7. Heath, S. B. (1983). *Ways with words: Language, life, and work in communities and classrooms.* Cambridge University Press.
8. Neuman, S. B., & Celano, D. (2006). *The knowledge gap: Implications of leveling the playing field for low-income and middle-income children.* Reading Research Quarterly, 41(2), 176-201.
9. Sénéchal, M., & LeFevre, J. A. (2002). *Parental involvement in the development of children's reading skill: A five-year longitudinal study.* Child Development, 73(2), 445-460.
10. Bus, A. G., & Van Ijzendoorn, M. H. (1995). *Mothers reading to their 3-year-olds: The role of mother-child attachment security in becoming literate.* Reading Research Quarterly, 30(4), 998-1015.
© MyxaMMegoBa A. M., AKbieBa fl., AKMaMMegoBa A. C., PegwenoBa C. C., 2024
УДК 37
Переворочаева Ю. С.
учитель начальных классов МБОУ СОШ №41 города Белгорода, РФ
Гридунова И. В. учитель начальных классов МБОУ СОШ №41 города Белгорода, РФ
Курилюк В. Н. учитель начальных классов МБОУ СОШ №41 города Белгорода, РФ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Широкое внедрение инновационных технологий создаёт условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников. Таким образом, данные технологии, которые мы используем, позволили нам, как учителям, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования - развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться результатов, способствует развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей учащихся.
Ключевые слова
образовательные технологии, мотивация, познавательный интерес, сохранение и укрепление здоровья учащихся, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, информационные технологии,
инновации в образовании, успех.
«Найти свою дорогу, узнать свое место - в этом все для человека,
это для него значит сделаться собой..».
В.Г. Белинский
Как обычный урок сделать необычным? Как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на «новом» языке? Эти вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый старается решить эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно представлять материал на уроке в той форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок.
Учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.
Работая, мы стали внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, ведущих к успешности учеников в современном обществе.
В своей работе для решения поставленных нами задач мы используем элементы технологий личностно-ориентированного, деятельностного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие, создание портфолио и ИКТ.
Используя в своей работе с детьми разные педагогические технологии, подробнее останавливаемся на таких, как технология проблемного обучения, ИКТ, игровые и здоровьесберегающие технологии.
Видим суть проблемного обучения в противоречии между знанием и отсутствием необходимых знаний. Для усвоения нового материала необходимы самостоятельные поиски, связанные с исследованиями предметов и явлений, с выявлением связей, изменений, причин, т.е. возникает проблемная ситуация и требуется умственное напряжение, чтобы ее решить. Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников.
Использование информационных технологий на уроках в начальной школе является одним из самых современных средств развития личности младшего школьника, формирования его информационной культуры в соответствии с запросами современного общества. ИКТ делает урок зрелищным, наглядным, работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию к обучению. Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках и во внеурочное время используем готовые интернет- ресурсы, учебные программы. На уроках математики с помощью слайдов может осуществляться демонстрация примеров, задач, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания и проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады - всё делает урок окружающего мира увлекательным. При работе над словарными словами применяем презентацию «Словарик -помощник». Очень удобно использовать презентации при работе над изложением и сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина - всё это перед глазами детей.
Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки, литературные викторины, смотреть видеофильмы по теме, сопровождать урок музыкой.
Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка. Образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности на уроках технологии.
Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Немаловажную роль отводим в своей работе с детьми и здоровьесберегающим технологиям.
Здоровьесберегающие технологии применяются нами как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На наш взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью -необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов
деятельности. Она включает в себя: проведение тематических физминуток, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы и района, проведение родительских собраний на тему «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Компьютер и ребёнок», организацию горячего питания в школе для всех учащихся, организацию подвижных игр на переменах, классные часы «Чисто жить- здоровым быть», «Здоровье береги смолоду»
Думаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять.
Мы выбираем физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке. Если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение -гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.
Здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Наш школьный психолог проводит диагностику в острый период адаптации (сентябрь-октябрь) в первых классах. По результатам этой диагностики видно, что дети адаптируются к учебному процессу лучше. В дальнейшем с такими учениками работать легче и на конец учебного года все ученики успешно адаптируются.
Мы считаем, что здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов у детей младшего школьного возраста.
В своей работе применяем и игровые технологии, так как игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. В процессе игры происходит усвоение общественного опыта человечества, формируется ценностные характеристики и динамические стереотипы.
Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться. Результатом использования методик, технологий, инноваций в образовании всегда является качественный рост показателей обученности учащихся, активизации познавательного интереса в урочной и внеурочной деятельности.
Список использованной литературы:
1.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 2007.
2.Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. - Ростов н/Дону: Феникс, 2007. - 285 с.
3.Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. М.: ЮНИТИ, 1999. - 400 с.
© Переворочаева Ю.С., Гридунова И.В., Курилюк В. Н., 2024
УДК 37
Сапарова Б., преподаватель. Туркменский Государственный университет имени Махтумкули.
Ашхабад, Туркменистан.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Аннотация
Любая цель возникает из необходимости. «С какой целью преподают английский язык в средних