Научная статья на тему 'Использование опыта западной системы высшего образования в подготовке будущих специалистов для сельского хозяйства россии'

Использование опыта западной системы высшего образования в подготовке будущих специалистов для сельского хозяйства россии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / GLOBALISATION / THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочкарёв Андрей Геннадьевич

Усиливающаяся мировая тенденция глобализации неизбежно ведет к созданию в будущем единого мирового образовательного пространства. Данная тенденция повлечет за собой изменение всей системы высшего профессионального образования, порождая все новые противоречия и проблемы, для решения которых потребуются усилия специалистов всех стран мира. В связи с этим целью данного исследования является изучение опыта зарубежных коллег, занятых определением путей совершенствования профессиональной подготовки студентов-аграриев, которым предстоит столкнуться с новыми вызовами XXI столетия и успех которых во многом зависит от того, какие знания и практические навыки они смогут приобрести уже сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочкарёв Андрей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USAGE OF EXPERIENCE OF THE WESTERN SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN PREPARATION OF THE FUTURE SPECIALISTS FOR AGRICULTURE OF RUSSIA

The intensifyed world trend of globalisation inevitably conducts to building in the future of uniform world educational space. The yielded trend will entail fluctuation of all system of the higher vocational training, generating all new contradictions and problems for which solution force of specialists of all countries of the world be required. In this connection an objective of this research is analysis of experience of the foreign colleagues occupied by determining of paths of perfecting of professional training of students-landowners to which should face new calls of XXI century and which success in many respects depends on they can gain what knowledge and practical skills already today.

Текст научной работы на тему «Использование опыта западной системы высшего образования в подготовке будущих специалистов для сельского хозяйства россии»

Современное общество рассматривает как моральное сознание, так и нравственные качества работника в качестве одного из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Это делает особенно актуальными исследования, посвященные данной проблеме.

В сложившейся ситуации особенно остро встает вопрос о разработке междисциплинарного курса профессиональной этики, создании цикла занятий, связанных с обсуждением и решением нравственных проблем. Диагностика нравственных качеств работников, циклы занятий на профессиональноморальные темы помогут обеспечить необходи-

мый уровень формирования нравственных качеств и установок на моральное поведение молодых специалистов в аспекте их профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Кон, И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры / И.С. Кон // Социальная психология личности; отв. ред. М.И. Бобнева. — М.: Изд-во МГУ, 1979. — С. 85-113.

2. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Сто-лин. — М.: Речь, 1983. — 284 с.

3. Анциферова, Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Л. Колберга и его школы) // Психологический журнал. — 1999. — Т. 20. — № 3. — С. 5-17.

4. Методика оценки уровня развития морального сознания (дилеммы Л. Колберга). Диагностика эмоциональнонравственного развития; ред. и сост. И.Б. Дерманова. — СПб.: Наука, 2002. — С. 103-112.

УДК 371(100)

А.Г. Бочкарёв, канд. ист. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

использование опыта западной системы высшего образования в подготовке будущих специалистов для сельского хозяйства россии

Стремительное изменение в области науки и техники, широкое использование новейших технологий, развертывающиеся на фоне неуклонного сокращения числа лиц, занятых в сельском хозяйстве, делают задачу проведения кардинальных изменений в подготовке специалистов-аграриев крайне актуальной.

Для России, вставшей на путь рыночных преобразований, приобщение к опыту западных стран, аграрные вузы которых давно и успешно ведут работу по формированию профессиональных навыков и умений у своих студентов, может сыграть решающую роль в деле возрождения ее аграрного сектора. Вполне очевидно, что повышение его эффективности и конкурентоспособности напрямую зависит от тех кадров, которые придут в агробизнес со студенческой скамьи в качестве специалистов сельскохозяйственного профиля нового поколения и нового, более высокого уровня подготовки.

Повышение эффективности российского высшего аграрного образования, призванного помочь решить проблему технологического и технического перевооружения сельского хозяйства, может быть достигнуто не только за счет опоры на внутренние ресурсы, но и с учетом мирового опыта подготов-

ки высших профессиональных кадров, который несмотря на специфику каждой отдельной страны, связанной с традициями, климатическими, географическими и другими отличиями, имеет тенденцию к глобализации самого аграрного образования, заимствованию наиболее передовых методов обучения и подготовки специалистов-аграрников, способных благодаря освоению и внедрению новых технологий изменить сельскохозяйственный сектор в соответствии с требованиями нового тысячелетия.

На конференции, проведенной в мае 1997 г. Организацией по продовольствию и сельскому хозяйству, действующей в рамках ООН, была подчеркнута важность повышения эффективности аграрного образования и, прежде всего, его высшего университетского уровня, за счет более тесной международной кооперации вузов как развитых, так и развивающихся стран [1]. Из анализа проведенного данной организацией следует, что лишь незначительная часть высших учебных заведений аграрной направленности, находящихся, как правило, в развитых западных странах, сумела перестроить процесс подготовки профессиональных кадров с учетом современных тенденций в развитие сельскохозяйственного производства, обусловленных быстрым

59

технологическим прогрессом данной отрасли, повышения ее продуктивности и как следствие этого усиления конкурентной борьбы между крупнейшими производителями за рынки сбыты сельскохозяйственной продукции.

Многим аграрным вузам, особенно в развивающихся странах предстоит проделать огромную работу по реформированию учебно-образовательного процесса с учетом современных тенденций в развитии сельскохозяйственной науки, новой техники и инновационных технологий. И незаменимую помощь в ликвидации отставания образовательных учреждений этих стран от своих более продвинутых партнеров может и должна оказать международная кооперация аграрных вузов по обмену наиболее эффективной методикой и практикой подготовки специалистов всех звеньев для сельского хозяйства той или иной страны.

Глобальная значимость перестройки аграрного образования предусматривает, по мнению участников данной конференции, активное участие национальных правительств поддержке и развитии своих образовательных сельхозучреждений, поощрение международной кооперации вузов, налаживание более тесного сотрудничества между странами, находящимися на одном уровне развития посредствам установления тесных научных связей, обмена между студентами и преподавателями.

Касаясь проблемы совершенствования вузовских учебных программ, было рекомендовано нацелить учебный процесс на удовлетворение прямых запросов современного сельскохозяйственного производства. Предлагалось увеличить количество спецкурсов, активнее вводить такие формы обучения, как проблемно-аналитический подход, групповое участие студентов в решении сложных задач, всемерно развивать междисциплинарную форму обучения. На повышение эффективности учебного процесса должна, как отмечалось, работать и система регулярной коррекции учебных программ, а также сбор оценочной информации от работодателей и бывших выпускников аграрных вузов. Предполагалась дальнейшая популяризация системного подхода в создании учебных программ, позволяющего выпускникам рассматривать сельское хозяйство как систему, состоящую из технических, экономических, социальных и культурных элементов.

И для координации действий преподавателей и администрации различных вузов предлагалось создать региональную и глобальную сеть обмена информацией через Центр передовых исследований и профподготовки (Advanced Research а^ Training Center). Создание электронной информационной системы должно было способствовать и распространению различных форм дистанционного обучения, в котором многие усматривали дополнительный по-

60

тенциал повышения результативности и доступности высшего агрообразования.

Для развитых стран, обладающих высокотехнологичным сельским хозяйством, кооперация в вопросе подготовки высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства не столь актуальна, как для слаборазвитых стран, в которых из-за отсутствия достаточного количества грамотных специалистов и слабого внедрения в собственное агрообразование инновационных методов обучения, национальный аграрный сектор продолжает оставаться не только неконкурентоспособным, но и неспособным полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка.

Беря на вооружение опыт западной подготовки специалистов-аграриев, не стоит забывать, что и она не является безупречной и должна перениматься с учетом специфических особенностей каждой отдельно взятой страны.

Одной из сильных сторон западной образовательной системы в целом является ее восприимчивость к инновационным методам обучения. Примером может служить широко распространившаяся на Западе в последнее время практика использования дистанционного образования с помощью современных технических средств. «Потребность в дистанционном обучении постоянно увеличивается, — отмечает американский журнал «Агрообразование». — Современные технологические достижения позволяют успешно внедрять новые педагогические методы обучения. Но они же бросают вызов тем, кто задействован в образовательном процессе, заставляя пересматривать и переделывать существующие учебные программы, делая их более совершенными и отвечающими требованиям и стандартам сетевого компьютерного обучения» [2]. Сторонники дистанционной формы обучения указывают на такие его преимущества, как способность доносить образование людям, которые не в состоянии по роду своей занятости посещать аудиторные занятия, кому не по карману обычные расходы на обучение, либо для лиц, которые не могут по семейным обстоятельствам влиться в студенческую среду. Растущая потребность в специалистах с высшим образованием усиливает роль новых технологий в учебном процессе, с помощью которых легче удовлетворить запросы студентов, отличающихся друг от друга по навыкам восприятия той или иной информации, доступ к которой они теперь могут получить в любое время.

Дистанционное обучение позволяет учащимся проявлять большую самостоятельность как в усвоении нового материала, так и в самооценке своего прогресса в изучении различных дисциплин. Используемые в дистанционном образовании необъятные ресурсы Интернета создают дополнительные источники пополнения аграрных знаний.

В считаные секунды можно обменяться любой документацией, фото, видео и аудиоматериалами. Те из преподавателей, которые уже имели опыт работы с новой системой, на себе испытали быстроту перехода от традиционной лекторской деятельности к новой форме обучения через интернетовские курсы, в которых все сфокусировано на личность самого обучаемого. Сами преподаватели вынуждены признать, что «нынешние студенты способны более оперативно воспринимать информацию с электронных носителей, чем это делают их наставники. Высшее образование окончательно утратило монополию на хранение и поставку информации». Обучающие находятся под жестким давлением, обусловленным необходимостью постоянного совершенствования эффективности своего педагогического мастерства.

Нисколько не умаляя достижений западной высшей сельскохозяйственной школы, не стоит забывать не только о ее специфике, рассчитанной на удовлетворение внутренних потребностей собственного агробизнеса, но и о признаваемых самими западными преподавателями и специалистами проблемах, тормозящих быстрое внедрение новых методов в учебно-производственный процесс.

Одной из проблем, в частности, американского сельскохозяйственного образования конца прошлого столетия, по мнению профессора университета штата Пенсильвании М.С. Виттингтон, было то, что несмотря на быстро меняющуюся ситуацию в агропроизводстве, часть преподавателей по-прежнему продолжала рассматривать свои курсы как основной «банк знаний», в который попросту должна была закладываться информация, к которой студенты могли бы обращаться по мере необходимости. И поэтому, считает она, привитие навыков у студентов к самостоятельному мышлению не нашло в то время широкой поддержки в американской образовательной системе [3].

Выступая с критикой такого традиционалистского подхода, профессор Виттингтон настаивала на необходимости обучения студентов умению критического мышления, способности самостоятельно отбирать все нужное из нарастающего информационного потока. И долг преподавателей вузов заключался, по ее мнению, в том, чтобы помочь обучающимся овладеть этими навыками, необходимыми им в дальнейшей работе в быстро меняющемся агропроизводстве.

Другой проблемой, по признанию американских исследователей, являлась слабая дифференциация стиля обучения в аграрных вузах в зависимости от уровня способностей тех или иных групп студентов. Игнорирование частью преподавателей различий в способностях усвоения отдельными учащимися той или иной информации, ориентация на усред-

ненную аудиторию ограничивала возможность для наиболее одаренных слушателей быстрее достигать вершин профессионального мастерства [4].

Не обошла стороной американские вузы и проблема сохранения у студентов интереса к выбранной профессии в течение всего периода обучения и после окончания вуза. По данным Американской ассоциации по агрообразованию (American Association for Agricultural Education), с 1984 по 1999 г. было проведено сокращение 31 % преподавателей аграрных вузов из-за значительного уменьшения в этот период притока абитуриентов-аграрников [5].

Лишь после того как в ряде штатов была предпринята модернизация аграрных учебных программ, удалось переломить эту негативную тенденцию и увеличить набор студентов до уровня начала 80-х годов XX в. Однако демографический состав студентов претерпел за это время заметное изменение. Так, среди первокурсников-аграриев университета штата Иллинойс 66,4 % студентов теперь являлись выходцами из городских семей. Даже в таком традиционно фермерском штате, как Айова, по количественному составу в ведущем аграрном университете горожане превзошли по численности представителей фермерских династий.

С увеличением числа первокурсников-горожан, не имевших ранее опыта работы в сельском хозяйстве, возникла новая проблема. Лишь в 1996 г., истратив 11 млн долл. на оплату труда преподавателей, университеты не смогли удержать внушительную часть студентов от соблазна отказаться от выбранной ранее аграрной профориентации. В большинстве своем «отказниками» стали выходцы из городских слоев общества.

Серьезной проблемой в деле улучшения качества высшего профессионального образования, по мнению американских ученых, является «педагогический национализм» («educational nationalism»), существующий в разных странах мира. Уверование в то, что та или иная аграрная школа обладает «лучшей методикой обучения», приводит лишь к ее изоляции и в конечном итоге к застою творческой мысли. Опасность заключается и в том, что такая замкнутость затрудняет налаживание обмена опытом обучения студентов, дублированию одних и тех же курсов и программ и осуществляет подготовку нескольких поколений преподавательских кадров по старой традиционной схеме. Такие аграрные образовательные системы получили, по выражению профессора В. Рут-тона, титул «островных империй» — институтов, не способных и не желающих налаживать мосты, чтобы учится у других.

Позитивным сдвигом стало развитие связей между американской Ассоциацией международного непрерывного сельскохозяйственного обучения

61

(US-based Association for International Agricultural and Extension Education (AIAEE) и их коллег из схожей ассоциации, находящейся в Западной Европе. И хотя становление этих связей не приняло широкого размаха, усиливающаяся глобализация всех форм образования, в том числе и высшего аграрного, будет способствовать их дальнейшему развитию.

Глобализация образовательного процесса неизбежна, поскольку агробизнес, действующий сегодня на мировом рынке, требует для своих нужд соответствующим образом подготовленных специалистов. Глобализация учебного процесса может дать студентам возможность приобрести необходимые навыки для того, чтобы стать высоковостребованными кадрами, необходимыми современному агробизнесу. Задача педагога состоит в том, чтобы умело сочетать накопленный национальный опыт методики преподавания с лучшими международными приемами обучения студентов.

С точкой зрения американских ученых о том, что все студенты, проходящие сельскохозяйственное обучение, должны готовить себя к «глобальной карьере» и быть открытыми к восприятию и уважению международного опыта, что само по себе должно стать неотъемлемым правилом при подготовке новых кадров, нельзя не согласиться. Такую же позицию разделяют и разработчики программы под названием «Глобализация аграрной науки и образовательных программ для Америки» (Globalizing Agricultural Science and Education Programs for America (GASEPA), принятая в 1997 г. и поддержанная Министерством сельского хозяйства США.

Обеспокоенность американских экспертов вызывает и тот факт, что система аграрного образования зачастую базируется на основе дисциплин, многие из которых неизменно в течение многих лет преподавались в вузах. Настало время пересмотреть этот традиционный набор, убрав из него устаревший материал и пополнив новыми дисциплинами. Сохраняется определенная озабоченность, что студенты сельскохозяйственных вузов не в полном объеме изучают иностранные языки, общественные науки, этику, защиту окружающей среды и искусство межличностного общения.

Как заявляют американские профессора, перед ними стоит задача подготовки студентов к многопрофильной карьере в международном агробизнесе на последующие десятилетия. А для этого, считают они, необходимо решительно отказаться от практики навязывания учащимся зазубривания фактов и их бездумного конспектирования. На смену этому должен прийти критический анализ изучаемого материала с опорой на непосредственный опыт работы в сельском хозяйстве, имеющий важное значение в познании основ агробизнеса. Схожую точ-

62

ку зрения по этому поводу высказывают и устроители фонда известной продуктовой корпорации «Келлог», выступающие за реформу сельскохозяйственного образования с целью подготовки высококлассных специалистов для всех звеньев агропроизводства «от обработки земли до поставки конечной продукции потребителю».

Совершенствуя и модернизируя свой агропромышленный комплекс, подтягивая собственную систему аграрного образования к мировым стандартам за счет использования международного опыта применения инновационных форм обучения в высшей школе, Россия тем самым способствует повышению привлекательности и конкурентоспособности своих аграрных вузов на мировом рынке образовательных услуг. Вместе с тем, борясь за этот рынок, Россия стремится сохранить свое влияние в регионах, традиционно входящих в сферу ее интересов. Улучшение уровня подготовки кадров для агропромышленного комплекса и внедрение новых зарубежных и отечественных разработок по совершенствованию содержания и средств образовательной деятельности поможет обеспечить эффективное формирование высококвалифицированных специалистов сельскохозяйственного профиля и поднять имидж страны.

Выводы

1. Сильной стороной западной системы высшего сельскохозяйственного образования является его высокая техническая оснащенность, которая достигается за счет серьезной финансовой поддержки со стороны как федеральных и местных органов власти, различных исследовательских учреждений, фондов, так и представителей бизнеса, заинтересованных в найме высококвалифицированных молодых специалистов. Расширение источников финансирования отечественных аграрных вузов может заметно повлиять на укрепление их материальной и научно-исследовательской базы, сделав российские вузы более конкурентоспособными на мировом рынке образовательных услуг.

2. Наращивание темпов использования российской высшей профессиональной школой новых инновационных методов обучения, таких как дистанционный, неплохо зарекомендовавший себя на Западе, смогло бы сделать процесс овладева-ния аграрными дисциплинами более гибким и отвечающим запросам самых различных категорий специалистов-аграриев.

3. Беря на вооружение некоторые методы зарубежной профессиональной подготовки, необходимо учитывать разницу в менталитете и культурных традициях западного общества. Не следует также при этом сбрасывать со счетов и тот огромный опыт подготовки специалистов, накопленный оте-

чественной высшей сельскохозяйственной школой, которая, по признанию зарубежных экспертов, внесла огромный вклад в развитие теории и методики преподавания в рамках системе высшего профессионального образования.

4. Решение новых проблем, вызванных глобализацией, не под силу лишь одной национальной школе, каким бы высоким не был ее образовательный рейтинг. Объединение совместных усилий аграрных вузов во всем мире смогло бы не только улучшить процесс подготовки дипломированных специалистов, но и внести свой вклад в решение таких неотложных задач, как обеспечение продовольственной безопасности и спасение окружающей среды.

Список литературы

1. Agricultural Education and Training: Issues and Opportunities. Food and Agricultural Organization of the United Nations (FAO) May 1997.

2. Born, K.A. Faculty Perception On Web-Based Distance Education / K.A. Born, G. Miller // Journal of Agricultural Education. — Vol. 30. — 1999. — № 3. — P. 30.

3. Whittington, M.S. Higher Order Thinking Opportunity Provided by Professors / M.S. Whittington // Abstract Journal of Agricultural Education. — Vol. 36. — 1995. — № 4. — P. 32.

4. Tores, R.M. Learning Styles of students in College of Agriculture / R.M. Tores, J. Cano // Abstract Journal of Agricultural Education. — Vol. 35. — 1994. — № 4. — P. 62.

5. Dyer, J.E. Retention in Colleges ofAgriculture / J.E. Dyer, L.M. Breja, P.S. Haase Wittler // 27th Annual Central Regional Research Conference in Agricultural Education, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.