пом развития международного межуниверситетского взаимодействия являться масштабное распространение информационно-коммуникационных технологий, что, в свою очередь, может привести к установлению бесчисленных связей и к формированию сетей взаимодействия по всему миру. Практическое воплощение такой деятельности заключается в организации виртуальных семинаров, учебных курсов (е-1еат^) и внедрение дистанционного обучения.
Сетевая модель международного взаимодействия университетов является наиболее перспективной для дальнейшего развития сферы высшего образования России в вопросах развития межкультурной коммуникации, повышения культурной целостности системы высшего образования, активизации мирового научного потенциала для решения глобальных проблем. Перспективность сетевой модели международного взаимодействия университетов заключается в том, что такая структура позволяет систематизировать многочисленные университетские контакты, вывести закономерности функционирования и определить направления дальнейшего развития. Системность взаимодействия ведет к укреплению коммуникационных направлений и возможности прогнозирования последствий коммуникации. Открывающиеся возможности сетевого взаимодействия вузов в повышении качества обучения, его гибкости и мобильности обучающихся, расширение спектра их профессиональных навыков и социальных компетентностей должны быть в полной мере задействованы в рамках новой модели высшего профессионального образования. Она должна вобрать в себя все то положительное, что наработано в рамках реального сетевого взаимодействия российских и зарубежных вузов, а также то, что содержится в действующей нормативной базе, предварительно сняв те формальные ограничения на приме-
нение статуса слушателя, которые видны уже в настоящее время [1, с. 405]. В этом отношении, с нашей точки зрения, сетевая модель является перспективной областью для дальнейшего изучения в сфере международного высшего образования, так как именно сетевое взаимодействие вузов усиливает стратегические преимущества организации благодаря тому, что оно решает новые учебные, научные и коммерческие задачи вуза. Необходимо искать эффективные и взаимовыгодные способы комплексного взаимодействия вузов, предприятий и органов государственной власти, что представляется перспективным, инновационным, а главное, долгосрочным направлением развития российского высшего образования.
Библиографическая ссылка
1. Дуканич Л. В. Сетевое взаимодействие вузов в новой модели российского высшего профессионального образования // Инновационное развитие экономики России: роль университетов : Третья Меж-дунар. конф. : сб. статей / МГУ им. М. В. Ломоносова ; под ред. В. П. Колесова, Л. А. Тутова (21-24 апреля 2010, г. Москва). М. : ТЭИС, 2010. Т. 3. С. 401-405.
Reference
1. Dukanich L. V. Universities Networkingin the new Modelof Russian Higher Education // Innovative development of the Russian economy: the role of universities // The Third International Conference; Moscow, Moscow State University, Faculty of Economics; 21-24 April, 2010, Collected Stories. Vol. 3 / ed. V. P. Kolesova, L. A. Tutova. M. : TEIS, 2010, p. 401-405).
© Фибих Е. В., 2014
УДК 378.4
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КВОТЫ ПРИЕМА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН КАК ИНСТРУМЕНТ НАБОРА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ В СИБГАУ
И. А. Ярошенко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-таП: [email protected]
Рассмотрен один из путей набора иностранных граждан для обучения в СибГАУ. Описан принцип работы в информационно-аналитической системе формирования и распределения квоты приема иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, russia-edu.ru. Определен перечень направлений подготовки (специальностей) СибГАУ, к которым проявлен интерес иностранных граждан, заявленных в информационной системе. Сформированы предложения по увеличению в информационной системе количества заявок кандидатов на обучение в СибГАУ.
Ключевые слова: иностранные граждане, квота на образование, информационные системы.
INFORMATION-ANALYTICAL SYSTEM OF FORMATION AND DISTRIBUTION OF QUOTA FOR ADMISSION OF FOREIGN CITIZENS AS A TOOL FOR RECRUITMENT
OF FOREIGN CITIZENS AT SIBSAU
I. A. Yaroshenko
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
One of the ways to recruit foreign citizens for education at SibSAU is considered. The operation of the information-analytical system offormation and distribution of quota for admission offoreign citizens and stateless people including the compatriots living abroad russia-edu.ru is described. The list of SibSAU educational programs (specialties), the foreign citizen are interested in, stated in the information system, is defined. Proposals to increase the quantity of applications to SibSAU in the information system are presented.
Keywords: foreign citizens, quota for education, information systems.
В настоящее время одним из самых актуальных вопросов международной деятельности каждого высшего учебного заведения России является набор иностранных граждан для обучения по основным образовательным программам высшего образования, так как среди показателей эффективности вузов по направлению международной деятельности удельный вес численности обучающихся по данным программам иностранных студентов в общем числе студентов занимает основное место. Поэтому вузы активно занимаются поиском путей набора данной категории абитуриентов с целью увеличения иностранного контингента. Одним из таких путей в Сибирском государственном аэрокосмическом университетете имени академика М. Ф. Решетнева (СибГАУ) является прием на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах квоты на образование в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, ежегодно устанавливаемой Правительством Российской Федерации.
Образовательное учреждение высшего профессионального образования имеет возможность ежегодно подавать заявки в Министерство образования и науки РФ на получение контрольных цифр в пределах квоты: на прием иностранных граждан для обучения из стран и на получение преимущественного права приема иностранных граждан. Если ранее после одобрения заявки по результатам формирования контрольных цифр приема СибГАУ выделялось достаточно небольшое количество мест - в пределах от одной до четырех - на определенный уровень высшего образования, то с 2014 года у вуза появилась возможность самостоятельно устанавливать количество мест для обучения иностранных студентов. В качестве информационного инструмента для формирования и обмена данными по получению желаемой вузом квоты Министерством образования и науки РФ была введена в работу информационно-аналитическая система формирования и распределения квоты приема иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, russia-edu.ru, значительно упростившая весь процесс. Участие вуза в приеме
иностранных граждан сейчас осуществляется посредством заполнения профиля, в частности, общей информации на русском и английском языках, позиций в рейтингах и лимита приема по каждому направлению подготовки (специальности) и последующей передачи данной информации на согласование в Министерство образования и науки РФ.
Иностранные граждане, заинтересованные в получении российского образования, могут ознакомиться с направлениями подготовки или специальностями, на которые вузы России осуществляют прием иностранных граждан, непосредственно на сайте информационной системы.
Среди документов, необходимых для подачи в представительство Россотрудничества в стране проживания, иностранный кандидат представляет заявление-анкету, в разделе которой «Образовательные организации, где Вы хотели бы учиться» требуется указать от одного до шести вузов, предлагающих выбранное направление подготовки или специальность, в порядке приоритета. По получению всего комплекта документов сотрудником Минобрнауки России досье кандидата вводится в информационную систему и таким образом поступает на рассмотрение в рабочий кабинет каждого вуза, отмеченного в вышеуказанном разделе заявления-анкеты кандидата. Образовательная организация вправе одобрить или отклонить каждую кандидатуру в установленный срок. Автоматическое отклонение заявки кандидата и перемещение ее в раздел «Рассмотрены» осуществляется системой по следующим причинам:
1. Исключена из рассмотрения по НП(с). Образовательная организация в текущем цикле приема не указала, что осуществляет набор по указанному в заявке кандидата направлению подготовки (специальности).
2. Исключена из рассмотрения по лимиту НП(с). У образовательной организации превышен лимит (заявленное количество мест) по указанному в заявке кандидата направлению подготовки (специальности).
3. Исключена из рассмотрения по общему лимиту. У образовательной организации превышено общее количество мест для иностранных студентов образовательной организации.
Распределение иностранных граждан и лиц без гражданства в образовательную организацию
4. Исключена из рассмотрения по приоритету. Более приоритетная заявка кандидата одобрена другой образовательной организацией.
5. Не рассмотрена вузом. Образовательная организация не рассмотрела заявку кандидата в установленный срок.
Перемещение досье кандидатов в раздел «Распределены» (см. рисунок) и соответственно их распределение в образовательную организацию, их последующее направление и зачисление в нее происходит при условиях, противоположных причинам отклонения заявок. В этом случае после загрузки сканированной копии направления кандидата в информационную систему кандидат прибывает на обучение в университет.
По результатам анализа списка направлений подготовки (специальности) СибГАУ, к которым иностранные кандидаты проявляют интерес, выделены следующие: «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей», «Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навига-ционных комплексов», «Таможенное дело», «Ракетные комплексы и космонавтика», «Системы управления движением и навигация», «Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения», «Программная инженерия», «Геодезия и дистанционное
зондирование», «Менеджмент», «Информатика и вычислительная техника», «Системы управления летательными аппаратами», «Компьютерная безопасность». В связи с тем, что на некоторые из данных направлений подготовки (специальностей) в СибГАУ не осуществляется прием иностранных граждан, кандидаты не имеют возможности быть направленными в университет.
В отличие от квоты на прием из стран при предоставлении образовательной организации преимущественного права на прием иностранных граждан досье кандидатов вводятся в информационную систему сотрудником данной образовательной организации.
Несмотря на многие достоинства внедрения и использования информационной системы russia-edu.ru, следует отметить выявленные в процессе работы недостатки:
- образовательной организации приходится рассматривать заявки кандидатов только по загруженному комплекту документов, который не всегда содержит паспорт и другие требуемые для зачисления документы, в том числе документы, подтверждающие статус соотечественника;
- кандидат имеет вариант выбора образовательной организации, которая не осуществляет набор ино-
странных граждан по выбранному им направлению подготовки (специальности);
- статус заявки меняется на «Исключена из рассмотрения по НП(с)», хотя образовательная организация осуществляет набор по указанному направлению подготовки (специальности);
- после распределения заявки кандидата и получения статуса «Зачислен» досье кандидата перемещено в раздел «Рассмотрены» и кандидат направлен в другую образовательную организацию;
- системой не предусмотрено информирование образовательной организации в случае отказа от прибытия кандидата.
Повышение количества заявок на следующий учебный год может быть достигнуто путем работы с иностранными гражданами, завершающими обучение
в СибГАУ в текущем учебном году и желающими его продолжить на следующем уровне образования в рамках квоты. Также этому может способствовать сотрудничество с вузами-партнерами СибГАУ, а именно рекрутинг студентов, обучающихся в них и завершающих свое обучение на уровне бакалавриата и магистратуры. Иностранным гражданам, обращающимся в университет с целью поступления на подготовительные курсы русского языка и освоения образовательных программ, может быть предложено подать заявку на квоту в представительство Россотруд-ничества в своей стране, что повышает вероятность получения и рассмотрения университетом их досье в информационной системе.
© Ярошенко И. А., 2014