Информатика, вычислительная техника и управление
М.С. Романов
К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
TO THE INFORMATION PROVIDING OF HIGH SCHOOLS TRAINING SITUATIONAL CENTERS IN THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA
Разработана логическая схема обучения сотрудников полиции в учебном ситуационном центре. В имитационной обучающе-тестирующей программе реализован оригинальный способ построения модели действий участников массовых беспорядков.
The logical scheme of training of police officers in the training situational center is developed. The original way of model creation of mass riots participants actions is realized in the simulation training-test program.
Введение.
В настоящее время особое значение имеет повышение профессиональной подготовленности сотрудников ОВД к действиям в повседневной и нештатной ситуациях. Высокие показатели в служебно-боевой подготовке не являются гарантией эффективности действий личного состава подразделений ОВД, так как эта эффективность во многом обуславливается оптимальностью управленческих решений. Принятие управленческих решений происходит в условиях значительной неопределенности и зависит от большого числа факторов. Все ситуации, возникающие в ходе служебной деятельности, уникальны и, следовательно, опыт действий в одной ситуации не может механически переноситься на новые условия.
Недостаток опыта принятия управленческих решений в этих условиях может быть восполнен в ходе проведения практических занятий в форме деловых игр в образовательных учреждениях МВД России (например, при обучении на курсах повышения квалификации) или командно-штабных учений в подразделениях ОВД с использованием современных информационных технологий. Одним из перспективных направлений использования современных информационных технологий является создание учебных ситуационных центров (УСЦ) [1].
253
Вестник Воронежского института МВД России №4 / 2014
Фактически создание учебного ситуационного центра предполагает разработку специального математического и программного обеспечения, позволяющего решать задачи подготовки сотрудников к выработке управленческих решений на основе моделирования чрезвычайных обстоятельств (ЧО).
Наличие различных задач, для решения которых привлекаются подразделения ОВД при возникновении чрезвычайных обстоятельств, позволяет разрабатывать типовые сценарии деловых игр, формирующие умения по выработке управленческих решений. Сценарии являются как раз той интеллектуальной надстройкой, которая должна обеспечить содержательное наполнение процессов выработки управленческого воздействия в УСЦ.
В соответствии со сценарием обучающиеся решают поставленные задачи, обусловленные их учебными ролями, используют сведения справочной системы и средств визуализации, отображающих текущее состояние решения задач. Однако разработанная в [1] логическая схема технологической системы обучения, рассчитанная на групповые занятия, не позволяет каждому обучающемуся в ограниченное время выступить в роли лица принимающего решения (ЛПР). Следовательно, эффективность проведения занятий по обучению действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств можно достичь путем перераспределения ролей при повторном проведении деловой игры. Такой экстенсиональный путь по привитию умений и навыков принятия управленческих решений невозможен в связи с ограниченными временными ресурсами, отводимыми учебными планами. Другой возможный путь привития навыков связан с созданием иной технологической системы обучения с использованием информационных технологий в учебных ситуационных центрах.
1. Технологическая система обучения с использованием информационных технологий.
Отдельные этапы и роли обучающихся, формируемые по условию сценария, могут быть реализованы с помощью современных информационных технологий, позволяющих осуществлять разработку и использование в учебном процессе имитационных обучающе-тестирующих программ.
Перед разработкой таких программ создается сценарий деловой игры для совершенствования навыков принятия управленческих решений в ситуационных центрах ОВД при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
Типовой сценарий деловой игры будет включать следующие части:
1) введение, содержащее общие характеристики занятия:
- тип и продолжительность;
- цели и задачи;
- указание ролей обучающихся;
- последовательность и ориентировочная продолжительность основных этапов проведения, определяющие точки синхронизации работы;
2) теоретические основы решения задачи по ликвидации чрезвычайных обстоятельств:
- понятийный аппарат, связанный с задачей и ее решением;
- краткое описание математической модели;
- методы решения;
3) практическое решение задачи, состоящее из следующих этапов:
- перечисление общей и частной обстановки;
- демонстрация карт событий (топографических, тематических, географических, фотографии со спутников и т.д.);
254
Информатика, вычислительная техника и управление
- приведение справочных данных (численность правонарушителей, количество сотрудников ОВД, периметр территории, охватываемой противоправными действиями, и т.п.);
- последовательность заданий, требующих принятие управленческих решений, содержащая вводную информацию, формулировку задания, перечень возможных решений (при необходимости);
4) подведение итогов, заключающееся в анализе принятых решений, их правильности, адекватности и своевременности.
Таким образом, реализация отдельных ролей разработанного сценария с помощью информационных технологий позволяет предложить логическую схему технологической системы обучения (рис. 1), в которой осуществляется индивидуальная работа по принятию управленческих решений, что дает возможность сократить время по приобретению требуемых умений и навыков.
Рис. 1. Логическая схема технологической системы обучения
Перечислим роли в сценарии и их функции:
— группа подыгрыша имитирует действия правонарушителей, последствия техногенных катастроф и т.д.;
— группы по направлениям деятельности реализуют принятые управленческие решения.
Реализация этих ролей в компьютерной программе позволяет как обучить навыкам принятия решений в ходе имитации чрезвычайных обстоятельств, так и осуществить их контроль в автоматическом режиме.
Однако формализация действий вышеперечисленных групп потребует создания специального математического обеспечения в виде моделей и выбора аппарата их применения.
2. Специальное математическое обеспечение.
Сценарий деловой игры должен учитывать взаимосвязь участников: мирных граждан, правонарушителей, сил и средств ОВД и др. На всех этапах сценария участники взаимодействуют друг с другом, что приводит к смене их состояний. Таким обра-
255
Вестник Воронежского института МВД России №4 / 2014
зом, в любой момент времени каждый участник находится в одном из присущих ему состояний. Следовательно, разработка специального математического обеспечения должна осуществляться на использовании моделей, учитывающих директивность смены состояний параллельно действующих участников.
Удобным математическим аппаратом, позволяющим разрабатывать и использовать такие модели, является сеть Петри [2].
Рассмотрим пример разработки модели действий группы изъятия при возникновении массовых беспорядков, вызванных межнациональным конфликтом. Группа изъятия может находиться в состоянии ожидания, готовности к выполнению поставленных задач, выполнения поставленных задач и т.п., что соответствует позициям сети Петри — pi. Текущее состояние группы изъятия моделируется помещением фишки в соответствующей позиции. Смена состояний может осуществляться только при наличии некоторых условий и моделируется с помощью переходов — ti. Таким образом, может быть предложена модель действий группы изъятия (рис. 2).
Рис. 2. Модель действия группы изъятия Описание позиций и переходов приведено в таблице.
Описание элементов модели действий группы изъятия (ГИ)
№ п.п. Обозначение Описание
1 Р1 ГИ ожидает постановку задачи.
2 Рз ГИ производит изъятие активных участников беспорядков.
3 Р6 Ожидание приказа от руководителя оперативного штаба.
4 Р9 ГИ завершила работу.
5 Р4 Доклад о выполнении задачи.
6 Р5 Поступила информация об эскалации беспорядков.
7 Р7 Приказ о завершении спецоперации.
8 Р2 Приказ о начале выполнения действий по изъятию.
9 Р8 Доклад о готовности к выполнению задач.
10 tl - t4 Переходы, описывающие процесс смены состояний.
При имитации ЧО имеется возможность варьирования параметрами сети Петри (длительность переходов, начальное состояние сети, наличие фишек в определенных позициях).
256
Информатика, вычислительная техника и управление
Описанный подход позволяет реализовать роли разработанного сценария в виде специального математического обеспечения и разработать компьютерную программу, указанную в логической схеме технологической системы обучения (рис. 1). Рассмотрим результаты использования информационных технологий для обучения сотрудников ОВД принятию решений по пресечению массовых беспорядков, вызванных межнациональным конфликтом.
3. Использование информационных технологий в учебном процессе.
Предложенная логическая схема обучения и специальное математическое обеспечение позволили разработать имитационную обучающе-тестирующую программу «Принятие управленческих решений в органах внутренних дел по пресечению массовых беспорядков, вызванных межнациональным конфликтом». В программе реализован разработанный сценарий деловой игры, в котором ставятся цели и задачи, приводятся справочные данные, а также общая и частная обстановки.
Программа используется при проведении учебных занятий по тактико-специальной подготовке и содержит последовательно выполняемые задания, направленные на пресечение массовых беспорядков, вызванных межнациональным конфликтом, основанных на реальных событиях в районе Западного Бирюлёво г. Москвы.
В разработанном сценарии программы отражаются и изучаются следующие учебные вопросы:
1. Формирование группировок сил и средств территориальных органов внутренних дел.
2. Проведение расчета сил и средств.
3. Выбор места расположения функциональных групп в районе массовых беспорядков.
4. Управление группировкой сил и средств в ходе пресечения массовых беспорядков.
5. Проведение заключительного этапа спецоперации, подведение итогов.
На рис. 3 показан интерфейс программы.
Задание 1. Примите решение.
Выберите мероприятия, которые необходимо
1. Создать вспомогательный пункт управления (ситуационный центр).
2. Сформировать рабочий аппарат из ipymi по направлениям деятельности.
3. Последовательно ввести степени готовности сил и средств №>2 и № I.
4. Ввести степень готовности сил II средств №1.
5. Ввести степень готовности сил и средств №2.
6. Выдвинуть группу управления в район плодовоовощной базы.
7. Привлечь средства массовой информации для освещения событий.
" ' "7 ) ( 8
Текущий слайд
и
Рис. 3. Интерфейс программы:
1 — название программы, 2 — шкала прохождения тестирования, 3 — окно постановки задач, выдачи вводных и справочных данных; 4 — время, отведенное на выполнение задания, 5 — окно ответов, 6 — номер текущего слайда, 7 — кнопка возврата к предыдущим слайдам, 8 — кнопка «вперед», 9 — кнопка принятия ответа
257
Вестник Воронежского института МВД России №4 / 2014
По окончании деловой игры на экран совместно с результатами выводится время выполнения каждого задания, осуществляется расчет результатов выполнения заданий, указываются рекомендуемые оценки, а также приводятся варианты правильных решений. Разработанная программа используется в учебном процессе Воронежского института МВД России, а также может применяться в других вузах системы МВД России.
Заключение.
На основе использования учебного ситуационного центра возможна организация обучения действиям, при которой описанная выше логическая схема технологической системы обучения обеспечивает имитацию ситуации в реальном и вне реального масштаба времени.
Описанная технологическая система обучения совместно с разработанной имитационной обучающе-тестирующей программой могут быть использованы в ходе проведения практических занятий в образовательных учреждениях МВД России (например, при обучении на курсах повышения квалификации) или командно-штабных учений в подразделениях ОВД.
Это обеспечит более эффективное закрепление знаний, формирование умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
ЛИТЕРАТУРА
1. Меньших В.В., Самороковский А.Ф., Пьянков О.В. Использование ситуационных центров для обучения действиям в кризисных ситуациях // Информационная безопасность регионов / СГСЭУ. — 2011. — №2. — С. 104—107.
2. Пьянков О.В., Романов М.С. Оптимизация процессов принятия решений в ситуационных центрах органов внутренних дел // Вестник Воронежского института МВД России. — 2014. — №1.
REFERENCES
1. Menshih V.V., Samorokovskiy A.F., Pyankov O.V. Ispolzovanie situatsionnyih tsentrov dlya obucheniya deystviyam v krizisnyih situatsiyah // Informatsionnaya bezopasnost regionov / SGSEU. — 2011. — #2. — S. 104—107.
2. Pyankov O.V., Romanov M.S. Optimizatsiya protsessov prinyatiya resheniy v situatsionnyih tsentrah organov vnutrennih del // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2014. — #1.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Романов Михаил Сергеевич. Адъюнкт кафедры инфокоммуникационных систем и технологий. Воронежский институт МВД России.
E-mail: [email protected]
Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-33.
Romanov Mikhail Sergeyevich. Post-graduate cadet of the Chair of Infocommunication Systems and Technologies.
The Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-33.
Ключевые слова: учебные ситуационные центры; информационные технологии; комплексы программ.
Key words: educational situation centers; information technology; complexes of programs.
УДК 378
258