личности на три разных существа в одном человеке [2]. В конце 1980-х годов популярный писатель и общественный деятель Джон Брэдшоу писал о «внутреннем ребенке». Проблему «расщепления» личности обсуждали такие известные теоретики, как З.Фрейд, У.Фэйрбейрн, Г.Гантрип, М.Кляйн и Д.Винникотт, однако в методе М.Мюррей травма впервые рассмотрена с точки зрения самого ребенка, пережившего насилие и проследившего, каким же образом ему удалось выжить. Метод представляет собой модификацию отдельных фрагментов других методов, в частности, в нем прослеживаются элементы транзактного анализа, сформулированного Эриком Берном, принципы регрессивной терапии и арт-терапевтические технологии. При этом пропущенный через призму уникального опыта самой М.Мюррей, метод приобрел статус оригинального, самостоятельного. Уникальность метода в том, что личностный рост и выравнивание межличностных отношений происходят в контексте исцеления травмы, насилия, депривации (пренебрежения потребностями ребенка или взрослой личности). То есть, негативные события нашего прошлого становятся отправной точкой, из которой начинается терапия [2].
В основе метода лежит комплексный подход к пониманию здоровья человека. Особая уникальность метода Мюррей в том, что в ходе работы постоянно идет терапия на уровне нескольких сфер: физической, интеллектуальной, эмоциональной и духовной. В ходе психотерапии участники изучают психотравмирующие события за всю жизнь, составляя список этих событий, анализируют способы эмоционального реагирования и когнитивные установки, формирующиеся в момент события. Участниками изучаются субличности, возникающие при расщеплении в момент переживания психотравмы. Определяются доминирующие типы субличностей. В ходе метода возможно выйти на новый уровень понимания себя, получить позитивный опыт преодоления проблем и увеличить свое ресурсное поле. В результате психотерапевтической работы, после возвращения к переживаниям прошлого и проработке психотравмирующих событий, происходит значимое улучшение состояния человека.
Список использованной литературы:
1. Фрейд З. Брейер Й. Исследования Истерии /Зигмунд Фрейд. Собрание сочинений в 26 томах. Т. 1 -Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2005. - 466 с.
2. Мюррей М. Метод Мюррей [Текст] - СПб.: Шандал, 2012. - 416с.
©. Петрова Е.А, 2015
УДК 159.9.01
Л.О. Пузырёва
Аспирант кафедры психологии развития Философско-социологический факультет Пермский государственный национальный исследовательский университет г. Пермь, Российская Федерация
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье рассматриваются методологические проблемы исследования политической реальности, современное состояние, направления исследований проблем политических наук, пути выхода из методологического кризиса.
Ключевые слова
политические науки, методология, объект и предмет исследования, методы исследования в политических науках.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
Любая общественная наука, если рассматривать ее в широком плане, может изучать как закономерность развития и процессы какой-либо области жизни, так и отдельные ее факты, проблемы и формы явлений. Наукам, связанным с политической сферой, особую сложность придает специфичность самого предмета изучения.
Объектом и предметом изучения в рамках политических наук может быть любая проблема, ситуация в любом социуме, государстве, общественной сфере или времени. Многообразие объектно-предметного поля исследования предполагает междисциплинарный характер изучения, использования данных и методов не только гуманитарных, но и естественнонаучных дисциплин.
Сами по себе политические факты, процессы и явления не могут быть подвержены однозначному толкованию. По утверждению С. Липсета, многовариантность влияния политических перемен приводит к противоречивым результатам. В связи с этим очень сложно описать и объяснить факторы, закономерности, определяющие повторяемость политических процессов. Кроме того, формирование устойчивых зависимостей и универсальных закономерностей в политической реальности затрудняет сам специфических ход политических изменений и их комплексное влияние на политическое поведение людей.
Однако есть и сторонники подхода, который предполагает неоспоримое объяснение общественными науками объективных политических закономерностей, определение причинно-следственных связей, фиксацию повторяемости событий. Здесь предполагается формирование системы «универсальной политики».
Все же многие ученые отмечают недостаточность оснований для постулирования «неизменных» политических законов. На практике известны отдельные локальные правила, описывающие процессы формирования политических партий или проведения избирательных компаний. Безусловно, исследователи не отрицают наличия в некоторых областях политической реальности относительно устойчивых зависимостей, но в виду того, что политическое пространство предстает весьма широкой областью для изучения, этого недостаточно.
В истории развития политических наук отдельные способы толкования и описания сферы политики вступали в явную конкуренцию между собой, иной раз, пытаясь занять единственное доминирующее положение в научных исследованиях.
Современное состояние науки усложняется еще и наличием множественности сочетания и комбинирования методов анализа политики и введением новых способов объяснения и обобщения сведений. На смену двум основным методологическим позициям исследований: позитивистской (предполагающей ориентацию изучения политической сферы на количественные методы с целью приближения политологии к точным наукам) и, так называемой, политико-философской (ориентированной на качественные, психологические, культурологические, исторические, антропологические и исторические методы исследования) приходят новые, модернизированные тенденции.
Зарубежными исследователями политической сферы активно в настоящее время обсуждается проблема объективности политического знания в целом. В связи с тем, что одной из задач политической науки является обоснование правильности какого-либо политического порядка, возникает неприятие объективного значения ценностей. То есть происходит смещение акцента на относительность всех политических ценностей, что ставит под сомнение возможности научного познания.
На трудности объективного познания политического пространства также влияет взаимодействие познающего субъекта с определенной политической средой. В этом случае перед исследователем стоит задача отделения политических убеждений, способствующих пониманию сложности политических процессов, от убеждений, мешающих этому.
Минимизировать влияние данных методологических трудностей на результаты исследования можно с помощью комплексного, междисциплинарного, мультимодального подхода к изучению политических явлений. Анализ политической сферы представляется сложным, многоэтапным, сознательно организованным процессом, включающим четко выстроенную логику, правила, систему обратной связи и верификации полученных данных. Акцентируются целенаправленные процессы преобразования
информации и процедуры работы с различными данными с целью получения нового знания, пригодного для практического применения при решении политических или управленческих задач.
Необходимо учитывать, что в рамках изучения политической реальности, научное знание неразрывно сплетается с практическими интересами, рациональный элемент - с иррациональной средой. Большое значение имеют учет и контроль влияния доминирующей парадигмы в общественных науках и ценностной матрицы самого исследования.
Многими особенностями политического анализа можно овладеть на практике, руководствуясь опытом предшествующих исследователей данной сферы.
Поскольку исследователи политики, чтобы сгладить влияние методологических трудностей в политической сфере, скрупулезно, многократно и ответственно относятся к своим общим выводам, теориям и подходам, обращаются к проверенным фактам, методологическая и методическая части исследования подвергаются тщательной проверке, можно говорить о сдвиге политических исследований к научному способу познания мира.
Список использованной литературы:
1. Грачев М.Н., Ирхин Ю.В. Актуальные проблемы политической науки / М.Н. Грачев, Ю.В. Ирхин // М.: Экономическая демократия, 1996. - 188 с.
2. Пузырева Л.О. Представления об информационно-психологической безопасности политического текста // Новый взгляд. Международный научный вестник: сборник научных трудов. Выпуск 5. - Новосибирск: Издательство ЦРНС. - 2014. - С. 92-101.
3. Марача В.Г., Матюхин А.А. Социокультурный анализ политико-правового пространства // Научные труды «Адилет». №1(5) - Алматы. - 1999. - С. 10-36.
4. Загладин, Н.В. Политология: проблемы развития У Н.В. Загладин // Политология и современный политический процесс. - Москва. - 1990. - С. 26-32.
© Пузырева Л.О., 2015
УДК 124.5+159.923.2-057.875
С. В. Родина
к. психол. н., доцент Инженерно-технологическая академия Южный федеральный университет г. Таганрог, Ростовская область, Российская Федерация
ПСИХОЛОГО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ МЕЖДУ
СТУДЕНТАМИ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ
Аннотация
Конфликтные ситуации всегда оказывали негативное воздействие на течение учебного процесса в вузе. На основе метода анкетирования были выявлены причины конфликтов между преподавателями и студентами и гендерные различия в восприятии преподавателя студентами. С помощью социальных опросов студентов была определена оценка студентами разрешимости конфликтов с преподавателями. Полученные результаты позволили сформулировать основные рекомендации преподавателям по предупреждению конфликтов и выделить условия формирования психических и интеллектуальных защитных механизмов противостояния человека внешним раздражителям.
Ключевые слова
Студенческая успеваемость; личностно-ориентированные технологии; тренинги по разрешению