КОНЦЕПТ
научно-методически
Латышева А. И., Иванова Е. В., Разумов А. И. Гуманизация образовательного процесса как одно из условий профессиональной подготовки современного специалиста для села // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристиче-
дет 1204
Латышева Анна Ивановна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой и территориальной экономики ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д. Н. Прянишникова», г. Пермь [email protected] т
Иванова Елена Владимировна,
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры методики начального обучения ФГБОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», г. Пермь [email protected]Ыer т
Разумов Анатолий Иванович,
соискатель ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д. Н. Прянишникова», заместитель директора ЗАО НПП «За-падуралфонд», г. Пермь [email protected]
Гуманизация образовательного процесса как одно из условий профессиональной подготовки современного специалиста для села
Аннотация. Статья посвящена вопросам гуманизации образования как одного из условий профессиональной подготовки сельских специалистов. Авторы показывают, что власть, бизнес и образование, сотрудничая, могут дать безграничные возможности человеку к самореализации. Это положительно влияет на социально-экономическое состояние агропредприятий, села, региона, страны.
Ключевые слова: гуманизация образования, саморазвитие личности, преемственность в обучении, агроклассы, социальная ответственность бизнеса, профессионализм.
Еще двадцать лет назад было естественно получать профессиональное образование один раз на всю жизнь. Однако после того как информационная революция пустила процесс технологических изменений буквально вскачь, сметая все на своем пути, качеством, востребованным в готовом специалисте, стала обучаемость; возникла концепция непрерывного обучения на протяжении всей жизни. Чтобы страна заняла достойное место в мировой экономике, система образования должна готовить специалистов, а в нашем случае - кадры для сельского хозяйства, - во-первых, в большом количестве, чтобы укомплектовать отрасли специалистами нужных уровней и, во-вторых, уже сегодня готовить школьников и студентов к решению тех задач, которые будут поставлены завтра.
Цель и смысл образования сегодня - это личность, способная к самообучению и к самореализации. Модернизация образовательной системы подразумевает, что современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. С этих позиций основные цели профессионального образования - это подготовка квалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурен-
пи ■Л пи
КОНЦЕПТ
научно-методически
Латышева А. И., Иванова Е. В., Разумов А. И. Гуманизация образовательного процесса как одно из условий профессиональной подготовки современного специалиста для села // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристиче-
дет 1204
тоспособных на рынке труда, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Одним из главных условий эффективного образования является гуманистический подход. Только в гуманистической образовательной системе можно создать условия для формирования личности, способной к самореализации и саморазвитию. Преподаватель как Прометей должен зажигать сердца своих учеников.
Гуманизм - это признание безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений. Духовная составляющая образования необходима - человек не только биосоциальное, но и духовное существо. Именно последним он отличается от животного, у которого есть только биологическое начало. В новых стандартах образования есть указание на духовный компонент воспитания. Однако преподаватели, особенно практики, продолжают идти по традиционному пути, занимаясь лишь обучением, игнорируя воспитание. Причина в том, что данный подход проще, по нему накоплен более богатый опыт. Для того чтобы осуществлять духовное, гуманистическое воспитание, надо владеть философскими знаниями и прежде всего такими понятиями, как истина, смысл жизни, любовь, совесть, сострадание, милосердие, великодушие и т. д. Духовное воспитание принадлежит миру идеального и не поддается естественнонаучному подходу. Профессионально-практический подход в образовании в современных условиях является одним из ведущих. Но более совершенный подход - гуманистический, который помогает раскрыть не только биосоциальные качества человека, но и духовные. Однако этот подход гораздо более сложный, и преподаватели, получившие узкопредметную подготовку, не готовы к нему. Это углубляет и будет в дальнейшем углублять тот духовный кризис, в котором находиться современный мир, особенно в деревне.
Не будем отрицать того, что образование является важной ступенькой в развитии общества. Современное российское образование развивается в условиях глобализации и уже сейчас в значительной мере просматривается необходимость непрерывного образования на всех его этапах.
Проблема преемственности между начальным и средним звеном школы существует не первый год, и поиск путей ее реализации остается одним из важных вопросов в системе образования. В современной образовательной практике в данной проблеме основное внимание уделяют установлению необходимых связей и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. Так, курс «Окружающий мир», который изучает природные и общественные явления, опирается на данные естественных и гуманитарных дисциплин и по широте межпредметных связей превосходит большинство предметов в школе. Курс является и начальным агрообразованием. Поскольку у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, то формирование и развитие понятий происходит в процессе наблюдений, в результате выполнения работы по дому, в личном подсобном хозяйстве. Роль родителей в развитии и закреплении учебного материала здесь не случайна. При этом соблюдаются условия наглядности, разностороннее рассмотрение явлений без чрезмерного подчеркивания одного какого-либо признака, систематическое выделение и обобщение существующих признаков; повторение, применение знаний на протяжении всей деревенской работы. При таком обучении
«VI О <х»
КОНЦЕПТ
научно-методически
Латышева А. И., Иванова Е. В., Разумов А. И. Гуманизация образовательного процесса как одно из условий профессиональной подготовки современного специалиста для села // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристиче-
дет 1204
качество усвоения географических, биологических и других понятий окружающего мира в следующем звене обучения будет выше [1].
Концепцией модернизации российского образования ставится задача усиления практической направленности образования при сохранении его гуманитарности, на приобретение, кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности. Среди зарубежных технологий, имеющих отношение к практико-ориентированному образованию, можно выделить следующие:
- прагматическая педагогика (Дж. Дьюи, У. Х. Килпатрик);
- «Школа свободного труда» (С. Френе);
- педагогическая концепция Я. А. Коменского.
В зарубежной практике второй половины XIX века была популярна концепция прагматической педагогики, провозглашавшая принцип «обучение посредством делания». Реализация этой теории в практике воспитания и обучения потребовала разработки соответствующих методов, одним из которых стал «метод проектов», предусматривающий такую систему обучения, когда учащиеся получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы постепенно усложняющихся и заранее спланированных практических заданий. В системе обучения и воспитания, которая получила название «Педагогика успеха и радости», С. Френе важнейшую роль в учебном процессе отдавал созданию мастерских. Он утверждал, что именно благодаря работе в мастерских ребенок осознает самого себя. Принцип наглядности был впервые теоретически обоснован известным педагогом XVII века Я. А. Коменским. Он выдвинул знаменитое «золотое правило» для учащихся: «... все, что можно, предоставлять для восприятия чувствам...», утверждая, что ученики должны непосредственно знакомиться с предметами в натуре.
Следует также отдать должное тому, что отечественные педагоги также проявляли активный интерес к использованию практико-ориентированных систем при обучении детей. Это прослеживается, например, в таких педагогических системах как:
- педагогическая система С. Т. Шацкого;
- педагогическая система А. С. Макаренко.
Педагогическая система С. Т. Шацкого ориентирована на то, чтобы дети изучали жизнь и принимали активное участие в ней в целях ее преобразования. Связь с
жизнью и окружающей средой находит свое выражение в самых различных формах
и видах деятельности. Как известно, колонии и коммуны, созданные А. С. Макаренко, базировались на основе коллективной трудовой организации. В связи с этим для подростков в колонии организовывался не только производственный труд, а также создавались и работали технические кружки, где каждый колонист и коммунар создавал интересные и оригинальные объекты, вещи; каждый имел свое увлечение и был занят каким-то полезным делом.
Внедрение новых образовательных стандартов в старшей школе предусматривает сначала «предпрофиль», потом профилизацию, чтобы ученик сразу готовился к поступлению в вуз, в нашем случае по сельскохозяйственному направлению. При поддержке Министерства сельского хозяйства и Министерства образования Пермского края были созданы профильные агроклассы. Цель этого проекта - содействие увеличению доли квалифицированных кадров с инновационным мышлением и бизнес подходом к сельскохозяйственному производству на основе развития системы непрерывного агрообразования. Преимущества для школьников очевидны. Это осознанный выбор будущего: агробизнес, учеба в сельскохозяйственном вузе, бу-
КОНЦЕПТ
научно-методически
Латышева А. И., Иванова Е. В., Разумов А. И. Гуманизация образовательного процесса как одно из условий профессиональной подготовки современного специалиста для села // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристиче-
дет 1204
дущая профессия. Здесь есть все условия к самореализации. Агроклассы впитали в себя все лучшие традиции практико-ориентированного обучения [2].
Эффект от создания профильных классов виден в следующем:
- увеличение количества вновь созданных личных подсобных хозяйств и индивидуальных предпринимателей, крестьянско-фермерских хозяйств в сфере агробизнеса в муниципальных районах Пермского края;
- увеличение доли выпускников школ, поступивших в сельскохозяйственные вузы и ссузы;
- увеличение доли выпускников, трудоустроившихся в агропромышленном комплексе;
- рост укомплектованности сельскохозяйственных товаропроизводителей высококвалифицированными кадрами;
- снижение социальной напряженности в муниципальных районах;
- у сельской молодежи появился смысл жизни, перспективы, ответственность за себя и за родной край.
В педагогической системе А. С. Макаренко ярко выражена гуманизация образовательного процесса в рамках профессиональной подготовки: уважение к личности, развитие ее творческого потенциала через труд и технические кружки. Это дало поразительный результат. Педагог-новатор смог создать условия для раскрытия творческих талантов воспитанников через профессиональную деятельность.
Инновационный концептуальный подход в образовательном процессе прослеживается в проекте «Агропрофи» [3]. В нем сохранились лучшие традиции практикоориентированных педагогических систем и практически осуществлена основная суть концепции модернизации образования. Остался принцип гуманизма - уважение к подрастающему поколению, воспитание и образование через труд. Проект уже сейчас помогает обеспечивать подготовку квалифицированных кадров для аграрного сектора экономики Пермского края, совершенствовать агрообразование. Благодаря проекту возникли устойчивые связи между агробизнесом, учебными заведениями и властью. Это дало возможность как к самореализации сельской молодежи через создание агрохозяйств, производящих экопродукт, так и к разработке и внедрению в экономику экологически чистого сельскохозяйственного продукта. В современных условиях практико-ориентированная система образования эффективно реализуется в агротехникумах и училищах, которые целенаправленно работают со студентами с активной жизненной позицией, будущими специалистами промышленного производства агроэкопродукции или предпринимателями - организаторами своего дела.
Механизм реализации проекта «Агропрофи» следующий. В ссузах и профучи-лищах читаются лекции и проводятся круглые столы по вопросам проекта; там же целенаправленно отбираются будущие участники проекта. С ними работают специально отобранные преподаватели - суппотеры. Для студентов проводятся видеоконференции, осуществляется рассказ о проекте «Агропрофи», о преимуществах и возможностях агрогрупп, об организации взаимодействия с предприятиями края, тестирование студентов на наличие бизнес-мышления. Эти проекты имеют огромный гуманистический эффект. Они развивают в студентах их лучшие человеческие качества, обучают самостоятельной деятельности, воспитывают лидеров. Агрогруппы - это группы студентов с активной жизненной позицией, стремящиеся к получению дополнительных знаний и навыков или готовые в будущем организовать свое дело. Контроль качества образовательного процесса агрогруппы проводится через рейтинг, который позволяет осуществить отсев незаинтересованных слушателей,
ГУ /| ГУ
КОНЦЕПТ
научно-методически
Латышева А. И., Иванова Е. В., Разумов А. И. Гуманизация образовательного процесса как одно из условий профессиональной подготовки современного специалиста для села // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристиче-
дет 1204
провести прием новых; проводится экспертная оценка Министерством сельского хозяйства и предприятиями, а также и через конкурсы бизнес-планов «Агропрофи» [3].
Сегодня, чтобы шагать в ногу со временем, образовательные структуры, представители власти и бизнес-сообщества должны активно сотрудничать. Только ленивый работодатель все это время не корил систему образования: «Специалисты, которых выпускают, никому не нужны: нам приходиться по году, по два их переучивать». Сейчас вместе с работодателями разрабатываются стандарты и программы для профессионального образования. Только так высшее профессиональное образование сможет полностью соответствовать тенденциям современного глобального мира. Только так выпускник сможет стать настоящим профессионалом бизнеса, способным вывести экономику России, экономику села на качественно новый уровень, сохранить продовольственную безопасность страны.
Сейчас каждый понимает: качественное образование - это гарантия успешного будущего, фундамент роста в обществе, основа, на которой строится дальнейшая жизнь, и формируются интересы. Чем образованнее человек, тем красочнее его карта жизни. Сейчас нужно именно такое сотрудничество: развивающее творческий потенциал каждого студента, снимающее внутренние ограничения, готовящее настоящих лидеров бизнеса, инициативных и в то же время высококультурных.
Студенты при этом не просто получают необходимые качественные знания, но и воспитываются как гармоничные, цельные, разносторонне развитые личности, сознающие свою ответственность перед обществом. А это реальный и важный вклад в развитие социальной сферы нашей страны [4].
Гуманитарная подготовка в вузах во внеучебное время осуществляется за счет объединения усилий инициативных преподавателей, научных центров, молодежных общественных организаций и различных творческих лабораторий. Технология инновационной деятельности обрабатывается на тренингах в научных лабораториях высших учебных заведений, выполнения задания под заказ сельхозпредприятий. Масштабное анкетирование студентов, например, о внутреннем этикете, заставляет их задуматься и переосмыслить многие духовные ценности. Творческий коллектив лабораторий активно занимается исследовательской деятельностью. Здесь наиболее полно раскрываются индивидуальные способности и таланты молодежи. Достаточно результативным в этом плане оказался опыт использования в методической работе образовательной технологии «дебаты». Дебаты - это особая форма дискуссии, интеллектуальная игра, учебно-тренировочная техника. Суть дебатов - убедить нейтральную сторону в том, что ваши аргументы весомее, чем аргументы оппонента, доказать, что ваш подход к решению проблемы правилен. Данная технология позволяет организовать переговорные площадки и обсуждать острые вопросы, генерация новых идей, новых разработок, и даже не всегда конкретных на первых шагах. Но шаг сделан, а дорогу осилит идущий [5].
Воспитанники Макаренко создали знаменитый в нашей стране фотоаппарат ФЭД. Это был инновационный прорыв. Каждая советская семья могла приобрести фотоаппарат за доступную цену. Великий педагог смог создать творческий коллектив, который способен решать любые задачи. «... В 1932 году было сказано в коммуне: «Будем делать лейку!» ... Коммунары в эти моменты не волновались: «Лейки? Конечно, будем делать лейки!». И началась новая борьба... В этой борьбе тысячи разных дыханий, полетов мысли, полетов на советских самолетах, чертежей, опытов, лабораторной молчаливой литургии, строительной кирпичной пыли и ... атак повторных, еще раз повторных атак, отчаянно упорных ударов коммунарских рядов в
КОНЦЕПТ
научно-методически
Латышева А. И., Иванова Е. В., Разумов А. И. Гуманизация образовательного процесса как одно из условий профессиональной подготовки современного специалиста для села // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристиче-
дет 1204
цехах, потрясенных прорывом. А вокруг те же вздохи сомнения, те же прищуренные стекла очков... Развернулся в коммуне блестящий, красивый завод ФЭДов, окруженный цветами, асфальтом, фонтанами. На днях коммунары положили на стол наркома десятитысячный «ФЭД», безгрешную изящную машинку...» [6].
Продолжая славные традиции отечественных талантливых педагогов, молодые ученые творческой межвузовской лаборатории экономики в сотрудничестве с высококвалифицированными преподавателями разработали и внедрили в производство сельского хозяйства «зеленую» экономику, основанную на экологически безопасном сельскохозяйственном продукте с применением озонотехнологий. Этот проект осуществлялся в тесном сотрудничестве со специалистами-практиками птицефабрики «Пермская», и имеет конкретный результат у нас на столе. Сплав творческой сельской молодежи, опытных специалистов и добрая воля администрации края позволяет создавать и реализовывать поистине уникальные программы, отвечающие международным стандартам качества и удовлетворяющие реальные потребности рынка, сельской экономики, региона. Пусть даже это носит пока еще не конкретный, не масштабный характер, но делать это интересно. Будущее - за экопродуктом, за «зеленой» экономикой, за гуманистическим сельским обществом. Проект призван готовить думающих, увлеченных людей, ориентирующихся на достижение результата, то есть готовить успешных, а успех - это сплав знаний и умения их использовать. Задачи проекта нами видятся в следующем: настроить студента на успех, привить ему «вкус» успеха, «вкус» победы. В программе предусмотрено больше общения с успешными людьми, лидерами агробизнеса, преодолевшими финансовый кризис и сохранившими социальную ответственность. Сегодня ценятся не только компетентность специалистов, но и их порядочность, которая не покупается и не продается. Категории нравственности, долга, ответственности становятся важнейшими составляющими образовательного процесса. Это «известь», цементирующая знания, без нее они - «груда» камней.
Усиливая профессиональное направление обучения молодежи, агропроекты проникнуты любовью и уважением к Человеку, верой в Человека, таланты которого раскрепощены свободным трудом, а содействие властей преобразованию сельского хозяйства региона из глубоко дотационной отрасли в агробизнес будет способствовать повышению эффективности бюджетных инвестиций и росту качества жизни на селе. Базой для достижения этой цели могут стать конкурентоспособные предприятия, в которых уже трудятся наши студенты.
Определенный опыт гуманизации образования сельской молодежи уже накоплен. Теперь стоит задача придать этой работе еще более системный и продуктивный характер. Нами постоянно ищутся новые формы взаимодействия, развития и сотрудничества.
Ссылки на источники
1. Иванова Е. В. Преемственность в формировании и развитии географических понятий у учащихся
начальной и средней школы / Сборник статей по материалам III Международной научно-
практической конференции (г. Пермь, 2-3 марта 2010 г .) - Пермь: ПГПУ, 2010. - С. 133-136.
2. Пьянкова К. В. Проект МСХ ПК «Агроклассы». - URL: http://agro.perm.ru [Дата обращения 25.12.2011].
3. Геташвили И. Т. Проект МСХ ПК «Агрогруппы». - URL: http://www.agro.perm.ru [Дата обращения
25.12.2011].
4. Огородов И. П. Проект МСХ ПК «Повышение эффективности бюджетных инвестиций в агропромышленный кластер». - URL: http://agro.perm.ru [Дата обращения 25.12.2011].
5. Латышева А. И. Регионалистика: учебное пособие для вузов. - Пермь: ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА», 2010. - 194 с.
6. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. - М.: Детгиз,1955. - 550 с.
КОНЦЕПТ
Латышева А. И., Иванова Е. В., Разумов А. И. Гуманизация образовательного процесса как одно из условий профессиональной подготовки современного специалиста для села // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристиче-
КKиИрXоsO,Л2TlП2ИаД-“50Bfht,tKp,:/И,w<WПvPOcPo,V,ín,;>- ru/koncep02O1AR12o4°h4m-
ART 1204 УДК 37.047:37.014.54 - Гос. рег. Эл № фс 77-46214. - issn 2225-1618.
Latysheva Anna,
Ph.D., assistant professor of industrial and territorial economic Perm State Agricultural Acadеmiа to them. Academician Pryanishnikov, Perm latysheva.pgsha' @ rambler.ru Ivanova Elena,
Ph.D., senior lecturer in methodology of the initial training Perm State Pedagogical universities, Perm ivanova.pgpi @ rambler.ru Razumov Anatoly,
applicant Perm State Agricultural Academiya them. Academician Pryanishnikov, Deputy Director of "Zapadu-ralfond", JSC, Perm nela.perm @ rambler.ru
Humanization of the educational process as one of the conditions modern specialist training for village Abstract. Article is devoted to humane education as a condition of training for rural professionals. The authors show that government, business and education, working together can provide unlimited opportunities STI-person self-realization. This has a positive effect on socio-economic condition of agricultural enterprises, village, region or country.
Keywords: humanization of education, self-development of personality continuity in training, agroklassy, social responsibility, professionalis.
ru "7 M