КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
Трифанов С.И.
Трифанов Сергей Иванович — старший преподаватель, кафедра гуманитарных наук, Институт педагогического образования и менеджмента (филиал) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Армянск
Аннотация: в статье показано многообразие дидактического потенциала учебно-методических комплексов по курсу культурологи в организации самостоятельной работы студентов - будущих педагогов. Раскрывается органическая связь информационно-коммуникативных технологий в формировании их историко-культурной компетенции. Анализируются линии детерминации различных форм и методов организации познавательной деятельности студентов в условиях многоплановых информационных потоков их достижениями в области теории и истории культуры.
Ключевые слова: дидактический потенциал, учебно-методический комплекс, культурология, теория и история культуры, дезадаптация, историко-культурный стандарт, компетенции, информационно-коммуникативные технологии.
УДК 1174
Вызовы, которые стоят перед современным обществом, достаточно сложны, противоречивы и динамичны. Их многообразие охватывает практически все сферы человеческой жизнедеятельности: экономическую, политическую, духовно-нравственную, культурную, коммуникативную, психологическую информационную, личной безопасности, бытовую и другие области.
В этих условиях особую важность приобретает проблема подготовки подрастающего поколения к глобальным вызовам современности, адаптации к быстро меняющимся условиям среды обитания и роль в этом процессе педагога трудно переоценить. Как отмечают исследователи [1, с. 22], нарастает дезатаптация школьников в современном мире: рост открытости общества приводит к тому, что человек находится в зоне межкультурных контактов и влияний; жизнь преимущественно в рукотворной среде обитания, виртуальной реальности, погружение его в искусственные технологии ведет к отрыву от естественных, культурных и природных корней; неспособность человека в короткие сроки адаптироваться к новым условиям через выработку и овладение соответствующей системой ценностей и нравственных абсолютов.
Но чтобы педагог был готов к эффективным ответам на стоящие перед обществом вызовы, необходимо подготовить будущих специалистов не только с точки зрения профессиональных (глубокие знания и широкая эрудиция в научно-предметной области, нестандартное творческое мышление, владение инновационной стратегией и тактикой, методами решения творческих задач), педагогических (знания основ педагогики и психологии, медико-биологические аспекты интеллектуальной деятельности), коммуникативных (развитая литературная письменная и устная речь, владение несколькими иностранными языками, современные технологии, методы и приемы межличностного общения) качеств, но и сформировать социально-экономические (знание глобальных процессов развития цивилизации функционирования современного общества, а также основ социологии, менеджмента, права), культурологические (знание теории и истории культуры) компетенции и духовно-нравственные характеристики. Это невероятно трудный процесс, но практика показывает, что достичь высокого результата вполне возможно.
Предметом настоящей статьи является определение роли и места во всей архитектуре современной дидактики информационно-коммуникативных технологий как потенциала разнообразия приема и методов подготовки студентов - будущих педагогов в рамках создания учебно-методических комплексов на конкретном примере освоения курса культурологии.
Проблемы дидактики, организации самостоятельной работы студентов, применение информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе достаточно глубоко изучены в научной литературе. Из современных разработок следует, на наш взгляд,
выделить исследования Ф.Н. Алипхановой, Э.А. Атаевой [2], Ч. Кларка [3], Ю.Р. Шафрина [4]. Однако сегодня нет научных разработок, которые бы на примере конкретной научной дисциплины показали единство следующей схемы: «дидактический потенциал -информационно-коммуникативные технологии - учебно-методический комплекс -самостоятельная работа студентов».
Методологическим источником исследования явился Историко-культурный стандарт, одной из основных задач которого состоит требование разработать новый подход к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений, а логически связанному с политическим и социально-экономическим развитием страны.
Прежде всего, необходимо раскрыть содержанием основных дефиниций статьи. На наш взгляд, они могут быть сформулированы следующим образом:
Дидактический потенциал культурологии - колоссальный резерв форм, методов, приемов и средств воспитания Человека Культуры, человека нравственности [5, с. 17]: от анализа текста источника до создания проекта модели единого культурного мирового пространства.
Информационно-коммуникативные технологии - совокупность методов обучения культурологии и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации по теории и истории культуры в интересах студентов - будущих педагогов, которые могут быть использованы в их дальнейшей практической деятельности [4, с. 21].
Информационно-коммуникативные технологии по культурологии разрабатываются непосредственно студентами, преподавателями с привлечением опыта и продукта ведущих высших учебных заведений мира и составляют единый информационный ресурс Института и по типологии представляют следующую систему:
- электронные учебники;
- обучающие системы;
- системы контроля знаний;
- видео- аудиолекции;
- мультимедийные учебные семинары и практикумы;
- энциклопедии, словари, презентации, электронные телеконференции;
- коллекции (фотографии, репродукции картин, иллюстрации, видео экскурсии, интерактивные модели и др.);
- примерные схемы-образцы рефератов, докладов, эссе;
- ресурс выполненных студентами творческих исследовательских работ;
- электронные каталоги по предмету.
Учебно-методический комплекс для студента - это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления учебного процесса по культурологии, обеспечивающих высокую эффективность в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности. Задачей комплекса является, прежде всего, активизация самостоятельной работы студента.
В структуру комплекса включены следующие компоненты:
- учебные программы и планы;
- курс лекций преподавателя (электронный вариант);
- алгоритмы и образцы подготовки и оформления различных исследовательских работ (рефератов, докладов, эссе и др.);
- планы семинарских занятий с подробными методическими рекомендациями по каждому вопросу и списком обязательной и дополнительной литературой, а также дискуссионными проблемами науки на современном этапе;
- темы рефератов, докладов, эссе, презентаций, воспитательных мероприятий для школьников, конспектов уроков по мировой художественной культуре для учащихся общеобразовательных школ, путеводителей по достопримечательностям истории мировой культуры и т.д.;
- примерные вопросы для промежуточных и итоговых зачетов (экзаменов);
- варианты тестовых заданий по дисциплине;
- познавательные задачи: анализ культурологического текста;
- индивидуальные консультации по наиболее сложным проблемам курса;
- примеры студенческих исследовательских работ (электронный вариант);
- система контроля и оценивая познавательной деятельности студента;
- адреса передового опыта самостоятельной работы студентов по курсу культурологии.
98
Такой подход к обучению основам культурологи позволяет активизировать самостоятельную познавательную деятельность студентов.
Разработанный курс лекций в соответствии с учебной программой студенты получают в электронном виде еще до начала чтения курса. Каждая лекция снабжена списком обязательной и дополнительной литературы. К курсу прилагается словарь-справочник основных понятий и кратких биографий персоналий. Это дает возможность избежать механического конспектирования лекции, остановиться лектору на наиболее сложных и дискуссионных проблемах курса, а также значительно разнообразить информационные потоки по отдельным темам, шире применять мультимедийные технологии, показать многие вопросы теории и истории культуры на стыке таких дисциплин как философия, социология, антропология, история.
Каждый студент получает перечень индивидуальных заданий, с которыми он в течение семестра должен публично выступить и защитить на семинарских занятиях, научно-практических конференциях, на заседаниях дискуссионного клуба, на уроках в школах при изучении мировой художественной культуры. Это мотивирует их на самостоятельное и более глубокое изучение курса. Все задания и инструкции по их выполнению студенты получают в электронном виде.
Индивидуальные задания определяются на первом же занятии и включают в себя различные виды. Подготовка и защита доклада как самостоятельной исследовательской работы, в которой автор раскрывает сущность исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, также собственный взгляд на нее. Именно выступление с докладом позволяет студенту приобрести умение работать с литературой, обосновать актуальность темы и продемонстрировать общую культурологическую подготовку. Темы докладов, как правило, касаются творчества конкретных художников, скульпторов, архитекторов, других деятелей мировой культуры.
Подготовка и представление презентаций, темы которых призваны раскрыть определенный этап истории культуры, предполагают глубокое освоение компьютерных технологий. Темы могут быть такие: «Титаны Возрождения», «Философы эпохи Просвещения» и др. Каждая презентация состоит из не менее 20 слайдов.
Работа над рефератом предполагает защиту данного исследования по узловым и актуальным проблемам культуры: «Проблемы культуры современной молодежи», «Влияние мультимедийных технологий на образ жизни человека», «Особенности культурной социализации в современной России» и др.
Эссе как вид самостоятельной работы студента с целью углубления и закрепления теоретических знаний и освоения практических навыков, ставит задачу - развить самостоятельное творческое мышление и умение письменно излагать свои мысли. Например: «Мое путешествие по «Золотому храму» - сокровищу сикхов», «Мое впечатление от дворцово-паркового ансамбля Петергофа» и др.
Разработка конспекта урока и его реализация на практике на базе школьного класса в рамках курса «Мировая художественная культура» готовит будущего педагога к работе со школьниками. Темы уроков могут быть самыми различными: «Романтизм в зарубежной музыке. Творчество Гектора Берлиоза», «Художественные промыслы народов России», «Символика цвета в различных культурах» и др.
Путеводитель по культурным достопримечательностям составляется кратко оформленное красочное справочное издание. Темами могут служить достопримечательности городов, отдельных локальных цивилизаций, исторических памятных ансамблей и др.
Воспитательное мероприятие по теме культуры разрабатывается и проводится базе школы, группы, курса, института, учреждения дополнительного внешкольного образования. Темы воспитательных мероприятий называют сами студенты. Вот, например, предложенные и проведенные ими праздники: «Костюмы народов Крыма», «Все Музы в гости к нам».
Таким образом, в течение семестра студенты должны, кроме обсуждения программных вопросов на семинарских занятиях, выполнить шесть индивидуальных заданий. Все выполненные работы концентрируются и хранятся в электронном ресурсе Института.
Подобный подход способствует:
1. В мотивационной сфере - максимально учесть индивидуальные возможности и интересы студента, раскрыть его творческий потенциал, позволяет овладеть современными информационными технологиями.
2. В содержательной сфере - создать широкий электронный ресурс по курсу культурологии.
3. В контрольно-оценочной сфере - исключить субъективный фактор в оценке работы студента и достаточно объективно оценить его познавательную деятельность.
Список литературы
1. Мишина И.А., Цыренкова М.Г. Проблема профилактики дезадаптации личности школьника в системе поликультурного и духовно-нравственного образования. // Вестник Бурятского государственного университета, 2016. № 4. С. 20-29.
2. Алипханова Ф.Н., Атаева Э.А. К вопросу о формировании информационной культуры будущего педагога профессионального обучения // Вестник университета (Государственный университет управления), 2014. № 4. С. 215-217.
3. Кларк Ч. Информационные и коммуникационные технологии: революция в оборудовании // Информатика и образование, 2003. № 4.
4. Шафрин Ю.Р. Информационные технологии: учеб. пособие / Ю.Р. Шафрин. М.: Лаборатория базовых знаний, 2005. 516 с.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. 424 с.