Решетневскуе чтения. 2013
Библиографическая ссылка
1. Российское образование : федер. портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru (дата обращения: 12.05.2013).
References
1. Rossiiskoe obrazovanie : Federal'nii portal (The Russian Federal education portal). Available at: http://www.edu.ru.
© Шарабыров А. С., 2013
УДК 377(075.8)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ТЕХНИКОВ-ТЕХНОЛОГОВ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
М. А. Шувалова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: [email protected]
Новые условия труда предъявляют новые требования к специалистам. Выпускник учреждений среднего профессионального образования, работающий в аэрокосмической отрасли, должен обладать качествами профессиональной мобильности.
Целью среднего профессионального образования в современных условиях становится развитие способности выпускников к адаптации в динамично изменяющихся условиях труда.
Ключевые слова: требования к специалистам, среднее профессиональное образование, выпускник аэрокосмической отрасли.
THE IMPORTANCE OF IMPROVING THE TRAINING QUALITY OF FUTURE SPECIALISTS-TECHNOLOGISTS FOR THE AEROSPACE INDUSTRY
M. A. Shuvalovа
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. Е-mail: [email protected]
New working conditions pose new requirements to specialists. A graduate of the secondary vocational education institutions working in the aerospace industry must possess the qualities ofprofessional mobility. The goal of secondary professional education in modern conditions is the development of the ability of graduates to adapt to the dynamically changing labour conditions.
Keywords: requirements to specialists, vocational education, graduate of the aerospace industry.
Выпускник учреждений среднего профессионального образования, работающий в аэрокосмической отрасли, должен обладать такими качествами, как способность к критическому, абстрактному и мобильному мышлению, творческому подходу, умение перестраиваться с одного объекта или вида профессиональной деятельности на другие, т. е. обладать качествами профессиональной мобильности.
На сегодняшний день задачей среднего профессионального образования становится развитие способности у выпускников адаптироваться к изменениям в сфере организации труда, технологии, техники, интегрировать междисциплинарные знания.
Это подтверждают следующие процессы, происходящие в науке, технике и образовательной системе, определяющие необходимость повышения качества подготовки будущих техников-технологов для аэрокосмической отрасли:
1) научно-технический потенциал постоянно растет, следовательно, необходима способность будущего специалиста генерировать новые идеи, правильно их оценивать, быстро реализовывать;
2) появление новых знаний, новых типов оборудования, новых производственных процессов требует быстрого их освоения и применения в производстве;
3) большая часть новых направлений в ракетно-космической технике носит междисциплинарный характер. Наиболее значительные открытия и изобретения сегодня совершаются, как правило, «на стыке дисциплин»; для управления новой техникой требуется многодисциплинарная подготовка специалистов, поэтому традиционная структура образования, построенная на предметной основе, на данный момент оказывается несоответствующей требованиям работодателей;
Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
4) в сфере производства происходят динамичные и глубокие сдвиги, связанные с обновлением продукции и услуг, что влечет за собой крупные изменения в профессиональном составе рабочей силы.
Исходя из этого, компетентный специалист среднего звена аэрокосмической отрасли должен быть способен к формированию новых идей и их практической апробации, переносить знания в практическую деятельность и управлять новой техникой [1].
Но к сожалению, анализ общего состояния формирования кадрового потенциала специалистов среднего звена для аэрокосмической отрасли позволяет отметить ряд отрицательных факторов возникающих при взаимодействии системы образования и предприятий аэрокосмической отрасли:
1. Неготовность в должной мере системы образования на переход к подготовке специалистов для инновационной экономики (ведется подготовка по алгоритму: на определенный тип производства, на конкретные технологии, на определенный тип оборудования).
2. Несоответствие содержания основных образовательных программ и программ практической подготовки специалистов требованиям предприятий и, как следствие, несоответствие качества и структуры профессионального образования потребностям аэрокосмической отрасли (разрыв между теоретической подготовкой молодых специалистов-техников и требованиями работодателя к уровню их готовности решать реальные профессиональные задачи).
3. Отсутствие системы прогнозирования потребности в кадрах различного уровня (как со стороны предприятий, так и со стороны учебных заведений, обучение по требованию или обучение на предприятии).
4. Нерешенность социальных и финансовых вопросов закрепления молодых специалистов на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности.
5. Отсутствие интереса к специальностям технического профиля у подростков (низкий конкурс на технические специальности).
Интеграции образования и производства является основой подготовки современного техника. Сейчас на предприятиях машиностроительного комплекса все
больше внедряются в производство современные наукоемкие технологии, направленные на повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. В данной ситуации от специалистов требуется умение решать возникающие производственные задачи, используя современные достижения науки и техники [2, с. 50].
Система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, ин-новационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.
Формирование профессиональной компетентности и конкурентоспособности техника-технолога на рынке труда аэрокосмической отрасли предполагает необходимость обеспечения высокого качества подготовки кадров среднего звена, непрерывного повышения его образовательного уровня и тесно связано с уровнем профессионализма научно-педагогических кадров, инновационными технологиями обучения, собственной учебной, практико-ориентированной, научно-исследовательской активностью студентов. Реализация данного подхода невозможна без системно ориентированной и согласованной образовательной деятельности преподавателей колледжа и предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Библиографические ссылки
1. Виноградов Б. С. Подготовка кадров для высокотехнологичных предприятий [Электронный ресурс] // Промышленные ведомости. 2011. № 3-4. URL: http ://www.promved.ru).
2. Филатов В. В. Мировые тенденции и актуальные проблемы развития аэрокосмического образования / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2012. С. 43-51.
References
1. Vinogradov B. C. Preparation of personnel for high-tech Enterprises. Industry news. 2011. № 3-4 (publication on the website of the newspaper http ://www.promved.ru).
2. Filatov V. V. Global trends and actual problems of development of aerospace education/ Siberian state aerospace University. Krasnoyarsk, 2012. 43-51 р.
© Шувалова М. А., 2013