Турьянский А.В., Бреславец П.И., Манохина Л.А., Шварев Е.В., Яхтанигова Ж.М. Практико-ориентированное обучение для подготовки кадров в Белгородской области // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №3. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-3/36-spets03/724-00262. - ISSN 2413-4066
УДК:37.01/.09
Турьянский Александр Владимирович,
Доктор экономических наук, ректор
ФГБОУ ВО «Белгородский ГАУ им. В.Я. Горина», г. Белгород Бреславец Павел Иванович,
Кандидат ветеринарных наук, проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Белгородский ГАУ им. В.Я. Горина», г. Белгород
Манохина Лариса Андреевна,
Кандидат сельскохозяйственных наук, начальник УМУ ФГБОУ ВО «Белгородский ГАУ им. В.Я. Горина», г. Белгород
Шварев Евгений Викторович,
Кандидат социологических наук, руководитель лаборатории управления качеством образования
ФГБОУ ВО «Белгородский ГАУ им. В.Я. Горина», г. Белгород Яхтанигова Жанна Мухарбиевна,
Доктор сельскохозяйственных наук, зав. каф. Практического и проектного обучения; ФГБОУ ВО «Белгородский ГАУ им. В.Я. Горина», г. Белгород [email protected]
Практико-ориентированное обучение для подготовки кадров в Белгородской
области
Аннотация. В настоящее время в мире существуют различные системы подготовки специалистов, но наиболее успешной является дуальная форма, при которой студент, помимо теоретической подготовки, получает профессиональные навыки за счет работы и стажировок на реальном производстве. Используя новые возможности, появившиеся в результате проводимого Минобрнауки реформирования образования, мы выработали новые подходы к стратегии развития вуза, в основе которой лежат такие основополагающие факторы, как многоуровневость, непрерывность, практико-ориентированность, проектность и индивидуализация обучения. Сегодня главная задача высшего образования -формирование у молодых людей мотивированности к своей будущей профессии.
Ключевые слова: дуальное обучение, практико-ориентированность, многоуровневость, университет прикладных наук, специалитет, бакалавриат, магистратура, аспирантура, агроклассы, проектное обучение.
Переход на дуальное обучение диктуется потребностью современного производства в специалистах, максимально адаптированных к требованиям конкретных работодателей, которые могли бы сразу включаться в работу предприятия и обладающих такими качествами, как: знание передовых технологий, умение выбора оптимального производственного решения, способность к инновациям, владение навыками управления коллективом, компьютерной техникой, знание иностранных языков [1,2].
Практико-ориентированное обучение предполагает наличие не только определенного нормативно-правового и организационного обеспечения учебного процесса, но и соответствующей современной инновационной материально-технической базы, участие работодателей в образовательном процессе.
Для реализации принципа дуальности в Белгородском ГАУ сформирована многоуровневая система непрерывной профессиональной подготовки специалистов, включающая довузовский (агроклассы, подготовительные курсы), начальный (профессиональная подготовка), средний (среднее профессиональное образование), высший (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), послевузовский (докторантура) и дополнительный (повышение квалификации и переподготовка кадров; международный магистерский курс «МВА-агробизнес. Инновационный менеджмент») уровни, с наиболее оптимальными для региона и вуза направлениями образовательной деятельности.
Особенностью многоуровневости по каждому направлению подготовки стала замкнутость цикла всех однопрофильных образовательных программ, начиная с рабочей профессии и завершая подготовкой научно-педагогических кадров, а особенностью практико-ориентированности - усиление практической составляющей учебных программ при сохранении фундаментальных компонентов высшего профессионального образования [3].
В конце 2011 года Белгородским ГАУ был представлен проект «Создание и организация работы университета прикладных наук на базе Белгородской ГСХА имени В.Я.Горина», который был одобрен Правительством Белгородской области и был реализован в 2016 году. Его цель - внедрить в области аграрное дуальное обучение при подготовке кадров для АПК.
Достигнуть этой цели предполагается через создание на базе нашего вуза Университета прикладных наук - аналога западного корпоративного университета, который представляет собой не академическое учебное заведение, а институционализированный процесс непрерывной профессиональной подготовки. Преподавательский состав такого университета формируетсяся из числа преподавателей-экспертов, тесно связанных с производством. Это будут как профессорско-преподавательский состав университета, так и привлекаемые специалисты с реального производства.
Основной задачей университета прикладных наук является формирование у обучающихся практических профессиональных компетенций.
Основной этап реализации проекта - организация на базе Агротехнопарка университета Центра коллективного пользования - имущественного комплекса, обеспечивающего режим коллективного пользования научным и технологическим оборудованием структурными подразделениями университета, всеми аграрными образовательными учреждениями области, агроклассами, а также другими организациями аграрного сектора (рис. 1).
-п
х>+
■ л* ^ ГрвлаАЮК иаптриура итжтратиа бзщмвркт ^Повышение _
«июн-адю г . ' ' ™ И, ■ Г Академики] спо
вщие
Вдвдэвркй
Центр
лабораторий
СПЭ АГК
С6Д«™ МИПь|
БЁЁОВЬ =■
ЛПХ, К{Ф}Х
Рисунок 1. Координация деятельности Университета прикладных наук
В структуре вуза, помимо университета прикладных наук, университет теоретических аграрных наук, реализующий образовательные программы академического бакалавриата, магистратуры, аспирантуры (рис. 2).
Университет прикладных наук
Университет теоретических наук
УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
КАФЕДРА ПРАКТИЧЕСКОГО И ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
ЦЕНТР КОЛЛЕКТИВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
АГРОТЕХЖШАРК
•: ■
V
V
Центр животноводства
Центр ТО и ремонта автомобилей и с.-х. техники
Лечебно-диагностический центр
Центр земледелия, землеустройства и ландшафтного проектирования
Биотехнологический центр
Ресурсы средних профессиональных
аграрных образовательных учреждений области (11 учреждений)
Базовые предприятия
Филиалы кафедры на производстве
ЛПХ, К(Ф)Х
ФАКУЛЬТЕТЫ
Факультетзаочного образования
Организация реализации заочной, дистанционной и электронной форм обучения
Факультет среднего профессионального
• Реализация программ среднего общего образования
• Организация реализации программ среднего
профессионального
Агрономический факультет
Экология и природопользование, агрохимия и агропочвоведение,
агрономия, ландшафтная архитектура, землеустройство и кадастры
Технологический факультет
Технология производства и переработки с.-х. продукции, зоотехния, продукты питания животного происхождения
Факультет ветеринарной медицины
Инженерный факультет
Агроинженерия, профессиональное обучение
Экономический факультет
Профессиональное обучение, экономика, менеджмент, управление персоналом, прикладная информатика
Рисунок 2. Место Университета прикладных наук в структуре Белгородского ГА У
Особенности Университета прикладных наук:
1. Реализация программ практической направленности (среднего профессионального образования, прикладного бакалавриата, повышения квалификации и переподготовки кадров) на основе дуального обучения.
2. Формирование института модераторов, осуществляющих методическое сопровождение дуального обучения (координация проектной деятельности студентов, оттачивание тем под определенные компании, подбор руководителей от предприятий, профессиональная подготовка специалистов, международных стажировок, оценка плана развития или проекта, подготовленного для внедрения студентом).
3. Создание проектных групп из числа студентов различных направлений подготовки для разработки комплексного решения проблемы, заявленной работодателями; разработке и внедрению проектов для поддержки неприбыльных предприятий.
4. Обучение большей части студентов по индивидуальным графикам для возможности стажировки в качестве рабочего, специалиста и управленца в течение 3, 6, 12 месяцев или на условиях неполной занятости.
5. Создание в университете учебно-научных модельных производств по: молочному скотоводству, свиноводству, производству продуктов питания , аквакультуре.
6. Создание сети структурных подразделений вуза на производстве: (научно-образовательные центры, научно-практические лаборатории, отделения кафедры практического и проектного обучения), на ресурсах базовых предприятий университета
Университет прикладных наук призван обеспечить единые стандарты качества профессионального образования, адаптировать все существующие и планируемые рабочие программы к насущным и перспективным задачам отрасли, создать для работающих в отрасли возможности карьерного роста, в там числе за счет развитой системы непрерывного образования [4].
Основные принципы прикладного университета:
• наличие у обучающихся производственного опыта с целью высокой доли самостоятельного изучения учебных материалов с существенной ролью дистанционного обучения;
• практические занятия (решение смоделированных производственных задач) с «мозговыми штурмами»:
• проектное обучение и обучение коллег коллегами;
• немедленное применение получаемых знаний и навыков (рис. 3).
МНОГОУРОВНЕВОСТЬ
НЕПРЕРЫВНОСТЬ
Л РАНГИ ко-
ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ и ПРОЕКТНОСТЬ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
ОБУЧЕНИЯ
Уроани:
> довузовский
> вузовский:
- лрофловэотота.
- СЛО,
-во,
> послевузовский
> Подготовка кадров.
> повышение квалификации,
> переподготовка кадров,
> получение дополнительных квалификации
> Дуальное обучение.
> привлечение работодателей к участию в учебном процессе,
> создание Университета прикладных наук с Центром коллвстивного пользования и кафедрой практического и проектного обучения,
> обучен ие зн ачител ьной час ти студентов по индивидуальным планам
> Реализации европейских магистерских программ (МВА-агроЕ.инес и Инновационный менеджмент).
> создание института модераторов и тьюторов
> создание междисциплинарных проектных групп студентов
Рисунок 3. Основные принципы работы Университета прикладных наук Белгородского ГАУ
Каждое образовательное направление подготовки в университете имеет созданную вертикаль из профильных программ всех уровней - подготовка квалифицированного рабочего, далее - специалистов среднего звена, бакалавров и специалистов, магистров, и, завершая подготовкой топ-менеджеров аграрного производства международного уровня по программам - МВА-агробизнес и Аграрный менеджмент. Для тех, кто избрал научно-исследовательскую или педагогическую деятельность - возможность обучаться по однопрофильным программам в аспирантуре и докторантуре.
Образовательная деятельность в агроуниверситете построена таким образом, чтоб способствовать формированию у студента мотивации к обучению - получению теоретических и практических навыков.
Общеизвестно - мозг учится наиболее эффективно, если он сначала поймет, чему он должен научиться. На наш взгляд, это касается как студента, так и преподавателя - чему он должен научить.
Поэтому обучение первокурсника начинается с детального знакомства со своей будущей профессией «изнутри» при прохождении профессионально-ознакомительной учебной практики в рамках изучении дисциплины «основы профессиональной деятельности». Студенты посещают производственные объекты Агротехнопарка и наиболее прогрессивные базовые предприятия агроуниверситета.
А после получения на первом курсе в Комбинате профессиональной подготовки 1-2 рабочих профессий (при обязательном участии специалистов-практиков в экзаменационных комиссиях) по профилю основной образовательной программы студент в период летних практик и каникул может работать на должностях квалифицированных рабочих.
Сопряженность учебных планов для всех направлений в течение 3-4 семестров позволяет студенту, в случае «неприятия» будущей профессии, «безболезненно» перейти с одной образовательной программы на другую [5].
Проблема мотивации преподавательских кадров - «чему необходимо учить студента» решается в определенной степени обязательными требованиями по прохождению молодыми преподавателями стажировок на должностях в базовых предприятиях и проведению мастер-классов по практическим компетенциям преподаваемых дисциплин.
Имеется преемственность программ разных уровней, что позволяет устранить дублирование дисциплин и сократить срок обучения студентам при переходе с одного образовательного уровня на другой.
Образовательные программы более высокого уровня включают в себя основные практические компетенции более низких уровней. Например, ветеринарный врач в процессе
обучения овладевает практическими компетенциями ветеринарного фельдшера и ветсанитара, а инженер овладевает практическими компетенциями техника, мастера, слесаря и т.д.
Для формирования практических компетенций широко в учебном процессе широко используется:
- перевод на индивидуальные графики обучения (в среднем 20-25% от общего контингента студентов) для прохождения стажировок на должностях квалифицированных рабочих, специалистов среднего и высшего звеньев;
- выездные практические занятия, в среднем более 200 выездных занятий в год, при этом ежегодные затраты на их проведение составляют около 1.5 млн. руб. или более 300 руб. на 1 обучающегося;
- практические занятия с использованием on-line видеонаблюдения за технологическими процессами «изнутри» и видеорепортажа - «видит специалист (преподаватель) - видит студент»;
- мастер-классы и конкурсы профессионального мастерства проводимые как студентами, так и преподавателями
Все студенты дневной формы обучения, как прикладных программ, так и академических (предназначенных для подготовки научных и педагогических кадров), для понимания сути профессии «изнутри», согласно требованиям учебных программ обязаны получить 1 -2 профильные рабочие профессии, реализуется через созданный нами и успешно функционирующий более десятка лет Комбинат профессиональной подготовки).
Контингент студентов, обучающихся в 2016-2017 уч. году по программам практико-орнентированного
образования
4601
контингент студентов -8287чел.
¡но практико-ориентированным образованием чел. (88,3%)
Обучается по целевой подготовке -15,6% студентов
Обучается по договорам с работодателями -1 студентов
□ Контингент
1264
з Охвачено лраетико-ориентированным обучением
1857 1857
1П7Л
565
481
Бакалавриат Специалитет Магистратура СПО
Рисунок 4. Контингент студентов, обучающихся в 2016-2017учебном году по программам
практико-ориентированного образования
Реализация данного проекта позволит создать инновационную базу практического обучения европейского уровня. В университете сформирована оптимальная, адаптированная к запросам АПК региона система подготовки кадров, которая включает наиболее востребованные для региона образовательные направления и уровни [6]. Исходя из задач,
которые были продиктованы работодателями мы сформировали для себя наше видение специалиста сегодняшнего и, что не менее важно, завтрашнего дня. Аграрное образование, должно остаться отраслевым с ориентацией на конкретного работодателя, определяющего основные требования к уровню подготовки специалистов. Очень важными, на наш взгляд, являются такие качества будущих специалистов, как коммуникабельность, следование традициям, патриотизм [7]. И по этим направлениям мы создали систему в контексте реформ и новых веяний.
Ссылки на источники:
1. Турьянский А.В. Инновационные подходы подготовки аграрных специалистов в системе непрерывного образования для регионального АПК (на примере Белгородской области) / А.В. Турьянский, А.Ф. Дорофеев // Инновации. Журнал об инновационной деятельности: научно-практический ежемесячный журнал. - 2013. - N 9. - С. 94-98.
2. Турьянский А. В. Инновационный подход к образовательному процессу в аграрном вузе / А. В. Турьянский // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2012. - № 9. - С. 1-6.
3. Дуальная система обучения: европейский опыт и перспективы реализации в российском аграрном образовании (на примере подготовки специалистов по направлению «Экономика») / А.В. Турьянский, П.И. Бреславец, Т.Ю. Литвиненко, А.Ф. Дорофеев. -Белгород: Изд-во БелГСХА, 2013. - 82 с.
4. Турьянский А.В. О проекте по созданию Университета прикладных наук на базе Белгородской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Я. Горина [Электронный ресурс] / А.В. Турьянский // Сайт Белгородской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Я.Горина. Блог ректора. - 2013.
5. Турьянский А.В. Система непрерывного аграрного образования (на примере Белгородской области) / А.В. Турьянский // Инновационные основы системного развития сельского хозяйства: стратегии, технологии, механизмы (Центральный федеральный округ России) / И.Ф. Хицков, В.И. Авдеев, С.Н. Алейник и др.; под общ. ред. И.Ф. Хицкова. -Воронеж: ЦДВЧк, 2013. - С. 753-759.
6. Турьянский А. В. Роль региональных научных и образовательных учреждений в инновационном развитии агропромышленного комплекса / А.В. Турьянский // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2012. - № 4 (35). - С. 31-35.
7. Шварёв, Е.В. Качество образовательных услуг в оценке студентов Белгородского ГАУ [Текст] / Е.В. Шварёв // Проблемы и перспективы инновационного развития агротехнологий. Материалы XX Международной научно-производственной конференции. - 2016. - С. 267-268.
Alexander Turyanskiy
Doctor of Economics, rector;
Pavel Breslavets
Candidate of Veterinary Science, vice-rector for academic affairs; Larisa Manokhina
Candidate of Agricultural Science, head of Academic Administration; Evgeniy Shvarev
Candidate of Social Science, head of Education Quality Management laboratory;
Zhanna Yakhtanigova
Doctor of Agricultural Sciences, head ofpractical and project education department;
Federal State Budgetary Autonomous Educational Institution of Higher Education "Belgorod State
Agricultural University named after V. Gorin", Belgorod,
Practice-Oriented Education for Staff Training in Belgorod Region
Abstract. Currently, there are various specialist training systems in the world, but the most successful is the dual form, in framework of which the student gets skills while working and training in real industries in addition to theoretical training. The reform of education carried out by the Ministry of Education gave us the opportunity to develop new approaches to the university's development strategy, which is based on such fundamental principles as multi-level system, permanent, practice-oriented, project-based education and individualization of learning. Today the main task of higher education is motivation of young people for their future profession.
Keywords. Dual learning, practice-oriented education, multi-level system, University of Applied Sciences, Specialist study programme, Master programme, Bachelor programme, PhD, Agro-classes, project learning.