КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ГЛУБОКОГО ПОНИМАНИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА» КАК КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ Трифанов С.И.
Трифанов Сергей Иванович - старший преподаватель, кафедра гуманитарных наук, Институт педагогического образования и менеджмента (филиал) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Армянск, Республика Крым
Аннотация: в статье раскрывается формирование у студентов глубокого понимания категории культурологии - «художественного образа». На основе анализа исследовательской литературы раскрыты сущность категории, ее структура, содержание и функции. С целью более глубоко усвоения данного раздела теории и истории культуры разработана комплексная система организации самостоятельной работы по активизации индивидуальной познавательной деятельности студентов как в формате аудиторной, так и в форме внеаудиторной работы на примере усвоения ими категории «художественного образа».
Ключевые слова: художественный образ, эссе, доклад, путеводитель, реферат, культура, категории культуры, индивидуальная работа студентов, презентации.
УДК 1174
Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется значительным обострением различного рода конфликтов, которые, являются, с одной стороны, следствием противоречий самой цивилизации, а с другой - результатом отношения людей к глобальным проблемам планетарного порядка: экология, терроризм, возможность ядерной катастрофы, межнациональная и религиозная нетерпимость и др.
Казалось бы, масштаб перечисленных проблем должен оттеснить на периферию предметы изучения гуманитарных наук, уступив место сиюминутным действиям, которые бы на время притушили пожар того или иного противостояния. При этом игнорируется то обстоятельство, что большинство происходящих в обществе процессов детерминируется историей, духовной и материальной культурой, традициями, менталитетом, верованиями, национальной идентификацией полиэтнического мирового сообщества. А ведь именно гуманитарные науки призваны изучить многие из современных вызовов цивилизации и дать необходимые рекомендации по их разрешению.
Ни одна из естественных и прикладных технических наук не в состоянии объяснить следующие моменты:
Во-первых, распространенным явлением стала дезадаптация человека в системе быстроменяющегося общественного бытия. Исследователи отмечают [7, с. 29], что ее причины кроются в расширении объема информации и коммуникативных связей, что вытесняет человека из естественной среды обитания и переводит в сферу виртуальной реальности: мир иллюзий и техномира, псевдоценностей, отрыв от естественных культурных и природных корней. Это открывает путь к превращению человека в объект различного рода манипуляций, чаще всего враждебных ему самому и окружающим.
Во-вторых, нарастание нигилизма в отношении перспектив развития цивилизации распространяется и на сферу культуры - отрицание богатейшего духовного опыта человечества, шедевров искусства, классической литературы, традиционных верований и
т.д. Все большее распространение получают секты, враждебные самому человеческому существу субкультуры. Особенно это характерно для молодежной среды.
В-третьих, ломка традиционных обществ под воздействием модернизации по западному (фаустовскому) образцу приводит к распространению региональных конфликтов. Особую остроту это приобретает, когда во главе традиционалистов встают люди фанатичные, готовые на уничтожение всего, что связано с духовными ценностями модернизированных обществ: разрушение вековых памятников культуры, общечеловеческих ценностей, свободы и равенства.
Исходя из выше перечисленного, сегодня актуальными являются фундаментальные исследования в области гуманитарных наук, в том числе и в сфере теории и истории культуры. На наш взгляд, методологически оправданным будет обратить особое внимание на формирование категорийного аппарата такой молодой науки, какой является культурология. Тем более, что многие ее категории и понятия находятся на стыке таких наук как философия, психология, история, антропология, социология. Такая категория как «художественный образ» не только трактуется исходя из специфики конкретного научного знания, но даже и в рамках самой культурологи имеет различное определение.
В этой связи очень важно выработать у студентов высших учебных заведений правильный подход к пониманию категорийного аппарата культурологии. Особенно это важно для будущих педагогов, для которых формирование культурологической культуры расширит их кругозор и даст возможность воспитывать подрастающее поколение на великолепных достижениях мировой культуры.
Целью настоящей статьи является стремление показать освоение студентами разделов теории и истории культуры разнообразными формами лекционной, практической и индивидуальной работы как в формате аудиторной, так и в формате внеуадиторной деятельности на примере усвоения ими категории «художественного образа.
Проблема художественного образа, его характеристика и сущность издавна интересовала философов, писателей, искусствоведов, а в последнее время и культурологов. Ведь любой творческий процесс заканчивается созданием какого-либо произведения, основу которого составляет образ.
Еще в период Античности Платон, согласно исследованиям В.Ф. Асмуса [1, с. 184], под красотой творчества понимал не то, что лишь кажется прекрасным, а то, что прекрасно уже само по себе. Аристотель разрабатывает теорию катарсиса -очищения средствами художественного творчества - в частности трагедии, разворачивающейся на сцене [6]. А представитель немецкой классической философии Г.В. Гегель полагал, что художественный образ - результат творчества в чистом виде, очищенный от всякого рода случайностей [2, с. 57].
Современные исследователи по проблемам художественного образа приходят к различным выводам: понимание художественного образа в философском плане необходимо отделять от искусствоведческого содержания в нем [9, с. 259-267]; категорически нельзя отождествлять образы как продукт сознания с чувственными образами [12, с. 23]; образы необходимо различать как научно-иллюстративные, фотографические и художественные[9, с. 259-267]; художественные образы - инструмент познания мира, т.к. изучаемое явление получает свое осмысление в образе [10, с. 96].
Прежде всего необходимо отметить методологическую основу данного подхода, так как сегодня в науке нет унифицированного определения понятия «художественный образ» Кроме того, что в таких науках, как философия, психология, искусствоведение, эстетика, литературоведение и др. дается свое, специфическое понимание этой категории, так еще и в культурологи содержание ее зависит на прямую от того, к какой сфере культуры, жанра искусства оно относится.
В Литературно-энциклопедическом словаре терминов - это всеобщая категория художественного творчества; присущая искусству форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путём создания эстетически воздействующих объектов. Под образом нередко понимается элемент или часть художественного
197
целого, обыкновенно такой фрагмент, который обладает как бы самостоятельной жизнью и содержанием [5, Художественный образ].
В словаре «Эстетика» - это специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника. Образ рождается в воображении художника, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жестомимической, словесной) и воссоздаётся воображением воспринимающего искусства зрителя, читателя, слушателя [14, Художественный образ].
В «Философском энциклопедическом словаре» - это всеобщая категория художественного творчества, средство и форма освоения жизни искусством [11, Художественный образ].
При всем многообразии дефиниций художественного образа мы определили для студентов такое рабочее определение художественного образа - это основополагающая категория культурологии, раскрывающая основную идею объекта духовной культуры, в которой заключен образ картины мира, созданной художественными средствами с позиций определенного эстетического идеала.
С начала изучения данной категории культурологи мы останавливаемся на следующих узловых вопросах, которые уже устоялись в науке [3, 4].
1. Особенности художественного образа студенты должны представлять исходя из следующих характеристик:
- целостность, которая предполагает единство всех сторон и связей, начиная от мировоззрения самого художника, его таланта, жизненного материала, который он использует, средств и форм выразительности, содержание произведения и др.;
- конкретная чувственность - в искусстве нет явления вообще, а есть вполне конкретные образы;
- условность, которая представлена в виде правил и ограничений времени и пространства, не дает возможность отождествлять, спутать искусство с жизнью.
- художественное творчество как образное мышление и как рождение особой реальности, т.е. художественный образ конкретен и обладает чертами представления, но особого рода: представления, обогащенного мыслительной деятельностью
- метафоричность, парадоксальность, ассоциативность, т.е. художественный образ -это иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое.
- самодвижение - художественный образ обладает своей логикой, он развивается по своим внутренним законам, обладая самодвижением.
- многозначность и недосказанность. Если в научно-логической мысли все четко и однозначно, то образная мысль многозначна, она так же богата и глубока по своему значению и смыслу как сама жизнь. Один из аспектов многозначности образа - недосказанность;
- индивидуализированное обобщение - обобщение, раскрывающее в конкретно-чувственной форме существенное для ряда явлений;
- реалии мира и личность художника, как единство объективного и субъективного, т.е. в образ входит материал действительности, переработанный творческой фантазией художника, его отношение к изображенному, а также все богатство личности творца;
- оригинальность - художественный образ неповторим, принципиально оригинален. Даже осваивая один и тот же материал, раскрывая одну и ту же тему на основе общих идей, разные творцы создают разные произведения искусства.
2. Структура художественного образа представляет собой диалектическое единство целого комплекса противоположных начал: познания и оценки; объективного и субъективного; рационального и эмоционального; изображения и выражения; реального и вымышленного; жизнеподобия и условности; конкретности и обобщённости.
3. Содержание художественного образа представляет собой единство содержания и формы.
Содержание включает в себя отраженную действительность (тема произведения), отношение к ней автора (художественная идея, эмоциональная оценка его) и целевую установку автора. Автор выбирает тему не произвольно, а исходя из своих идейных поисков (тема идейно обусловлена).
Форма призвана служить выражению содержания. Она обеспечивает его целостность. Благодаря системе изобразительных средств, специфичных для каждого вида искусства и отдельных жанров, форма соединяется с содержанием в художественный образ. Элементами формы являются сюжет и композиция. Различают внутреннюю и внешнюю форму произведения. Внутренняя форма - это форма - структура содержания, к ней относят сюжет и композицию, внешняя форма связана со спецификой материала, с выразительными средствами. Взаимосвязь содержания и формы характеризуется ведущей ролью содержания и относительной самостоятельностью формы. Форма должна соответствовать содержанию, но она не является пассивным обрамлением его. Несоответствие формы содержанию приводит к искажению его. Идеальный вариант - это их гармоничное единство.
4. Функции художественного образа усваиваются студентами, исходя из следующих положений:
1) Образовательно-воспитательная функция предполагает влияние художественного образа на привитие интереса к искусству, развивает творческое мышление, способность понимать художественное произведение, воспитывает духовно-нравственные качества личности. Известны примеры, когда произведения литературы, изобразительного искусства, музыки повлияли на образ жизни человека, его интересы, отношение к природе и окружающим.
2) Регулирующая функция - художественное произведение и формируемый им образ определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек.
3) Функция трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Художественный образ, представляющий собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе.
4) Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана функцией передачи социального опыта и в известном смысле вытекает из нее. Художественный образ, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.
5) Регулятивная (нормативная функция) связана в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их действия и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право
6) Знаковая функция, представляя собой определенную знаковую систему, художественный образ предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра.
7) Ценностная или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние художественного образа, она формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.
199
8) Социальная функция позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям относятся: социальная интеграция - обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии); организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.; обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.); регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).
9) Адаптивная обеспечивает приспособление человека не к среде обитания, к изменениям окружающей среды, как другие живые организмы, а меняет среду обитания в соответствии со своими потребностями, переделывая ее для себя.
10) Функция накопления и хранения информации неразрывно связана с познавательной функцией. Человек должен помнить свое прошлое, уметь его правильно оценивать, признавать свои ошибки; должен знать, кто он, откуда и куда идет. Для получения ответа на эти вопросы человек создал знаковые системы, которые собирают, систематизируют и хранят необходимую информацию.
11) Коммуникативная функция обеспечивает общение людей друг с другом. Человек не может решить без помощи других людей ни одну сколько-нибудь сложную задачу. Люди вступают в общение в процессе любого вида трудовой деятельности. В современных условиях значение коммуникативной функции культуры растет быстрее, чем любой другой функции. Развитие коммуникативных возможностей приводит к стиранию национальных особенностей и способствует формированию единой общечеловеческой цивилизации, т.е. процессам глобализации. Эти процессы в свою очередь стимулируют интенсивный прогресс средств коммуникации, который выражается в возрастании мощности и дальнодействия средств связи, увеличении информационных потоков, повышении скорости передачи информации. Наряду с этим прогрессируют взаимопонимания людей, их способность к сочувствию и сопереживанию.
12) Интегративная функция родственна коммуникативной и связана с тем, что произведение исксства объединяет любые социальные общности — народы, социальные группы и государства. Основой единства таких групп являются: общий язык, единая система ценностей и идеалов, создающая общность взглядов на мир, а также общие нормы, регулирующие поведение людей в обществе. В результате возникает чувство общности с людьми, являющимися членами своей группы.
13) Рекреативная функция - функция психической разрядки (психическая разрядка) противоположна нормативной функции. Регламентация и регуляция поведения необходимы, но следствием их является ограничение свободы отдельных индивидов и групп, подавление каких-то их желаний и влечений, что ведет к развитию скрытых конфликтов и напряжений. К такому же результату человек приходит из-за чрезмерной специализации деятельности, вынужденного одиночества или избытка общения, неудовлетворенных потребностей в любви, в вере, бессмертии, интимном контакте с другим человеком. Далеко не все эти напряжения рационально разрешимы. Поэтому перед культурой стоит задача - создать организованные и относительно безопасные способы разрядки, не нарушающие социальной стабильности.
14) Функция социализации и инкултурации или человекотворческая функция, является важнейшей функцией художественного образа. Процессы социализации и инкультурации предполагают активную внутреннюю работу самого человека, стремящегося овладеть необходимой для жизни информацией. Поэтому, усвоив обязательный для данной вида искусства комплекс знаний, человек начинает развивать свои индивидуальные способности, свои природные задатки. Это может быть развитие музыкальных или художественных способностей, математических или
технических знаний, того, что может пригодиться в овладении будущей профессией или станет занятием человека в часы досуга.
Какими же форма и средствами реализуются теоретические знания студентов о категории художественный образ? Этому вопросу посвящена многочисленная методическая литература [8, 13], но индивидуальной работе студентов в ней практически место не уделено.
В основу работы со студентами по курсу «Культурология» положена стройная система организации самостоятельной работы и контроля за ее выполнением.
Разработанный курс лекций в соответствии с учебной программой студенты получают в электронном виде еще до начала чтения курса. Каждая лекция снабжена списком обязательной и дополнительной литературы. К курсу прилагается словарь-справочник основных понятий и кратких биографий персоналий. Это дает возможность избежать механического конспектирования лекции, остановиться лектору на наиболее сложных и дискуссионных проблемах курса, а также значительно разнообразить информационные потоки по отдельным темам. Кроме того, глубокое изложение явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры осуществляется с применением таких методов как диахронический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный и др. Подобный подход позволяет показать, что культурология входит в систему знаний о человеке и обществе и включает в себя такие дисциплины как философия, социология, антропология, история.
Каждый студент получает перечень индивидуальных заданий, с которыми он в течение семестра должен публично выступить и защитить на семинарских занятиях, научно-практических конференциях, на заседаниях дискуссионного клуба, на уроках в школах при изучении мировой художественной культуры. Это мотивирует обучающихся на самостоятельное и более глубокое изучение курса. Все задания и инструкции по их выполнению студенты получают в электронном виде.
Индивидуальные задания определяются на первом же занятии и включают в себя различные виды.
Подготовка и защита доклада как самостоятельной исследовательской работы, в которой автор раскрывает сущность исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, также собственный взгляд на нее. Именно выступление с докладом позволяет студенту приобрести умение работать с литературой, обосновать актуальность темы и продемонстрировать общую культурологическую подготовку. Темы докладов, как правило, касаются творчества конкретных художников, скульпторов, архитекторов, других деятелей мировой культуры.
Подготовка и представление презентаций, темы которых призваны раскрыть определенный этап истории культуры и показать, как в них воплощается тот или иной художественный образ. Например, «Титаны Возрождения», «Философы эпохи Просвещения» и др. Каждая презентация состоит из не менее 20 слайдов.
Работа над рефератом предполагает защиту данного исследования по узловым и актуальным проблемам культуры: «Проблемы культуры современной молодежи», «Влияние мультимедийных технологий на образ жизни человека», «Особенности культурной социализации в современной России» и др.
Эссе как вид самостоятельной работы студента с целью углубления и закрепления теоретических знаний и освоения практических навыков. Самое главное в этой работе - развить самостоятельное творческое мышление и умение письменно излагать свои мысли. Например: «Мое путешествие по «Золотому храму» - сокровищу сикхов», «Мое впечатление от дворцово-паркового ансамбля Петергофа» и др.
Разработка конспекта урока и его реализация на практике на базе школьного класса в рамках курса «Мировая художественная культура». Темы уроков могут быть самыми различными: «Романтизм в зарубежной музыке. Творчество Гектора Берлиоза», «Художественные промыслы народов России», «Символика цвета в различных в различных художественных образах» и др.
Путеводитель по культурным достопримечательностям, то есть составить и красочно оформить краткое справочное издание. Темами могут служить достопримечательности городов, отдельных локальных цивилизаций, исторических памятных ансамблей и др. в которых раскрывается художественный образ авторов.
Разработка и проведение воспитательного мероприятия по теме культуры на базе школ, группы, курса, института, учреждения дополнительного внешкольного образования. Темы воспитательных мероприятий называют сами студенты. Вот, например, предложенные и проведенные ими праздники: «Костюмы народов Крыма», «Все Музы в гости к нам».
Оценки за выполненные задания выставляются по строго определенным критериям, которые, в том числе, включают отзывы сокурсников, школьников, группы экспертов и рецензентов.
Таким образом, в течение семестра студенты должны, кроме обсуждения программных вопросов на семинарских занятиях, выполнить шесть индивидуальных заданий.
Особое внимание подготовке к экзамену. Билеты включают в себя три вопроса: теоретический материал курса, характеристика конкретно-исторического этапа развития культуры и анализ текста источника. Задания, как правило, ориентированы на раскрытие конкретного художественного образа.
Такое многообразие форм и методов активизации познавательной деятельности студентов позволяет в полной мере глубоко и всесторонне изучить ими особенности феномена художественного образа в культуре, его содержание и структуру, функции, а на основе этого типологию культур, закономерности функционирования и развития, понять качественное своеобразие локальных и региональных культур.
Список литературы
1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., Высшая школа, 1976. 541 с.
2. Гегель ГВ. Эстетика: в 4 т. / Г.В. Гегель. Т 1. М.: Наука, 2008. 553 с.
3. Гурвич П.С. Культурология: Учебное пособие. М., 2011.
4. Кравченко А.И. Культурология. Учебник. М., 2004.
5. Литературный энциклопедический словарь. / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. Художественный образ. М.: Сов. энциклопедия, 1987.752 с.
6. Лосев А.Ф. История Античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.: Искра, 1975. 672 с.
7. Мишина И.А., Цыренкова М.Г. Проблема профилактики дезатаптации личности школьника в системе поликультурного и духовно-нравственного образования. Вестник Бурятского государственного университета, 2015. № 4. С. 29-30.
8. Ороев Н.А., Панченко Е.В. Методические рекомендации по курсу «Культурология». Для студентов всех специальностей. Таганрог: Изд-во ТРГУ, 2003. 60 с.
9. Поспело Г.Н. Эстетическое и художественное / Г.Н. Поспелов. М.: Высш. шк., 1998. 405 с.
10. Серикова Т.Ю.Проблемы художественного образа в искусстве. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. № 4, 2010. С. 95-98.
11. Философский энциклопедический словарь. Художественный образ. М., 1983. 840 с.
12.Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. М.: Высш. шк., 1999. 398 с.
13. Христич Л.А. Культурология. Методические рекомендации к семинарам по дисциплине. Смоленск, 2012. 31 с.
14. Эстетика. Словарь. М., 1989. 448 с.