Решетневскуе чтения. 2013
качеством, которые сводятся к следующим положениям:
- ответственность руководства за качество результатов деятельности;
- ориентация деятельности организации на интересы потребителя и заказчика;
- обеспечение документированное™ всех производственных процессов в организации;
- ориентация персонала на постоянное совершенствование производственных процессов;
- процессный подход к организации деятельности (освоение процессного мышления);
- непрерывное обучение и повышение квалификации персонала, в том числе на рабочих местах;
- мониторинг системы управления на основе внутренней проверки ее элементов;
- формирование внутренней мотивации персонала к обеспечению качества результатов труда;
- вовлечение в обеспечение качества продукции и услуг всего персонала организации.
В настоящее время ведется внедрение в деятельность отдельных таможенных управлений системы менеджмента качества, но работы по полному внедрению не завершены в силу различных причин.
Помимо внедрения стандартов ИСО можно выделить следующие инструменты повышения качества таможенных услуг:
- внедрение единой системы электронного документооборота между всеми агентами валютного контроля;
- совершенствование системы управления рисками и перенос таможенного контроля на контроль после выпуска товаров;
- электронное декларирование и полностью безбумажный документооборот;
- упрощение таможенных операций для уполномоченных экономических операторов;
- развитие «околотаможенной» инфраструктуры в регионах;
- категорирование постов пропуска с учетом потребностей участников ВЭД;
- совершенствование административных регламентов оказания таможенных услуг с учетом развития информационных технологий.
Для достижения параметров таможенного администрирования, заданных в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, руководство ФТС проводит мониторинг в части оказания услуг и вносит изменения в регламенты деятельности таможенных органов. Однако четких количественных или качественных показателей для оценки уровня таможенных услуг пока не разработано.
Необходимо разработать критерии для оценки качества таможенных услуг, позволяющие оценивать существующий уровень предоставляемых услуг, и направления их дальнейшего совершенствования, что позволит максимально удовлетворить интересы участников ВЭД и государства в целом. Эффективное удовлетворение интересов заказчиков и потребителей таможенных услуг и есть повышение качества данных услуг. Для достижения максимального эффекта использование предложенных инструментов должно носить комплексный и системный характер [1-3].
Библиографические ссылки
1. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. М. : ФТС России, 2012.
2. Олухов А. Е., Снырова Е. В. Развертывание целей в области качества таможенного контроля по подразделениям Приволжского таможенного управления // Методы менеджмента качества. 2011. № 09.
3. Гупанова Ю. Е. Методологические и методические основы управления качеством таможенных услуг в условиях неопределенности и риска. М. : РТА, 2012.
References
1. The development strategy of the Customs Service of the Russian Federation until 2020. Moscow : Russian Federal Customs Service, 2012.
2. Oluhov A. E., Snyrova E. V. The deployment of the quality objectives of customs control units of the Volga Customs // The methods of quality management. 2011. № 09.
3. Gupanova Y. E. Methodological bases of the quality management of customs services in the face of uncertainty and risk. M. : RTA, 2012.
© Фокина Д. А., Курешов В. А. 2013
УДК 004.4
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
А. С. Шарабыров
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-таЛ: [email protected]
Рассмотрены информационно-коммуникационные технологии, применяющиеся в образовании. Дистанционное образование представлено как новая модель образования современного информационного общества.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, дистанционное образование, информационное общество.
Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION
A. S. Sharabyrov
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: [email protected]
The information and communication technologies used in education are assumed. Distance education is presented as a new model for the formation of the modern information society.
Keywords: information and communication technology, distance education, information society.
На сегодняшний день стремительными темпами происходит модернизация российского образования, которая предполагает активное развитие глобальной информационной сети, использование технологий дистанционного образования, обеспечение образовательных учреждений средствами информационно-коммуникационных технологий [1]. В связи с этим значительная часть российских вузов активно разрабатывает и реализует названные технологии, которые существенно изменяют характер приобретения, развития и распространения знаний.
Современное общество переживает значительные перемены, связанные с переосмыслением ряда научных, политических и социальных положений. Это происходит во всех сферах человеческой жизни, затрагивает все общественные институты, в том числе систему образования. В нашей стране целые группы населения меняют ценностные ориентиры, в связи с лавинообразным ростом информации. Бурное развитие средств телекоммуникации и информационных технологий, формирование мирового информационного пространства предъявляют новые требования к современному обществу и его важнейшему институту - системе образования.
Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Формирование новых информационных технологий в рамках предметных занятий стимулирует потребность в создании новых программно-методических комплексов, направленных на качественное повышение эффективности занятия. Для успешного и целенаправленного использования в учебном процессе средств информационных технологий преподаватели должны знать общее описание принципов функционирования и дидактические возможности программно-прикладных средств, а затем, исходя из своего опыта и рекомендаций, «встраивать» их в учебный процесс.
Понятие новых информационных технологий включает в себя методы обработки информации, организационно-управленческие концепции, совокупность различной информационной техники. Инфор-
мационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Использование информационно-коммуникационных технологий в высшем профессиональном образовании имеет ряд серьезных преимуществ по сравнению с традиционной системой обучения. Примером использования таких технологий является дистанционная технология обучения. При осуществлении дистанционного обучения информационные технологии должны обеспечивать: доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала, оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения. Для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии: предоставление учебников и другого печатного материала; пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям; дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации; видеопленки; трансляция учебных программ по национальной и региональным телевизионным и радиостанциям; кабельное телевидение; голосовая почта; двусторонние видеотелеконференции; односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону; электронные (компьютерные) образовательные ресурсы.
Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет максимально удобно для пользователя выстраивать индивидуальную траекторию обучения. Студент сам определяет время и последовательность изучения дисциплины, кроме того, у обучающихся есть возможность неоднократно выполнять лабораторные работы, осуществлять практические опыты, что в реальных условиях обучения практически невозможно. Немаловажным является тот факт, что использование информационно-коммуникационных технологий в обучении позволяет студенту осуществлять опосредованное общение с преподавателем в удобное для себя время, используя для этого форум, чат, электронную почту.
На наш взгляд, основная роль информационных технологий в образовании заключается в том, что они являются не только инструментом для решения определенных педагогических задач, но и стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования.
Решетневские чтения. 2013
Библиографическая ссылка
1. Российское образование : федер. портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru (дата обращения: 12.05.2013).
References
1. Rossiiskoe obrazovanie : Federal'nii portal (The Russian Federal education portal). Available at: http://www.edu.ru.
© Шарабыров А. С., 2013
УДК 377(075.8)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ТЕХНИКОВ-ТЕХНОЛОГОВ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
М. А. Шувалова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: [email protected]
Новые условия труда предъявляют новые требования к специалистам. Выпускник учреждений среднего профессионального образования, работающий в аэрокосмической отрасли, должен обладать качествами профессиональной мобильности.
Целью среднего профессионального образования в современных условиях становится развитие способности выпускников к адаптации в динамично изменяющихся условиях труда.
Ключевые слова: требования к специалистам, среднее профессиональное образование, выпускник аэрокосмической отрасли.
THE IMPORTANCE OF IMPROVING THE TRAINING QUALITY OF FUTURE SPECIALISTS-TECHNOLOGISTS FOR THE AEROSPACE INDUSTRY
M. A. Shuvalovа
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. Е-mail: [email protected]
New working conditions pose new requirements to specialists. A graduate of the secondary vocational education institutions working in the aerospace industry must possess the qualities ofprofessional mobility. The goal of secondary professional education in modern conditions is the development of the ability of graduates to adapt to the dynamically changing labour conditions.
Keywords: requirements to specialists, vocational education, graduate of the aerospace industry.
Выпускник учреждений среднего профессионального образования, работающий в аэрокосмической отрасли, должен обладать такими качествами, как способность к критическому, абстрактному и мобильному мышлению, творческому подходу, умение перестраиваться с одного объекта или вида профессиональной деятельности на другие, т. е. обладать качествами профессиональной мобильности.
На сегодняшний день задачей среднего профессионального образования становится развитие способности у выпускников адаптироваться к изменениям в сфере организации труда, технологии, техники, интегрировать междисциплинарные знания.
Это подтверждают следующие процессы, происходящие в науке, технике и образовательной системе, определяющие необходимость повышения качества подготовки будущих техников-технологов для аэрокосмической отрасли:
1) научно-технический потенциал постоянно растет, следовательно, необходима способность будущего специалиста генерировать новые идеи, правильно их оценивать, быстро реализовывать;
2) появление новых знаний, новых типов оборудования, новых производственных процессов требует быстрого их освоения и применения в производстве;
3) большая часть новых направлений в ракетно-космической технике носит междисциплинарный характер. Наиболее значительные открытия и изобретения сегодня совершаются, как правило, «на стыке дисциплин»; для управления новой техникой требуется многодисциплинарная подготовка специалистов, поэтому традиционная структура образования, построенная на предметной основе, на данный момент оказывается несоответствующей требованиям работодателей;