УДК 33+37
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ
© 2012 В.В.Бутырин, В.В.Невзгодов
Саратовский Государственный аграрный университет им. Н.И.Вавилова Самарская государственная сельскохозяйственная академия
Статья поступила в редакцию 14.11.2011
В статье рассматриваются основные проблемы профессионального агрообразования, в частности, главная проблема - недостаточное качество практической подготовки выпускников учебных заведений. Предлагается вариант формирования инновационной модели практически ориентированного аграрного образования. Ключевые слова: Агрообразование, традиционная и инновационная практикоориентированная модель подготовки кадров.
В современных условиях перед нашей страной стоят не простые задачи, связанные с обновлением экономики и общества, выходом на качественно новый уровень жизни и социально-экономического развития России. Лидеры государства президент Д.А.Медведев и В.В.Путин в соответствии со Стратегией социально-экономического развития России до 2020 г. выделяют три ключевых направления. Во-первых, это вхождение России в группу ведущих мировых держав по объему ВВП, среднедушевому доходу и множеству других параметров1. Во-вторых, это изменения качества развития - переход от энергосырьевой экономики к инновационной модели на основе качественной модернизация отраслей, к основным из которых относится сельское хозяйство2. Третье направление - это фундаментальные социальные изменения - инвестиции в человека, позволяющие создать все условия для раскрытия творческого потенциала, постоянного самосовершенствования и саморазвития каждого гражданина. Ключевую роль в решении обозначенных задач играет система образования, особенно профессионального образования3.
Бутырин Василий Владимирович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой организации производства и предпринимательства на предприятии АПК. E-mail: butirin@sgau. ru Невзгодов Владимир Витальевич, старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга. E-mail: revizorvvn@mail. ru
1 «Единая Россия»: итоги года [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www.pravda.ru /politics /parties /unity /03-01-2009/298076-edinros-0/(10.01.2012).
2 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / / www.ifap.ru /ofdocs /rus /rus006.pdf (11.01.2012).
3 Проект стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года / Сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.economy.
Сложившаяся система современного профессионального аграрного образования также, как и системы профессионального образования других отраслей экономики, имеет определенные проблемы и недостатки. К числу основных проблем агарного образования можно отнести: 1) морально устаревшую и слабо обновляемую учебно-материально-техническая базу; 2) слабые связи образовательных учреждений с работодателями; 3) снижение качества научно-педагогических кадров, обусловленное комплексом социально-экономических проблем работников образования; 4) не полное соответствие профессионального аграрного образования требованиям, предъявляемым обществом и сельскохозяйственной отраслью к личности и уровню профессиональной компетентности выпускников аграрных образовательных учреждений; 5) отсутствие полноценной базы практического обучения: отдельные бывшие учхозы учебных заведений прекратили свое существование, а если еще функционируют, то, как правило, далеко не отвечают современным требованиям как по материально-техническому оснащению, так и по применяемым технологиям, формам и методам организации производства и управления; 6) диспропорцию в объемах подготовки аграрных кадров по уровням и профессиональным направлениям образования, а также по регионам России; 7) отсутствие равных возможностей выпускников сельских школ с жителями городов для получения качественного среднего (полного) общего образования, что затрудняет их поступление на учебу в аграрные образовательные учреждения; 8) недостаточное финансирование подготовки квалифицированных кадров для отраслей АПК (Состояние и проблемы аграрного образования // Интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской Федера-
gov.ru /minec /activity/sections /innovations /developm ent/doc20111020 1 (Дата обращения 12.01.2012).
ции [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / / www.mcx.ru /documents /document /show print / 7050. htm (13.01.2012).
Рассмотренные проблемы существенно снижают реальное качество подготовки кадров для аграрного сектора экономики России, особенно качество практической подготовки. На это остро реагируют потребители кадров - предприятия и организации АПК, отмечая, что большинство выпускников агарных ВУЗов и других учебных заведений не готовы к практической работе после завершения обучения и получения соответствующего документа об образовании. Необходимо отметить, что понимание данной проблемы в настоящее время есть и в системе образования и среди практиков. Иногда на самых высоких уровнях представители агробизнеса заявляют, что «... нам нужен не теоретик, закончивший Вуз, а практик, необходимо поднимать имидж села, имидж сельского работника». Вместе с тем, следует признать, что пока эффективных механизмов повышения качества практической подготовки не выработано.
Решение данной проблемы, по нашему мнению, лежит в плоскости объединения усилий государства, образовательных организаций и предприятий агробизнеса. Переход на образовательные стандарты третьего поколения и реализация компетентностного подхода в образова-
нии - определенный шаг вперед, который нацеливает на повышение качества практической подготовки кадров, но все же не решает данную проблему полностью. Предприятия и организации АПК, являющиеся потребителями кадров, должны не только участвовать в разработке компетенций учебных планов, выставлять свои требования и давать оценку современному образованию, а в полной мере разделить ответственность за практическую подготовку специалистов за счет реального непосредственного включения в учебный процесс. Одним из вариантов решения данной задачи может быть использование предлагаемой инновационной модели практически-ориентированного аграрного образования (рис. 2).
В качестве примера рассматривается подготовка бакалавров в аграрных ВУЗах, период которой, согласно образовательным стандартам составляет 4 года. Сложившаяся система обучения предполагает на каждом курсе обучения распределение времени студента на следующие виды занятости: теоретическое обучение с аудиторной и самостоятельной работой; прохождение различных видов практик, общая продолжительность которых, по нашему мнению, необоснованно занижена; каникулы.
Существующая модель подготовки кадров в ВУЗе
1 курс
4 курс
(D §
О и
й Я
5 и Ö &
6 О
(D
Н
а к и т к
а р
В
I
Конечный результат: выпускник со знаниями, подтвержденными дипломом
Базы практик - подразделения ВУЗов, НИИ, предприятия и организации АПК
Рис. 1. Существующая модель подготовки кадров в вузе
В рамках традиционной системы (Рис.1) предполагается, что студент приобретает фактические умения и навыки, преимущественно, во время прохождения различных видов практик. Базой практического обучения могут являться подразделения ВУЗов и НИИ, а также другие организации. Выбор предприятий и организаций АПК для прохождения практик же-
стко не регламентирован и осуществляется самим ВУЗом или студентом на договорной основе; по итогам практик студенты готовят отчеты, которые рассматриваются и оцениваются в ВУЗе. Данная система практического обучения имеет недостатки и, к сожалению, не гарантирует приобретение реального практического опыта студентами.
Предлагаемая инновационная модель практически-ориентированного обучения
1 курс
<и К а
и т
о
б
ю а р
о я Ц
<и о а к 5?
и с К
о <и е ч
н <и и т к
а а
о р
<и Н П
Г
2 курс
<и «
И
<и
¡г
ю о
<и §
о
<и
н <и а о <и Н
а т о б
а р
я а к с е ч и т к
а р
П
Г
-а
Ч
3 курс
<и К а
и т
о
б
ю а р
о я ч
<и о а к
и с 63
о <и е ч
н <и и т к
а а
о р
<и Н П
т
т
4 курс
<и «
И
<и
¡г
ю о
<и §
о
<и
н <и а о <и Н
а т о б
а р
я а к с е ч и т к
а р
П
Основная база практического обучения - лучшие предприятия АПК регионов России по соответствующим отраслям
я
03
н о
<и
а
Конечный результат:
выпускник со знаниями, подтвержденными дипломом, и практическим навыками и умениями, подтвержденными опытом работы в лучших хозяйствах отрасли
Рис. 2. Инновационная модель практически-ориентированного аграрного образования
Предлагаемая инновационная модель практически-ориентированного аграрного образования предполагает обязательное участие в учебном процессе предприятий и организаций АПК, выбираемых по определенным критериям из числа лучших хозяйств регионов России по соответствующим отраслям. В учебном плане подготовки кадров необходимо предусмотреть не просто прохождение практики, а практическую работу студентов в данных хозяйствах на различных должностях, соответствующих профилю их подготовки. На каждом курсе студентам необходимо отвести время на теоретическое обучение, практическую работу (стажировку) и каникулы, время которых студент также может использовать на практическую работу по своему желанию. Практическая работа по профилю подготовки должна стать обязательным элементом образовательной программы, таким же, как и теоретическое обучение, а может быть даже более важным и значимым по объему времени и предъявляемым требованиям. При таком подходе, можно заменить многие виды практик заданиями, которые студенты будут выполнять, работая на предприятиях. При этом, обязательными документами, подтверждающим освоение студентом практических навыков и умений должны стать подробные характеристики с мест их работы.
Предлагаемая модель практически-ориентированного обучения позволит готовить кадры на
качественно новом уровне. Выпускник будет гарантированно иметь не только теоретические знания, но и опыт реальной практической работы на лучших предприятиях отрасли. Набор характеристик, полученных с мест работы за время обучения, будет хорошим приложением к резюме выпускника, устраивающегося на постоянную работу, которое значительно повысит его конкурентоспособность на рынке труда. В рамках данной модели качество практической подготовки выпускников будет обеспечиваться не только за счет изменения организации образовательного процесса, но и за счет улучшения отбора абитуриентов. Учебный процесс, предполагающий обязательную работу на предприятиях по выбранному направлению, будет не очень привлекателен для тех абитурентов, которые идут в учебное заведение за образованием или, проще говоря, за дипломом, а не за знаниями, практическими навыками и умениями по соответствующей профессии. Таким образом, качественно улучшится контингент студентов, повысятся показатели их закрепляемо-сти в отрасли. Более того, произойдут качественные улучшения в научно-образовательной системе в целом, за счет реального сближения образования и науки с производством.
Передовые предприятия, применяющие современные технологии, инновационные формы и методы организации и управления производством, располагающие современной материаль-
но-технической базой, имеются практически в каждом регионе России. Предприятия - региональные лидеры агробизнеса являются хорошей базой практической подготовки кадров аграрного профиля и научно-инновационной деятельности. Их реальное вовлечение в учебный процесс позволило бы существенного повысить качество аграрного образования и науки.
Механизмы привлечения предприятий и организаций реального сектора экономики к процессу подготовки кадров аграрного профиля могут быть различными. В Саратовском государственном аграрном университете им. Н.И.Вавилова в этом направлении уже сделаны определенные шаги и имеется опыт взаимодействия с сельскохозяйственными предприятиями. Из числа передовых сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств Саратовской области университетом при поддержке регионального правительства сформирована сеть учебно-базовых хозяйств, на базе которых проходят практику студенты по различным направлениям и специальностям, проводятся научные исследования учеными университета. Ру-
ководство университета инициировало решение вопроса об экономической поддержке данных хозяйств на региональном уровне для повышения их заинтересованности в научно-образовательном сотрудничестве с ВУЗом. Необходимо, используя имеющийся опыт, развивать данное направление и полностью переходить на инновационную модель практически-ориентированного аграрного образования, что позволит решить одну из важнейших задач в рамках модернизации АПК - существенно повысить качество практической подготовки кадров для данной стратегически значимой отрасли экономики страны. Реализация данной и подобных моделей подготовки кадров требует определенного пересмотра и дальнейшего совершенствования образовательных стандартов, что сложно сделать достаточно оперативно. На первоначальном этапе целесообразно было бы реализовать пилотные проекты по апробации данных моделей, а затем уже принимать решения, связанные совершенствованием всей системы профессионального образования.
INNOVATIVE MODEL OF AGRARIAN STAFF VOCATIONAL TRAINING
© 2012 V.V.Butyrin1, V.V.Nevzgodov2°
Saratov State Agrarian University named after N.I.Vavilov 2Samara State Agricultural Academy
The article deals with the key problems of vocational education in agriculture, especially with lack of qualitative practical training of young specialists. A possibility of creating an innovative modal of agricultural vocation-oriented education is given.
Keywords: education in agriculture, traditional and innovative vocation-oriented model of professional training.
Vasily Vladimirovich Butyrin, D. Sc. in Economics, Professor, Head of the department of Industrial Engineering and Entrepreneurship in Agrarian and Industrial Complex Businesses. E-mail: butirin@sgau. ru Vladimir Vitalyevich Nevzgodov, Senior teacher of the Management and Marketing department. E-mail: revizorvvn@mail. ru