Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ICT / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL STUDY SKILLS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / EDUCATIONAL PROJECT / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / TEACHING MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Наталья, Фролова Светлана

Описывается опыт работы экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» по разработке и внедрению материалов к учебно-методическому комплексу «Мой друг Компьютер», реализуемому в III-IV классах по модулю «Практика работы на компьютере» в рамках учебного предмета «Технология». Содержание учебно-методического комплекса направлено на формирование у младших школьников системы универсальных учебных действий, развитие навыков использования информационно-коммуникационных технологий для решения социально-коммуникативных, познавательных и творческих задач в учебной и внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project work - technology for developing information competence of primary school pupils

The article describes experience of a Federal Education Development Institute pilot site of developing and implementing teaching materials for the study pack “My friend computer” which is taught in the 3rd and 4th forms within the module “Computer practice”, subject “Technology”. The teaching materials are aimed at developing pupils’ universal study skills and ICT skills for solving social, communicative, cognitive and creative tasks within school and out of school activities.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

i наталья Новикова, светлана фролова

Педагогическое проектирование -технология формирования информационной компетентности младших школьников

122

Аннотация. Описывается опыт работы экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» по разработке и внедрению материалов к учебно-методическому комплексу «Мой друг Компьютер», реализуемому в Ш-М классах по модулю «Практика работы на компьютере» в рамках учебного предмета «Технология». Содержание учебно-методического комплекса направлено на формирование у младших школьников системы универсальных учебных действий, развитие навыков использования информационно-коммуникационных технологий для решения социально-коммуникативных, познавательных и творческих задач в учебной и внеурочной деятельности.

ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, универсальные учебные действия, педагогический проект, учебно-методический комплекс.

Если бы компьютер не был изобретен как универсальное техническое устройство, его следовало бы изобрести специально для целей образования.

Энтони Маллан

Педагогический коллектив МБОУ «Средняя общая образовательная школа № 2» г. Кольчугино Владимирской обл. постоянно находится в поиске новых идей, направленных на совершенствование методик преподавания, расширение поля взаимодействия с родителями, повышение эффективности форм, методов и приемов формирования универсальных учебных действий у школьников.

Образование должно ориентироваться на будущее. Коренные изменения в различных сферах современного общества требуют от школы новых подходов к содержанию, методике, технологиям, средствам обучения и воспитания подрастающего

поколения, в том числе в области информационных технологий.

Актуальность проблемы продиктована потребностью современного информационного общества. Отсюда вытекает требование сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) общей образовательной технологией. Это не случайно, поскольку информационные технологии как компонент целостной системы обучения и воспитания облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) прописаны требования к результатам обучения.

№ 3 (69) 2015 образовательная политика

Неотъемлемая часть ядра стандарта второго поколения - универсальные учебные действия. Важными элементами их формирования, обеспечивающими результативность начального общего образования, являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникационных технологиях и формирование способности грамотно их применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред - наиболее естественный способ формирования универсальных учебных действий (Как проектировать..., 2010). Для решения задач по формированию информационной компетентности обучающихся начальной школы была предложена такая форма работы, как «педагогический проект» по созданию учебно-методического комплекса (УМК).

Работа над педагогическим проектом началась еще в 2010 г.

По своему типу педагогический проект является:

• социальным, так как предполагает изменения в социальном окружении педагогов и учащихся младших классов (Алиева, 2009);

• практико-ориентированным, поскольку результат проекта - это созданный учащимися реальный социальный продукт, имеющий практическое значение;

• долгосрочным, так как длится не менее трех лет.

Целью педагогического проекта является разработка и реализация УМК «Мой друг Компьютер» в рамках модуля «Практика работы на компьютере» в учебном предмете «Технология» в системе начального образования.

На первом этапе работы над педагогическим проектом была изучена нормативная база, произведен отбор форм, методов, приемов для реализации проекта, а также необходимых методических и учебных материалов. На втором этапе проекта были разработаны макеты методического пособия для учителя начальных классов, рабочих тетрадей для учащихся III и IV классов, а также информационные карты организации уроков, подготовлен необходимый дидактический материал. Апробация УМК проходила на базе МБОУ СОШ № 2 г. Кольчугино Владимирской

обл. На третьем этапе были проведены диагностика и оценка полученных результатов, а также внесены изменения и дополнения в содержание материалов УМК «Мой друг Компьютер».

С одной стороны, указанный УМК создает оптимальные условия для качественного проведения учителем уроков «Практика работы на компьютере». С другой стороны, содержание учебного материала, заложенного в УМК, а также использование различных форм организации учебной и внеучебной деятельности предусматривает тесное взаимодействие участников образовательного процесса, что отвечает требованиям ФГОС начального общего образования второго поколения.

УМК «Мой друг Компьютер» имеет свои методические и содержательные особенности. Организация работы по освоению практических навыков в рамках его использования строится в режиме смены деятельности учащихся при участии их в параллельной групповой работе: первая группа учеников работает за партами в рабочей тетради, вторая - за компьютерами, по истечении определенного времени группы меняются местами. На уроках, которые имеют четкую структуру, особое внимание уделяется формированию коммуникативных навыков учащихся. С помощью так называемых сквозных героев (Мониторчик, мышка Клика, Пираты и др.) осуществляются такие этапы урока, как «вхождение в урок», активизация ранее полученных знаний, целеполагание, рефлексия. Каждый ученик на уроке создает свой собственный «продукт» на основе материала, полученного им на предыдущем уроке. Детям предлагается домашнее задание двух видов: обязательное и по желанию. Для учеников III класса - это проектное задание, IV класса - творческое задание (Алиева, Радионова, 2015а, 2015б). При выполнении практической работы в рабочей тетради или выполнении домашнего задания детям предлагается самостоятельно ознакомиться с новым материалом через игровую деятельность и решение проблемных ситуаций (Босова Л., Босова А., Коломенская, 2007).

Обобщение и распространение педагогического опыта по созданию и реализации УМК проходят на различных уровнях начиная с 2010 г., когда для учителей

об авторе

Н.Г. Новикова, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 г. Кольчугино, Владимирская область

С.Н. Фролова, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 г. Кольчугино, Владимирская область

123

124

школы авторским коллективом был проведен мастер-класс «Организация проектной деятельности через использование ИКТ» в рамках презентации разработанного материала. В 2011 г. на районном семинаре был представлен педагогический опыт по теме «Разработка и внедрение в образовательный процесс начальной школы УМК "Мой друг Компьютер"». Эти материалы были занесены в банк данных методического кабинета управления образования Кольчугинского района Владимирской обл., что обеспечило возможность педагогам других образовательных организаций ознакомиться с ним более подробно. В том же году был проведен районный семинар для заместителей директоров школ и учителей начальных классов по теме «Информационные технологии в педагогической деятельности учителя начальных классов в рамках новых образовательных стандартов». Опыт работы был представлен также на курсах повышения квалификации учителей начальных классов во Владимирском институте повышения квалификации работников образования им. Л.И. Новиковой.

22 апреля 2011 г. авторский коллектив УМК принял участие во Всероссийском научно-практическом семинаре «Перспективы использования информационных технологий в образовательном процессе» (на базе ГБОУ СОШ № 1306 - Школа молодых политиков, г. Москва) с темой «Разработка и внедрение в образовательный процесс начальной школы УМК «Мой друг Компьютер». Именно с этого момента началось творческое сотрудничество его разработчиков с сотрудниками ФГАУ «ФИРО» -Э.Ф. Алиевой и О.Р. Радионовой, которое переросло в серьезную экспериментальную работу. В 2012 г. УМК «Мой друг Компьютер» получил рецензию ГАОУ

Педагогический проект по созданию УМК направлен на осуществление эффективной инновационной деятельности, рост информационной компетентности учащихся начальных классов в школе и семье и, конечно же, на творческий рост педагогов. Для учеников создаются необходимые условия формирования интеллектуальных, творческих и практических навыков и умений.

ДПО «ВИПКРО», в которой было рекомендовано использовать его в качестве методического пособия к учебнику «Технология», а также для организации внеурочной деятельности.

В 2013 г. СОШ № 2 был присвоен статус экспериментальной площадки ФИРО по теме «Формирование информационной компетентности обучающихся III-IV классов с использованием УМК "Мой друг Компьютер" при реализации модуля "Практика работы на компьютере"» (научные руководители - Э.Ф. Алиева, руководитель Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ, канд. пед. наук, и О.Р. Радионова, заместитель руководителя Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ, канд. пед. наук, доцент).

В этом же году УМК «Мой друг Компьютер» был издан, предварительно пройдя экспертизу в Экспертном совете ФИРО и получив рекомендации к использованию в системе общего образования в качестве УМК для учащихся III-IV классов. Авторский коллектив УМК был удостоен звания лауреата Национальной премии «Элита российского образования» по теме: «Качественное образование - будущее России» в номинации «Лучший цикл уроков по достижению планируемых результатов ФГОС-2013».

Материалы УМК в 2014 г. были представлены на региональном семинаре-презентации по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании». Также опыт экспериментальной работы демонстрировался в рамках тематических курсов «Современный урок в начальной школе: теория, анализ, практика» для учителей начальных классов Владимирской области, где состоялся мастер-класс по теме «Разработка и внедрение в образовательный процесс начальной школы УМК "Мой друг Компьютер"». Была разработана и апробируется модель деятельности образовательного учреждения по теме работы экспериментальной площадки.

Уже в 2015 г. коллектив экспериментальной площадки принял участие в работе курсов повышения квалификации по теме «Реализация ФГОС в начальном общем образовании» для учителей начальных классов Владимирской обл. во

№ 3 (69) 2015 0БРАз0вАТЕЛьНАЯ политика

Владимирском ИПК работников образования им. Л.И. Новиковой - был проведен мастер-класс по реализации УМК.

В ходе видеоконференции «Образовательные инициативы России: результаты деятельности экспериментальных площадок Федерального государственного автономного учреждения "Федеральный институт развития образования"» состоялось обсуждение итогов и перспектив работы экспериментальной площадки. Появилось новое направление экспериментальной деятельности, связанное с осуществлением преемственности между дошкольной и начальной ступенью образования с использованием интерактивных технологий. В основу преемственности положена педагогическая технология воспитания детей 5-8 лет в духе толерантного общения «Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?» (авторы Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова) (Алиева, Радионова, 2015а, 2015б). В данный момент авторским коллективом разрабатывается УМК, включающий:

• методические рекомендации для учителей начальных классов, учителей-предметников, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, библиотекарей школьных библиотек и т.д.; в сборнике будет представлено описание проектной деятельности, заложенной в УМК;

• практикум для детей 9-11 лет «Сборник сказочных историй "Как кара-пушки подружились с Компьютером"», состоящий из двух частей (для учащихся III и IV классов);

• практические рекомендации для родителей.

Итак, педагогический проект по созданию УМК направлен на осуществление эффективной инновационной деятельности, рост информационной компетентности учащихся начальных классов в школе и семье и, конечно же, на творческий рост педагогов. Для учеников создаются необходимые условия формирования интеллектуальных, творческих и практических навыков и умений, которые будут способствовать:

• овладению опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда;

• грамотному использованию компьютерной техники для работы с информацией

в учебной деятельности и повседневной жизни;

• развитию учебно-познавательного интереса, творческих способностей, способностей ориентироваться в информации разного вида, универсальных учебных действий;

• воспитанию трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда;

• развитию социально-коммуникативных навыков при взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

• практическому применению правил сотрудничества в коллективной деятельности.

литература

1. Алиева Э.Ф. Инновационные подходы к проблеме личностного развития ребенка в современном образовании // Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии. 2009. № 1 (1) (январь-апрель). С.8-11.

2. Алиева Э.Ф., Радионова О.Р. Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими? Педагогическая технология воспитания детей 5-8 лет в духе толерантного общения: Метод. рекомендации. М.: Национальное образование, 2015а. (Сер. Коллекция открытий дошкольного образования).

3. Алиева Э.Ф., Радионова О.Р. Как карапушки учились понимать друг друга: Сборник сказочных историй: Практикум для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогическая технология воспитания детей 5-8 лет в духе толерантного общения «Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?» М.: Национальное образование, 2015б. (Сер. Коллекция открытий дошкольного образования).

4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. М.: БИНОМ; Лаборатория знаний, 2007.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. М.: Просвещение, 2010.

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.