров, создаваемых, прежде всего, в интересах руководителей министерств и ведомств, глав субъектов РФ, а также руководителей крупных предприятий и организаций [1,2].
Полноценное использование ситуационных центров возможно, когда руководители, управляющие и большая часть государственных служащих, принимающих участие в подготовке аналитических и прогнозных материалов, будут достаточно полно представлять информационно-
78 -
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2014'1
аналитические возможности СЦ. Обучение принятию решений является современным и актуальным направлением в общем, профессиональном и дополнительном образовании. Подготовка управленческих кадров, специалистов всех ступеней невозможна без этого вида учебной деятельности. Наиболее эффективно управленческие решения (особенно групповые решения по сложным, многофакторным проблемам) принимаются в среде ситуационного центра с активным использованием интеллектуальных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и геоинформационных систем (ГИС) [3]. В этой связи представляется необходимым создание ситуационного центра поддержки принятия решений в ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России».
Основной целью создания ситуационного центра поддержки принятия решений в Академии является подготовка специалистов органов управления в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Одновременно центр может быть дополнительным звеном ФКУ «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» для оказания научно-практической и информационно-аналитической поддержки деятельности при ликвидации последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера.
Такая структура обеспечивает расширение возможностей, как собственно Центра Академии гражданской защиты, так и ФКУ «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» (НЦУКС).
Ситуационный центр поддержки принятия решений Академии предназначен для моделирования и анализа последствий чрезвычайных ситуаций различного характера.
Важной задачей центра является детальный анализ применения группировки сил и средств, поиск недостатков и уязвимых элементов, формирование вариантов решений, их качественная оценка.
Результаты моделирования и промежуточные выводы служат исходными данными для обеспечения визуализации обстановки на экранах коллективного и индивидуального пользования. В процессе поддержки принятия решений средствами ситуационного центра формируются возможные варианты управляющих воздействий на сложившуюся чрезвычайную ситуацию, и производится оценка последствий их реализации. Использование возможностей ситуационного центра поддержки принятия решений позволяет моделировать различные сценарии развития чрезвычайных ситуаций и выбирать наиболее рациональное (оптимальное) решение по комплексным ключевым параметрам.
Функционирование ситуационного центра поддержки принятия решений Академии основывается на принципе построения единой функциональной системы.
Задачи ситуационного центра поддержки принятия решений Академии включают в себя: прием оперативной информации по обстановке от НЦУКС, СМИ и электронных ресурсов; выявление факторов, анализ предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций различного характера;
прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций различного характера; подготовка предложений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расчет сил и средств, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
ведение хронологии развития чрезвычайных ситуаций, учет новых применяемых методов и средств управления, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
_ 79
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2014'1
моделирование динамики развития событий по возможным чрезвычайным ситуациям на основе информации о предпосылках к ним;
ведение баз данных чрезвычайных ситуаций и их последствий;
анализ эффективности принятых (принимаемых) решений, учет ошибок и решений, признанных неприемлемыми по результатам действий;
действенный контроль организации работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, полноты принятых решений по организации неотложных работ на низовом уровне;
возможность своевременной координации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера;
проведение практических занятий на базе ситуационного центра со слушателями, курсантами, студентами Академии.
Основными инструментами анализа, применяемыми в центре поддержки принятия решений, являются: мониторинг текущей обстановки, анализ и моделирование действий в кризисной ситуации, проведение командно-штабных учений для поиска эффективных и новых решений.
Ситуационный центр поддержки принятия решений Академии должен выполнять следующие функции:
осуществление оперативного взаимодействия между информационными системами (базами данных и знаний, справочными системами, архивами данных и т.п.) НЦУКС, центром поддержки принятия решений ФГУ «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» МЧС России, центром поддержки принятия решений ФГБУ «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России, центром поддержки принятия решений ФГБОУ ВПО «Академия Государственной противопожарной службы» МЧС России, организациями и ведомствами, участвующих в реализации принятия управленческих решений;
своевременное доведение оперативной информации до экспертов и руководителей; контроль доведения решений до исполнителей и обеспечение контроля исполнения; обеспечение руководства и экспертов сведениями о чрезвычайных ситуациях различного характера;
получение актуальной справочной информации; автоматизированный контроль над сложившейся обстановкой;
подготовку подборок, аналитических обзоров печатной, видео- и электронных СМИ по соответствующим проблемам;
подготовку вариантов управленческих решений;
обучение слушателей и преподавателей правильности принятия решений. Ситуационный центр поддержки и принятия решений Академии является организационно-техническим комплексом, основу которого составляют информационное и программное обеспечение поддержки принятия управленческих решений на основе комплексного мониторинга факторов влияния на развитие чрезвычайных ситуаций различного характера.
Ситуационный центр поддержки принятия решений Академии - сложный технический комплекс, который должен включать следующие подсистемы:
подсистему сбора информации (компьютеры, сервера, базы данных); подсистему передачи информации (локальная и глобальная сеть, каналы связи); подсистему анализа и структурирования информации (информационные системы, специализированный софт, модели);
80 -
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2014'1
подсистему визуализации информации (специализированный софт для визуализации, дисплейные системы, управление выводом информации, озвучивание, интерактивные средства);
подсистему хранения информации (сервера, специализированное оборудование для записи и хранения);
подсистему обеспечения безопасности информации;
подсистема моделирования чрезвычайных ситуаций (программные средства прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций, расчета сил и средств, ущерба).
Структура ситуационного центра поддержки принятия решений Академии должна включать в себя следующие функциональные зоны: ситуационный зал (должен быть оборудован большими информационными экранами и предназначен для обеспечения руководителей и экспертов информацией о сложившейся обстановке), зона руководителя центра, зона ввода в обстановку и получения оперативных данных (прием и регистрация входных данных и документов, проверка их достоверности, разнесение, полученной информации в соответствующие БД, доведение информации до исполнителей (потребителей), информационное обслуживание пользователей по их запросам), зона работы ведущих специалистов (осуществляется подготовка моделей прогноза развития кризисной ситуации, а также анализ результатов, прогноз последствий, оценка рисков принятия решений), зона экспертных групп по кризисным ситуациям (формирование модели обстановки на основе фактических данных, выявление и отслеживание тенденций развития чрезвычайных ситуаций), зона персонала технической поддержки (системное администрирование информационной сети центра поддержки принятия решений, регламентирование и контроль доступа к данным информационного хранилища центра поддержки принятия решений, техническое обслуживание аппаратного комплекса центра).
Эффективная работа экспертных групп по кризисным ситуациям ситуационного центра поддержки принятия решений Академии должна быть основана на:
использовании программно-аппаратных комплексов функциональных систем управления и обеспечения (электронная почта, WEB, видеоконференция, селектор, учета ресурсов, сбора и приема данных);
доступе к ресурсам геоинформационной базы (цифровые карты с тематическими слоями и справочными данными: энергетические и автомобильные сети, трубопроводы, бассейны рек -гидрология и т.д.), материалам информационно-справочной системы и распределенным базам данных (библиотека 3D объектов, карта космических снимков с поднятым рельефом, архив ЧС, силы, ресурсы), составляющие информационный базис для работы экспертов на уровне анализа обстановки;
использовании аналитических систем первичного анализа и динамики изменений (графики, диаграммы, таблицы);
применении математических моделей, описывающих динамические процессы с изменением поступающих оперативных параметров, и программных комплексов прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций, позволяющих провести моделирование событий;
использовании систем оперативного управления, которые используются НЦУКС и ЦУКС субъектов РФ.
Результатом работы экспертных групп по кризисным ситуациям является выработка экспертного заключения с необходимым обоснованием.
Основная категория обучаемых - слушатели факультета руководящего состава, факультета по подготовке иностранных специалистов, слушатели Института развития.
_ 81
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2014'1
Некоторые виды практических и групповых занятий на базе ситуационного центра могут проводиться с курсантами командно-инженерного факультета, студентами гуманитарного и инженерного факультетов.
Использование СЦ является новым инструментом для преподавания специальных дисциплин. Индивидуальная подготовка специалистов в ряде случаев экономически менее выгодна, чем групповое обучение в СЦ. В связи с этим возникает потребность в организации СЦ образовательной направленности. При этом учебная направленность СЦ ставит перед разработчиками и преподавателями ряд совершенно новых проблем, таких как разработка дидактических основ и методических подходов к использованию средств компьютерного моделирования, экспертных систем и мультимедиа при формировании навыков группового принятия решений в СЦ. Связано это с тем, что ситуационных центров, приспособленных для ведения учебного процесса, в стране мало, опыт их работы небольшой. Проведение занятий в ситуационном центре позволит более качественно слушателям отрабатывать навыки и умения, полученные в ходе теоретических занятий.
Литература
1. Манушин А.Э., Митин А.И. Учебный ситуационный центр, как среда обучения групповому принятию решений: Методические рекомендации для системы повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 46 с.
2. Научно-практическая конференция «Ситуационные центры — решения и проблемы. Взгляд экспертов», 30-31 октября 2002 г.: Тезисы выступлений. - М.: Polymedia, 2002.
3. Егоров А.И. Развитие ситуационных центров поддержки принятия решений в учебной деятельности. Журнал «Фундаментальные исследования», №8, 2008 г. - стр. 80-81
4. Вспомогательный ситуационный центр Академии гражданской защиты МЧС России. Эскизно-технический проект. - М.: АГЗ МЧС России, 54 с.
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2014'1